Дело №2-897/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 апреля 2019 года
Свердловский районный суд города Костромы в составе председательствующего судьи Скрябиной О.Г., при секретаре Потаповой Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора города Костромы в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному учреждению города Костромы «Спортивная школа №1» и Администрации города Костромы об обязании устранить нарушения требований пожарной безопасности,
у с т а н о в и л:
Прокурор города Костромы в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с требованиями к МБУДО г. Костромы «Детско-юношеская спортивная школа №1» об обязании устранить нарушения правил пожарной безопасности при эксплуатации здания, расположенного по адресу: г. Кострома, ул. Пятницкая, д.30, а именно: устранить нарушение в виде наличия со второго этажа здания корпуса Б (антресоль) только одного эвакуационного выхода; устранить нарушение в виде отсутствия удаления продуктов горения при пожаре системами вытяжной противодымной вентиляции из коридора цокольного этажа корпуса Б.
Свои требования мотивировал следующим.
Прокуратурой города Костромы совместно со специалистом территориального отдела надзорной деятельности и профилактической работы г. Костромы ГУ МЧС по Костромской области <дата> в период с 15 часов 00 минут по 16 часов 30 минут проведена проверка соблюдения требований пожарной безопасности в здании Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования города Костромы «Детско- юношеская спортивная школа № 1», расположенном по адресу: г. Кострома, ул. Пятницкая, 30, в ходе которой выявлены нарушения требований пожарной безопасности при эксплуатации здания МБУ ДО «ДЮСШ № 1». На момент проверки здание «МБУ ДО «ДЮСШ № 1», расположенное по адресу: г. Кострома, ул. Пятницкая, д.З0, находилось на праве оперативного управления у МБУ ДО «ДЮСШ № 1». В ходе проверки проведено обследование вышеуказанного здания МБУ ДО «ДЮСШ № 1». По результатам проверки прокуратурой города <дата> внесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере пожарной безопасности в адрес директора МБУ ДО «ДЮСШ № 1», по результатам рассмотрения которого ряд требований прокурора до настоящего момента не исполнены и нарушения закона не устранены, а именно: со второго этажа здания корпуса Б (антресоль), предусмотрен один эвакуационный выход, что является нарушением ч. 3 ст. 4 ФЗ-123, п. 7.1.11 СП 1.13130.2009; не предусмотрено удаление продуктов горения при пожаре системами вытяжной противодымной вентиляции из коридора цокольного этажа корпуса Б, что является нарушением п. 7.2 (б, в) СП 7.131302013. Выявленные нарушения не обеспечивают заявленные цели приоритета мер предупреждения терроризма, минимизации и ликвидации последствий проявлений терроризма. Кроме этого, они создают в случае возникновения пожара, прямую угрозу жизни и здоровью посетителей здания МБУ ДО «ДЮСШ № 1», а значит, нарушают права неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, за причинение вреда которым, также предусматривается ответственность в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 24.07.1998 №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
В ходе рассмотрения настоящего гражданского дела истец уточнил свои требования и круг ответчиков. С учетом последующих уточнений истец просит: 1. Обязать Муниципальное бюджетное учреждение города Костромы «Спортивная школа № 1» (ИНН 4401189576, ОГРН 1184401006250), юр. адрес г. Кострома, ул. Пятницкая, д.30, устранить нарушения требований правил пожарной безопасности при эксплуатации здания Муниципальное бюджетное учреждение города Костромы «Спортивная школа № 1», расположенного по адресу: г. Кострома, ул. Пятницкая, д.30, а именно: устранить нарушение в виде наличия со второго этажа здания корпуса Б (антресоль) только одного эвакуационного выхода; устранить нарушение в виде отсутствия удаления продуктов горения при пожаре системами вытяжной противодымной вентиляции из коридора цокольного этажа корпуса Б; 2. Обязать Администрацию города Костромы обеспечить финансирование устранения нарушений требований правил пожарной безопасности при эксплуатации здания Муниципальное бюджетное учреждение города Костромы «Спортивная школа № 1», расположенного по адресу: г. Кострома, ул. Пятницкая, д.30, а именно: осуществить финансирование устранения нарушения в виде наличия со второго этажа здания корпуса Б (антресоль) только одного эвакуационного выхода; осуществить финансирование устранения нарушения в виде отсутствия удаления продуктов горения при пожаре системами вытяжной противодымной вентиляции из коридора цокольного этажа корпуса Б. Уточненные требования истец мотивирует следующим. Полномочия органов местного самоуправления по обеспечению первичных мер пожарной безопасности закреплены в ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», согласно которой к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах городских населенных пунктов относятся, в том числе создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах. Учредителем данного образовательного учреждения является муниципальное образование город Кострома в лице Администрации городского округа города Костромы. Учитывая изложенное, исполнение требований нормативно-правовых актов в сфере пожарной безопасности является обязанностью не только муниципального учреждения, но и органа местного самоуправления, который, будучи учредителем МБУ г. Костромы «Спортивная школа № 1», обеспечивает финансирование учреждения.
