Дело №
УИД 05RS0№-59
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. ФИО1 19 сентября 2022 года
Городской суд г. ФИО1 Республики Дагестан в составе
председательствующего судьи Гасанбекова Г.М.,
при секретаре ФИО4,
с участием помощника прокурора г. ФИО1 М.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора г. ФИО2 С.Ш. к администрации городского округа «город ФИО1» об обязании провести соответствующие мероприятия по получению паспорта готовности к отопительному сезону на период 2022-2023 г.г.,
установил:
Прокурор г. ФИО2 С.Ш. обратился в суд с исковым заявлением к администрации городского округа «город ФИО1» об обязании провести соответствующие мероприятия по получению паспорта готовности к отопительному сезону на период 2022-2023 г.г.
В обосновании иска указал, что прокуратурой города проведена проверка подготовки объектов жилищно-коммунального хозяйства к отопительному сезону.
Согласно п. 4 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся, в том числе, организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с Приказом Минэнерго России от ДД.ММ.ГГГГ N 103 "Об утверждении Правил оценки готовности к отопительному периоду", проверка теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии к отопительному периоду осуществляется органами местного самоуправления поселений, городских округов (далее - уполномоченные органы).
В целях оценки готовности муниципальных образований к отопительному периоду уполномоченным органом должны быть проверены: наличие плана действий по ликвидации последствий аварийных ситуаций с применением электронного моделирования аварийных ситуаций; наличие системы мониторинга состояния системы теплоснабжения; наличие механизма оперативно-диспетчерского управления в системе теплоснабжения; выполнение требований настоящих Правил по оценке готовности к отопительному периоду теплоснабжающих и теплосетевых организаций, а также потребителей тепловой энергии.
Проверка показала, что состояние законности в этой сфере в связи с предстоящим отопительным сезоном и подготовкой к зиме не в полной мере соответствует предъявляемым законом требованиям.
По информации, полученной из администрации городского округа «город ФИО1», общий износ котельного оборудования составляет – 85 %, а тепловых сетей – 86 %.
Вместе с тем, действенные меры администрацией городского округа «город ФИО1» по подготовке к отопительному периоду 2022-2023 г.г. не принимаются, данных о замене котельного оборудования и тепловых сетей, в том числе, о заключении контрактов на выполнение таковой работы, не имеется.
Как вследствие, указанное бездействие со стороны администрации городского округа «город ФИО1», приведет к повторному неполучению паспорта готовности к отопительному сезону на период 2022-2023 г.г., а также некачественным обеспечением теплом население города.
Постановлением главы администрации городского округа «город ФИО1» от ДД.ММ.ГГГГ № «Об образовании комиссии по подготовке и приеме объектов жилищно-коммунального хозяйства к осенне-зимнему периоду 2022-2023 г.г.» утверждена программа проверки готовности к отопительному периоду 2022-2023 г.г., а также утвержден комплексный план мероприятий по подготовке объектов.
Проведенной проверкой установлено, что запланированные мероприятия, срок окончания которых второй квартал 2022 года, не выполнены, а именно частичный ремонт и замена прогоревшей части котлов котельных № и №, замены сливных задвижек, ремонт насосов и т.д.
Таким образом, недостаточные меры (действия) со стороны должностных лиц администрации городского округа «город ФИО1» приведут к невыполнению требований законодательства, регламентирующего оценку готовности к отопительному периоду, вследствие чего поставлен под сомнение надлежащее обеспечение тепловой энергией ее потребителей.
Помощник прокурора г. ФИО1 Республики Дагестан ФИО3 М.Ф. в судебном заседании исковые требования поддержал, по изложенным в иске доводам, просил их удовлетворить.
Представитель ответчика - администрации городского округа «город ФИО1», надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился. Каких-либо возражений относительно исковых требований не направил.
В соответствии с ч. 4 ст. 167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в отсутствие ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, если он не сообщил суду об уважительных причинах неявки и не просил рассмотреть дело в его отсутствие.
В силу части 1 статьи 233 ГПК РФ в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства.
