Дело № 2-6161/2020 КОПИЯ
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 августа 2020 г.Челябинск
Центральный районный суд г. Челябинска в составе:
председательствующего Климович Е.А.,
при помощнике судьи Еремченко Н.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Зарубиной Е.В. к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Челябинской области о взыскании компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Зарубина Е.В. обратилась в суд с иском к Министерству финансов РФ о взыскании компенсации морального вреда в размере 500 000 рублей.
В обоснование иска указала, что Зарубина Е.В. была привлечена в качестве обвиняемой по уголовному делу № по признакам преступления, предусмотренного ч.3 ст. 159.2 УК РФ. Предварительное следствие по делу продолжалось более двух лет. Постановлением руководителя следственного органа от ДД.ММ.ГГГГ уголовное дело прекращено по основанию, предусмотренному п.2 ч.1 ст. 24 УПК РФ в связи с отсутствием в действиях Зарубиной Е.В. состава преступления. Этим же постановлением признано право истца на реабилитацию. Таким образом, незаконным уголовным преследованием ей причинены нравственные страдания, размер компенсации истец оценивает в 500 000 рублей.
В судебное заседание истец Зарубина Е.В. не явилась, извещена надлежащим образом, просила о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представитель истца адвокат Тараканов Д.А. в судебном заседании исковые требования поддержал.
Представитель ответчика Министерства финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Челябинской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что иск подлежит частичному удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Право на судебную защиту выступает как гарантия в отношении всех конституционных прав и свобод, а закрепляющая это право статья 46 Конституции РФ находится в неразрывном единстве с ее статей 21, согласно которой государство обязано сохранять достоинство личности во всех сферах, чем утверждается приоритет ее личности и прав (ст. 17 ч. 2; ст. 18 Конституции РФ).
Согласно ст. 53 Конституции РФ каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц. Гарантией защиты гражданских и иных прав граждан является предусмотренное статьями 3, 4 ГПК РФ право заинтересованного лица в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Статьей 12 Гражданского кодекса РФ предусмотрены способы защиты гражданских прав, одним из которых является компенсация морального вреда.
В силу ч. 2 ст. 136 Уголовного процессуального кодекса РФ, иски о компенсации за причиненный вред в денежном выражении предъявляются в порядке гражданского судопроизводства.
В судебном заседании установлено, что Зарубина Е.В. была привлечена в качестве обвиняемой по уголовному делу № по признакам преступления, предусмотренного ч.3 ст. 159.2 УК РФ. Предварительное следствие по делу продолжалось более двух лет. Постановлением руководителя следственного органа от ДД.ММ.ГГГГ уголовное дело прекращено по основанию, предусмотренному п.2 ч.1 ст. 24 УПК РФ в связи с отсутствием в действиях Зарубиной Е.В. состава преступления, признано право на реабилитацию.
Обращение Зарубиной Е.В. с требованием о возмещении морального вреда также вызвано предшествовавшим этому осуществлением в отношении нее незаконного уголовного преследования, и в связи с устранением последствий такого незаконного преследования.
На основании ст. 151 Гражданского кодекса РФ гражданин имеет право на возмещение морального вреда, если нарушены его личные неимущественные права.
По смыслу ст. 1100 Гражданского кодекса РФ основанием для компенсации морального вреда является, в том числе, незаконное привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения подписки о невыезде.
В силу ч. 1 ст. 133 Уголовного процессуального кодекса РФ, право на реабилитацию включает в себя право на возмещение имущественного вреда, устранение последствий морального вреда и восстановление в трудовых, пенсионных, жилищных и иных правах. Вред, причиненный гражданину в результате уголовного преследования, возмещается государством в полном объеме независимо от вины органа дознания, дознавателя, следователя, прокурора и суда.
Согласно п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О практике применения судами норм главы 18 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, регламентирующих реабилитацию в уголовном судопроизводстве», с учетом положений части 2 статьи 133 и части 2 статьи 135 УПК РФ право на реабилитацию имеют как лица, уголовное преследование которых признано незаконным или необоснованным судом первой инстанции по основаниям, предусмотренным в части 2 статьи 133 УПК РФ, так и лица, в отношении которых уголовное преследование прекращено по указанным основаниям на досудебных стадиях уголовного судопроизводства либо уголовное дело прекращено и (или) приговор отменен по таким основаниям в апелляционном, кассационном, надзорном порядке, по вновь открывшимся или новым обстоятельствам.
