Гражданское дело № 2-5761/2019
УИД: 68RS0001-01-2019-007863-25
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Тамбов 11 декабря 2019 года
Октябрьский районный суд г. Тамбова в составе:
председательствующего судьи Добровольского Д.Г.,
при секретаре Гераськиной Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тулуповой Валентины Васильевны к Управлению социальной защиты и семейной политики Тамбовской области о признании незаконным решения об отказе в выплате денежных средств на проведение ремонта жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л:
Тулупова В.В. обратилась в суд с иском к Управлению социальной защиты и семейной политики Тамбовской области, в котором просила:
- признать незаконным отказ Управления социальной защиты и семейной политики <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в выплате средств на проведение ремонта части № жилого <адрес>, расположенного по адресу: <адрес>, р.<адрес>;
- обязать ответчика произвести выплату на проведение ремонта указанного жилого дома.
В обоснование указав, что ей на праве собственности принадлежит часть № жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, р.<адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГН. Тулупова В.В. является вдовой умершего военнослужащего, что дает ей право на получение денежной компенсации на проведение ремонта жилья в соответствии с действующим законодательством. В целях реализации данного права Тулупова В.В. обратилась к ответчику за получением средств на проведение ремонта жилья. Однако приказом Управления социальной защиты и семейной политики в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ей в выдаче средств на ремонт жилья отказано. Тулупова В.В. считает отказ незаконным и необоснованным, ущемляющим ее право на получение компенсации на проведение ремонта жилого дома, как члену семьи военнослужащего, что стало поводом и основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Тулупова В.В. в судебное заседание не явилась.
Представитель истца по доверенности Савончик В.А. исковое заявление поддержала в полном объеме, по основаниям в нем изложенным, настаивала на его удовлетворении.
Управление социальной защиты и семейной политики Тамбовской области (ответчик) в лице представителя Харитоновой Н.О. иск не признала, поддержала возражения на исковое заявление (л.д.69-70), согласно которым указано, что принадлежащая на праве собственности ФИО1 часть № жилого дома не является объектом индивидуального жилищного строительства, что также следует из обжалуемого приказа.
Военный комиссариат, ТОГКУ «Центр социальной поддержки граждан» (третьи лица) в лице представителей полагали, что исковое заявление подлежит удовлетворению.
Выслушав мнения участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Тулуповой В.В. подлежат удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 2 ст. 24 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" ремонт индивидуальных жилых домов, принадлежащих членам семей военнослужащих, потерявшим кормильца, осуществляется по нормам и в порядке, установленным Правительством Российской Федерации.
В силу ч. 4 ст. 24 указанного закона члены семьи военнослужащих, потерявшие кормильца, имеют право на компенсационные выплаты по оплате: общей площади занимаемых ими жилых помещений (в коммунальных помещениях - жилой площади), а также найма, содержания и ремонта жилых помещений, а собственники жилых помещений и члены жилищно-строительных (жилищных) кооперативов - содержания и ремонта объектов общего пользования в многоквартирных жилых домах.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 мая 2006 года N 313 утверждены Правила обеспечения проведения ремонта индивидуальных жилых домов, принадлежащих членам семей военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов Российской Федерации, потерявшим кормильца, (далее - Правила), согласно п. 1 которых норма общей площади индивидуальных жилых домов, принадлежащих членам семей военнослужащих, потерявшим кормильца, ремонт которых подлежит оплате за счет средств федерального бюджета путем выплаты гражданам соответствующих средств, порядок расчета размера этих средств и порядок взаимоотношений между гражданами и органами в сфере социальной защиты населения, уполномоченными в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации, в связи с выделением средств на проведение ремонта жилых домов.
Настоящие Правила не распространяются на граждан, проживающих в жилых домах государственного и муниципального жилищных фондов, а также в жилых помещениях, находящихся в собственности граждан и расположенных в многоквартирных домах.
Согласно п. 2 Правил право на получение средств из федерального бюджета имеют: члены семьи военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы, в том числе при прохождении военной службы по призыву; члены семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижению ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых составляет 20 лет и более.
Согласно пп. "а" п. 3 Правил к членам семей погибших (умерших) военнослужащих относятся вдовы.
