Судья Байметов А.А. Дело № 2-1369/2022
(первая инстанция)
№33-2968/2022
(апелляционная инстанция)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Севастополь 10 октября 2022 года
Судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда в составе:
председательствующего, судьи - Григоровой Ж.В.,
судей - Козуб Е.В., Анашкиной И.А.,
при секретаре - Бойко Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Козуб Е.В. апелляционные жалобы ответчика Федерального казенного учреждения «Управление Черноморского флота», третьего лица войсковой части 63876 Министерства обороны Российской Федерации, третьего лица Филиала федерального казенного учреждения «Управление Черноморского флота» - «5 финансово-экономическая служба» на решение Ленинского районного суда города Севастополя от 21 июля 2022 года по гражданскому делу по исковому заявлению Ромашова В. А. к Федеральному казенному учреждению «Управление Черноморского флота», третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, войсковая часть 63876 Министерства обороны Российской Федерации, Филиал федерального казенного учреждения «Управление Черноморского флота» - «5 финансово-экономическая служба» о возложении обязанности произвести перерасчет должностного оклада, взыскании недополученной заработной платы, компенсации за несвоевременную задержку выплаты заработной платы, компенсации за неиспользованный ежегодный дополнительный отпуск, компенсации за отработанные сверх установленной нормы количество часов, компенсации за нарушение оплаты за отработанные сверх установленной нормы количество часов, компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛА:
26.03.2022 года истец Ромашов В. А. обратился в суд с иском к ответчику Федеральному государственному унитарному предприятию «13 судоремонтный завод Черноморского флота» Министерства обороны Российской Федерации, дополнив иск и увеличив размер исковых требований, просит обязать ответчика произвести перерасчет должностного оклада истца с декабря 2018 года по октябрь 2020 года путем повышения на 24% за работу в опасных условиях, взыскать с ФКУ «Управление Черноморского флота» в пользу Ромашова В. А. недополученную заработную плату за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 53639,04 рублей, обязать ответчика выплатить истцу компенсацию за несвоевременную задержку части заработной платы за работу в опасных условиях, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 26468,24 рублей, компенсацию за несвоевременную задержку части заработной платы за работу в опасных условиях за период с ДД.ММ.ГГГГ по день фактической выплаты из расчета основного долга в размере 53639,04 рублей, денежную компенсацию за не предоставленный работодателем ежегодный дополнительный отпуск, в связи с опасными условиями труда, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 124545,48 рублей, денежную компенсацию за отработанные сверх нормы 4 часа в неделю за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 116799,79 рублей, компенсацию за несвоевременную задержку части заработной платы за отработанные сверх нормы 4 часа в неделю за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 57862,43 рублей, компенсацию за несвоевременную задержку части заработной платы за отработанные сверх нормы 4 часа в неделю за период с ДД.ММ.ГГГГ по день фактической выплаты из расчета основного долга в размере 116799,79 рублей, взыскать с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 10000 рублей, взыскать с ответчика в пользу истца расходы на оплату услуг представителя, понесенные истцом в связи с рассмотрением настоящего дела, мотивируя исковые требования тем, что ДД.ММ.ГГГГ между истцом и Министерством обороны РФ в лице войсковой части 63876 Минобороны России был заключен трудовой договор, согласно которому истец принят на работу в должности водителя автомобильной пожарной команды. Согласно отчету о проведении СОУТ в в/ч 63876, утвержденному ДД.ММ.ГГГГ, на указанных рабочих местах работникам гарантии и компенсации за опасные условия труда по результатам СОУТ не установлены. В соответствии с отчетом о проведении СОУТ в в/ч 63876, утвержденном ДД.ММ.ГГГГ, в отношении рабочих мест командира отделения пожарной команды и водителя автомобиля пожарной команды установлен итоговый класс (подкласс) условий труда - 4 (опасные условия труда). Приказом командира войсковой части 63876 от ДД.ММ.ГГГГ № работникам пожарной команды базы хранения материальных и технических средств (г. Симферополь), рабочие места которых отнесены к опасным условиям труда, установлена сокращенная продолжительность рабочего времени. Приказом командира войсковой части от ДД.ММ.ГГГГ № указанной категории работников повышены должностные оклады на 24%, о чем должностные лица пожарной команды уведомлены установленным порядком. Истец считает, что результат СОУТ от ДД.ММ.ГГГГ не соответствует действительности (аналогичные условия труда того же перечня рабочих мест в/ч 63876 результатом СОУТ от ДД.ММ.ГГГГ признаны опасными) и противоречит действующему законодательству в части установления итогового класса (подкласса) условий труда, гарантий и компенсаций. Учитывая характер и виды выполняемых работ, которые с начала заключения трудового договора не менялись, истец полагает, что его условия труда изначально являлись вредными и опасными, со стороны работодателя с момента проведения СОУТ (ДД.ММ.ГГГГ) и до ДД.ММ.ГГГГ не производилась доплата, которая предусмотрена нормами ст. 147 ТК РФ.
Определением Ленинского районного суда г. Севастополя от 16 мая 2022 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Филиал федерального казенного учреждения «Управление Черноморского флота» - «5 финансово-экономическая служба».
Решением Ленинского районного суда города Севастополя от 21 июля 2022 года исковые требования Ромашова В. А. к Федеральному казенному учреждению «Управление Черноморского флота», третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, войсковая часть 63876 Министерства обороны Российской Федерации, Филиал федерального казенного учреждения «Управление Черноморского флота» - «5 финансово-экономическая служба» о возложении обязанности произвести перерасчет должностного оклада, взыскании недополученной заработной платы, компенсации за несвоевременную задержку выплаты заработной платы, компенсации за неиспользованный ежегодный дополнительный отпуск, компенсации за отработанные сверх установленной нормы количество часов, компенсации за нарушение оплаты за отработанные сверх установленной нормы количество часов, компенсации морального вреда удовлетворены. Взыскана с Федерального казенного учреждения «Управление Черноморского флота» в пользу Ромашова В.А. недополученная заработная плата за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 53639,04 рублей, компенсация за несвоевременную задержку части заработной платы за работу в опасных условиях за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 26468,24 рублей, компенсация за несвоевременную задержку части заработной платы за работу в опасных условиях за период с ДД.ММ.ГГГГ по день фактической выплаты из расчета основного долга в размере 53 639,04 рублей, денежная компенсация за не предоставленный работодателем ежегодный дополнительный отпуск в размере 124545,48 рублей, недополученная заработная плата за отработанные сверх нормы 4 часа в неделю за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 116799,79 рублей, денежная компенсация за несвоевременную задержку части заработной платы за отработанные сверх нормы 4 часа в неделю за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 57862,43 рублей, компенсация за несвоевременную задержку части заработной платы за отработанные сверх нормы 4 часа в неделю за период с ДД.ММ.ГГГГ по день фактической выплаты из расчета основного долга в размере 116799,79 рублей, компенсация морального вреда в размере 10000 рублей, расходы по оплате услуг представителя в размере 55000 рублей.
