Дело № 2-3391/2016г
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 ноября 2016 года Серпуховский городской суд Московской области в составе: председательствующего судьи Козловой Е.В.,
При секретаре судебного заседания Федоровой Т.Ю.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Комитета по управлению имуществом города Серпухова, Администрации города Серпухова Московской области к Администрации Серпуховского муниципального района Московской области об обязании согласовать и утвердить схему расположения земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Истцы КУИ г.Серпухова, Администрация г.Серпухова обратились в суд с иском и, с учетом уточнения исковых требований, просят обязать ответчика Администрацию Серпуховского муниципального района Московской области согласовать и утвердить схему расположения земельного участка площадью 373672 кв.м., расположенного по адресу: Московская область, Серпуховский район, предназначенного для кладбища, составленную 18.11.2016 года.
Свои требования истцы мотивируют тем, что согласно Постановлению Правительства Московской области от 02.05.2006г. №366/16 "О передаче объектов государственной собственности Московской области в собственность Пушкинского муниципального района, Рузского муниципального района, Шатурского муниципального района, городского округа Орехово-Зуево и городского округа Серпухов Московской области" утвержден перечень объектов государственной собственности Московской области, передаваемых в собственность Пушкинского муниципального района, Рузского муниципального района, Шатурского муниципального района, городского округа Орехово-Зуево и городского округа Серпухов Московской области, в собственность Городского округа Серпухов Московской области передается Ивановское кладбище площадью 41,2 га.
Право собственности на объект – Ивановское кладбище возникло у Муниципального образования "Городской округ Серпухова Московской области" с момента принятия вышеуказанного постановления, то есть с 02.05.2006 года.
Во исполнение протокола №38 заседания Московской областной межведомственной комиссии по вопросам погребения и похоронного дела на территории Московской области от 11.12.2015 года по оформлению в муниципальную собственность Ивановского кладбища, Администрацией городского округа Серпухов Московской области подготовлена и направлена в адрес Главы Серпуховского муниципального района Московской области (письмо от 17.02.2016 г. №1.1.21/479 исх.) на согласование в Администрацию Серпуховского муниципального района "Схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории кадастрового квартала №50:53:0040131" Ивановского кладбища.
После получения ответа от Администрации Серпуховского муниципального района Московской области с отказом в согласовании, Администрацией городского округа Серпухов были учтены спорные моменты, после чего в адрес Главы Серпуховского муниципального района повторно было направлено письмо от 18.04.2016 года № 1.1.21/1227 исх. с просьбой согласовать и утвердить откорректированную Схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории кадастрового квартала <номер>, расположенного по адресу: Московская область, Серпуховский район.
На вышеуказанное обращение Администрация Серпуховского муниципального района также ответила, что не имеет возможности утвердить предложенную истцом схему расположения земельного участка в связи с несоответствием площади земельного участка, допущенной ошибке при описании координат земельного участка, а так же ошибочном указании кадастрового квартала.
В связи с немотивированным уклонением Администрации Серпуховского муниципального района от согласования границ спорного объекта, воспрепятствованием оформлению собственности истца на спорный земельный участок, истец нуждается в судебной защите своих прав и законных интересов и вынужден обратиться в суд за разрешением спора.
Представитель истцов Комитета по управлению имуществом г.Серпухов, Администрации г.Серпухова по доверенности Лебеденко Е.В. в судебном заседании настаивала на удовлетворении исковых требований, не оспорила того обстоятельства, что в описании координат спорного земельного участка кадастровым инженером истца допущена ошибка, которая была устранена в процессе рассмотрения настоящего дела и в третий раз схема расположения земельного участка была направлена на утверждение ответчику 23.11.2016 года, что подтверждается представленными письменными доказательствами. Поскольку до настоящего времени исковые требования ответчиком не удовлетворены в добровольном порядке, истцы настаивают на исковых требованиях.
