Дело № 3а-178\19 Принято в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
гор. Ярославль 24 июня 2019г.
Ярославский областной суд в составе:
председательствующего судьи Преснова В.С.,
при секретаре Колюховой М.А.,
с участием прокурора Качаловой С.А., представителя административного истца Богомоловой Ю.С., представителя заинтересованных лиц администрации городского округа город Рыбинск и департамента архитектуры и градостроительства администрации городского округа город Рыбинск на основании доверенностей Мауриной Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Соловьевой Оксаны Викторовны к Муниципальному Совету городского округа город Рыбинск о признании недействующим нормативных правовых актов в части,
Установил:
Решением Муниципального Совета городского округа город Рыбинск от 02 апреля 2009 года № 320 утвержден Генеральный план городского округа город Рыбинск. Решение опубликовано в средстве массовой информации «Рыбинские известия» 10 апреля 2009 года.
В соответствии с Картой функциональных зон в составе Генерального плана городского округа город Рыбинск земельный участок с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.метров, категории земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для эксплуатации индивидуального жилого дома, расположенный по адресу: <адрес>, отнесен к функциональной зоне «Жилая зона (многоэтажная многоквартирная застройка)».
Решением Муниципального Совета городского округа город Рыбинск от 29 июля 2010 года № 40 утверждены Правила землепользования и застройки городского округа город Рыбинск.
Решение опубликовано в средстве массовой информации «Рыбинские известия», N 60 от 06.08.2010 года.
Согласно Карте градостроительного зонирования в составе Правил землепользования и застройки городского округа город Рыбинск земельный участок с кадастровым номером № расположен в территориальной зоне Ж 1 «Многоэтажная многоквартирная жилая застройка».
Соловьева О.В. в административном исковом заявлении просит признать недействующими Генеральный план и Правила землепользования и застройки города Рыбинска в части отнесения земельного участка с кадастровым номером № к вышеуказанным функциональной и территориальной зонам.
Административные исковые требования мотивированы тем, что земельный участок принадлежит Соловьевой О.В. на праве собственности. В оспариваемой части Генеральный план и Правила землепользования и застройки противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, так как при их принятии не были учтены планировка территории, сложившееся землепользование данного земельного участка, права и законные интересы правообладателя земельного участка. Вследствие этого возникли препятствия в пользовании земельным участком в соответствии с разрешенным видом использования, что выразилось в невозможности произвести реконструкцию дома. Площадь земельного участка не позволяет возвести на нем многоэтажный жилой дом.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Богомолова Ю.С. административные исковые требования поддержала.
Административный ответчик Муниципальный Совет городского округа город Рыбинск, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, представителя в судебное заседание не направил, представил письменное объяснение по делу, в котором указал на непризнание административных исковых требований.
Представитель заинтересованных лиц администрации городского округа город Рыбинск и департамента архитектуры и градостроительства администрации городского округа город Рыбинск на основании доверенностей Маурина Л.А. возражала против удовлетворения административного иска, полагая, что Генеральный план и Правила землепользования и застройки в оспариваемой части не противоречат нормам права, имеющим большую юридическую силу.
Прокурором Качаловой С.А. дано заключение об отсутствии правовых оснований для удовлетворения административного иска.
Выслушав указанных лиц, исследовав материалы дела, суд пришел к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 7, пункту 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пункту 3 части 1 статьи 8, части 1 стати 24 и части 1 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации утверждение правил землепользования и застройки, генерального плана относится к вопросам местного значения городского округа, по которым представительный орган местного самоуправления городского округа принимает муниципальные правовые акты.
Генеральный план и Правила землепользования и застройки городского округа город Рыбинск приняты уполномоченным представительным органом местного самоуправления – Муниципальным Советом городского округа город Рыбинск.
Порядок подготовки и утверждения генерального плана городского округа определен статьей 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации, которая предусматривает обязательное согласование проекта генерального плана, осуществление его подготовки с учетом региональных и местных нормативов градостроительного проектирования, результатов публичных слушаний по проекту генерального плана, а также с учетом предложений заинтересованных лиц.
Порядок подготовки и утверждения правил землепользования и застройки городского округа регламентирован статьей 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации, которая предусматривает обязательный учет положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования, а также учет требований технических регламентов, сведений Единого государственного реестра недвижимости, сведений, документов, материалов, содержащихся в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности, заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний и предложений заинтересованных лиц.
Материалы дела позволяют сделать вывод о соблюдении порядка принятия Генерального плана и Правил землепользования и застройки.
Кроме того, соблюдение порядка принятия Генерального плана и Правил землепользования и застройки городского округа город Рыбинск подтверждается вступившими в законную силу решениями Ярославского областного суда от 27 марта 2019г. и от 18 апреля 2019г.
Таким образом, оспариваемые нормативные правовые акты приняты уполномоченным органом с соблюдением порядка и формы их принятия и требований об официальной публикации актов.
Оснований полагать, что в оспариваемой части Генеральный план и Правила землепользования и застройки противоречат нормам права имеющих большую юридическую силу, не имеется.