Ответчиком ФКУ «Управление Черноморского флота» и третьим лицом Войсковой частью 63876 Министерства обороны Российской Федерации поданы апелляционные жалобы, просят решение районного суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Указывают о том, что в рамках мероприятий по государственным контрактам от ДД.ММ.ГГГГ № по проведению специальной оценки условий труда на занятых работниками рабочих местах войсковой части 63876, проведена специальная оценка условий труда (СОУТ). Экспертом организации ООО Экостандарт «Технические решения» в соответствии с действующей Методикой проведения специальной оценки условий труда (Приложение № к Приказу N 33н от ДД.ММ.ГГГГ) проведен анализ работы, фактически выполняемой работником на рабочем месте и экспертом не установлен контакт работника с выполнением работы связанной с опасными условиями труда. В соответствии с требованиями Федерального закона № 426-ФЗ Комиссией по СОУТ в/ч 63876 составлен протокол, являющийся составной частью отчета, в котором констатировано наличие для рабочих мест работников каждой пожарной команды двух рабочих зон: рабочая зона повседневного нахождения и функционирования работников дежурной смены пожарной команды в пожарном депо подразделения (2 класс); рабочая зона выполнения работ личным составом боевого расчета пожарной команды на объектах пожара, при тушении пожаров и проведении аварийно- спасательных работ (территориально меняющаяся рабочая зона) - (4 класс), что нашло свое отражение в заключенном дополнительном соглашении к трудовому договору истца №, ДД.ММ.ГГГГ. В судебном заседании ответчиком представлены доказательства о том, что истец к мероприятиям, направленным на спасение людей и имущества от пожаров, осуществление тушения пожаров и проведение аварийно-спасательных работ не привлекался т.к. фактически в силу статьи 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», приказа Министра обороны от ДД.ММ.ГГГГ № «Положение о ведомственной пожарной охране Вооруженных Сил Российской Федерации», выполняемая работа истцом в должности водитель автомобиля пожарной команды базы (хранения материальных и технических средств) (г. Симферополь) войсковой части 63876 пожарной охраны, которая отнесена к объектовому подразделению и предназначена для организации и несению дежурства структурного подразделения войсковой части 63876 без выезда за территорию базы (хранения материальных и технических средств) (г. Симферополь), однако судом не принято во внимание и надлежащая оценка выполнению работы истца не дана. В соответствии с картой рабочего места пожарный пожарной команды карта СОУТ 1300, Ромашову В.А. установлен итоговый класс (подкласс) условий труда - 2 класс и в соответствии с приказом МО РФ 2014г. № должностной оклад не повышается. С ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с пунктом 4 главы II приложения № приказа Министра обороны Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ № гражданскому персоналу воинских частей и организаций, занятому на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, должностные оклады (тарифные ставки) повышаются: на работах с вредными условиями труда 1 степени - на 4 процента; на работах с вредными условиями труда 2 степени - на 8 процентов; на работах с вредными условиями труда 3 и (или) 4 степеней - на 12 процентов; на работах с опасными условиями труда - на 24 процента. Должностные оклады (тарифные ставки) повышаются гражданскому персоналу, на рабочих местах которого условия труда по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда. Повышение должностных окладов (тарифных ставок) гражданскому персоналу за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, установленное до вступления в силу Настоящего приказа, сохраняются до проведения специальной оценки условий труда. По представлению Государственной инспекции труда города Севастополя Департаментом труда и социальной защиты населения города Севастополя проведена Государственная экспертиза. Согласно заключению Государственной экспертизы условий труда от ДД.ММ.ГГГГ № качество проведения специальной оценки условий труда в 2018 году на рабочих местах работников базы (хранения материальных и технических средств) г. Симферополь пожарной команды (пожарное депо) не соответствует требованиям законодательства о специальной оценке условий труда. Качество проведения специальной оценки условий труда в 2019 и 2020 гг. на рабочих местах работников базы (хранения материальных и технических средств) г. Симферополь пожарной команды (пожарное депо) соответствует специальной оценки условий труда. На основании указанного заключения по результатам государственной экспертизы условий труда Государственной инспекцией труда города Севастополя вынесено предписание № от ДД.ММ.ГГГГ, которым предписано командиру войсковой части 63876 обеспечить предоставление работникам пожарной команды базы (хранения материальных и технических средств) г. Симферополь за период ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ гг. в полном объёме гарантий и компенсаций, предусмотренных трудовым законодательством из расчета итогового класса (подкласса) - 4 класс. При этом, судом первой инстанции не принято во внимание и не нашло своего отражения в постановленном решении суда о том, что согласно апелляционного определения от ДД.ММ.ГГГГ по делу 33а-1331/2022 решение Ленинского районного суда г. Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ по административному исковому заявлению командира войсковой части 63876 о признании незаконным предписание № отменено в части возложения обязанности устранить нарушения трудового законодательства путем предоставления работникам пожарной команды базы (хранения материальных и технических средств) г. Симферополь в/ч 63876 за период с ДД.ММ.ГГГГ по май 2020 года в полном объеме гарантий и компенсаций, предусмотренных трудовым законодательством из расчета итогового класса (подкласса) условий труда, установленного протоколом № заседания комиссии по СОУТ в/ч 63876 от ДД.ММ.ГГГГ (4 класс). В соответствии с проведенной внеплановой СОУТ войсковой части 63876, утвержденной ДД.ММ.ГГГГ карта рабочего места 1300, работнику Ромашову В.А. установлен итоговый класс (подкласс) условий труда - 4 класс, повышение оклада на 24% ему произведено с ДД.ММ.ГГГГ. На период до утверждения отчета о проведении внеплановой СОУТ 2020 применительно к положениям статьи Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 426-ФЗ ухудшения положения истца работодателем не допущено, поскольку вредный характер условий работы истца соответствующими документами не подтвержден. Условия труда работника Ромашова В.А. отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда лишь по результатам СОУТ от ДД.ММ.ГГГГ. Судом установлено и нашло свое отражение в постановленном решении о том, работники пожарной команды войсковой части 63876, в том числе и Ромашов В.А., заявлением от ДД.ММ.ГГГГ обращались к командиру войсковой части 63876 с коллективным заявлением о несогласии с результатами СОУТ от ДД.ММ.ГГГГ, ввиду с противоречивостью СОУТ от ДД.ММ.ГГГГ, которое поступило в адрес командира этой же воинской части ДД.ММ.ГГГГ. На данное коллективное обращение был дан ответ в установленный законом срок (исх.№ от ДД.ММ.ГГГГ которым, работникам пожарной команды разъяснено об отсутствии правовых оснований перерасчета должностных окладов. Однако, при вынесении решения судом данный факт не учтен. Истцом пропущен срок обращения в суд с данными требованиями, доказательств, подтверждающих уважительность пропуска срока обращения в суд, истцом не предоставлено, судом надлежащая оценка пропуску истцом срока обращения в суд не дана и не нашло своего отражения в постановленном решении суда первой инстанции.