В настоящее время имущество, расположенное по адресу: г. Кострома, ул. Пятницкая, д. 30, передано в оперативное управление муниципальному бюджетному учреждению города Костромы «Спортивная школа № 1», в связи с чем по ходатайству истца была произведена замена ненадлежащего ответчика «МБУ ДО «ДЮСШ № 1» надлежащим МБУ г. Костромы «Спортивная школа №1», а так же к участию в деле в качестве соответчика была привлечена Администрация города Костромы, в качестве третьих лиц: Управление финансов Администрации города Костромы; Комитет образования, культуры, спорта и работы с молодежью Администрации города Костромы.
В судебном заседании помощник прокурора города Костромы Сомова Ю.А. уточненные требования Прокурора города Костромы поддержала по указанным в исковом заявлении и уточненном исковом заявлении основаниям, просила требования Прокурора города Костромы удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика Администрации города Костромы по доверенности Мальцева И.В. в судебном заседании требования прокурора города Костромы не признала, пояснила следующее. Администрация города Костромы возражает относительно заявленных требований по следующим основаниям. Требования прокурора города Костромы к Администрации города Костромы основаны на нормах пункта 10 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьи 19 Федерального закона от 21.12.1994 года № 69- ФЗ «О пожарной безопасности». В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа. В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» под первичными мерами пожарной безопасности понимается реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров. Согласно статье 19 указанного Закона к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах городских населенных пунктов относятся: - создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; - включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов; - оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения; - установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности. Таким образом, исходя из анализа приведенных норм следует, финансирование вышеуказанных нарушений (в виде наличия со второго этажа здания корпуса Б (антресоль) только одного эвакуационного выхода, в виде отсутствия удаления продуктов горения при пожаре системами противодымной вентиляции из коридора цокольного этажа корпуса Б по адресу: город Кострома, улица Пятницкая, дом 30) не относятся к первичным мерам пожарной безопасности в границах городского округа. Других норм материального права в обоснование заявленных требований прокурора города Костромы о возложении на Администрацию города Костромы обязанности осуществить финансирование выявленных нарушений на объекте недвижимого имущества, расположенного по адресу: город Кострома, улица Пятницкая, дом 30, находящегося в оперативном управлении МБУДО города Костромы «Детско-юношеская спортивная школа № 1», не приведено. Прокурором города Костромы приведен довод о том, что исполнение требований нормативно- правовых актов в сфере пожарной безопасности является обязанность не только муниципального учреждения, но и органом местного самоуправления, который, будучи учредителем МБУДО города Костромы «Детско- юношеская спортивная школа № 1», обеспечивает финансирование учреждение. Вместе с тем, вопросы надлежащего финансирования, не являются предметом рассмотрения заявленных требований. В обоснование указанной позиции о возложении на учредителя дополнительной ответственности по обязательствам бюджетного учреждения какие-либо нормы материального права не приведены. Согласно пункту 1 статьи 56 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Особенности ответственности казенного предприятия и учреждения по своим обязательствам определяются правилами абзаца третьего пункта 6 статьи 113, пункта 3 статьи 123.21, пунктов 3-6 статьи 123.22 и пункта 2 статьи 123.23 указанного Кодекса. Особенности ответственности религиозной организации определяются правилами пункта 2 статьи 123.28 настоящего Кодекса. Согласно пункту 2 статьи 56 Гражданского кодекса Российской Федерации учредитель (участник) юридического лица или собственник его имущества не отвечает по обязательствам юридического лица, а юридическое лицо не отвечает по обязательствам