Р Е Ш Е Н И Е
02 апреля 2024 года гор. Симферополь
Судья Верховного Суда Республики Крым Тимошенко Е.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Туйчиева Гайратджона Фозилжоновича на постановление судьи Бахчисарайского районного суда Республики Крым от 21 марта 2024 года № 5-101/2024,
у с т а н о в и л :
постановлением Бахчисарайского районного суда Республики Крым от 21 марта 2024 года № 5-101/2024 Туйчиев Гайратджон Фозилжонович признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.1 ст. 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей, с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации.
Данное постановление мотивировано тем, что 21 марта 2024 года в 09 часов 40 минут сотрудниками ОВМ ОМВД России по Бахчисарайскому району в административном здании по адресу: Республика Крым, Бахчисарайский район, ул. Симферопольская, д. 7-А, был выявлен гражданин Республики Таджикистан Туйчиев Гайратджон Фозилжонович, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, нарушивший режим пребывания в Российской Федерации.
Своими действиями Туйчиев Г.Ф. нарушил п. 2 ст. 5 Федерального закона от 25.07.2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», ст. 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», совершив административное правонарушение, предусмотренное ч.1.1 ст. 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Не согласившись с принятым постановлением суда, Туйчиев Г.Ф. подал жалобу в Верховный Суд Республики Крым, в которой просит отменить постановление районного суда, производство по делу прекратить.
Жалоба мотивирована тем, что Туйчиев Г.Ф. с 02.06.2023 г. по 25.09.2023 г. находился на реабилитационном лечении в санатории «РЖД-Здоровье» г. Сочи, поэтому не имел никакой возможности лично обратиться в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел с заявлением о выдаче патента.
Изучив материалы дела, заслушав Туйчиева Г.Ф. и его защитника Соловьеву Д.А., проверив изложенные в жалобе доводы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии со ст.24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
На основании ст.ст. 26.1, 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, в том числе, наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении. Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность данного лица в его совершении и другие обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии с ч. 1.1 ст. 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 115-ФЗ).
Согласно статье 2 названного Федерального закона № 115-ФЗ законно находящимся в Российской Федерации иностранным гражданином признается лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 ст. 5 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, когда на день истечения указанных сроков ему продлены срок действия визы или срок временного пребывания, либо ему выданы новая виза, или разрешение на временное проживание, или вид на жительство, либо у него приняты заявление и иные документы, необходимые для получения им разрешения на временное проживание в порядке, предусмотренном статьей 6.1 настоящего Федерального закона, либо у него принято заявление о выдаче уведомления о возможности приема в гражданство Российской Федерации иностранного гражданина, признанного носителем русского языка в соответствии со статьей 33.1 Федерального закона от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», или заявление о выдаче вида на жительство, либо федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции (далее - федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции), принято ходатайство работодателя или заказчика работ (услуг) о привлечении иностранного гражданина к трудовой деятельности в качестве высококвалифицированного специалиста или заявление работодателя или заказчика работ (услуг) о продлении срока действия разрешения на работу, выданного такому высококвалифицированному специалисту в соответствии со статьей 13.2 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 5 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом непрерывный срок временного пребывания в Российской Федерации указанного иностранного гражданина не может превышать девяносто суток.
Согласно статьи 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что 21 марта 2024 года в 09 часов 40 минут сотрудниками ОВМ ОМВД России по Бахчисарайскому району в административном здании по адресу: Республика Крым, Бахчисарайский район, ул. Симферопольская, д. 7-А, был выявлен гражданин Республики Таджикистан Туйчиев Гайратджон Фозилжонович, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, нарушивший режим пребывания в Российской Федерации тем, что последний въехал на территорию РФ - 24.05.2023 г. и уклонился от выезда из РФ по истечению определенного срока, должен был выехать - 22.08.2023 г., а фактически выехал - 28.09.2023 г.
Эти обстоятельства были установлены судом первой инстанции в ходе исследования представленных доказательств, и не оспаривались Туйчиевым Г.Ф.
