УИД 44RS0003-01-2021-003098-05
Дело № 2а-49/2022
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
20 января 2022 года г. Шарья
Шарьинский районный суд Костромской области в составе председательствующего судьи Игуменовой О.В.,
с участием представителя административного ответчика- военного комиссариата г.Шарьи, Шарьинского, Поназыревского и Пыщугского районов Костромской области и ФКУ «Военный комиссариат Костромской области» Вагина Д.Л., при секретаре судебного заседания Анакиной Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Тихомирова Е.А. к призывной комиссии военного комиссариата города Шарьи, Шарьинского. Поназыревского и Пыщугского районов Костромской области о признании решения призывной комиссии военного комиссариата города Шарьи, Шарьинского. Поназыревского и Пыщугского районов о признании годным к военной службе и призыве на военную службу незаконным
у с т а н о в и л:
Тихомиров Е.А. обратился в суд с административным иском к призывной комиссии военного комиссариата города Шарьи, Шарьинского, Поназыревского и Пыщугского районов Костромской области о признании решения призывной комиссии военного комиссариата города Шарьи, Шарьинского. Поназыревского и Пыщугского районов от 27 октября 2021 года о признании Тихомирова Е.А. годным к военной службе и призыву на военную службу незаконным.
В обоснование иска указано, что истец состоит на воинском учете в военном комиссариате по городу Шарья, Шарьинскому и Поназыревскому районам Костромской области. Решением призывной комиссии по городу Шарья, Шарьинскому и Поназыревскому районам Костромской области он был признан годным к военной службе и призван на военную службу.
С данным решением не согласен по следующим основаниям.
Оспариваемое решение нарушает его право на отсрочку от призыва на военную службу в соответствии с п.п. «а» п. 2 ст. 24 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», является необоснованным и незаконным, поскольку принятие оспариваемого решения не соответствует требованиям закона и иных нормативных правовых актов, регулирующих данные правоотношения. При принятии решения нарушен порядок его принятия, установленный нормативными правовыми актами.
Для цели установления категории; годности и принятия решения проводится медицинское освидетельствование в порядке, установленном Инструкцией о порядке проведения медицинского освидетельствования, обследования (лечения) граждан Российской Федерации при призыве на военную службу и лечебно-оздоровительных мероприятий среди граждан Российской Федерации, получивших отсрочки от призыва на военную службу по состоянию здоровья (Приложение № 3 к приказу Минобороны РФ и Минздрава РФ от 23 мая 2001 г. № 240/168).
В ходе осеннего призыва 2021 г. истец прибыл в военный комиссариат по городу Шарья, Шарьинскому и Поназыревскому районам Костромской области для медицинского освидетельствования.
Медицинское освидетельствование предполагает изучение анамнеза, результатов обследования и соотнесение выявленных заболеваний с расписанием болезней и ТДТ. В период прохождения медицинского освидетельствования и призывной комиссии, он обращался с устным заявлением в адрес должностных лиц, ответственных за проведения мероприятий связанных с призывом на военную службу граждан, не прибывающих в запасе, о том, что у него имеются жалобы на ДИАГНОЗ Таким образом, врачами-специалистами не были учтены предъявляемые жалобы. Призывная комиссия приняла решение с грубыми нарушениями порядка вынесения такого решения, врачами-специалистами он не был осмотрен, не были изучены имеющиеся у истца медицинские документы, вследствие вышеуказанного произошло неверное правоприменение при определении в отношение него категории годности к военной службе.
Также, согласно п. 14 Постановления Правительства РФ от 04.07.2013 N 565 "Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе" до начала освидетельствования при первоначальной постановке на воинский учет и при призыве на военную службу граждане проходят в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения, следующие обязательные диагностические исследования: флюорография (рентгенография) легких в 2 проекциях (если она не проводилась или если в медицинских документах отсутствуют сведения о данном исследовании в течение последних 6 месяцев) с обязательным представлением при освидетельствовании флюорограмм (рентгенограмм); общий (клинический) анализ крови; общий анализ мочи; электрокардиография в покое; исследование крови на антитела к вирусу иммунодефицита человека, маркеры гепатита "В" и "С". Направления для прохождения данных исследований ему не было выдано. На момент прохождения медицинской комиссии, он не прошел обязательные диагностические исследования, что является существенным нарушением, так как не позволяет призывной комиссия объективно оценить его здоровье, что, в свою очередь, повлекло за собой принятие оспариваемого решения.