Третьим лицом Филиалом федерального казенного учреждения «Управление Черноморского флота» - «5 финансово-экономическая служба» подана апелляционная жалоба, просит решение районного суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Указывает о том, что истцом пропущен срок обращения в суд, с результатами проведения СОУТ, утвержденными ДД.ММ.ГГГГ, истец ознакомлен ДД.ММ.ГГГГ, с требованиями о взыскании недополученной заработной платы и компенсационных выплат истец обратился в марте 2022 года, с нарушением срока обращения в суд, установленного ст. 392 ТК РФ, в отсутствие уважительных причин пропуска срока. Доводы истца о том, что условия его труда являлись вредными независимо от результатов СОУТ, несостоятельны, основаны на субъективной оценке. До СОУТ 2020 года, ввиду отсутствия документального подтверждения опасных условий труда, должностные оклады (тарифные ставки) истцу не могли быть повышены, компенсация за их невыплату не может быть рассчитана и выплачена, сокращённая продолжительность рабочего времени, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск установлены быть не могли. Судом первой инстанции не учтено, что из стажа работы дающего право на ежегодный дополнительный отпуск за работу с вредными и опасными условиями труда исключаются ежегодный основной отпуск, больничные и т.п. 5 ФЭС ЧФ не согласен с расчетом, предоставленным истцом, и принятым судом, размер денежной компенсации за ежегодный дополнительный отпуск в связи с опасными условиями труда за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составляет 44587,80 рублей. Требования истца о компенсации морального вреда являются незаконными, поскольку нравственные или физические страдания работодателем истцу причинены не были. Заявленный истцом размер судебных издержек носит чрезмерный характер, поскольку рассматриваемое дело не является сложным, не требует проведения экспертиз или истребования дополнительных документов, услуги представителя состоят из участия в двух судебных заседаниях и подготовки искового заявления.
Истцом Ромашовым В.А. поданы письменные возражения на апелляционные жалобы ответчика и третьих лиц, в которых указывает на законность судебного акта, просит в удовлетворении апелляционных жалоб отказать.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика Харитонов М.В., представитель третьего лица Филиала федерального казенного учреждения «Управление Черноморского флота» - «5 финансово-экономическая служба» Письменная М.Д. доводы апелляционных жалоб поддержали.
Представитель истца Шахматова Н.В. возражала против удовлетворения апелляционных жалоб, ссылаясь на законность и обоснованность судебного акта районного суда.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции истец Ромашов В.А., представитель третьего лица войсковой части 63876 Министерства обороны Российской Федерации не явились, о дате, времени и месте судебного заседания по рассмотрению апелляционных жалоб извещены надлежащим образом, в соответствии с правилами ст. 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, о причинах неявки суду апелляционной инстанции не сообщили, истец Ромашов В.А. воспользовался правом, предусмотренным частью 1 статьи 48 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации на ведение дела в суде его представителем Шахматовой Н.В., полномочия которой подтверждены ордером №, удостоверение адвоката № от ДД.ММ.ГГГГ.
Судебная коллегия, заслушав доклад судьи Козуб Е.В., доводы представителя ответчика Харитонова М.В. и представителя третьего лица Письменной М.Д., возражения представителя истца Шахматовой Н.В., обсудив доводы апелляционных жалоб и письменных возражений на жалобы, изучив материалы гражданского дела, проверив законность и обоснованность судебного акта районного суда в пределах доводов апелляционных жалоб в порядке части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены решения районного суда.
Судебным разбирательством установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между Министерством обороны Российской Федерации и Ромашовым В.А. заключен трудовой договор №, согласно которому Ромашов В.А. принят на работу на должность водителя автомобиля пожарной команды. Местом работы истца является база (хранения материальных и технических средств, объединения 1 разряда) (г. Симферополь, Республика Крым), расположенное по адресу: <адрес> (п. 1.4 трудового договора). Дата начала работы - ДД.ММ.ГГГГ (п. 1.6 трудового договора). Трудовой договор заключен на неопределенный срок (п. 1.7 трудового договора).
Работодатель обязался обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда (п. 3.3 трудового договора).
Условия оплаты труда установлены разделом 4 трудового договора, согласно которому, условия оплаты труда работника установлены приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № (п. 4.1 трудового договора).
Работнику устанавливается должностной оклад в размере 6864,00 рублей в месяц (п. 4.2 трудового договора).
Работнику устанавливаются выплаты стимулирующего характера: ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за выслугу лет в размере 15 процентов должностного оклада; премия по результатам работы 25%; единовременное денежное вознаграждение за добросовестное исполнение должностных обязанностей по итогам работы за год в размере до двух должностных окладов (п. 4.3 трудового договора).