учредителя (участника) или собственника, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом или другим законом. Согласно пункту 5 статьи 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, в том числе приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных собственником его имущества, а также недвижимого имущества независимо от того, по каким основаниям оно поступило в оперативное управление бюджетного учреждения и за счет каких средств оно приобретено. По обязательствам бюджетного учреждения, связанным с причинением вреда гражданам, при недостаточности имущества учреждения, на которое в соответствии с абзацем первым настоящего пункта может быть обращено взыскание, субсидиарную ответственность несет собственник имущества бюджетного учреждения. Таким образом, действующее законодательство не предусматривает ответственность учредителя по обязательствам бюджетного учреждения. Согласно пункту 2.23.2 Положения о Комитете образования, культуры, спорта и работы с молодежью Администрации города Костромы, утвержденного постановлением Администрации города Костромы от 09.11.2012 года № 2366, Комитет в соответствии с решением Думы города Костромы о бюджете на очередной финансовый год является главным распорядителем средств бюджета города Костромы и осуществляет соответствующие бюджетные полномочия, установленные Бюджетным кодексом Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами города Костромы, регулирующими бюджетные правоотношения. В соответствии с пунктом 1.2 Положения об Управлении финансов Администрации города Костромы, утвержденного постановлением Администрации города Костромы от 16.11.2012 года № 2445, Управление является финансовым органом Администрации города Костромы, осуществляющим составление и организацию исполнения бюджета города Костромы, органом внутреннего муниципального финансового контроля и контрольным органом в сфере закупок, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд. Согласно пункту 2.1.1. указанного Положения сферу деятельности Управления образуют следующие предметы его ведения, в том числе организация исполнения бюджета города. В сфере организации исполнения бюджета города в соответствии с пунктом 2.3.1.Положения Управление самостоятельно осуществляет ведения сводного реестра главных распорядителей и получателей средств бюджета города, администраторов доходов и администраторов источников финансирования дефицита бюджета города; открытие и ведения лицевых счетов главных распорядителей, получателей средств бюджета города для учета операций по исполнению бюджета города, операций со средствами, поступающими во временное распоряжение получателей средств бюджета города, а также лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений города Костромы для учета операций со средствами, поступающими им в соответствии с законодательством Российской Федерации. Непосредственно организуя исполнение бюджета города в соответствие с пунктом 2.3.2 Положения Управление рассматривает предложения главных распорядителей и (или) получателей средств бюджета города об изменении бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств (подпункт «ж»); ведет сводный реестр главных распорядителей и получателей средств бюджета города, администраторов доходов и администраторов источников финансирования дефицита бюджета города (подпункт «к»); в соответствии с ведомственной структурой расходов бюджета города является главным распорядителем средств бюджета города(подпункт «л»); исполняет полномочия главного администратора (администратора) доходов бюджета города, предусмотренные бюджетным законодательством Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, в том числе контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним, являющихся доходами бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (подпункт «м»). Таким образом, Администрация города Костромы не является участником правоотношений, возникающих при доведении из бюджета города Костромы денежных средств, направленных на финансирование деятельности МБУ города Костромы «Спортивная школа № 1», до указанного учреждения. На основании вышеизложенного просит в удовлетворении требований прокурора города Костромы к Администрации города Костромы отказать в полном объеме.
