12-375/2015
Р Е Ш Е Н И Е
09 сентября 2015 года г. Москва
Федеральный судья Зеленоградского районного суда города Москвы Гривко О.Н., рассмотрев пять жалоб должностного лица – директора ГБУ <данные изъяты> Коваленко <данные изъяты> на постановления главного государственного инспектора по пожарному надзору <данные изъяты>, заместителя начальника Управления (по надзорной деятельности) – начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы Управления по <данные изъяты> Главного управления МЧС России по городу Москве ФИО3 № № 278, 279, 297, 309 и 326 от ДД.ММ.ГГГГ о назначении административных наказаний, которыми Коваленко А.С. признан виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных ст.20.4 ч.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КРФоАП) и ему назначено наказание в виде штрафов в размере 6.000 рублей за каждое правонарушение,
у с т а н о в и л:
Постановлением главного государственного инспектора по пожарному надзору <данные изъяты>, заместителя начальника Управления (по надзорной деятельности) – начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы Управления по <данные изъяты> Главного управления МЧС России по городу Москве ФИО3 № от ДД.ММ.ГГГГ о назначении административного наказания, должностное лицо – директор ГБУ <данные изъяты> Коваленко А.С. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.4 ч.3 КРФоАП и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 6.000 рублей.
Постановлением главного государственного инспектора по пожарному надзору <данные изъяты>, заместителя начальника Управления (по надзорной деятельности) – начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы Управления по <данные изъяты> Главного управления МЧС России по городу Москве ФИО3 № от ДД.ММ.ГГГГ о назначении административного наказания, должностное лицо – директор ГБУ <данные изъяты> Коваленко А.С. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.4 ч.3 КРФоАП и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 6.000 рублей.
Постановлением главного государственного инспектора по пожарному надзору <данные изъяты>, заместителя начальника Управления (по надзорной деятельности) – начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы Управления по <данные изъяты> Главного управления МЧС России по городу Москве ФИО3 № от ДД.ММ.ГГГГ о назначении административного наказания, должностное лицо – директор ГБУ <данные изъяты> Коваленко А.С. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.4 ч.3 КРФоАП и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 6.000 рублей.
Постановлением главного государственного инспектора по пожарному надзору <данные изъяты>, заместителя начальника Управления (по надзорной деятельности) – начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы Управления по <данные изъяты> Главного управления МЧС России по городу Москве ФИО3 № от ДД.ММ.ГГГГ о назначении административного наказания, должностное лицо – директор ГБУ <данные изъяты> Коваленко А.С. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.4 ч.3 КРФоАП и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 6.000 рублей.
Постановлением главного государственного инспектора по пожарному надзору <данные изъяты>, заместителя начальника Управления (по надзорной деятельности) – начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы Управления по <данные изъяты> Главного управления МЧС России по городу Москве ФИО3 № от ДД.ММ.ГГГГ о назначении административного наказания, должностное лицо – директор ГБУ <данные изъяты> Коваленко А.С. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.4 ч.1 КРФоАП и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 6.000 рублей.
Считая указанные постановления незаконными, Коваленко А.С. обратился в Зеленоградский районный суд г. Москвы с жалобами, в которых указал, что указанными решениями административного органа нарушены права и законные интересы заявителя, поскольку он не виновен в выявленных нарушениях в связи с тем, что ГБУ <данные изъяты> директором которого является Коваленко А.С., не имеет лицензии МЧС на деятельность по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений. Для этих целей привлечена подрядная организация в лице <данные изъяты>, в контракте с которым, а также в техническом задании к контракту, указано, что именно исполнитель осуществляет перекатку рукавов, устранение неисправностей, плановые регламентные работы. Кроме того, Коваленко А.С. указал, что привлечение его к административной ответственности носит формальный характер, в постановлениях не конкретизированы, в каких подъездах, лестничных клетках, этажах жилого дома обнаружены нарушения, сотрудники ГБУ <данные изъяты> не присутствовали при выездной проверке, административный орган вышел за рамки предписания № в объёме проверяемых объектов, в частности по корпусам № и №, а также то, что он не является субъектом указанных нарушений. В связи с изложенным, Коваленко А.С. просит признать указанные постановления незаконными и отменить.
В судебном заседании, представляющие интересы Коваленко А.С. по доверенности Фомина Е.Г. и Кузьмина М.В., поддержали доводы жалоб и просили обжалуемые постановления отменить.
В соответствии со ст.24.1 КРФоАП, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
В соответствии с ч.3 ст.30.6, ст.30.7 КРФоАП, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья проверяет дело в полном объёме.
Изучив материалы дел об административных правонарушениях, нахожу указанные жалобы подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям.