Работнику могут производиться иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (п. 4.5 трудового договора).
Выплата заработной платы работнику производится в денежной форме в валюте Российской Федерации (в рублях) (п. 4.6 трудового договора).
Согласно п. 5.1 трудового договора, работнику устанавливается суммированный учет рабочего времени, ежегодный основной (ежегодный основной удлиненный) оплачиваемый отпуск продолжительностью 28 календарных дней с сохранением места работы (должности) и среднего заработка.
Работнику предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск в случаях, предусмотренных статьей 116 Трудового кодекса Российской Федерации (п. 5.3 трудового договора).
ДД.ММ.ГГГГ между войсковой частью 63876 Министерства обороны Российской Федерации и Ромашовым В.А. заключено дополнительное соглашение к трудовому договору № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому, внесены дополнения в раздел «1. Общие положения»: включен в раздел «1. Общие положения»: «1.8 Условия труда на рабочем месте (по результатам спецоценки от ДД.ММ.ГГГГ): рабочая зона повседневного нахождения и функционирования пожарной команды (пожарное депо) - допустимые условия труда; рабочая зона выполнения работ пожарной команды на объекте пожара, при тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ (территориально меняющаяся рабочая зона) - опасные условия труда». Изменения в трудовой договор, определённые настоящим дополнительным соглашением вступают в силу с ДД.ММ.ГГГГ (п. 2 дополнительного соглашения).
ДД.ММ.ГГГГ между Министерством обороны Российской Федерации в лице командира войсковой части 63876 и Ромашовым В.А. заключено дополнительное соглашение к трудовому договору № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому, в пункт 4, подпункт 4.2 трудового договора внесены изменения, согласно которым, установлена оплата труда по 6 группе тарифных ставок с окладом 7160,00 рублей в месяц. Изменения в трудовой договор, определённые настоящим дополнительным соглашением вступают в силу с ДД.ММ.ГГГГ (п. 2 дополнительного соглашения).
ДД.ММ.ГГГГ между войсковой частью 63876 Министерства обороны Российской Федерации и Ромашовым В.А. заключено дополнительное соглашение к трудовому договору № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому, в пункт 4, подпункт 4.2 трудового договора внесены изменения, согласно которым, указано: «Установить размер должностного оклада 7375,00 рублей в месяц» изменить на «Повысить должностные оклады (тарифные ставки) гражданскому персоналу, на рабочих местах которого условия труда по результатам специальной оценки условий труда отнесены к опасным условиям труда (4 класс) - на 24%». Изменения в трудовой договор, определённые настоящим дополнительным соглашением вступают в силу с ДД.ММ.ГГГГ (п. 2 дополнительного соглашения).
Согласно отчету о проведении СОУТ в в/ч 63876, утвержденному от ДД.ММ.ГГГГ, на указанных рабочих местах работникам гарантии и компенсации за условия труда по результатам СОУТ не установлены.
В соответствии с отчетом о проведении СОУТ в в/ч 63876, утвержденным ДД.ММ.ГГГГ, в отношении рабочих мест командира отделения пожарной команды и водителя автомобиля пожарной команды установлен итоговый класс (подкласс) условий труда - 4 (опасные условия труда). В соответствии с приказом командира войсковой части 63876 от ДД.ММ.ГГГГ №, работникам пожарной команды базы хранения материальных и технических средств (г. Симферополь), рабочие места которых отнесены к опасным условиям труда установлена сокращенная продолжительность рабочего времени, приказом командира войсковой части от ДД.ММ.ГГГГ № указанной категории работников повышены должностные оклады на 24%, о чем должностные лица пожарной команды уведомлены установленным порядком.
По результатам проведения этих работ, протоколами комиссии по СОУТ войсковой части 63876 было констатировано наличие для рабочих мест работников каждой пожарной команды двух рабочих зон:- рабочая зона повседневного нахождения и функционирования работников дежурной смены пожарной команды в пожарном депо подразделения; рабочая зона выполнения работ личным составом боевого расчета пожарной команды на объектах пожара, при тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ (территориально меняющаяся рабочая зона).
Согласно СОУТ 2018 года в войсковой части 63876 для работников пожарных команд установлен 2 класс (допустимые условия труда) - для рабочей зоны повседневного нахождения и функционирования работников дежурной смены пожарной команды в пожарном депо подразделения, и 4 класс (опасные условия труда) - на объектах пожара, при тушении пожаров и проведении аварийно- спасательных работ (территориально меняющаяся рабочая зона).
Согласно сведений военной прокуратуры - войсковая часть 90935 от ДД.ММ.ГГГГ, в 107 военную прокуратуру гарнизона поступило коллективное обращение о нарушении должностными лицами войсковой части 63876 требований трудового законодательства.
Проведенной во взаимодействии со специалистами Государственной Инспекции труда г. Севастополя проверкой установлено, что в ноябре 2018 года на базе хранения материальных и технических средств (объединения, 1 разряда) войсковой части 63876 проведена специальная оценка условий труда, по результатам которой в отношении рабочих мест командира отделения, пожарного и водителя пожарной команды установлен 2 (допустимые условия труда) итоговый класс условий труда.
Проведенной в ноябре 2019 года СОУТ в отношении рабочего места начальника пожарной команды указанной базы установлен 4 (опасные условия труда) итоговый класс условий труда.
В ходе проведения внепланово в октябре 2020 года СОУТ, в отношении рабочих мест командира отделения, пожарного и водителя пожарной команды установлен 4 (опасные условия труда) итоговый класс условий труда. В соответствии с приказом командира войсковой части 63876 от ДД.ММ.ГГГГ №№, работникам пожарной команды базы хранения материальных и технических средств (г. Симферополь), рабочие места которых отнесены к опасным условиям труда установлена сокращенная продолжительность рабочего времени, приказом командира воинской части от ДД.ММ.ГГГГ № указанной категории работников повышены должностные оклады на 24 %, о чем должностные лица пожарной команды уведомлены установленным порядком.