Административный истец просит суд признать незаконным решение призывной комиссии по городу Шарья, Шарьинскому и Поназыревскому районам Костромской области от 27 октября 2021 года о признании его годным к военной службе, и призыве на военную службу.
Определением суда от 21 декабря 2021 г. к участию в деле в качестве соответчика был привлечен ФКУ «Военный комиссариат Костромской области» (л.д. 60-61)
В судебном заседании административный истец Тихомиров Е.А. не участвовал. Представил в суд ходатайство, в котором просил рассмотреть административное дело в его отсутствие (л.д.67).
Представитель административных ответчиков призывной комиссии военного комиссариата г.Шарья. Шарьинского, Поназыревского и Пыщугского районов Костромской области и ФКУ «Военный комиссариат Костромской области» Вагин Д.Л, в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований по основаниям указанным в возражениях.
В представленных суду письменных возражениях административного ответчика на заявленные Тихомировым Е.А. требования указано, что В соответствии с частью 1 статьи 28 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", далее по тексту ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении них одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности. В силу статьи 5.1 указанного Федерального закона граждане при постановке на воинский учет, призыве на военную службу проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами: терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, отоларингологом, стоматологом, а в случае необходимости - врачами других специальностей.
Согласно материалов личного дела истца, он являясь гражданином Российской Федерации, достигшим возраста 17 лет, по основаниям, предусмотренным ч.1 ст.9 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", был поставлен на воинский учёт в военном комиссариате города Шарья, Шарьинского и Поназыревского районов Костромской области, который расположен по адресу: Костромская область г.Шарья ул.С.Громова д. 18.
ДАТА года являясь учащимся ***** в военном комиссариате проходил медицинское освидетельствование. По результатам медицинского освидетельствования, медицинская комиссия вынесла истцу категорию годности к военной службе «А» и он был поставлен на первоначальный воинский учет.
В период времени с 2013 года по 2014 год по результатам прохождения медицинского освидетельствования в военном комиссариате медицинская комиссия выносила истцу категорию годности к военной службе «А».
В 2014 году, истец поступил в *****. 03.10.2014 года после прохождения медицинского освидетельствования в военном комиссариате, медицинская комиссия выносила истцу категорию годности к военной службе «А». Решением призывной комиссии (протокол № от 03.10.2014 года), истцу была предоставлена отсрочка, на основании п.п. «а» п.2 ст. 24 Федерального закона от 28.03.1998 г. N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», до 01 августа 2018 года.
В июне 2018 года истец успешно сдал государственные экзамены и в этом же году поступает в магистратуру ***** Приказ №/ДАТА. Решением призывной комиссии (протокол № от 24.10.2018 года), истцу была предоставлена отсрочка, на основании п.п. «а» п.2 ст. 24 Федерального закона от 28.03.1998 г. N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», до 01 августа 2020 года. На основании выписки из приказа № ***** от 30.06.2020 года, истцу предоставлен академический отпуск по семейным обстоятельствам с 18 июня 2020 года по 17 июня 2021 года.