Суд, выслушав доводы помощника прокурора г. ФИО1 М.Ф., исследовав материалы гражданского дела, приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно статье 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан - потребителей коммунальных услуг, а также услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда, а также обеспечивают контроль за исполнением жилищного законодательства, использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
Как следует из материалов дела, прокуратурой города ФИО1 проведена проверка подготовки объектов жилищно-коммунального хозяйства к отопительному сезону, которая показала, что состояние законности в этой сфере в связи с предстоящим отопительным сезоном и подготовкой к зиме не в полной мере соответствует предъявляемым законом требованиям.
По результатам проверки в администрацию городского округа «город ФИО1» прокуратурой города внесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере ЖКХ от ДД.ММ.ГГГГ №.
Согласно ответу главы городского округа «город ФИО1» ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ за №, изложенные в представлении мероприятия имеют место, и ежегодно городской округа «город ФИО1» сталкивается с проблемой готовности объектов жилищно-коммунального хозяйства к отопительному сезону, ввиду того, что тепловые сети в муниципалитете находятся в плачевном состоянии, в следствие чего, возникают трудности с утверждением паспорта готовности города к осенне-зимнему периоду, который муниципалитет не получает уже последние пять лет. Администрацией города направлено письмо в Правительство Республики Дагестан, с просьбой предусмотреть в республиканском бюджете необходимые денежные средства на реализацию завершенного проекта. Сроки выдачи паспортов готовности определяется в соответствии с Правилами оценки готовности к отопительному периоду, утвержденными Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №. Работа в данном направлении ведется постоянно, и администрацией города будут приняты все исчерпывающие меры по реализации мероприятий, направленных на повышение надежности функционирования систем, от которых зависит надежное теплоснабжение населения и социально значимых объектов в предстоящий осенне-зимний период.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации относится к вопросам местного значения муниципального, городского округа.
Согласно пунктам 1, 4 части 1 статьи 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Федеральный закон N 190-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся: организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; выполнение требований, установленных Правилами оценки готовности поселений, городских округов к отопительному периоду, и контроль за готовностью теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, отдельных категорий потребителей к отопительному периоду.В силу статьи 20 Федерального закона N 190-ФЗ проверке готовности к отопительному периоду подлежат: муниципальные образования; теплоснабжающие организации и теплосетевые организации; потребители тепловой энергии, теплопотребляющие установки которых подключены (технологически присоединены) к системе теплоснабжения (часть 1).
Проверка готовности муниципальных образований к отопительному периоду и расследование причин аварийных ситуаций при теплоснабжении осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного энергетического надзора. Проверка готовности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии к отопительному периоду осуществляется органами местного самоуправления совместно с единой теплоснабжающей организацией, с которой в соответствующей системе теплоснабжения заключены договор теплоснабжения, договор поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя и (или) договор оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя (часть 2).
Пунктом 2 части 2 статьи 4 Федерального закона N 190-ФЗ к полномочиям федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, отнесено утверждение правил оценки готовности к отопительному периоду.
Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 103 утверждены Правила оценки готовности к отопительному периоду (далее - Правила, Правила оценки готовности к отопительному периоду).
Пунктом 2 названных Правил предусмотрено, что проверка муниципальных образований осуществляется Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, проверка теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии к отопительному периоду осуществляется органами местного самоуправления поселений, городских округов (далее - уполномоченные органы).
Проверка осуществляется комиссиями, которые образовываются Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору или органами местного самоуправления поселений, городских округов (далее - комиссия) (пункт 5 Правил).
При проверке комиссиями проверяется выполнение требований, установленных главами III - V приведенных Правил (далее - Требования по готовности). Проверка выполнения теплосетевыми и теплоснабжающими организациями требований, установленных данными Правилами, осуществляется комиссиями на предмет соблюдения соответствующих обязательных требований, установленных техническими регламентами и иными нормативными правовыми актами в сфере теплоснабжения. В целях проведения проверки комиссии рассматривают документы, подтверждающие выполнение требований по готовности, а при необходимости - проводят осмотр объектов проверки (пункт 6 Правил).