В связи с выявленными по результатам проведённой в ноябре 2018 года и октябре 2020 года СОУТ противоречиями в части установления итогового класса условий труда, гарантий и компенсаций за условия труда, установленных должностным лицам пожарной команды, командованием войсковой части 63876 в целях оценки качества проведения СОУТ за 2018 и 2020 год, правильности предоставления гарантий и компенсаций за работу с вредными и опасными условиями труда в мае 2021 года направлен запрос в адрес директора Департамента труда и социальной защиты населения г. Севастополя, до настоящего времени ответ не поступал.
Изучением журнала входящей документации войсковой части 63876 установлено, что коллективное обращение работников пожарной команды о несогласии с результатами СОУТ от ДД.ММ.ГГГГ поступило в воинскую часть ДД.ММ.ГГГГ (вх. №), ответ на указанное обращение дан в установленный законом срок (исх. № от ДД.ММ.ГГГГ), в котором разъяснено о невозможности перерасчета должностных окладов работникам пожарной команды.
В связи с выявленными специалистами Государственной Инспекции труда г. Севастополя нарушениями трудового законодательства, обусловленными несвоевременным ознакомлением работников пожарной команды с результатам СОУТ, а также не принятием к учету предложений работников, в адрес командира войсковой части 63876 внесено представление об устранении нарушений закона, которое находится на рассмотрении.
Согласно сведений военной прокуратуры - войсковая часть 90935 от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ в 107 военную прокуратуру гарнизона поступило коллективное обращение, которое рассмотрено в части доводов о нарушении должностными лицами войсковой части 63876 требований трудового законодательства согласно компетенции.
Копия обращения для разрешения в части возможного нарушения отдельными должностными лицами базы хранения материальных и технических средств объединения 1 разряда войсковой части 63876 (г. Симферополь) законодательства, регламентирующего порядок прохождения медицинских осмотров, направлена военному прокурору 309 военной прокуратуры гарнизона. В части доводов о предоставлении начальнику пожарной команды базы хранения материальных и технических средств объединения 1 разряда положенной ему надбавки за опасные условия труда в размере 24 %, перерасчета за сокращенную продолжительность рабочего времени, а также дополнительного отпуска за 2019-2020 годы направлен ответ.
Внесенное в августе 2021 года в адрес командира войсковой части 63876 представление рассмотрено уполномоченными должностными лицами воинской части, организовано проведение перерасчета нормы трудовых часов с учетом положенной сокращённой продолжительности рабочего времени за период с ноября 2019 по ноябрь 2020 года, с должностными лицами воинской части проведены дополнительные занятия по изучению действующего законодательства, усилен контроль выполнения мероприятий в сфере охраны трудовых прав граждан.
В связи с выявленными по результатам проведённой в ноябре 2018 года и октябре 2020 года специальной оценки условий труда противоречиями в части установления итогового класса условий труда, гарантий и компенсаций за условия труда, установленных должностным лицам пожарной команды, специалистами Государственной инспекции труда г. Севастополя командованию воинской части выдано предписание от ДД.ММ.ГГГГ № о необходимости предоставления работникам пожарной команды базы (хранения материальных и технических средств, объединения 1 разряда) (г. Симферополь) в полном объеме гарантий и компенсаций, предусмотренных трудовых законодательством из расчета итогового класса (подкласса) условий труда, установленного протоколом № заседания комиссии по результатам СОУТ от ДД.ММ.ГГГГ (4 класс), которое в настоящее время обжалуется командованием войсковой части 63876 в судебном порядке.
Согласно информации Инспекции по труду Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ о рассмотрении обращения коллектива о возможных нарушениях законодательства о труде в отношении пожарной команды войсковой части 63786 (вх. от ДД.ММ.ГГГГ № К-3119), Инспекцией совместно с 309 военной прокуратурой гарнизона была проведена проверка соблюдения законодательства о труде в войсковой части 63786. По вопросу проведения специальной оценки условий труда установлено, что в отношении рабочих мест пожарной команды базы (хранения материальных и технических средств, объединения 1 разряда) (г. Симферополь, Республика Крым) в/ч 63876 проведены специальные оценки условий труда, отчеты о проведении которых, утверждены от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ. В 2019 году в отношении рабочего места «начальник пожарной команды» и «водителя автомобиля пожарной команды» базы (хранения материальных и технических средств, объединения 1 разряда) (г. Симферополь, Республика Крым) в/ч 63876 проведена СОУТ, отчет о проведении которой утвержден от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно отчету о проведении СОУТ в в/ч 63876, утвержденному от ДД.ММ.ГГГГ, на указанных рабочих местах работникам гарантии и компенсации за опасные условия труда по результатам СОУТ не установлены.
В соответствии с отчетом о проведении СОУТ в в/ч 63876, утвержденным ДД.ММ.ГГГГ, в отношении рабочих мест командира отделения пожарной команды и водителя автомобиля пожарной команды установлен итоговый класс (подкласс) условий труда - 4 (опасные условия труда). На указанных рабочих местах работников пожарной команды в/ч 63876 по результатам СОУТ установлены гарантии и компенсации за условия труда, одной из которых является повышенная оплата труда за работу с вредными и (или) опасными условиями труда (ст. 147 ТК РФ).
Дополнительным соглашением к указанному трудовому договору работника с ДД.ММ.ГГГГ по результатам СОУТ повышены должностные оклады, включая истца, за опасные условия труда (4 класс) на 24%.
В нарушение ст. 212 ТК РФ, п. 4 ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 3ДД.ММ.ГГГГ № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» в отношении рабочих мест указанной пожарной команды при осуществлении на их рабочих местах идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов не учтены предложения работников.
В результатах СОУТ от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ в отношении рабочих мест указанной пожарной команды в/ч 63876 установлены нарушения действующего законодательства в части установления итогового класса (подкласса) условий груда, гарантий и компенсаций за условия труда.
По вопросу проведения обязательных медицинских осмотров (обследований) установлено, что согласно отчету о проведении СОУТ в в/ч 63876, утвержденному ДД.ММ.ГГГГ, в отношении рабочих мест вышеуказанных работников пожарной команды установлен итоговый класс (подкласс) условий труда - 2 (допустимые условия труда).