Представитель ответчика Администрации Серпуховского муниципального района по доверенности Пупышева Е.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, не оспорила того обстоятельства, что 17.02.2016 года Глава города Серпухов обратился к Главе Серпуховского муниципального района с заявлением о согласовании и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории кадастрового квартала <номер>, расположенного по адресу: Московская область, Серпуховский район, с приложением схемы расположения земельного участка площадью 389772 кв.м. Письмом от 15.03.2016 года за №195/422-исх администрация Серпуховского муниципального района сообщила о невозможности утвердить схему расположения земельного участка в связи с кадастровыми ошибками. 18.04.2016 года письмом №1.1.21./1227исх Глава городского округа Серпухов вновь направил для согласования и утверждения другую схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории кадастрового квартала <номер> площадью 373672 кв.м., 08.06.2016 года письмом 348/422-исх администрация Серпуховского муниципального района отказала в утверждении предоставленной схемы по следующим основаниям: площадь земельного участка, высчитанная по представленным материалам, не соответствует указанной в схеме; в координатах точки Н37 допущена ошибка (образован клин в северном направлении); на схеме расположения не указан ни один кадастровый номер земельного участка кадастрового квартала <номер>. Согласно представленным к схеме заявителя координатам, образуемый земельный участок должен иметь совершенно иное, нежели показывает на чертеже заявитель, систематическое изображение границ, с иной конфигурацией и иной площадью. Земельный участок, в соответствии с координатами указанными в схеме, имеет клин в северном направлении, который пересекает при этом одну из его границ, что является недопустимым (п.6 ст. 11.9 ЗК РФ). В схеме, представленной истцом для утверждения, указана площадь земельного участка 373672 кв.м. Однако, по координатам, указанным истцом в этой же схеме, площадь согласно расчета составляет 322556 кв.м., в связи с чем представленная вторично на утверждение схема границ земельного участка имеет технические недостатки, которые в случае постановки земельного участка на кадастровый учет приведут к кадастровой ошибке. В соответствии с п.п.1 и п.п.п. 3 п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ, основаниями для отказа в утверждении схемы является несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с нарушением предусмотренных статьей 11.9 ЗК РФ требований к образуемым земельным участкам. 23.11.2016 года в Администрацию Серпуховского муниципального района поступила новая схема расположения границ, для проверки которой необходимо привлечение специалистов (л.д. 78-80 – письменные возражения).
Представитель третьего лица Министерства имущественных отношений Московской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще, уважительности причин неявки в суд не представил, об отложении рассмотрения дела не просил.
При таких обстоятельствах суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав представителей сторон, специалистов, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующему выводу.
Как усматривается из материалов дела, постановлением Правительства Московской области от 02.05.2006 года №366/16 утвержден перечень объектов государственной собственности Московской области, передаваемых в собственность Пушкинского муниципального района, Рузского муниципального района, Шатурского муниципального района, городского округа Орехово-Зуевое и городского округа Серпухов Московской области, в соответствии с которым Ивановское кладбище передано в собственность городского округа Серпухов (л.д.6-7).
Установлено, что Ивановское кладбище площадью 41,2 га передано городскому округу Серпухов по передаточному акту №6 от 25.05.2006 года (л.д. 8).
В соответствии с протоколом №38 заседания Московской областной межведомственной комиссии по вопросам погребения и похоронного дела на территории Московской области от 11.12.2015 года, Администрации Серпуховского муниципального района Московской области было дано указание о предоставлении в адрес Министерства потребительского рынка и услуг Московской области муниципальных правовых актов о закрытии для свободного захоронения юридически неоформленного Ивановского кладбища в срок до 18.12.2015 года; а так же дорожных карт по оформлению в муниципальную собственность юридически неоформленного Ивановского кладбища в срок до 29.01.2016 года (л.д. 9-19).
Администрацией городского округа Серпухов в рамках проведения мероприятий по государственной регистрации права муниципальной собственности на Ивановское кладбище 18.02.2016 года в Администрацию Серпуховского муниципального района на согласование и утверждение была передана схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории кадастрового квартала <номер>, расположенного по адресу: Московская область, Серпуховский район (письмо №1.1.21/479исх. от 17.02.2016) (л.д. 20-24).
