Решение
Именем Российской Федерации
18.12.2014 года г. Саратов
Кировский районный суд города Саратова в составе
председательствующего судьи Яремчук Е.В.,
при секретаре Игнатьевой Е.А.,
с участием истца Грузиновой Ю.В. и ее представителя Кирсановой Н.А.,
представителя ответчика министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области Миньковой С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Грузиновой ФИО9 к министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области о признании незаконным бездействие, предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения,
установил:
Грузинова Ю.В. обратилась в суд с указанным иском к ответчику, мотивируя требования тем, что она относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Распоряжением министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области № от 30.09.2014 года она принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору найма специализированного жилого помещения из специализированного жилищного фонда области с составом семьи 1 человек. Поскольку жилое помещение до настоящего времени не предоставлено, просит суд признать незаконным бездействие ответчика по непредставлению жилого помещения в городе Саратов общей площадью не менее 30 кв.м по договору найма специализированных жилых помещений из специализированного государственного жилищного фонда области, обязать ответчика предоставить жилое помещение в городе Саратов общей площадью не менее 30 кв.м по договору найма специализированного жилого помещения из специализированного жилищного фонда области, взыскать с ответчика расходы по оплате услуг представителя в размере 5000 рублей, расходы по оформлению нотариальной доверенности в размере 900 рублей, расходы по оплате государственной пошлины в размере 400 рублей.
Истец Грузинова Ю.В. в судебном заседании уточнила исковые требования, просила суд признать незаконным бездействие ответчика по несвоевременному представлению жилого помещения в городе Саратов общей площадью не менее 30 кв.м по договору найма специализированных жилых помещений из специализированного государственного жилищного фонда области, обязать ответчика предоставить жилое помещение в городе Саратов общей площадью не менее 30 кв.м по договору найма специализированного жилого помещения из специализированного жилищного фонда области в течение десяти календарных дней с момента вступления решения суда в законную силу, взыскать с ответчика расходы по оплате услуг представителя в размере 5000 рублей, расходы по оформлению нотариальной доверенности в размере 900 рублей, расходы по оплате государственной пошлины в размере 400 рублей.
Представитель истца Кирсанова Н.А. в судебном заседании уточненные исковые требования поддержала, просила их удовлетворить.
Представитель ответчика министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области Минькова С.А. в судебном заседании просила в удовлетворении исковых требований отказать. При этом пояснила, что на момент постановки Грузиновой Ю.В. на учет, последней исполнилось 26 лет. В соответствии с Законом Саратовской области № 123-ЗCO «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Саратовской области», граждане, достигшие возраста 23 лет, которые до достижения данного возраста имели статус детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, но не реализовали в установленном порядке право на предоставление им жилого помещения по договору социального найма, включаются в список, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет. Предоставление жилых помещений осуществляется по мере формирования государственного жилищного фонда области и поступления квартир требуемой номенклатуры. Указанные обстоятельства опровергают наличие бездействия министерства. Кроме того, полагает заявленный размер расходов по оплате услуг представителя, завышенным.
В судебное заседание представитель 3-го лица – министерства финансов Саратовской области не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, уважительность причин неявки суду не представил, об отложении рассмотрения дела не просил, суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившегося представителя министерства финансов Саратовской области в порядке ст.167 ГПК РФ.
Суд, исследовав материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, приходит к следующим выводам.
В силу положений ст. 123 Конституции РФ и ст.ст. 12, 56 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с п. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
В соответствии с ч. 1 ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Исходя из положений ч. 4 ст. 258 ГПК РФ, суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Из смысла указанных статей следует, что для принятия судом решения о признании действий (бездействия) незаконными, необходимо наличие в совокупности двух условий - несоответствие действия (бездействия) закону и нарушение прав и свобод заявителя, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
При отсутствии хотя бы одного из вышеназванных условий, основания для удовлетворения заявленных требований о признании действий должностного лица незаконными у суда отсутствуют, что следует из положений вышеприведенной ч. 4 ст. 258 ГПК РФ, а также п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих».
Доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле, исходя из положений ст. 57 Гражданского процессуального кодекса РФ.
В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище.
Статьей 72 Конституции РФ, ст. 5 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона РФ от 21.12.1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в редакции, действовавшей до 01.01.2013 года, было предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Пунктом 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, (действовавшего также до 01.01.2013 года), предусматривалось, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе, в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы.
Федеральным законом РФ от 29.02.2012 года № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» принята новая редакция ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в соответствии с которой детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта РФ, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Действие положений ст. 8 вышеуказанного закона и ЖК РФ в редакции настоящего закона, распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Таким образом, новая редакция указанной нормы, введенная в действие с 01.01.2013 года, предполагает обеспечение указанной категории лиц жильем по договорам найма специализированного жилого помещения.
Вступившая с 01.01.2013 года в законную силу ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предусматривает, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.
К законодательству РФ в данном случае относится Федеральный закон от 21.12.1996 года № 159-ФЗ (в редакции Федерального закона РФ от 29.02.2012 года №15-ФЗ) «О дополнительных гарантиях но социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст. 8 которого предусмотрено, что жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
На территории Саратовской области вопрос, связанный с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством) регулируется Законом Саратовской области № 123-ЗCO от 02.08.2012 года «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Саратовской области» (в редакции Законов Саратовской области от 25.12.2012 года № 208-ЗСО, от 25.12.2012 года № 223-ЗСО).
Согласно ч. 1 ст. 3 указанного закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае если в соответствии со статьей 4 настоящего Закона их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения из специализированного государственного жилищного фонда области по договорам найма специализированных жилых помещений.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет (далее - лица, ранее относившиеся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигшие возраста 23 лет), до фактического обеспечения их жилыми помещениями (ч. 3).
Согласно ч. 1 и ч. 2 ст. 5 Закона Саратовской области № 123-3CO от 02.08.2012 года принятие детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договорам найма специализированных жилых помещений из специализированного государственного жилищного фонда области (далее - специализированный жилищный учет) осуществляется уполномоченным государственным органом области в сфере жилищных отношений по достижении ими возраста 14 лет.
Принятие лиц из - числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц, ранее относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет, на специализированный жилищный учет осуществляется уполномоченным государственным органом области в сфере жилищных отношений.
Уполномоченный государственный орган области в сфере жилищных отношений по итогам решений о принятии или об отказе в принятии на специализированный жилищный учет формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, ранее относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с настоящим Законом. В указанный список включаются лица, достигшие возраста 14 лет (ч. 10 ст. 5 Закона Саратовской области № 123-3CO от 02.08.2012 года).
Граждане, достигшие возраста 23 лет, которые до достижения данного возраста имели статус детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, но не реализовали в установленном порядке право на предоставление им жилого помещения по договору социального найма, сохраняющие право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии с Законом Саратовской области от 23.04.2012 года № 64-ЗСО «О внесении изменений в Закон Саратовской области «О предоставлении жилых помещений в Саратовской области» (в редакции, действовавшей до 01.01.2013 года), а также дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поставленные на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма из государственного жилищного фонда области и не реализовавшие в установленном порядке право на предоставление жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда области в соответствии с Законом Саратовской области от 02.08.2007 года №150-ЗСО «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Саратовской области» (в редакции, действовавшей до 01.01.2013 года), включаются в список, указанный в части 10 настоящей статьи, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет. Граждане, поставленные на учет в один и тот же день, месяц и год, указываются в списке в алфавитном порядке (ч. 11 ст. 5 Закона Саратовской области № 123-3CO от 02.08.2012 года, введенная в действие Законом Саратовской области № 208-3CO от 25.12.2012 года).