Согласно отчету о проведении СОУТ в в/ч 63876, утвержденному от ДД.ММ.ГГГГ, на указанных рабочих местах проведение обязательного медицинского осмотра не установлено. При этом, учитывая характер и виды выполняемых работ, должностные обязанности указанной категории работников в/ч 63876, а также п. 8, п. 9 и п. 27 приложения № «Перечня работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) работников» Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ №н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда» (утратил силу с ДД.ММ.ГГГГ), установлена периодичность осмотров 1 раз в год.
Согласно сведений войсковой части 63876 от ДД.ММ.ГГГГ, водители автомобиля пожарной команды базы хранения (М и ТС) в соответствии штата являются работниками этой пожарной команды и за ними закреплена на эксплуатацию и обслуживание - автоцистерна пожарная на базе КАМАЗ-43105, транспортный. Водителям автомобиля пожарной команды базы, как водителям специального автотранспорта – производится оплата труда по-6-ой группе тарифных ставок, тогда как водителям других автомобилей - по 4-ой и 5-ой группам. В соответствии с Инструкцией дежурных смен при выезде и выполнении работ на пожаре в составе боевого расчета водитель автомобиля пожарной команды дежурной смены: с пожарным устанавливает пожарный автомобиль на источник водоснабжения, переключает работу двигателя автомобиля на насос, обеспечивает бесперебойную подачу воды (пенообразователя) в рукавную линию; является постовым на посту безопасности.
Согласно сведений Государственной инспекции труда г. Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ, в отношении воинской части 63876 проведена внеплановая проверка соблюдения требований законодательства о труде, по результатам которой установлены нарушения требований трудового законодательства, в том числе противоречия в части установления итогового класса (подкласса) условий труда, а также гарантий и компенсаций по результатам СОУТ от ДД.ММ.ГГГГ, 29.11,2019 года и 26.10,2020 года, проведенных в отношении рабочих мест работников пожарной команды базы (хранения материальных и технических средств объединения 1 разряда). По результатам проверки выдано предписание об устранении выявленных нарушений. В отношении лиц, допустивших нарушения, ведется работа по возбуждению административного производства.
В целях оценки качества проведения СОУТ на указанных рабочих местах, правильности предоставления гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, а также оценки фактических условий труда, отчеты СОУТ направлены Государственной инспекцией труда города Севастополя в Департамент труда и социальной защиты населения города Севастополя для проведения в установленном порядке государственной экспертизы условий труда.
Согласно справки войсковой части 63876 от ДД.ММ.ГГГГ, согласно книгам дежурств и учету рабочего времени пожарной команды, базы (хранения материальных и технических средств, объединения 1 разряда) (г. Симферополь, Республика Крым) войсковой части 63876, за период с 2014 года по настоящее время работники пожарной команды к мероприятиям, направленные на спасение людей и имущества от пожаров, осуществление тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ, не привлекались.
ДД.ММ.ГГГГ главным государственным инспектором отдела надзора и контроля за соблюдением законодательства об охране труда войсковой части 63876, командиру войсковой части 63876 полковнику ФИО выдано предписание № об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а именно, обеспечить предоставление работникам пожарной команды базы (хранения материальных и технических средств, объединения 1 разряда) (г. Симферополь, Республика Крым) в/ч 63876 за период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ в полном объеме гарантий и компенсаций, предусмотренных трудовым законодательством из расчета итогового класса (подкласса) условий труда, установленного протоколом № заседания комиссии по СОУТ в/ч 63876 от ДД.ММ.ГГГГ (4 класс). Основание: ст. ст. 22, 92, 117, 147, 357, 236 ТК, заключение ГЭУТ от ДД.ММ.ГГГГ №, со сроком исполнения ДД.ММ.ГГГГ.
Командиром войсковой части 63876 ФИО обжаловано указанное предписание № об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов.
Решением Ленинского районного суда г. Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении административного иска командира войсковой части 63876 ФИО к главному государственному инспектору Государственной инспекции труда города Севастополя ФИО1, Государственной инспекции труда города Севастополя, Департаменту труда и социальной защиты населения города Севастополя, заинтересованные лица Министерство обороны Российской Федерации, ФКУ «Управление Черноморского флота», филиал ФКУ «Управление Черноморского флота» - «5 финансово-экономическая служба Черноморского флота» об оспаривании предписания № от ДД.ММ.ГГГГ отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ отменено решение Ленинского районного суда г. Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ в части периода предоставления работникам пожарной команды базы (хранения материальных и технических средств, объединения 1 разряда) (г. Симферополь, Республика Крым) в/ч 63876 гарантий и компенсаций, предусмотренных трудовым законодательством. Административный иск удовлетворен частично, признано незаконным и отменено предписание главного государственного инспектора труда отдела надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства Государственной инспекции труда г. Севастополя ФИО1 № от ДД.ММ.ГГГГ в части возложения обязанности устранить нарушения трудового законодательства путем предоставления работникам пожарной команды базы (хранения материальных и технических средств, объединения 1 разряда) (г. Симферополь, Республика Крым) в/ч 63876 за период с ДД.ММ.ГГГГ по май 2020 года в полном объеме гарантий и компенсаций, предусмотренных трудовым законодательством из расчета итогового класса (подкласса) условий труда, установленного протоколом № заседания комиссии по СОУТ в/ч 63876 от ДД.ММ.ГГГГ (4 класс). В остальной части решение оставлено без изменения. Проверяя доводы апелляционных жалоб административного истца командира войсковой части 63876 ФИО, представителя Министерства обороны Российской Федерации о неправомерности предписания № от ДД.ММ.ГГГГ, суд апелляционной инстанции отклонил данные доводы, указав о том, что в акте проверки и предписании отражены конкретные нормы трудового законодательства, нарушенные работодателем с прямыми доказательствами допущения таких правонарушений, которые подтверждаются результатами Государственной экспертизы условий труда от ДД.ММ.ГГГГ №, проведенной в соответствии с требованиями действующего законодательства, а так же самим актом проверки. При этом, судебная коллегия по административным делам согласилась с доводами жалоб о несоблюдении административным ответчиком при вынесении предписания законодательных положений, предписывающих учитывать сроки обращения в суд, установленные требованиями ч. 2 ст. 392 Трудового кодекса РФ.