01.10.2020 г., при прохождении медицинского освидетельствования в военном комиссариате, истец жалоб на состояние здоровья не заявлял. Однако, врачом - специалистом (терапевт) ФИО истцу поставлен ДИАГНОЗ
По результатам медицинского освидетельствования, призывная комиссия направила истца ( протокол № от 01.10.2020 года), на дополнительное медицинское обследование в городской пульмонологический центр окружной больницы Костромского округа №1 с датой явки в военный комиссариат с результатами обследования 12.10.2020г. Согласно медицинскому заключению № - от 07.10.2020 года, истец находился на дополнительном обследовании в городском пульмонологическом центре окружной больницы Костромского округа №1. Врачом ФИО истцу поставлен ДИАГНОЗ
30.11.2020 года, истцу было выдано направление № от военного комиссариата, пройти в ОГБУЗ КОКБ консультацию таракального хирурга. Так же в личном деле истца, имеется выписка из медицинской карты амбулаторного больного от 09.12.2020г. Торокальный хирург ФИО, по результатам обследования вынес истцу ДИАГНОЗ
14.12.2020 года, истцу, военным комиссариатом выдано направление на обследование в ОГБУЗ «ГПЦ г. Кострома» с датой явки в военный комиссариат с результатами обследования 15.01.2021г. Однако, истец обследование в ОГБУЗ «ГПЦ г. Кострома» не прошел. Уважительных причин по которым не прошел обследование в военный комиссариат не сообщал.
06.04.2021г. при прохождении медицинского освидетельствования в военном комиссариате, истец заявил жалобу врачу специалисту (хирургу) на ДИАГНОЗ. Врачом - специалистом (хирург) ФИО, истцу поставлен ДИАГНОЗ
При прохождении медицинского освидетельствования в военном комиссариате у врача - специалиста (терапевта) истец жалоб на состояние здоровья не заявлял. Однако, врачом - специалистом (терапевт) ФИО истцу поставлен ДИАГНОЗ Рекомендовано пройти обследование у пульмонолога в КОКБ имени Королева С.И.
По результатам медицинского освидетельствования, призывная комиссия направила истца ( протокол № от 06.04.2021 года), на дополнительное медицинское обследование в ОГБУЗ « Шарьинская ОБ им. Каверина В.Ф.», с датой явки в военный комиссариат с результатами обследования 15.04.2021г.
Согласно медицинскому заключению от 08.04.2021 года № истцу, врачом - специалистом (хирург) ФИО которая проводила обследование, поставлен ДИАГНОЗ
Согласно медицинскому заключению ОГБУЗ «ГПЦ г. Кострома» от 19.04.2021 года № истцу, врачом специалистом (пульманолог) ФИО, поставлен ДИАГНОЗ
16.06.2021 года, в соответствии с пунктом 2 статьи 5.1 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" врач, руководящий работой по медицинскому освидетельствованию граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи- ФИО, по результатам медицинского освидетельствования вынес заключение о годности истца к военной службе по категории «Г» временно не годен к военной службе, на основании № Расписания болезней Положения. В соответствии с п. 13 « Положения», призывная комиссия городского округа г. Шарья Костромской области, вынесла решение (протокол № от 16.06.2021 года), предоставить истцу отсрочку от призыва на военную службу до 01.10.2021 года, на основании п.п. «а» п.1 ст. 24 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе". В соответствии с п.2 статьи 29 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", дело истца было направлено ( исх. № от 22.06.2021г.) в призывную комиссию субъекта Российской Федерации для проведения проверки правильности предоставления истцу отсрочки и освобождений от призыва на военную службу до 01.10.2021 года. 30.06.2020 года врач терапевт ВВК КО ФИО изучив личное дело истца, заключения медицинских обследований, вынесла заключение: с диагнозом согласна. Призывная комиссия Костромской области утвердила решение призывной комиссии городского округа г. Шарья Костромской области (протокол № от 30.06.2021 года) и вынесла решение - признать «Г» -временно не годен к военной службе сроком на 6 месяцев до 01.10.2021 года, на основании № Расписания болезней Положения, п.п. «а» п.1 ст.24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе".
