Дело № 2-2350/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
09 июля 2018 года город Пермь
Ленинский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Курнаевой Е.Г.,
при секретаре судебного заседания Мамедовой М.М.,
с участием истца Носковой В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Носковой В.В. к Муниципальному образованию «Город Пермь» в лице администрации г. Перми о предоставлении жилого помещения,
установил:
Носкова В.В. обратилась в Ленинский районный суд г. Перми с иском к администрации г. Перми о Перми о предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилого фонда общей площадью не менее 28 кв.м., и не более 33 кв.м. в черте города Перми по договору найма специализированного жилого помещенияы, отвечающее санитарным и техническим требованиям.
В обоснование заявленных требований указано, что истец относится к категории лиц из числа детей, оставшихся в несовершеннолетнем возрасте без попечения родителей, поскольку решением <данные изъяты> районного суда <Адрес> от ДД.ММ.ГГГГ его родители были лишены родительских прав, после чего он находился в государственных (муниципальных) учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. За истцом было сохранено право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <Адрес>, но впоследствии ДД.ММ.ГГГГ этот многоквартирный дом был признан аварийным и подлежащим сносу, в связи с чем истец является лицом, нуждающимся в обеспечении жильем и просит заявленные требования удовлетворить.
В судебном заседании истец не оспаривает, что на жилищный учет она не принята, но утверждает, что неоднократно обращалась с заявлениями о принятии на жилищный учет, но у нее требовали различные дополнительные документы. Поскольку истец ранее предоставляла документы, то полагает, что принята на жилищный учет, но предоставить доказательства по запросу суда отказалась.
Ответчик – Администрация <Адрес> направил заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя, а также письменный отзыв (л.д. 32-33), в котором указал, что исковые требования не подлежат удовлетворению, поскольку до достижения 23 лет истец с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении не обращался, в связи с чем такое право утратил.
Третье лицо – Территориальное управление Министерства социального развития пермского края по г.Перми направил заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя, а также письменный отзыв (л.д. 24-26), в котором указал, что исковые требования не подлежат удовлетворению, поскольку до достижения 23 лет истец с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями не обращалась, учетное дело не заводилось, в связи с чем такое право утратил.
Третье лицо – Министерство социального развития Пермского края в судебное заседание представителя не направило, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, мнение по иску не представило.
Изучив доводы искового заявления, письменных возражений, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. п. 1, 7 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ (далее по тексту – ФЗ от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ), детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 8.1 Закона Пермского края от 08.10.2007 г. № 127-ПК «О специализированном жилищном фонде Пермского края» жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются однократно по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигшим возраста 18 лет (в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия), которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений.
В силу ч.ч. 1, 2, 5 ст. <Адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № (в редакции <Адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ПК) «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, органом местного самоуправления муниципального образования <Адрес> однократно по месту жительства в пределах территории муниципального района (городского округа) предоставляются благоустроенные жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (далее по тексту - жилые помещения) в порядке, установленном нормативным правовым актом <Адрес>.
Условиями предоставления жилых помещений лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, являются: 1) лицо проживает в <Адрес>; 2) лицо не является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма; 3) лицо является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма - в случае, если его проживание в ранее занимаемом жилом помещении признано невозможным.
Жилые помещения предоставляются указанным в части 1 настоящей статьи лицам в виде жилых домов, квартир по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, устанавливаемым органами местного самоуправления <Адрес>, не менее 28 и не более 33 квадратных метров общей площади жилого помещения.
Жилое помещение предоставляется гражданину по месту жительства в пределах территории муниципального района (городского округа).
В судебном заседании установлено, что Носкова В.В. родилась ДД.ММ.ГГГГ и на момент обращения в суд достигла возраста 26 лет (л.д. 1, 8).
Истец зарегистрирован по месту жительства согласно паспорту: <Адрес> (л.д. 8).
Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ Носкова В.В. являлась воспитанником ГКОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья» и находился на полном государственном обеспечении с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 5).
Решением <данные изъяты> районного суда <Адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 и ФИО5 лишены родительских прав в отношении дочери Носковой В.В. (л.д. 14).
Постановлением главы администрации <Адрес> от ДД.ММ.ГГГГ определена форма устройства в государственное (муниципальное) учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Постановлением Департамента образования администрации <Адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № на несовершеннолетней Носковой В.В. сохранено право пользования жилым помещением по адресу: <Адрес>. По указанному адресу истец зарегистрирована по месту жительства с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 9, 10).