В соответствии с пунктом 8 Правил члены семьи или лицо, уполномоченное ими на основании доверенности, оформленной в соответствии с законодательством Российской Федерации, для получения средств на проведение ремонта представляют в орган социальной защиты населения, расположенный по месту постоянного проживания членов семьи, пакет документов, в числе которых должна быть справка о праве гражданина как члена семьи военнослужащего, потерявшего кормильца, на получение средств на проведение ремонта по форме согласно приложению № 2 к Правилам, правоустанавливающие документы на жилой дом, права на который не зарегистрированы в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Согласно п. 11 Правил органы социальной защиты населения регистрируют справки о праве гражданина как члена семьи военнослужащего, потерявшего кормильца, на получение средств на проведение ремонта; определяют размер средств на проведение ремонта, подлежащих выплате членам семей; принимают решение о выделении членам семей средств на проведение ремонта.
Из буквального толкования приведенных правовых норм следует, что правом на получение средств на проведение ремонта имеют вдовы погибших военнослужащих, которые проживают в помещениях, принадлежащих им на праве собственности и не расположенных в многоквартирных домах.
Положения ст. 16 Жилищного Кодекса РФ устанавливают, что к жилым помещениям относятся: жилой дом, часть жилого дома; квартира, часть квартиры; комната.
Жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.
Квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.
Определение категории "многоквартирный дом" содержится в Постановлении Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", согласно п. 6 которого многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме. Многоквартирный дом содержит в себе элементы общего имущества собственников помещений в таком доме в соответствии с жилищным законодательством.
В соответствии с Жилищным Кодексом Российской Федерации собственники квартир в многоквартирном доме избирают определенный способ управления многоквартирным домом, одним из которых является непосредственное управление домом, предполагающее, несмотря на самостоятельность собственников квартир в заключении договоров на оказание коммунальных услуг, принятие решений общего собрания для последующего заключения договора оказания услуг по содержанию и (или) ремонту общего имущества в доме.
Таким образом, отличительными признаками многоквартирного дома от индивидуального жилого дома являются наличие общего имущества, требующего содержания третьим лицом.
Между тем, в доме, в котором проживает истец, отсутствуют места общего пользования, общее имущество, требующее содержания третьими лицами. Содержание дома осуществляется непосредственно каждым из сособственников принадлежащих им частей индивидуального жилого дома, следовательно, указанный жилой дом не является многоквартирным.
Таким образом, судом установлено и подтверждается материалами дела, что Тулупова В.В. является вдовой умершего военнослужащего. Последней на праве собственности принадлежит часть жилого <адрес>, расположенного по адресу: <адрес>, р.<адрес>. В 2019 г. Тулупова В.В. реализуя гарантированное законом право на получение денежной компенсаций на проведение ремонта жилья в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 мая 2006 года N 313 обратилась с необходимым пакетом документов в Управление социальной защиты и семейной политики Тамбовской области. Приказом Управления социальной защиты и семейной политики Тамбовской области ей было отказано в выплате денежной компенсации в связи с тем, что жилое помещение не относится к объекту индивидуального жилищного строительства.
Судом установлено, что спорное домовладение обладает признаками индивидуального жилого дома и, соответственно, истица, как вдова военнослужащего имеет право на получение компенсационных выплат на проведение ремонта данного индивидуального жилого дома.
Доводы ответчика о том, что спорное жилое помещение не является объектом индивидуального жилищного строительства признаны судом ошибочными, не соответствующими фактическим материалам дела, и опровергаются представленными доказательствами: техническим паспортом на часть жилого дома, выпиской из ЕГРН, решением Тамбовского районного суда г.Тамбова от 15.05.2008 г.
Кроме того, в доме истца не усматривается наличия общего имущества дома, требующего содержания третьим лицом, как предусмотрено Жилищным Кодексом РФ.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Тулуповой Валентины Васильевны удовлетворить в полном объеме.
Приказ Управления социальной защиты и семейной политики Тамбовской области от ДД.ММ.ГГГГ №-ф признать незаконным.
Обязать Управление социальной защиты и семейной политики Тамбовской области произвести выплату в пользу Тулуповой Валентины Васильевны денежных средств на проведение ремонта жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, р.<адрес> соответствии с Постановлением Правительства РФ от 27.05.2006 г. №313 «Об утверждении Правил обеспечения проведения ремонта индивидуальных жилых домов, принадлежащих челнам семей военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел РФ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических и психотропных веществ, таможенных органов РФ, потерявшим кормильца».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тамбовский областной суд через Октябрьский районный суд г. Тамбова в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Решение изготовлено в окончательной форме «19» декабря 2019 года
Судья: Добровольский Д.Г.