Результаты проверки оформляются актом проверки готовности к отопительному периоду (далее - акт), который составляется не позднее одного дня с даты завершения проверки, по рекомендуемому образцу согласно приложению N 1 к указанным Правилам. В акте содержатся следующие выводы комиссии по итогам проверки: объект проверки готов к отопительному периоду; объект проверки будет готов к отопительному периоду при условии устранения в установленный срок замечаний к требованиям по готовности, выданных комиссией; объект проверки не готов к отопительному периоду (пункт 7 Правил).
В силу положений пункта 10 Правил сроки выдачи паспортов определяются руководителем (заместителем руководителя) уполномоченного органа в зависимости от особенностей климатических условий, но не позднее 15 сентября - для потребителей тепловой энергии, не позднее 1 ноября - для теплоснабжающих и теплосетевых организаций, не позднее 15 ноября - для муниципальных образований.
В случае устранения указанных в Перечне замечаний к выполнению (невыполнению) требований по готовности в сроки, установленные в пункте 10 настоящих Правил, комиссией проводится повторная проверка, по результатам которой составляется новый акт (пункт 11). При этом пунктом 12 Правил N 103 предусмотрено, что организация, не получившая по объектам проверки паспорт готовности до даты, установленной пунктом 10 настоящих Правил, обязана продолжить подготовку к отопительному периоду и устранение указанных в Перечне к акту замечаний к выполнению (невыполнению) требований по готовности. После уведомления комиссии об устранении замечаний к выполнению (невыполнению) требований по готовности осуществляется повторная проверка. При положительном заключении комиссии оформляется повторный акт с выводом о готовности к отопительному периоду, но без выдачи паспорта в текущий отопительный период.
В целях осуществления проверки готовности муниципальных образований к отопительному периоду на основании Федерального закона от N 190-ФЗ, Правил оценки готовности к отопительному периоду, приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от ДД.ММ.ГГГГ N 314 утверждены Методические рекомендации по проверке готовности муниципальных образований к отопительному периоду (далее - Методические рекомендации).
Согласно пункту 10 Методических рекомендаций при проверке комиссиями проверяется выполнение требований, указанных в разделах III - V Правил оценки готовности к отопительному периоду, утвержденных Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 103 (далее - требования по готовности).
Пунктом 23.4 Методических рекомендаций так же предусмотрено, что при оценке готовности муниципальных образований к отопительному периоду проверяется выполнение требований Правил оценки готовности к отопительному периоду, по оценке готовности к отопительному периоду теплоснабжающих и теплосетевых организаций, а также потребителей тепловой энергии (разделы VII и VIII поименованных Методических рекомендаций): наличие актов проверки готовности к прохождению отопительного периода и паспортов готовности всех теплоснабжающих организаций к работе в отопительный период (пункт 23.4.1.); наличие актов проверки готовности к прохождению отопительного периода и паспортов готовности всех теплосетевых организаций к работе в отопительный период (пункт 23.4.2.); наличие актов проверки готовности к прохождению отопительного периода и паспортов готовности потребителей тепловой энергии к работе в отопительный период (пункт 23.4.3.).
С учетом изложенного, принимая во внимание отсутствие у ответчика возражений относительно исковых требований, а также то, что невыполнение мероприятий по получению паспорта готовности к отопительному сезону приводит к нарушению прав жителей г. ФИО1 на предоставление качественного, надежного и своевременного теплоснабжения в осенне-зимний период, суд находит исковые требования прокурора г. ФИО1 подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 198, 233 - 237 ГПК РФ, суд
решил:
Исковое заявление прокурора г. ФИО2 С.Ш. удовлетворить.
Обязать администрацию городского округа «город ФИО1» провести соответствующие мероприятия по получению паспорта готовности к отопительному сезону на период 2022-2023 г.г.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья Гасанбеков Г.М.
Мотивированное решение суда составлено ДД.ММ.ГГГГ