Согласно сведениям ТУ Министерства социального развития <Адрес> Носкова В.В, на учете в территориальном управлении не состоял, опека не устанавливалась, с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда не обращался (л.д. 24-26).
В Управлении жилищных отношений администрации <Адрес> учетное дело в отношении Носковой В.В. отсутствует, в список детей-сирот по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, представленный Министерством социального развития Пермского края, Носковой В.В. не была включена, обращений от истца либо его представителя с заявлением о включении в список по обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда в управление жилищных отношений администрации г. Перми не поступало (л.д. 34).
Таким образом, в судебном заседании нашло свое подтверждение, что в период достижения возраста 18-23 лет Носкова В.В. в уполномоченные органы для постановки его на учет в целях обеспечения жилым помещением специализированного жилищного фонда как лицо, оставшееся без попечения родителей, не обращалась.
При этом, ранее за несовершеннолетней Носкова В.В. было сохранено право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <Адрес>.
То обстоятельство, что многоквартирный дом по адресу: <Адрес> признан аварийным и подлежащим сносу правового значения для рассматриваемого спора не имеет, поскольку такое решение принято ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 15), до есть после достижения истцом 24-летнего возраста и утраты истцом статуса лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Доводы истца о сохранении у нее статуса лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей до настоящего времени суд признает основанными на ошибочном применении норм права.
В соответствии с абз. 4 ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - это лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Статьей 8 указанного Закона установлены дополнительные гарантии прав указанных выше лиц на имущество и жилое помещение.
Как следует из преамбулы указанного Закона, а также из вышеприведенной статьи первой, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.
Из анализа приведенных норм следует, что гарантируемая детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей и лицам из их числа, социальная поддержка, в том числе, обеспечение жилым помещением, должна быть реализована до достижения ими 23-летнего возраста.
Следовательно, если лицо из вышеуказанной категории граждан до достижения возраста 23 лет не встало (не поставлено) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, не обращалось в компетентные органы с заявлением о постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставлении жилого помещения, оно утрачивает право на льготное обеспечение жилым помещением в связи с тем, что перестает относиться к категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа.
Поскольку истец до указанного возраста не встал на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, впервые обратился с соответствующим заявлением после достижения возраста 23-х лет, доказательств наличия объективных причин, препятствовавших обратиться в уполномоченные органы с соответствующим заявлением не представил, суд приходит выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы истца о ненадлежащем исполнении органами опеки должностных обязанностей, судом отклоняются, так как применительно к обстоятельствам данного дела и положениям ч. 3 ст. 40 ГК РФ, ст. 29 Федерального закона "Об опеке и попечительстве", попечительство над истцом прекращено по достижении совершеннолетнего возраста, недееспособным истец не признан, при этом впервые о правах как лица вышеуказанной категории он заявил путем подачи настоящего иска в суд, при том, что имел возможность самостоятельного улучшения жилищных условий по категории дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей после достижения им совершеннолетия и до достижения возраста 23 лет. Сама по себе правовая неграмотность истца, учитывая длительность периода, истекшего со дня совершеннолетия (2010 год), а также исполнения 23 лет (2012 год), до обращения с заявлением в мае 2018 года, не может являться уважительной причиной, препятствующей постановке его на учет нуждающегося в жилом помещении либо обращению в орган местного самоуправления с заявлением.
При этом постановка лиц на предоставление вне очереди жилого помещения по договору найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, согласно правовой позиции Верховного Суда РФ, изложенной в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденным Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, носит заявительный характер и возможна при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении. Жилищное законодательство Российской Федерации в части, касающейся предоставления жилых помещений по договору социального найма (как в порядке очередности, так и во внеочередном порядке), также базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, иным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения по договору социального найма. При решении вопроса постановки лица на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения подлежит применению закон, действующий на дату соответствующего обращения.
Таким образом, поскольку истец не обратился с заявлением о включении его в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа после до достижения 23 лет в органы местного самоуправления по вопросу постановки на жилищный учет, он утратил статус лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с чем действие Закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», на него уже не распространяется.
В данном случае, достижение определенного Законом возраста судом рассматривается по аналогии с пресекательным сроком, по истечении которого утрачивается материальное право.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что Носкововй В.В. в удовлетворении требований следует отказать в полном объёме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Решил:
Носковой В.В. в удовлетворении исковых требований к Муниципальному образованию «<Адрес>» в лице администрации <Адрес> о предоставлении жилого помещения – отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий Е.Г.Курнаева