Доводы административного иска о том, что в оспариваемой части Генеральным планом функциональная зона «Жилая зона (многоэтажная многоквартирная застройка)», а Правилами землепользования и застройки территориальная зона Ж 1 «Многоэтажная многоквартирная застройки», установлены без учета фактического использования земельного участка, правообладателем которого является административный истец, о невозможности реконструкции объекта капитального строительства не могут быть приняты во внимание ввиду следующего.
Согласно части 11 статьи 9, пункту 3 части 1 статьи 18, части 3 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации Генеральный план городского округа является документом территориального планирования муниципального образования, который, в частности, содержит карту планируемого размещения объектов городского округа, карту функциональных зон городского округа и утверждается на срок не менее чем 20 лет.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Тем самым подготовка генерального плана городского округа направлена не только на отражение существующей территории городского округа, но и на планируемое развитие этой территории.
Генеральный план городского округа как документ территориального планирования является обязательным для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений, в том числе при разработке правил землепользования и застройки (часть 3 статьи 9, пункт 2 части 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений (пункт 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Составной частью Правил землепользования и застройки является карта градостроительного зонирования, содержащая границы территориальных зон (пункт 2 части 2, часть 4 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Градостроительный кодекс Российской Федерации не содержит норм, обязывающих органы местного самоуправления определять функциональные зоны в документах территориального планирования муниципального образования в соответствии с фактическим использованием территории.
Генеральным планом муниципального образования определяется стратегия градостроительного развития. Планирование территории направлено не на фиксацию существующего положения, а на развитие территории, то есть на ее возможное изменение в будущем, при этом территориальное планирование должно обеспечивать не только права и законные интересы собственников и обладателей иных прав на земельные участки, но и защищаемые законом права и интересы иных физических и юридических лиц, а также публичные интересы, связанные, в частности, с устойчивым развитием территории муниципальных образований, сохранением окружающей среды и объектов культурного наследия, улучшением инвестиционной привлекательности соответствующих территорий, которые могут вступать в объективное противоречие с интересами собственников и обладателей иных прав на земельные участки, что прямо следует из положений статей 2, 9 и 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации. При этом следует учесть, что согласно части 8 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункту 4 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия. В оспариваемой части Генеральный план не содержит положений, ограничивающих права административного истца, как пользователя спорного земельного участка, предоставленного для индивидуального жилищного строительства. Действующее градостроительное законодательство не ставит возможность разработки генерального плана и его корректировки в зависимость от наличия или отсутствия прав на земельные участки в границах территории, которую затрагивает генеральный план. Согласно пункту 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации при подготовке Правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения, генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района. Из положений пунктов 2,5-8 статьи 1, пункта 1 части 2 статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что установление территориальных зон конкретизирует положения документов территориального планирования в целях установления правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом параметры планируемого развития территорий, предусмотренных для соответствующей функциональной зоны.
Из фрагмента карты (схемы) территориального планирования Генерального плана следует, что земельный участок с кадастровым номером № расположен в функциональной зоне «Жилая зона (многоэтажная многоквартирная застройка)».
Тем самым, расположение названного земельного участка в территориальной зоне Ж 1 «Многоэтажная многоквартирная жилая застройка» соответствует функциональному назначению территории, установленному Генеральным планом.
Отнесение спорного земельного участка к территориальной зоне Ж-1, для которой градостроительным регламентом не предусмотрено размещение домов индивидуальной жилой застройки, не исключает использование такого земельного участка на условиях, определенных частью 8 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации и частью 4 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации.
Отнесение земельного участка с кадастровым номером № к функциональной зоне – «Жилая зона (многоэтажная многоквартирная застройка)» и территориальной зоне Ж 1 «Многоэтажная многоквартирная жилая застройка» не влечет ограничение жилищных прав административного истца, вследствие чего доводы представителя административного истца, высказанные в судебном заседании, о противоречии оспариваемых нормативных правовых актов нормам жилищного права (части 4 статьи 3, частям 1,3,4 статьи 30 Жилищного кодекса российской Федерации) также не могут быть приняты во внимание.
В силу изложенного Генеральный план и Правила землепользования и застройки в части отнесения земельного участка с кадастровым номером 76:20:070303:2 к функциональной зоне «Жилая зона (многоэтажная многоквартирная застройка)» и к территориальной зоне «Многоэтажная многоквартирная жилая застройка» (Ж-1) не противоречат действующему законодательству.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административных исковых требований Соловьевой Оксаны Викторовны к Муниципальному Совету городского округа город Рыбинск о признании недействующими Генерального плана городского округа город Рыбинск, утвержденного решением Муниципального Совета городского округа город Рыбинск от 02 апреля 2009 года № 320, в части отнесения земельного участка с кадастровым номером № к функциональной зоне – «Жилая зона (многоэтажная многоквартирная застройка)» и Правил землепользования и застройки городского округа город Рыбинск, утвержденных решением Муниципального Совета городского округа город Рыбинск от 29 июля 2010 года № 40, в части отнесения земельного участка с кадастровым номером № к территориальной зоне – Ж 1 «Многоэтажная многоквартирная жилая застройка» отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Ярославский областной суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья: В.С. Преснов