В соответствии с ч.3 ст.20.4 КРФоАП нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения - влечёт наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - Закон) под нарушением требований пожарной безопасности понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение специальных условий социального и (или) технического характера, установленных в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.
Согласно положениям статьи 37 Закона, руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности, проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности.
В силу статьи 38 Закона, ответственность за нарушение требований пожарной безопасности согласно действующему законодательству несут собственники имущества, руководители федеральных органов исполнительной власти, руководители органов местного самоуправления, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должностные лица в пределах их компетенции. За нарушение требований пожарной безопасности указанные лица могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.
Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2015 года № 390 утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации (с изменениями и дополнениями) (далее – Правила), которые содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности.
В соответствии с п.55 Правил, руководитель организации обеспечивает исправность источников наружного противопожарного водоснабжения и внутреннего противопожарного водопровода и организует проведение проверок их работоспособности не реже 2 раз в год (весной и осенью) с составлением соответствующих актов.
В соответствии с п.57 Правил, руководитель организации обеспечивает укомплектованность пожарных кранов внутреннего противопожарного водопровода пожарными рукавами, ручными пожарными стволами и вентилями, организует перекатку пожарных рукавов (не реже 1 раза в год).
Пожарный рукав должен быть присоединен к пожарному крану и пожарному стволу и размещаться в навесных, встроенных или приставных пожарных шкафах из негорючих материалов, имеющих элементы для обеспечения их опломбирования и фиксации в закрытом положении.
Пожарные шкафы (за исключением встроенных пожарных шкафов) крепятся к несущим или ограждающим строительным конструкциям, при этом обеспечивается открывание дверей шкафов не менее чем на 90 градусов.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения начальника Отдела НПР Управления по <данные изъяты> Главного управления МЧС России по г. Москве от ДД.ММ.ГГГГ № в жилых домах, расположенных по адресам: <адрес> государственными инспекторами по пожарному надзору <данные изъяты> - инженерами ОАПД и ГС Отдела НПР Управления по <данные изъяты> ГУ МЧС России по г. Москве ФИО7 и ФИО8, старшими инженерами ФИО9 и ФИО10, выявлены нарушения требований п. 57 Правил в корпусах: №, а именно:
- отдельные пожарные краны внутреннего противопожарного водопровода не укомплектованы рукавами и стволами;
- пожарные рукава, имеющиеся в шкафах пожарных кранов, не присоединены к крану;
- не организована и не проведена перекатка пожарных рукавов (пожарные рукава смотаны в одинарную скатку).
По результатам проведённой проверки инженерами ОАПД и ГС Отдела НПР Управления по <данные изъяты> ГУ МЧС России по г. Москве составлен акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ №; ДД.ММ.ГГГГ составлены протоколы об административных правонарушениях №.
Постановлениями главного государственного инспектора по пожарному надзору <данные изъяты> г. Москвы, заместителя начальника Управления (по надзорной деятельности) – начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы Управления по <данные изъяты> Главного управления МЧС России по городу Москве ФИО3 № от ДД.ММ.ГГГГ должностное лицо - директор ГБУ <данные изъяты> Коваленко А.С. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 20.4 КРФоАП и подвергнут административному наказанию в виде административных штрафов в размере 6.000 рублей за каждое нарушение требований Правил противопожарного режима в многоквартирных жилых домах по адресам, указанным в акте № от ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, факт совершения Коваленко А.С. административных правонарушений, предусмотренных ст.20.4 ч.3 КРФоАП, подтверждается: актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ №, протоколами № от ДД.ММ.ГГГГ об административных правонарушениях.
В соответствии со ст. 2.4 КРФоАП административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В соответствии с п.п. 3.1, 3.2.1 Устава ГБУ <данные изъяты> (Учреждения) исполнительным органом Учреждения является его директор, назначаемый на срок не более пяти лет. В силу п. 3.2.2 Устава к компетенции директора относятся вопросы осуществления руководства деятельностью Учреждения, а в соответствии с подпунктом е) п. 3.2.5 Устава директор обязан обеспечивать исполнение договорных обязательств по выполнению работ, оказанию услуг. В соответствии с Распоряжением Префекта <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № на должность директора ГБУ <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ назначен Коваленко ФИО12, который в соответствии с Законом «О пожарной безопасности» и Правила противопожарного режима, как руководитель ГБУ <данные изъяты>», несёт ответственность за соблюдение указанных требований пожарной безопасности.