20.07.2021года, истцу, военным комиссариатом выдано направление на обследование в ОГБУЗ « Шарьинская ОБ им. Каверина В.Ф.» к пульмонологу, с датой явки в военный комиссариат с результатами обследования 30.07.2021г. Согласно медицинскому заключению ОГБУЗ « Шарьинская ОБ им. Каверина В.Ф.» от 03.09.2021 года №/ истец находился на обследовании с 02.09.2021 года по 03.09.2021 года. Врачом специалистом (пульманолог) ФИО, истцу поставлен ДИАГНОЗ
Согласно выписки из приказа № ***** от 31.08.2021 года, истец отчислен из числа студентов, как не вернувшийся из академического отпуска с 31 августа 2021 года.
Право на отсрочку или освобождение от призыва утратил т.к. по инициативе учебного заведения был отчислен (подпункт "а" пункта 2 ст. 24 Федерального закона от 28.03.1998 г. N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»).
09.09.2021 года, истцу, военным комиссариатом выдано направление на обследование в ОГБУЗ «ГПЦ г. Кострома» к пульмонологу, с датой явки в военный комиссариат с результатами обследования 20.09.2021г. Согласно медицинскому заключению ОГБУЗ « городской пульмонологический центр» №/ истец находился на обследовании 15.09.2021 года. Врачом специалистом (пульманолог) ФИО, истцу поставлен ДИАГНОЗ.
27.10.2021 года, по результатам медицинского обследования, в соответствии с пунктом 2 статьи 5.1 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" врач, руководящий работой по медицинскому освидетельствованию граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи- ФИО, вынес заключение о годности истца к военной службе по категории «А» - годен к военной службе. В соответствии с п. 13 « Положения», призывная комиссия городского округа г. Шарья Костромской области 27.10.2021 года, вынесла решение о том, что истец годен к военной службе «А» (протокол № от 27.10.2021 года).
Административным истцом не представлено бесспорных и достоверных доказательств того, что на момент прохождения медицинского освидетельствования и заседания призывной комиссии в период осеннего призыва 2021 года он имел заболевания, препятствующие прохождению военной службы, либо имеет право на отсрочку от прохождения военной службы.
В соответствии с п. 19 « Положения», призывник, не имеющий или утративший основания для освобождения от призыва на военную службу, исполнения воинской обязанности или предоставления отсрочки от призыва на военную службу, подлежат призыву на военную службу на общих основаниях.
Призывник, не согласный с решением комиссии, в письменном виде подает заявление на имя председателя призывной комиссии; при несогласии с результатами медицинского освидетельствования имеет право на проведение независимой экспертизы, однако, указанным правом административный истец не воспользовался.
Иные доводы, изложенные в иске не содержат фактов, имеющих юридическое значение, являются несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения призывной комиссии.
При данных обстоятельствах полагаем, что решение призывной комиссии г.Шарья является законным. Решение Призывной комиссии г.Шарья Костромской области в отношении истца, решением Призывной комиссией Костромской области, не отменено.
В связи с вышеизложенным, в соответствии с ч.1 ст. 176, ст. 177 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прошу в удовлетворении исковых требований Тихомирова Е.А., к призывной комиссии г.Шарья отказать в полном объеме (л.д. 20-23)
Выслушав пояснения представителя административного ответчика Вагина Д.Л., исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что заявленные административным истцом требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст.46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно ч. 1 ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В соответствии с п.1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В силу положений п.8 ст.226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Согласно требованиям, закрепленным в п.9 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Согласно п.11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Предметом оспаривания по настоящему делу является решение призывной комиссии Военного комиссариата города Шарья и Шарьинского района Костромской области от 27 октября 2021 г. о признании Тихомирова Е.А. годным к воинской службе (л.д.56-оборот).
Согласно статье 59 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации защита Отечества как одна из конституционных обязанностей гражданина Российской Федерации может быть реализована им, в частности, посредством несения военной службы в соответствии с федеральным законом, каковым в настоящее время является Федеральный закон от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".
Основной формой реализации данной конституционной обязанности является прохождение военной службы по призыву, которому согласно названному Федеральному закону подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (подпункт "а" пункта 1 статьи 22), за исключением граждан, освобожденных от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждан, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждан, не подлежащих призыву на военную службу (пункт 2 статьи 22).