В ст. 6 Закона Саратовской области № 123-3CO от 02.08.2012 года определяется порядок предоставления жилого помещения из специализированного государственного жилищного фонда лицам, указанным в ч. 1 ст. 3 настоящего Закона, достигших возраста 18 лет, которые только обратились с заявлениями по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо по окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Уполномоченный государственный орган области в сфере жилищных отношений ежегодно в срок не позднее 30 января формирует предварительный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поставленных на специализированный жилищный учет и достигших возраста 16 лет по состоянию на 1 января текущего года (далее - предварительный список), и направляет его не позднее 5 февраля в уполномоченный орган в сфере опеки и попечительства (ч. 4 ст. 6 Закона Саратовской области № 123-3CO от 02.08.2012 года).
Уполномоченный государственный орган области в сфере жилищных отношений ежегодно в срок не позднее 1 апреля формирует выверенный список поставленных на специализированный жилищный учет лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц, ранее относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет (далее - выверенный список) (ч. 7 ст. 6 Закона Саратовской области № 123-3CO от 02.08.2012 года).
На основании уточненного списка и выверенного списка с учетом поступивших заявлений уполномоченный государственный орган области в сфере жилищных отношений: ежегодно в срок не позднее 1 мая формирует и утверждает единый сводный список (реестр) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, ранее относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет (далее - сводный список) (ч. 8 ст. 6 Закона Саратовской области № 123-3CO от 02.08.2012 года).
Уполномоченный государственный орган области в сфере жилищных отношений по мере формирования специализированного государственного жилищного фонда области в срок не позднее наступления возраста 18 лет у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо по окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях при наличии соответствующего заявления детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также в порядке очередности по времени постановки на специализированный жилищный учет для лиц, ранее относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет: 1) уточняет, имелись ли изменения в имущественном положении лиц, указанных в абзаце первом настоящей части, в порядке, установленном частью 11 настоящей статьи; 2) в месячный срок со дня получения документов, указанных в части 11 настоящей статьи: а) принимает решение о предоставлении лицам, указанным в абзаце первом настоящей части, жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений из специализированного государственного жилищного фонда области с учетом требований статьи 7 настоящего Закона; б) проводит распределение жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений из специализированного государственного жилищного фонда области на основании жеребьевки, порядок проведения которой определяется в соответствии с частью 12 настоящей статьи; 3) заключает договоры найма специализированных жилых помещений из специализированного государственного жилищного фонда области в месячный срок со дня проведения жеребьевки. Указанные договоры являются основанием для вселения в предоставляемые жилые помещения лиц, указанных в абзаце первом настоящей части (ч. 11 ст. 6 Закона Саратовской области №123-3CO от 02.08.2012 года).
В судебном заседании установлено, что Грузинова Ю.В. относится к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
Данные обстоятельства подтверждаются решением об установлении опеки № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 9), свидетельством о рождении Грузиновой Ю.В. (л.д.10), свидетельством о смерти ФИО6 (л.д. 13), справкой о рождении № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 14).
Распоряжением министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области № от 30.09.2014 года Грузинова Ю.В. принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору найма специализированного жилого помещения из государственного специализированного жилищного фонда области с составом семьи 1 человек (л.д. 8).
В соответствии с требованиями п. 1 ст. 7 Закона Саратовской области от 02.08.2012 года № 123-ЗСО «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Саратовской области», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лица, ранее относившиеся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигшие возраста 23 лет, вправе однократно по заявлению, поданному в соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 5 либо в соответствии с п. 1 ч. 5 ст. 6 настоящего Закона, определить местонахождение предоставляемого жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения из специализированного государственного жилищного фонда области.
Следовательно, в силу ст. 6 Закона Саратовской области от 23.04.2012 года №64-ЗСО, согласно которой жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений из специализированного государственного жилищного фонда области детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются однократно по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия, Грузинова Ю.В. может быть обеспечена жилым помещением из специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения, общей площадью не менее 30 кв.м, которая предусмотрена Законом Саратовской области от 28.04.2005 года № 39-ЗCO «О предоставлении жилых помещений в Саратовской области».