Разрешая спор по существу в данном гражданском деле, суд первой инстанции пришел к выводу о частичном удовлетворении исковых требований Ромашова В.А., исходя из того, что условия труда Ромашова В.А. с момента заключения трудового договора, не изменялись, являются опасным в соответствии с результатом СОУТ, утвержденным ДД.ММ.ГГГГ, поэтому истец имеет право на гарантии и компенсации, в связи с работой с опасными условиями труда, с момента заключения трудового договора. Результат СОУТ от ДД.ММ.ГГГГ, на основании которого условия труда на рабочем месте истца были признаны безопасными, не соответствует, противоречит действующему законодательству в части установления итогового класса (подкласса) условий труда, гарантий и компенсаций.
С выводом суда первой инстанции соглашается судебная коллегия, и, отклоняя доводы апелляционной жалобы, исходит из следующего.
Согласно статье 132 Трудового кодекса РФ, заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
В силу части 1 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации, абзаца 5 части 2 статьи 57 Трудового кодекса Российской Федерации, заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
В соответствии с абзацем пятым части 1 статьи 21 Трудового кодекса Российской Федерации, работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, количеством и качеством выполненной работы.
Данному праву работника в силу абзаца 7 части 2 статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации корреспондирует обязанность работодателя выплачивать в полном размере причитающуюся работнику заработную плату в установленные законом или трудовым договором сроки и соблюдать трудовое законодательство, локальные нормативные акты, условия коллективного договора и трудового договора.
В соответствии со ст. 209 ТК РФ, безопасные условия труда - условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровни воздействия таких факторов не превышают установленных нормативов.
В соответствии со ст. 214 ТК РФ, обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда, в том числе, по проведению специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда, возлагаются на работодателя.
Согласно ст. 216 ТК РФ, каждый работник имеет право на гарантии и компенсации в связи с работой с вредными и (или) опасными условиями труда, включая медицинское обеспечение, в порядке и размерах не ниже установленных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации либо коллективным договором, трудовым договором.
Виды, минимальные размеры, условия и порядок предоставления указанных в настоящей статье гарантий и компенсаций устанавливаются настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии со ст. 147 ТК РФ, оплата труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливается в повышенном размере.
Конкретные размеры повышения оплаты труда устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов, либо коллективным договором, трудовым договором.
В соответствии со ст. 92 ТК РФ сокращенная продолжительность рабочего времени устанавливается для работников, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 3 или 4 степени или опасным условиям труда, - не более 36 часов в неделю.
Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется работникам, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 2, 3 или 4 степени либо опасным условиям труда (ст. 117 ТК РФ).
Порядок проведения специальной оценки условий труда установлен Федеральным законом от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда".
Согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также - вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.
По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах (ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда").
Согласно статье 236 ТК РФ, при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.
В соответствии с ч. ч. 2, 3 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя.
Специальная оценка условий труда проводится совместно работодателем и организацией или организациями, соответствующими требованиям статьи 19 настоящего Федерального закона и привлекаемыми работодателем на основании гражданско-правового договора.
Статьей 14 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" установлено, что условия труда по степени вредности и (или) опасности подразделяются на четыре класса - оптимальные, допустимые, вредные и опасные условия труда (ч. 1).
Допустимыми условиями труда (2 класс) являются условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых не превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда, а измененное функциональное состояние организма работника восстанавливается во время регламентированного отдыха или к началу следующего рабочего дня (смены) (ч. 3).
Опасными условиями труда (4 класс) являются условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых в течение всего рабочего дня (смены) или его части способны создать угрозу жизни работника, а последствия воздействия данных факторов обусловливают высокий риск развития острого профессионального заболевания в период трудовой деятельности (ч. 5).
В соответствии с ч. 4 ст. 8 Закона N 426-ФЗ, специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Указанный срок исчисляется со дня внесения сведений о результатах проведения специальной оценки условий труда в информационную систему учета в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, а в отношении результатов проведения специальной оценки условий труда, содержащих сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда. На рабочих местах, указанных в части 1 статьи 11 настоящего Федерального закона, в отношении которых действует декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, повторное проведение специальной оценки условий труда не требуется до наступления обстоятельств, установленных частью 5 статьи 11 настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 1 ст. 17 Закона N 426-ФЗ, внеплановая специальная оценка условий труда должна проводиться в следующих случае получение работодателем предписания государственного инспектора труда о проведении внеплановой специальной оценки условий труда в связи с выявленными в ходе проведения федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, нарушениями требований настоящего Федерального закона или государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации (п. 2); наличие мотивированных предложений выборных органов первичных профсоюзных организаций или иного представительного органа работников о проведении внеплановой специальной оценки условий труда, в том числе подготовленных по замечаниям и возражениям работника относительно результатов специальной оценки условий труда, проведенной на его рабочем месте, представленных в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона в письменном виде в выборный орган первичной профсоюзной организации или иной представительный орган работников (п. 7).
Частью 5 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 года N 426-ФЗ установлено, что работодатель организует ознакомление работников с результатами проведения специальной оценки условий труда на их рабочих местах под роспись в срок не позднее чем тридцать календарных дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.
Экспертиза качества специальной оценки условий труда осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда в рамках государственной экспертизы условий труда, предусмотренной Трудовым кодексом Российской Федерации.
Государственная экспертиза условий труда осуществляется в целях оценки: качества проведения специальной оценки условий труда; правильности предоставления работникам гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда; фактических условий труда работников (ч. 3 ст. 216.1 ТК РФ).
Приказом Минтруда России от 24.01.2014 N 33н утверждена Методика проведения специальной оценки условий труда, Классификатор вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению".
Отклоняя доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что при заключении трудового договора условия труда на рабочем месте как не опасные были установлены истцу согласно результатам специальной оценки условий труда от ДД.ММ.ГГГГ. Специальной оценкой условий труда от ДД.ММ.ГГГГ, условия труда на рабочем месте истца отнесены к опасным.