Согласно пункту 4 статьи 26 Федерального закона от 28.03.98 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" порядок призыва граждан на военную службу определяется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, Положением о призыве на военную службу, утверждаемым Правительством Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии; явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы. Призыв организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
Статьей 28 названного Федерального закона определены обязанности призывной комиссии по призыву граждан на военную службу и порядок работы призывной комиссии; в частности, пунктом 1 установлено, что при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении их одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности. Пунктом 7 названной статьи регламентированы вопросы обжалования гражданином решения (заключения) призывной комиссии в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации.
Полномочия призывной комиссии субъекта Российской Федерации регламентированы статьей 29 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", к ним законодатель относит организацию медицинского осмотра граждан, не пребывающих в запасе, призванных на военную службу, перед направлением их к месту прохождения военной службы, а также контрольное медицинское освидетельствование граждан, получивших освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья, и граждан, заявивших о несогласии с заключениями о их годности к военной службе по результатам медицинского освидетельствования; рассмотрение жалоб граждан, призываемых на военную службу, на решения (заключения) призывных комиссий.
В соответствии с пунктом 13 Положения "О призыве на военную службу граждан Российской Федерации" утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года N 663, призывная комиссия принимает решение в отношении призывника только после определения категории годности его к военной службе. В случае невозможности дать медицинское заключение о годности призывника к военной службе на месте призывник по решению призывной комиссии или начальника отдела (муниципального) направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинское учреждение, после которого ему назначается явка на повторное медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии с учетом предполагаемого срока завершения указанного обследования.
В силу статьи 5.1 "О воинской обязанности и военной службе" граждане при постановке на воинский учет, призыве на военную службу проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами: терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом, а в случае необходимости - врачами других специальностей. Врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе по следующим категориям: А - годен к военной службе; Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями; В - ограниченно годен к военной службе; Г - временно не годен к военной службе; Д - не годен к военной службе. В случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе медицинского освидетельствования гражданин направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинскую организацию.
На основании тп.20 Положения о военно-врачебной экспертизе. Утвержденного постановлением Правительства Российской федерации от 04.07.2013г.№565, в случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе освидетельствования гражданин на основании решения комиссии по постановке граждан на воинский учет, призывной комиссии или военного комиссара муниципального образования (муниципальных образований), принятого по заключению врачей - специалистов, направляется на обследование в амбулаторных или стационарных условиях для уточнения диагноза заболевания.
Согласно пункту 17 "Положения о призыве на военную службу граждан РФ" при наличии оснований, предусмотренных Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, призывная комиссия выносит решение об освобождении призывника от призыва на военную службу или о предоставлении ему отсрочки от призыва на военную службу.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 статьи 23 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" от призыва на военную службу освобождаются граждане, признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья.
Согласно пункту 2 Приказа Министра обороны РФ N 240, Минздрава РФ N 168 от 23.05.2001 "Об организации медицинского обеспечения подготовки граждан РФ к военной службе" (далее по тексту Приказ 240/168) предусмотрены следующие мероприятия: истребование из медицинских учреждений и других организаций медико-социальных сведений на призывников; проведение призывникам клинико-инструментальных исследований.
Также согласно пункту 4 Приказа N 240/168 из медицинских учреждений истребуются медицинские карты амбулаторного больного, выписки из медицинских карт стационарного больного, рентгенограммы, протоколы специальных методов исследования и другие медицинские документы, характеризующие состояние здоровья призывников.