Представитель ответчика МБУ г. Костромы «Спортивная школа №1» руководитель Олифев И.В. в судебном заседании удовлетворение требований оставил на усмотрение суда. Пояснил, что не оспаривает факт наличия нарушений правил пожарной безопасности на объекте по адресу: г. Кострома, ул. Пятницкая, д.30. Данное здание находится в оперативном управлении МБУ г. Костромы «Спортивная школа №1» с декабря 2018 года. Им, как руководителем учреждения, предприняты все необходимые меры для устранения данных недостатков. Разработан проект, смета, направлены письма для решения вопроса с финансированием. Однако, как следует из ответа Комитета образования, культуры, спорта и работы с молодежью Администрации города Костромы вопрос финансирования в 2019 году решен не будет.
Представитель третьего лица ТО надзорной деятельности и профилактической работы г. Костромы УНДиПРГУ МЧС России по Костромской области Ковшов А.А. в судебном заседании полагал требования прокурора г. Костромы обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Третье лицо Управление финансов Администрации города Костромы своего представителя в суд не направили, извещались, просили рассмотреть дело в отсутствии своего представителя, направили в суд письменный отзыв, в котором указали следующее. МБУ "Спортивная школа № 1" является получателем средств бюджета города Костромы, подведомственным главному распорядителю средств бюджета города Костромы Комитету образования, культуры, спорта и работы с молодежью Администрации города Костромы (далее - Комитет). Комитет обратился в Управление финансов с письмом от <дата> № о выделении средств на устранение нарушений по предписаниям МЧС России по Костромской области МБУ "Спортивная школа № 1". Бюджет города Костромы на протяжении многих лет является дефицитным и дотационным. Дефицит бюджета в 2018 году составил 245 214, 4 тысячи рублей. В настоящее время бюджет города утвержден с предельным дефицитом и характеризуется тяжелой и постоянно растущей долговой нагрузкой. Объем расходов бюджета города Костромы за первый квартал:2019 года составляет 1 112 771, 6 тысяч рублей. Дефицит бюджета на данный момент составляет 97 457, 4 тысячи рублей. В условиях крайне напряженного исполнения бюджета города Костромы, при отсутствии дополнительных доходных источников в первоочередном порядке средства направляются на обеспечение публичных нормативных обязательств, обязательств по выплате заработной платы работникам бюджетных учреждений, обеспечения питания в детских учреждениях, организацию летнего отдыха для детей, оплату коммунальных услуг и обслуживание муниципального долга. Эта норма закреплена пунктом 13 решения Думы города Костромы от 21 декабря 2018 года № 214 "О бюджете города Костромы на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов". Поэтому в данных условиях предусмотреть дополнительные средства на устранение нарушений по предписаниям МЧС России по Костромской области МБУ "Спортивная школа № 1" в настоящее время не представляется возможным, о чем в письме Комитету от <дата> № даны соответствующие пояснения. Указанный вопрос находится на контроле у Управления финансов и будет рассмотрен в ходе исполнения бюджета горда Костромы в 2019 году при условии поступления дополнительных доходных источников.