В связи с противоречиями специальной оценки условий труда от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ в порядке ст. 216.1 Трудового кодекса РФ, приказа Минтрудсоцзащиты РФ от 12.08.2014 № 549н «Об утверждении порядка проведения государственной экспертизы условий труда», отчеты о проведении СОУТ в/ч 63876 указанной пожарной команды были направлены в Департамент труда и социальной защиты населения города Севастополя в целях проведения в установленном порядке государственной экспертизы условий труда.
Заключением Государственной экспертизы условий труда от ДД.ММ.ГГГГ № установлено, что качество проведения специальной оценки условий труда в 2018 году на рабочих местах работников базы (хранения материальных и технических средств) г. Симферополь пожарной команды (пожарное депо) Федерального казённого учреждения «Управление Черноморского флота» - войсковая часть 63876 не соответствует требованиям законодательства о специальной оценке условий труда. Качество проведения специальной оценки условий труда в 2019 и 2020 годах на рабочих местах работников базы хранения материальных и технических средств (объединения, 1 разряда) г. Симферополь - Пожарной команды (пожарное депо) Федерального казённого учреждения «Управление Черноморского флота» - войсковая часть 63876 соответствует требованиям законодательства о специальной оценке условий труда.
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции, отклоняя доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что с момента заключения трудового договора (ДД.ММ.ГГГГ), характер и вид выполняемой истцом работы, условия работы не изменялись. Хотя в трудовом договоре, заключенном с истцом, не указано об опасных условий труда, однако, фактически с момента заключения трудового договора, условия труда на рабочем месте истца являлись опасными, что установлено заключением Государственной экспертизы условий труда от ДД.ММ.ГГГГ №. Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что истец имеет право на гарантии и компенсации за работу в опасных условиях труда с момента заключения трудового договора.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, сами по себе обстоятельства того, что за период с 2018 года по настоящее время работники пожарной команды к мероприятиям, направленные на спасение людей и имущества от пожаров, осуществление тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ, не привлекались, не подтверждают, что условия труда истца с момента заключения трудового договора не являлись опасными. Заключением Государственной экспертизы условий труда от ДД.ММ.ГГГГ №, которая была проведена с целью установления фактических условий труда работников, правильности предоставления работникам гарантий и компенсаций за работу с опасными условиями труда, установлено, что оценка условий труда от ДД.ММ.ГГГГ, которой условия труда истца были отнесены к не опасным, не соответствует требованиям законодательства. При этом, судебная коллегия обращает внимание на то обстоятельство, что дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ истцу произведено повышение должностного оклада (тарифная ставка) на 24% в связи с отнесением условий труда истца к опасным.
Согласно ч. 2 статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации, за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении.
Отклоняя доводы апелляционной жалобы о пропуске истцом обращения срока обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора, судебная коллегия указывает о том, что истец Ромашов В.А. по настоящее время работает на должности водитель автомобиля пожарной команды базы (хранения материальных и технических средств, объединения 1 разряда) в войсковой части 63876, трудовые правоотношения между сторонами носят длящийся характер и обязанность работодателя по своевременной и в полном объеме выплате работнику заработной платы сохранятся в течение всего периода действия трудового договора. Кроме того, суммы, которые заявлены истцом, являются следствием неправильно проведенной работодателем оценки условий труда истца, о которой истец узнал только в 2021 году, заявить требования о взыскании вышеуказанных сумм истец не имел возможности, поскольку указанные суммы не были начислены истцу, не были предусмотрены к выплате трудовым договором и дополнительными соглашениями. Доводы жалоб относительно применения судом срока обращения в суд в административном деле при обжаловании представления инспекции труда подлежат отклонению, поскольку в данном деле имеется трудовой индивидуальный спор конкретного работника, по данным требованиям вопрос о пропуске срока именно гражданином (работником) подлежит разрешению с учетом иных обстоятельств.
Согласно ст. 237 ТК РФ, моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.
В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера. причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.
Судебная коллегия, отклоняя доводы апелляционной жалобы об отсутствии оснований компенсации морального вреда и недоказанности истцом причинения моральных или физических страданий, считает, что районным судом правильно определены обстоятельства в данной части иска и определена компенсация морального вреда 10000 рублей. При определении суммы компенсации морального вреда приняты во внимание фактические обстоятельства дела, период и характер нарушения трудовых прав истца.
Судебная коллегия указывает о том, что сам факт нарушения трудовых прав работника является основанием для компенсации морального вреда на основании части 1 статьи 237 ТК Российской Федерации. Моральный вред является оценочной категорией, включает в себя оценку совокупности всех обстоятельств, по своему характеру не предполагает возможности его точного выражения в деньгах и не поддается точному денежному подсчету, определяется в каждом конкретном случае индивидуально, с учетом фактических обстоятельств дела, характера причиненных нравственных страданий, требований разумности и справедливости. При рассмотрении настоящего спора судом первой инстанции учтены все предусмотренные законом критерии определения размера компенсации морального вреда и заслуживающие внимания обстоятельства, характер нравственных страданий, причиненных работнику самим фактом нарушения его трудовых прав.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, соотнося заявленную сумму расходов на оплату услуг представителя с объемом защищенного права, учитывая категорию спора, не относящегося к простым и требующего время для подготовки к его разрешению, продолжительность рассмотрения дела в суде первой инстанции, качество подготовки процессуальных документов, с учётом баланса интересов сторон, разумности и обоснованности размера расходов, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о взыскании с ФКУ «Управление Черноморского флота» в пользу Ромашова В.А. судебных расходов по оплате услуг представителя в размере 55000 рублей. Апеллянтом не указано обстоятельств и не представлено в их подтверждение доказательств несоразмерности суммы судебных расходов с фактически оказанными истцу юридическими услугами.
Руководствуясь ст. 327, п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционные жалобы ответчика Федерального казенного учреждения «Управление Черноморского флота» и третьих лиц войсковой части 63876 Министерства обороны Российской Федерации, Филиала федерального казенного учреждения «Управление Черноморского флота» - «5 финансово-экономическая служба» на решение Ленинского районного суда города Севастополя от 21 июля 2022 года оставить без удовлетворения.
Решение Ленинского районного суда города Севастополя от 21 июля 2022 года оставить без изменения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий, судья: Ж.В.Григорова
Судьи: Е.В.Козуб
И.А.Анашкина