Пунктом 14 "Положения о призыве на военную службу граждан РФ", в частности, предусмотрено, что не ранее 30 календарных дней до начала освидетельствования при первоначальной постановке на воинский учет и при призыве на военную службу граждане проходят в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения следующие обязательные диагностические исследования: флюорография (рентгенография) легких в 2 проекциях (если она не проводилась или если в медицинских документах отсутствуют сведения о данном исследовании в течение последних 6 месяцев) с обязательным представлением при освидетельствовании флюорограмм (рентгенограмм) или результатов флюорографического (рентгенологического) обследования на цифровых носителях; общий (клинический) анализ крови; общий анализ мочи. До начала освидетельствования при призыве на военную службу граждане проходят также следующие обязательные диагностические исследования: электрокардиография в покое; исследование крови на антитела к вирусу иммунодефицита человека, маркеры гепатита "B" и "C". Результаты обязательных диагностических исследований, проведенных гражданину при первоначальной постановке на воинский учет и призыве на военную службу, приобщаются к личному делу призывника.
Сведения о результатах флюорографического, лабораторных исследований, а также о профилактических прививках и непереносимости (повышенной чувствительности) медикаментозных средств и других веществ записываются в разделе II учетной карты призывника. Флюорограммы (рентгенограммы), анализы крови, мочи и электрокардиограммы находятся в личном деле призывника до истечения срока его хранения (пункт 8 Инструкции, утвержденной Приказом Министра обороны РФ N 240, Минздрава РФ N 168 от 23.05.2001 "Об организации медицинского обеспечения подготовки граждан Российской Федерации к военной службе").
Согласно п. 6 Инструкции о порядке проведения медицинского освидетельствования, обследования (лечения) граждан Российской Федерации при призыве на военную службу и лечебно-оздоровительных мероприятий среди граждан Российской Федерации, получивших отсрочки от призыва на военную службу по состоянию здоровья, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации N 240, Минздрава Российской Федерации N 168 от 23.05.01 "Об организации медицинского обеспечения подготовки граждан Российской Федерации к военной службе", не ранее 30 суток до начала медицинского освидетельствования призывников им проводятся: флюорографическое (рентгенологическое) исследование органов грудной клетки в двух проекциях (если оно не проводилось или в медицинских документах отсутствуют сведения о данном исследовании в течение последних 6 месяцев); анализ крови (определение СОЭ, гемоглобина, лейкоцитов); анализ мочи (удельный вес, белок); электрокардиографическое исследование.
Согласно п. 9 данной Инструкции, врач-специалист, привлекаемый к медицинскому освидетельствованию призывника, изучив его анамнез, результаты клинико-инструментального исследования и оценив состояние здоровья, выносит заключение о категории его годности к военной службе.
В соответствии с п. п. 15, 16, 17, 19 по направлению военных комиссариатов граждане до медицинского освидетельствования проходят диагностические исследования в порядке и объеме, устанавливаемых Министерством обороны Российской Федерации совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.
Медицинское освидетельствование граждан при первоначальной постановке на воинский учет и призыве на военную службу проводят врачи-специалисты: хирург, терапевт, невропатолог, психиатр, окулист, отоларинголог, стоматолог, а в случае необходимости - врачи других специальностей.
Врачи-специалисты по результатам медицинского освидетельствования граждан при первоначальной постановке на воинский учет и призыве на военную службу дают заключение о годности к военной службе.
Пункт 1 приложения N 31 к Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от 02.10.07 N 400 "О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 11.11.06 N 663",(утративший силу лишь с 01.01.2022 года и действовавший на момент прохождения истцом медицинского освидетельствования) предусматривает, что граждане, вызываемые на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии, обязаны лично прибыть в военный комиссариат (на призывной пункт), имея при себе, в том числе медицинские документы о состоянии здоровья.
Тихомиров Е.А. является гражданином Российской Федерации, достигшим возраста 17 лет, что подтверждается ксерокопией паспорта гражданина РФ на его имя (л.д. 41).
Как установлено судом из материалов личного дела призывника предоставленных по запросу суда административный истец Тихомиров Е.А. состоит на учете в Военном комиссариате города Шарьи и Шарьинского, Поназыревского и Пыщугского районов Костромской области с ДАТА.
Тихомиров Е.А. неоднократно, а именно 25.01.2012, 03.10.2013, 20.06.2014, 03.10.2014, 06.10.2020, 06.04.2021, проходил медицинское освидетельствование.