Третье лицо Комитет образования, культуры, спорта и работы с молодежью Администрации города Костромы своего представителя в суд не направили, извещались, просили рассмотреть дело в отсутствии своего представителя, направили письменный отзыв, в котором указали следующее. Комитет образования, культуры, спорта и работы с молодежью Администрации города Костромы вопрос об обоснованности заявленных требований оставляет на усмотрение суда, просит суд увеличить срок исполнения решения суда до 12 месяцев, В связи с чем, считают необходимым пояснить следующее. Учреждение по своему типу является муниципальным бюджетным учреждением (статья 9.1 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»). Согласно статьи 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» бюджетное учреждение действует в соответствии с муниципальным заданием, доводимым учредителем. Финансовое обеспечение выполнения государственного муниципального задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации. В силу статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии бюджетным учреждениям предусматриваются на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержащее государственного (муниципального) имущества, а также на иные цели. Каждая из субсидий носит строго целевой характер и не может быть направлена на финансирование мероприятий, не предусмотренных условиями ее предоставления. Постановлением Администрации города Костромы от 01.02.2017 № 207 «Об утверждении Порядка определения нормативных затрат на оказание муниципальных услуг (работ) муниципальными учреждениями города Костромы, подведомственными Комитету образования, культуры, спорта и работы с молодежью Администрации города Костромы» в состав нормативных затрат, непосредственно связанных с оказанием муниципальной услуги (работы), включаются: а) затраты на оплату труда с начислениями на выплаты по оплате труда работников, непосредственно связанных с оказанием муниципальной услуги, включая страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (далее - начисления на выплаты по оплате труда); б) затраты на приобретение материальных запасов и особо ценного движимого имущества, потребляемых (используемых) в процессе оказания муниципальной услуги, с учетом срока полезного использования (в том числе затраты на арендные платежи); в) иные затраты, непосредственно связанные с оказанием муниципальной услуги. Расходы финансируются за счет субсидий на иные цели, выделяемых на основании абзаца второго пункта 1 статьи 78,1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и Постановления Администрации города Костромы от 23.03.2012 № 559 "Об утверждении Порядка определения объема и условий предоставления субсидий на иные цели муниципальным бюджетным и автономным учреждениям города Костромы". Финансовое обеспечение предоставления субсидий осуществляется главным распорядителем средств бюджета (Комитетом образования, культуры, спорта и работы с молодежью Администрации города Костромы) в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете города Костромы на текущий финансовый год. На основании пункта 8 Порядка определения объема и условий предоставления субсидий на иные цели муниципальным бюджетным и автономным учреждениям города Костромы, утвержденного постановлением Администрации города Костромы от 23.03.2012 № 559, главный распорядитель средств бюджета вправе изменять размер предоставляемой субсидии в случае выявления дополнительной потребности муниципального учреждения в финансировании иных целей, при условии увеличения объема ассигнований, предусмотренных в бюджете города Костромы. Решением Думы города Костромы 21 декабря 2018 года № 214 «О бюджете города Костромы на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» бюджет города Костромы утвержден с дефицитом (недостаток средств): на 2019 год составляет 81 000,0 тысяч рублей, поэтому предоставление дополнительных средств из бюджета не представляется возможным.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлены следующие обстоятельства.
Прокуратурой города Костромы совместно со специалистом территориального отдела надзорной деятельности и профилактической работы г. Костромы ГУ МЧС по Костромской области <дата> в период с 15 часов 00 минут по 16 часов 30 минут проведена проверка соблюдения требований пожарной безопасности в здании Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования города Костромы «Детско-юношеская спортивная школа № 1» (далее- МБУ ДО «ДЮСШ № 1», расположенном по адресу: г. Кострома, ул. Пятницкая, 30, в ходе которой выявлены нарушения требований пожарной безопасности при эксплуатации здания МБУ ДО «ДЮСШ № 1».
В настоящее время имущество, расположенное по адресу: г. Кострома, ул. Пятницкая, д. 30, передано в оперативное управление муниципальному бюджетному учреждению города Костромы «Спортивная школа № 1».
В соответствии с пунктами 1, 7, 12 статьи 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», противодействие терроризму в Российской Федерации основывается, в том числе, на принципах обеспечения и защита основных прав и свобод человека и гражданина; приоритета мер предупреждения терроризма; минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
Частью 3.1. статьи 5 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» установлено, что юридические лица в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании, либо использующие принадлежащее им имущество в социальных, благотворительных, культурных, образовательных или иных общественно-полезных целях, не связанных с извлечением прибыли, выполняют требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), используемых для осуществления указанных видов деятельности.