Данное подтверждается собранными по делу доказательствами, а именно:
- протоколом об административном правонарушении от 21.03.2024 года, составленным в присутствии Туйчиева Г.Ф., подписанным им без замечаний и указавшим что с «протоколом согласен»;
- письменными объяснениями Туйчиева Г.Ф., согласно которым он 24.05.2023 г. прибыл на территорию Российской Федерации, уклонился от выезда по истечению определенного срока ввиду незнания законов. С вмененным нарушением согласен, просил ограничиться минимальным наказанием;
- копией паспорта гражданина Республики Таджикистан;
- копией миграционной карты;
- сведениями ФМС России АС ЦБДУИГ;
Таким образом, совершенное Туйчиевым Г.Ф. деяние образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление о привлечении Туйчиева Г.Ф. к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
При этом законность проживания мигранта позволяет судить о его лояльности к правопорядку страны пребывания.
Вопреки доводам жалобы нахождение Туйчиева Г.Ф. на реабилитационном лечении в санатории «РЖД-Здоровье» г. Сочи не свидетельствует об отсутствии состава вмененного ему административного правонарушения.
Согласно представленной ксерокопии справки врача «РЖД-Здоровье» г. Сочи санаторий «Октябрьский» от 25.09.2023 г., Туйчиев Г.Ф. проходил реабилитацию в указанном учреждении.
При этом, объективных данных, указывающих на отсутствие у Туйчиева Г.Ф. возможности пройти реабилитацию в связи с имеющимся у него заболеванием на территории страны своей государственной принадлежности, в материалы дела и к настоящей жалобе не представлено.
Кроме того, Туйчиев Г.Ф. при составлении протокола об административном правонарушении и в суде первой инстанции, не заявлял о том, что находился на реабилитации, последний свою вину признавал, раскаивался и указывал лишь на то, что территорию РФ не покинул, так как не знал законы РФ.
При таких обстоятельствах, версию Туйчиева Г.Ф. о невозможности подачи заявления о выдаче патента, ввиду нахождения на реабилитации, нельзя признать состоятельной, и суд апелляционной инстанции расценивает указанную версию как защитную.
Как следует из материалов дела, при назначении Туйчиеву Г.Ф. административного наказания судом первой инстанции требования статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были соблюдены, учтены характер совершенного административного правонарушения, личность виновного и другие обстоятельства дела.
Так, Туйчиев Г.Ф. незаконно пребывал на территории Российской Федерации без документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, никаких мер по легализации своего нахождения на территории Российской Федерации не принимал.
Правонарушения в области миграционного законодательства в силу закона и по законному решению суда могут быть квалифицированы именно как обстоятельства, вынуждающие к применению такого наказания, как административное выдворение, в силу насущной социальной необходимости.
Назначение Туйчиеву Г.Ф. дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации основано на данных, подтверждающих необходимость применения к нему указанной меры ответственности и ее соразмерность предусмотренной частью 1 статьи 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях целям административного наказания, связанным с предупреждением совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Административное наказание назначено Туйчиеву Г.Ф. в пределах санкции части 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Поскольку жалоба Туйчиева Г.Ф. не содержит правовых и фактических обстоятельств, влекущих отмену принятого по делу судебного акта, основания для отмены постановления Бахчисарайского районного суда Республики Крым от 21 марта 2024 года № 5-101/2024 отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 30.6, пунктом 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Верховный Суд Республики Крым,
р е ш и л:
жалобу Туйчиева Гайратджона Фозилжоновича на постановление судьи Бахчисарайского районного суда Республики Крым от 21 марта 2024 года № 5-101/2024 - оставить без удовлетворения.
Постановление Бахчисарайского районного суда Республики Крым от 21 марта 2024 года № 5-101/2024 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1.1 ст. 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Туйчиева Гайратджона Фозилжоновича - оставить без изменения.
Решение может быть пересмотрено в порядке, предусмотренном ст. ст. 30.12-30.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья подпись Е.Г. Тимошенко
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>