Довод жалоб о том, что ГБУ <данные изъяты>, не имеющий лицензию МЧС на деятельность по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, в качестве заказчика заключил для этих целей контракт № от ДД.ММ.ГГГГ с <данные изъяты> на оказание услуг по техническому обслуживанию пожарного водопровода в многоквартирных домах района <данные изъяты> (далее – контракт), сроком действия по ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому именно исполнитель осуществляет перекатку рукавов, устранение неисправностей, плановые регламентные работы, нахожу несостоятельным, поскольку в силу ст. 5 контракта заказчик вправе требовать от исполнителя надлежащего исполнения обязательств в соответствии с техническим заданием и контрактом, а также своевременного устранения выявленных недостатков; осуществлять контроль за порядком, объёмом и сроками оказания услуг; требовать уплаты штрафа (неустойки) в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения исполнителем обязательств, предусмотренных контрактом. Однако, доказательств надлежащего исполнения должностным лицом - директором ГБУ <данные изъяты> Коваленко А.С. своих служебных обязанностей в суд не представлено, в связи с чем, считаю доказанной наличие вины должностного лица – Коваленко А.С. в совершении вменяемых ему обжалуемыми постановлениями административных правонарушений, установленной собранными по делу доказательствами.
Из материалов дел об административных правонарушениях усматривается, что нарушения правил пожарной безопасности, выявленные в указанных многоквартирных жилых домах в ходе внеплановой выездной проверки, проведенной на основании распоряжения начальника Отдела НПР Управления по <данные изъяты> Главного управления МЧС России по г. Москве от ДД.ММ.ГГГГ № были допущены должностным лицом – директором ГБУ <данные изъяты>» Коваленко А.С. в результате бездействия.
Довод жалоб о том, что директор ГБУ <данные изъяты> Коваленко А.С. не является субъектом вменяемых ему обжалуемыми постановлениями административных правонарушений, предусмотренных ст. 20.4 ч. 3 КРФоАП, нахожу несостоятельным, поскольку должностное лицо является субъектом данного правонарушения.
Доводы жалоб о том, что административный орган при составлении протоколов и постановлений на должностное лицо – директора ГБУ <данные изъяты> Коваленко А.С. вышел за рамки своего предписания № в объёме проверяемых объектов, в частности по № и №, не могут быть приняты во внимание, поскольку из указанных в п.п.№ (по №) и № (по №) Предписания № от ДД.ММ.ГГГГ, сроком исполнения ДД.ММ.ГГГГ, в акте проверки № от ДД.ММ.ГГГГ, по данным корпусам указано, что п.п. <данные изъяты> предписания не исполнены, однако по корпусу № (п.№ предписания) указание на то, что не проведена перекатка пожарных рукавов (пожарные рукава смотаны в одинарную скатку и перевязаны верёвкой) в акте проверки отсутствует. Таким образом, административный орган выявил нарушения, указанные в обжалуемых постановлениях, в рамках вынесенного им предписания.
Другие доводы жалоб не влияют на существо административного правонарушения, в связи с чем, во внимание не принимаются.
Учитывая, что в данном случае в отношении должностного лица – директора ГБУ <данные изъяты> Коваленко А.С. установлено событие и состав одного административного правонарушения, предусмотренного ст.20.4 ч.3 КРФоАП, независимо от количества нарушений, выявленных в рамках одной проверки исполнения предписания № одним и тем же юридическим лицом, допущенных в результате бездействия одного и того же должностного лица - Коваленко А.С., охватываемого единым умыслом, считаю возможным рассмотреть жалобы Коваленко А.С. на пять постановлений должностного лица по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ст.20.4 ч.3 КРФоАП, в рамках одного производства и изменить обжалуемые постановления в части назначенных Коваленко А.С. наказаний.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6-30.7 КРФоАП,
р е ш и л:
жалобы должностного лица – директора ГБУ <данные изъяты> Коваленко ФИО12 объединить в одно производство и удовлетворить частично.
Постановления главного государственного инспектора по пожарному надзору <данные изъяты>, заместителя начальника Управления (по надзорной деятельности) – начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы Управления по <данные изъяты> Главного управления МЧС России по городу Москве ФИО3 № от ДД.ММ.ГГГГ о назначении административных наказаний, которыми должностное лицо – директор ГБУ <данные изъяты> Коваленко А.С. признан виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных ст.20.4 ч.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения – изменить, назначить директору ГБУ <данные изъяты> Коваленко А.С. по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ст.20.4 ч.3 КРФоАП, одно административное наказание в виде административного штрафа в размере 6.000 ( шести тысяч ) рублей.
В остальной части жалобы оставить без удовлетворения.
Настоящее решение может быть обжаловано в Московский городской суд в течение 10 суток со дня его вынесения.
Федеральный судья О.Н. Гривко