15.03.2016 года Администрацией Серпуховского муниципального района по результатам рассмотрения Схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории кадастрового квартала <номер> дан ответ, согласно которого специалистами МУП "Землеустроитель" при проведении камерального анализа картографического материала был установлен ряд ошибок, которые не позволяют согласовать и утвердить представленную схему, а именно: в каталоге координат точки н35 допущена ошибка в ординате, что не позволяет рассчитать интегральную площадь земельного участка; предполагаемое расширение Ивановского кладбища с установлением новых границ привело к наложению испрашиваемого земельного участка на земельный участок с кадастровым номером 50:32:0040131:2093, при этом площадь наложения составляет около 3,5 га (л.д. 63).
Администрацией городского округа Серпухов вторично, после устранения ошибки в каталоге координат земельного участка и наложения территории Ивановского кладбища на земельный участок с кадастровым номером <номер>, 19.04.2016 года в Администрацию Серпуховского муниципального района на согласование и утверждение повторно была передана схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории кадастрового квартала <номер>, расположенного по адресу: Московская область, Серпуховский район (письмо №1.1.21/1227исх от 18.04.2016) (л.д.25, 52-56).
08.06.2016 года Администрацией Серпуховского муниципального района по результатам рассмотрения Схемы расположения земельного участка Главе городского округа Серпухов было направлено письмо об отказе в утверждении схемы земельного участка в связи с выявленными нарушениями, допущенными при ее составлении, состоящими в том, что площадь земельного участка не соответствует указанной в схеме (расхождение составляет 784 кв.м.); наличии в координатах точки н37 грубой ошибки, выразившейся в образовании клина в северном направлении; в схеме расположения земельного участка нет ни одного земельного участка кадастрового квартала <номер> (л.д. 26). Анализ представленных для утверждения материалов по границам земельного участка, используемого для размещения Ивановского кладбища, был проведен МУП Серпуховского муниципального района "Землеустроитель" (л.д. 57-62).
В период нахождения спора сторон в суде, 23.11.2016 года Администрацией городского округа Серпухов в третий раз направлена в Администрацию Серпуховского муниципального района схема расположения земельного участка, предназначенного для размещения Ивановского кладбища, площадью 373672 кв.м., с устраненными нарушениями, допущенными при составлении схемы (л.д.90, 84-87).
К материалам дела приобщен расчет площади земельного участка, составленный МУП Серпуховского муниципального района "Землеустроитель" по состоянию на 21.11.2016 года (л.д.81).
Допрошенный в качестве специалиста М., пояснил, что им в качестве кадастрового инженера МУП «Землеустроитель» производились расчеты площади испрашиваемого земельного участка по представленным в схеме координатам. При этом было установлено, что фактическая площадь земельного участка отличается от той, которая указана в схеме. Представленная на согласование схема имеет техническую ошибку или описку в координатах, так как в результате образуется клин в северном направлении.
Допрошенная в качестве специалиста А. указала, что в качестве кадастрового инженера ГУП МО "МОБТИ" Серпуховского отдела Южного филиала составляла спорную схему земельного участка, на котором расположено Ивановское кладбище. Не оспорила, что после исправления, последняя схема не менялась по площади, была просто допущена техническая ошибка в указании координат. После исправления технической ошибки 23.11.2016 года указанная схема была представлена в Администрацию Серпуховского муниципального района.
В соответствии с п.1 ст. 19 Земельного кодекса Российской Федерации в муниципальной собственности находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации; право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством; которые безвозмездно переданы в муниципальную собственность из федеральной собственности.
В силу ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
Статьей 16 п. 23 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" закреплено, что вопросы организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения отнесены к вопросам местного значения городского округа.
Согласно ч. 1 ст. 4 ФЗ "О погребении и похоронном деле" местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее - прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших. Места погребения могут относиться к объектам, имеющим культурно-историческое значение.
Частью 4 ст. 16 ФЗ РФ от 12.01.1996 г. N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" предусмотрено, что порядок деятельности общественных кладбищ определяется органами местного самоуправления.
В соответствии с ч. 2 ст. 25 ФЗ РФ от 12.01.1996 г. N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления.