Исходя из содержания вышеуказанных правовых норм и разъяснений, право на компенсацию морального вреда, причиненного незаконными действиями органов уголовного преследования, возникает только при наличии реабилитирующих оснований (вынесение в отношении подсудимого оправдательного приговора, а в отношении подозреваемого или обвиняемого - прекращение уголовного преследования).
В соответствии со ст. 1069 Гражданского кодекса РФ, вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В силу ст. 1070 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного ареста, а также вред, причиненный юридическому лицу в результате незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного приостановления деятельности, возмещается за счет казны Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законом, за счет казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в порядке, установленном законом.
В соответствии со ст. 1071 Гражданского кодекса РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с п. 3 ст. 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Обосновывая требования о компенсации морального вреда, истец ссылался на нравственные переживания, понесенные ей в результате неправомерных действий о незаконном обвинении ее в преступлении, которого она не совершала, нарушение такого принадлежащего ему нематериального блага, как достоинство.
Достоинство истца как самооценка таких качеств, как добросовестность, подпадает под перечень нематериальных благ, содержащихся в статье 150 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Моральный вред может заключаться в испытываемом унижении, ином другом дискомфортном состоянии, что, безусловно имело место в данном случае, поскольку Зарубина Е.В. как лицо, незаконно подвергаемое уголовному преследованию, испытывала соответствующие переживания, претерпевая бремя наступления уголовной ответственности, при этом осознавая свою невиновность.
При этом факт причинения истцу морального вреда в связи с указанными обстоятельствами не вызывает сомнений и не нуждается в дополнительном доказывании, поскольку моральный вред по своему характеру не предполагает возможности его точного выражения. Такое состояние непосредственно связано с нарушением личных неимущественных прав.
Определяя размер компенсации морального вреда, суд считает необходимым учесть характер и степень перенесенных Зарубиной Е.В. нравственных страданий, ее индивидуальные особенности, семейное положение, характер предъявленного ей обвинения, его тяжесть, обстоятельства освобождения от уголовного преследования.
В соответствии с п. 14 постановления Пленума ВС РФ от 28 мая 2019 г. N 13 « О некоторых вопросах применения судами норм бюджетного кодекса российской федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ» при удовлетворении иска о возмещении вреда в порядке, предусмотренном статьей 1069 ГК РФ, в резолютивной части решения суд указывает на взыскание вреда с Российской Федерации в лице главного распорядителя бюджетных средств за счет казны Российской Федерации.
Субъектом, обязанным возместить вред по правилам статьи 1070 ГК РФ, и, соответственно, ответчиком по указанным искам является Российская Федерация, от имени которой в суде выступает Минфин России, поскольку эта обязанность ГК РФ, БК РФ или иными законами не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина (статья 1071 ГК РФ).
При удовлетворении иска о возмещении вреда в порядке, предусмотренном статьей 1070 ГК РФ, в резолютивной части решения суд указывает на взыскание вреда с Российской Федерации в лице Минфина России за счет казны Российской Федерации.
При изложенных обстоятельствах, принимая во внимание требования разумности и справедливости, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Зарубиной Е.В. о взыскании компенсации морального вреда следует удовлетворить частично и взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в его пользу 200 000 рублей. Указанный размер компенсации морального вреда соответствует принципу разумности и справедливости..
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Зарубиной Е.В. к Министерству финансов Российской Федерации о взыскании компенсации морального вреда удовлетворить частично.
Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Зарубиной Е.В. компенсацию морального вреда в размере 200 000 рублей.
В остальной части исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения в Челябинский областной суд через Центральный районный суд города Челябинска.
Председательствующий п/п Е.А. Климович
Мотивированное решение изготовлено 10 августа 2021 года.
Копия верна. Решение не вступило в законную силу.
Судья Е.А. Климович
Помощник судьи Н.Ю. Ерёмченко