В судебном заседании установлено, что с момента постановки Грузиновой Ю.В. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и до настоящего времени, жилое помещение Грузиновой Ю.В. предоставлено не было, с учета в установленном порядке Грузинова Ю.В. не снималась.
Сведений о том, что Грузинова Ю.В. улучшила свои жилищные условия, в результате чего отпали основания для предоставления жилого помещения, ответчиком не представлено. Право на обеспечение жилыми помещениями, как на момент достижения возраста 18 лет, так и на момент обращения в суд, Грузиновой Ю.В. не реализовано.
При этом льгота по обеспечению истца жилым помещением по договору найма специализированного жилого фонда, распространяется только на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Грузинова Ю.В. обладает указанным статусом, в связи с чем, норма предоставления жилого помещения рассчитывается, как на одиноко проживающего гражданина – 30 кв.м.
Постановлением Правительства Саратовской области от 14.05.2005 года № 168-П «Вопросы министерства строительства и жилищно- коммунального хозяйства Саратовской области» уполномоченным органом по предоставлению жилых помещений государственного жилищного фонда области гражданам в пределах своей компетенции является министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области, что никем не оспаривается.
Согласно ст. 67 ГПК РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанном на всестороннем, полном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что исковые требования Грузиновой Ю.В. к министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного государственного жилищного фонда области обоснованы, а потому подлежат удовлетворению.
Согласно п. 3 ст. 7 Закона Саратовской области от 02.08.2012 № 123-ЗСО «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Саратовской области» местонахождение предоставляемого жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения из специализированного государственного жилищного фонда области определяется уполномоченным государственным органом области в сфере жилищных отношений: 1) в границах административного центра муниципального района либо в границах городского округа (за исключением закрытого административно-территориального образования), если имеются сведения о том, что в населенном пункте в пределах такого муниципального района, городского округа расположено последнее место жительства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц, ранее относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет, а если сведения о последнем месте жительства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, ранее относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет, отсутствуют, - то в границах административного центра муниципального района либо в границах городского округа (за исключением закрытого административно-территориального образования), если такой муниципальный район либо такой городской округ (населенный пункт, расположенный в пределах муниципального района) является местом их первичного выявления и устройства в семью или на воспитание в соответствующее учреждение.
Поскольку в судебном заседании установлено, что местом жительства Грузиновой Ю.В. является город Саратов (л.д. 12, 15), суд приходит к выводу, что жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения из государственного специализированного жилищного фонда области должно быть предоставлено Грузиновой Ю.В. в городе Саратов.
Вместе с тем, в соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов (ч.1). В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом (ч.2).
В соответствии со ст. 210 ГПК РФ решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом.
На основании ч. 1 ст. 36 Федерального закона от 02.10.2007 года N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства.
Таким образом, нормы действующего законодательства регулируют возможность применения судебным приставом-исполнителем мер, предусмотренных Федеральным законом «Об исполнительном производстве» в случае неисполнения решения без уважительных причин, ограничивая перечень лишь случаем вынесения решения суда, обязывающего организацию совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм.
Вместе с тем, применительно к данному делу, когда на должника возложена обязанность предоставить Грузиновой Ю.В. жилое помещение, указанная норма неприменима, поскольку избрание мер в данном случае относится к компетенции органа принудительного исполнения, который суд не должен подменять, в связи с чем, в удовлетворении требований об установлении ответчику десяти календарных дней, в течение которых он обязан предоставить Грузиновой Ю.В. жилое помещение, надлежит отказать.
Рассматривая требования истца о признании незаконным бездействие ответчика по несвоевременному представлению жилого помещения, суд приходит к следующему.
Статья 2 ГПК РФ определяет, что целью гражданского судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений.