25.01.2012 года по результатам медицинского освидетельствования, медицинская комиссия вынесла Тихомирову Е.А. категорию годности к военной службе «А». В период времени с 2013 по 2014 годы по результатам прохождения медицинского освидетельствования категория годности к военной службе Тихомирову Е.А. не изменялась.
В 2014 году Тихомирову Е.А. была предоставлена отсрочка на основании п.п. «а» п.2 ст. 24 Федерального закона от 28.03.1998 г. N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», до 01 августа 2018 года, в связи с поступлением в *****
В дальнейшем истцу была предоставлена отсрочка, на основании п.п. «а» п.2 ст. 24 Федерального закона от 28.03.1998 г. N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», до 01 августа 2020 года в связи с поступлением в магистратуру ***** 30.06.2020 года предоставлен академический отпуск по семейным обстоятельствам с 18 июня 2020 года по 17 июня 2021 года
Согласно выписки из приказа № ***** от 31.08.2021 Тихомиров Е.А. отчислен как не вернувшийся из академического отпуска с 31.08.2021 г.
01.10. 2020 года при прохождении медицинского освидетельствования в военном комиссариате, Тихомирову Е.А. поставлен диагноз: саркоидоз. (л.д. 42)
Тихомиров Е.А. был направлен на дополнительное медицинское обследование.
Согласно заключения врача пульмонолога городского пульмонологического центра окружной больницы Костромского округа №1 от 07.10.2020 г. Тихомирову Е.А. поставлен ДИАГНОЗ (л.д. 43)
В материалах дела имеется выписка из медицинской карты амбулаторного больного от 09.12.2020г. и медицинское заключение №. Торакальным хирургом Тихомирову Е.А. вынесен ДИАГНОЗ (л.д. 43-оборот - 44).
Согласно заключения врача пульмонолога городского пульмонологического центра окружной больницы Костромского округа №1 от 10.12.2020 г. Тихомирову Е.А. ДИАГНОЗ (л.д. 45)
В соответствии с листом медицинского освидетельствования от 06.04.2021 года Тихомиров Е.А. заявил жалобы на ДИАГНОЗ (л.д. 45-оборот - 46).
Также врачом - специалистом (терапевт) ФИО истцу поставлен ДИАГНОЗ (л.д. 46 оборот - 47)
В соответствии с медицинским заключением от 08.04.2021 года № Тихомирову Е.А. поставлен ДИАГНОЗ (л.д. 47 оборот - 48).
Согласно медицинскому заключению ОГБУЗ «ГПЦ г. Кострома» от 19.04.2021 года № Тихомирову Е.А. поставлен ДИАГНОЗ (л.д. 49).
Тихомирову Е.А. установлена категория Г - временно не годен к военной службе в связи с ДИАГНОЗ, предоставлена отсрочка до 01.10.2021 года (л.д. 50)
Согласно медицинскому заключению ОГБУЗ « Шарьинская ОБ им. Каверина В.Ф.» от 03.09.2021 года №/ истец находился на обследовании с 02.09.2021 года по 03.09.2021 года, ему был поставлен ДИАГНОЗ. Жалоб при освидетельствоании Тихомиров Е.А. не предъявлял. (л.д. 51)
Согласно медицинскому заключению ОГБУЗ « городской пульмонологический центр» №/ истец находился на обследовании 15.09.2021 года, поставлен ДИАГНОЗ (л.д. 52)
Согласно листа медицинского освидетельствования от 08.10.2021 года Тихомирову Е.А. установлен ДИАГНОЗ Он направлен на обследование в городской пульмонологический центр г. Кострома. (л.д. 53).
Данных о прохождении Тихомировым Е.А. обследования в материалах личного дела нет.