В соответствии со статьями 1, 37 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности. Руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
Законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности, согласно статьи 2 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
К иным нормативно-правовым актам, регламентирующим требования пожарной безопасности в торговых центрах относятся, в том числе: Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее Федеральный закон № 123-ФЗ); Правила противопожарного режима, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 года № 390 «О противопожарном режиме» (далее - ППР в РФ); Государственные строительные нормы и правила «Пожарная безопасность зданий и сооружений», утвержденные постановлением Министерства строительства Российской Федерации от 13.02.1997 года № 18-7 (далее СНиП 21-01-97); СНиП 2.08.02-89* «Общественные здания и сооружения»; «СП 118.13330.2012* Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009» и другие.
По результатам проверки прокуратурой города <дата> внесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере пожарной безопасности в адрес директора МБУ ДО «ДЮСШ № 1», по результатам рассмотрения которого ряд требований прокурора до настоящего момента не исполнены и нарушения закона не устранены, а именно:
- со второго этажа здания корпуса Б (антресоль), предусмотрен один эвакуационный выход, что является нарушением ч. 3 ст. 4 ФЗ-123, п. 7.1.11 СП 1.13130.2009;
- не предусмотрено удаление продуктов горения при пожаре системами вытяжной противодымной вентиляции из коридора цокольного этажа корпуса Б, что является нарушением п. 7.2 (б, в) СП 7.131302013.
Выявленные нарушения не обеспечивают заявленные цели приоритета мер предупреждения терроризма, минимизации и ликвидации последствий проявлений терроризма. Кроме этого, они создают в случае возникновения пожара, прямую угрозу жизни и здоровью посетителей здания МБУ «Спортивная школа № 1», а значит, нарушают права неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, за причинение вреда которым, также предусматривается ответственность в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 24.07.1998 №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
При таких обстоятельствах требования прокурора города Костромы к МБУ «Спортивная школа №1» обоснованны и подлежат удовлетворению.
В удовлетворении требований прокурора города Костромы к Администрации города Костромы о финансировании устранений выявленных нарушений противопожарной безопасности суд отказывает по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» под первичными мерами пожарной безопасности понимается реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.
Согласно статье 19 указанного Закона к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах городских населенных пунктов относятся:
- создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах;
- включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов;
- оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения;
- установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.
Устранение нарушений (в виде наличия со второго этажа здания корпуса Б (антресоль) только одного эвакуационного выхода, в виде отсутствия удаления продуктов горения при пожаре системами противодымной вентиляции из коридора цокольного этажа корпуса Б по адресу: город Кострома, улица Пятницкая, дом 30) не относятся к первичным мерам пожарной безопасности в границах городского округа.
Согласно пункту 2 статьи 56 Гражданского кодекса Российской Федерации учредитель (участник) юридического лица или собственник его имущества не отвечает по обязательствам юридического лица, а юридическое лицо не отвечает по обязательствам учредителя (участника) или собственника, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом или другим законом.
Согласно пункту 5 статьи 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, в том числе приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных собственником его имущества, а также недвижимого имущества независимо от того, по каким основаниям оно поступило в оперативное управление бюджетного учреждения и за счет каких средств оно приобретено. По обязательствам бюджетного учреждения, связанным с причинением вреда гражданам, при недостаточности имущества учреждения, на которое в соответствии с абзацем первым настоящего пункта может быть обращено взыскание, субсидиарную ответственность несет собственник имущества бюджетного учреждения.
Таким образом, действующее законодательство не предусматривает ответственность учредителя по обязательствам бюджетного учреждения.