В развитие закрепленной в статье 46 Конституции Российской Федерации гарантии на судебную защиту прав и свобод человека и гражданина часть первая статьи 3 ГПК Российской Федерации устанавливает, что заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов. Тем самым гражданское процессуальное законодательство, конкретизирующее положения статьи 46 Конституции Российской Федерации, исходит, по общему правилу, из того, что любому лицу судебная защита гарантируется только при наличии оснований предполагать, что права и свободы, о защите которых просит лицо, ему принадлежат и при этом указанные права и свободы были нарушены или существует реальная угроза их нарушения.
На основании п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащим» при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснить: имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия; соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.
В силу п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащим» суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Основанием для признания незаконным бездействие министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области истец указывает непредставление ответчиком жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения из государственного специализированного жилищного фонда области.
В указанном случае бездействие министерства строительства и жилищно – коммунального хозяйства Саратовской области предполагает полное отсутствие или несовершение каких-либо действий, прямо предусмотренных законом.
Доказательств, объективно подтверждающих нарушение прав истца на получение меры социальной поддержки в виде предоставления жилого помещения, суду не представлено.
Само по себе непредставление Грузиновой Ю.В. жилого помещения по окончанию учебного заведения не свидетельствует о незаконном бездействии ответчика.
При этом суд учитывает, что предоставление указанной меры социальной поддержки носит заявительный характер, Грузинова Ю.В. состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении с 30.09.2014 года.
Поскольку совокупность обязательных условий, предусмотренных ст. 258 ГПК РФ по делу не установлена, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований истца о признании незаконным бездействие ответчика.
Расходы истца по оплате нотариальной доверенности в размере 900 рублей (л.д.7), подтверждены документально, и в соответствии со ст. 94 ГПК РФ подлежат взысканию с ответчика.
Согласно ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по её письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
В судебном заседании установлено, что 28.09.2013 года Грузиновой Ю.В. выдана доверенность на представление своих интересов Квитчук Н.В., Меркулову Д.В. (л.д. 7).
30.10.2014 года Квитчук Н.В. и Грузиновой Ю.В. заключен договор поручения, предметом которого является подготовка искового заявления и представление интересов доверителя в судебных органах по исковому заявлению к министерству строительства и ЖКХ Саратовской области о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированных жилых помещений из специализированного государственного жилищного фонда области; осуществление консультации доверителя по всем вопросам, возникающим в ходе исполнения возложенного на него поручения. Вознаграждение за совершение действий предусмотренных указанным выше договором составило 5000 рублей (л.д. 19).
Учитывая, непродолжительность рассмотрения настоящего дела, его невысокую сложность, отсутствие необходимости в значительных временных затратах по иску и сбору доказательств, а также то, что в судебном заседании Квитчук Н.В. как представитель истца по доверенности участия не принимала, суд считает возможным взыскать с ответчика в пользу истца 1000 рублей в счёт возмещения расходов на оплату услуг представителя, так как считает именно указанный размер оплаты помощи представителя разумным, соответствующим объему защищаемого права и объему выполненной представителем работы по данному гражданскому делу.
Согласно ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано
Таким образом, при частичном удовлетворении исковых требований, с ответчика в пользу истца, в соответствии с ч. 1 ст. 98 ГПК РФ, подлежит взысканию государственная пошлина в размере 200 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
обязать министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области предоставить Грузиновой ФИО10, 11.01.1988 года рождения, жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения из государственного специализированного жилищного фонда области в городе Саратов не менее 30 кв.м общей площади.
В удовлетворении остальной части исковых требований – отказать.
Взыскать с министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области в пользу Грузиновой ФИО11 расходы по оплате услуг представителя в размере 1000 рублей, расходы по оформлению нотариальной доверенности в размере 900 рублей, расходы по оплате государственной пошлины в размере 200 рублей.
Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения через Кировский районный суд г.Саратова.
Мотивированное решение изготовлено 23.12.2014 года.
Судья Е.В. Яремчук