Уставом муниципального образования "Городской округ Серпухов Московской области" организация ритуальных услуг и организация мест захоронения относится к вопросам местного значения муниципального образования (пункт 23).
В силу части 1 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участком, указываются их условные номера.
Согласно п. 13 ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на распоряжение находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками. Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Пунктом 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрены основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка: несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи; полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек; разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам; несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории; расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
В соответствии с п. 1.11 Закона Московской области от 24.07.2014 N 106/2014-ОЗ "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области и органами государственной власти Московской области", Законом Московской области от 10.11.2015 N 191/2015-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями Московской области в области земельных отношений", постановлением Правительства Московской области от 29.10.2007 N 842/27 "Об утверждении Положения о Министерстве имущественных отношений Московской области" утвержден временный порядок направления на согласование в Министерство имущественных отношений Московской области проектов решений органов местного самоуправления об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории для заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в частной собственности.
Судом установлено, что Администрацией городского округа Серпухов 18.02.2016 года была представлена в Администрацию Серпуховского муниципального района на согласование и утверждение схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории кадастрового квартала <номер>, расположенного по адресу: Московская область, Серпуховский район, при проведении проверки картографического материала был установлен ряд ошибок, в связи с чем Администрацией Серпуховского муниципального района было отказано в согласовании и утверждении представленной схемы.
Повторно схема расположения земельного участка, предназначенного для Ивановского кладбища представлена в Администрацию Серпуховского муниципального района 19.04.2016 года. В согласовании и утверждении границ земельного участка так же было отказано, поскольку в представленной повторно схеме были допущены технические ошибки в указании координат, что привело к расхождению площади земельного участка площади, указанной на схеме.
Данные обстоятельства подтверждаются также пояснениями специалистов, привлеченных к участию в деле, и не отрицаются представителем истца.
Схема расположения земельного участка площадью 373672 кв.м., расположенного по адресу: Московская область, Серпуховский район, для размещения Ивановского кладбища от 18.11.2016 года была представлена в Администрацию Серпуховского муниципального района 23.11.2016 года. Документы представленные для согласования и утверждения требуют проведения соответствующей проверки в соответствии с требованиями Регламента и Закона Московской области от 24.07.2014 N 106/2014-ОЗ "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области и органами государственной власти Московской области", Законом Московской области от 10.11.2015 N 191/2015-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями Московской области в области земельных отношений", постановлением Правительства Московской области от 29.10.2007 N 842/27 "Об утверждении Положения о Министерстве имущественных отношений Московской области".
Поскольку представленные от 18.02.2016 года и 19.04.2016 года схемы расположения земельного участка площадью 373672 кв.м., расположенного по адресу: Московская область, Серпуховский район, не соответствовали требованиям действующего законодательства, суд приходит к выводу о том, что на момент обращения истца в суд за восстановлением нарушенного права, доказательства нарушения ответчиком права истца материалы дела не содержат, истцом в судебном заседании не оспорено того обстоятельства, что повторный отказ ответчика в утверждении схемы расположения земельного участка носил немотивированный характер. Указанное подтверждается действиями истца по исправлению спорной схемы расположения земельного участка в период нахождения спора в суде и повторному направлению на утверждение ответчику.
Поскольку в исправленном варианте третья схема передана в Администрацию Серпуховского муниципального района уже в период рассмотрения данного дела, за два дня до судебного заседания, исковые требования удовлетворению не подлежат.
При этом суд считает несостоятельными доводы стороны истца относительно неисполнения ответчиком исковых требований в добровольном порядке, поскольку для рассмотрения и решения вопроса об утверждении спорной схемы требуется достаточное время, в том числе с участием третьего лица Министерства имущественных отношений Московской области, что истцом не учтено.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Комитета по управлению имуществом города Серпухова, Администрации города Серпухова Московской области об обязании Администрации Серпуховского муниципального района Московской области согласовать и утвердить схему расположения земельного участка площадью 373672 кв.м., расположенного по адресу: Московская область, Серпуховский район, предназначенного для размещения кладбища, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Серпуховский городской суд в месячный срок со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: Е.В.Козлова
Решение суда в окончательной форме составлено 26 декабря 2016 года