Согласно протокола заседания призывной комиссии военного комиссариата города Шарья, Шарьинского, Поназыревского и Пыщугского районов Костромской области № от 27 октября 2021г. Тихомиров Е.А. ДАТА г.р. признан годным к воинской службе, категория «А-1». Призван на военную службу единогласно (л.д.56-оборот)
Согласно искового заявления Тихомирова Е.А., он считает, что врачами-специалистами призывной комиссии не были учтены предъявляемые им жалобы, врачами-специалистами он не был осмотрен, не были изучены имеющиеся у него медицинские документы. Также ему не было выдано направлений на исследования и на момент прохождения медицинской комиссии, он не прошел обязательные диагностические исследования, что не позволило призывной комиссии объективно оценить его здоровье.
Однако данные доводы административного истца опровергаются материалами содержащимися в личном деле призывника.
Суд считае6т установленным, что Тихомиров Е.А. неоднократно направлялся на дополнительные обследования в связи с имеющимися жалобами на состояние здоровья. В материалах личного дела также имеются отметки о сдаче им необходимых анализов и прохождении специалистов.
При этом отметок о сдаче Тихомировым Е.А. анализов крови на антитела к вирусу иммунодефицита человека, маркеры гепатита "B" и "C" в материалах дела действительно не имеется.
Однако суд учитывает, что повестка и направление в поликлинику для проведения обязательных анализов, в соответствии с нормами действующего законодательства, были лично получены Тихомировым Е.А., он обязан был самостоятельно сдать анализы и представить их результаты, более того он имел ничем не ограниченную возможность сдать анализы и представить их результаты, однако от исполнения указанной обязанности уклонился - анализы не сдал и их результаты не представил.
При указанных обстоятельствах оснований для признания решения призывной комиссии военного комиссариата г.Шарьи, Шарьинского, Поназыревского и Пыщугского районов Костромской области от 27.10.2021 г. в отношении Тихомирова Е.А. незаконным у суда не имеется.
Оценив представленные доказательства в их совокупности применительно к частям 9, 11 ст.226 КАС РФ, суд находит, что установленные по делу обстоятельства свидетельствуют о том, что призывная комиссия при вынесении решения о призыве Тихомирова Е.А. на военную службу и установлении ему «А-1» категории годности (протокол № от 27.10.2021г.), не нарушила права административного истца, решение об определении категории годности к военной службе принято в соответствии с действующим законодательством, на основании имеющихся в распоряжении комиссии исчерпывающих медицинских документов призывника, в связи, с чем суд приходит к выводу, об отсутствии оснований для удовлетворения административных исковых требований о признании незаконным решения призывной комиссии от 27.10.2021г.
Согласно ч. 1 ст. 219 КАС Российской Федерации, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Предметом оспаривания по настоящему делу является решение призывной комиссии Военного комиссариата города Шарья, Шарьинского, Поназыревского и Пыщугского районов Костромской области от 27.10.2021 года в отношении Тихомирова Е.А.
С данным решением Тихомиров Е.А. был ознакомлен 27.10.2021г.
Настоящее административное исковое заявление подано в суд 25.11. 2021 г. (Вх № от 25.11.2021г.), то есть в пределах установленного процессуальным законом трехмесячного срока.
Таким образом, срок на обращение с настоящим административным иском истцом не пропущен.
В соответствии с частью 1 статьи 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
В соответствии с п.24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" доказывание по административным делам осуществляется на основе принципа состязательности и равноправия сторон при активной роли суда (пункт 7 статьи 6, статья 14 КАС РФ).
Из содержания положений ч.9 ст.226, ч.2 ст. 227 КАС РФ следует, что основанием для удовлетворения заявления о признании незаконными действий (без действий и решений органов, организаций, лица, наделенных государственными и иными публичными полномочиями, является совокупность таких обстоятельств, как несоответствие оспариваемых действий (бездействия) и решений закону, нарушение ими прав и свобод административного истца, и необходимость в их восстановлении.
При рассмотрении данного дела совокупность указанных обстоятельств не установлена, в связи, с чем оснований для удовлетворении административного иска не имеется.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст., 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░. ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░. ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 27 ░░░░░░░ 2021 ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ - ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 21 ░░░░░░ 2022 ░.