Согласно пункту 2.23.2 Положения о Комитете образования, культуры, спорта и работы с молодежью Администрации города Костромы, утвержденного постановлением Администрации города Костромы от 09.11.2012 года № 2366, Комитет в соответствии с решением Думы города Костромы о бюджете на очередной финансовый год является главным распорядителем средств бюджета города Костромы и осуществляет соответствующие бюджетные полномочия, установленные Бюджетным кодексом Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами города Костромы, регулирующими бюджетные правоотношения. Комитет является юридическим лицом.
В соответствии с пунктом 1.2 Положения об Управлении финансов Администрации города Костромы, утвержденного постановлением Администрации города Костромы от 16.11.2012 года № 2445, Управление является финансовым органом Администрации города Костромы, осуществляющим составление и организацию исполнения бюджета города Костромы, органом внутреннего муниципального финансового контроля и контрольным органом в сфере закупок, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
Согласно пункту 2.1.1. указанного Положения сферу деятельности Управления образуют следующие предметы его ведения, в том числе организация исполнения бюджета города.
В сфере организации исполнения бюджета города в соответствии с пунктом 2.3.1.Положения Управление самостоятельно осуществляет ведения сводного реестра главных распорядителей и получателей средств бюджета города, администраторов доходов и администраторов источников финансирования дефицита бюджета города; открытие и ведения лицевых счетов главных распорядителей, получателей средств бюджета города для учета операций по исполнению бюджета города, операций со средствами, поступающими во временное распоряжение получателей средств бюджета города, а также лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений города Костромы для учета операций со средствами, поступающими им в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Непосредственно организуя исполнение бюджета города в соответствие с пунктом 2.3.2 Положения Управление рассматривает предложения главных распорядителей и (или) получателей средств бюджета города об изменении бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств (подпункт «ж»); ведет сводный реестр главных распорядителей и получателей средств бюджета города, администраторов доходов и администраторов источников финансирования дефицита бюджета города (подпункт «к»); в соответствии с ведомственной структурой расходов бюджета города является главным распорядителем средств бюджета города(подпункт «л»); исполняет полномочия главного администратора (администратора) доходов бюджета города, предусмотренные бюджетным законодательством Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, в том числе контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним, являющихся доходами бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (подпункт «м»).
Таким образом, Администрация города Костромы не является участником правоотношений, возникающих при доведении из бюджета города Костромы денежных средств, направленных на финансирование деятельности МБУ города Костромы «Спортивная школа № 1», до указанного учреждения.
Оснований для обязания Администрации города Костромы, как органа местного самоуправления, финансировать устранение нарушений, имеющихся в здании, находящемся в оперативном управлении муниципального учреждения, не имеется.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования Прокурора города Костромы в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному учреждению города Костромы «Спортивная школа №1» об обязании устранить нарушения требований пожарной безопасности удовлетворить.
Обязать Муниципальное бюджетное учреждение города Костромы «Спортивная школа № 1» (ИНН 4401189576, ОГРН 1184401006250), юр. адрес г. Кострома, ул. Пятницкая, д.30, устранить нарушения требований правил пожарной безопасности при эксплуатации здания Муниципальное бюджетное учреждение города Костромы «Спортивная школа № 1», расположенного по адресу: г. Кострома, ул. Пятницкая, д.30, а именно:
- устранить нарушение в виде наличия со второго этажа здания корпуса Б (антресоль) только одного эвакуационного выхода;
- устранить нарушение в виде отсутствия удаления продуктов горения при пожаре системами вытяжной противодымной вентиляции из коридора цокольного этажа корпуса Б.
В удовлетворении требований Прокурора города Костромы в интересах неопределенного круга лиц к Администрации города Костромы об обязании финансирования мероприятий по устранению нарушений требований правил пожарной безопасности при эксплуатации здания Муниципальное бюджетное учреждение города Костромы «Спортивная школа № 1», расположенного по адресу: г. Кострома, ул. Пятницкая, д.30, отказать.
Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Свердловский районный суд г. Костромы в течение месяца с момента его изготовления в окончательном виде.
Судья
Полный текст решения изготовлен 05 мая 2019 года