Решение по делу № 2а-267/2021 от 10.12.2020

Дело № 2а-267/2021

11RS0005-01-2020-001901-31

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Ухтинский городской суд Республики Коми в составе

председательствующего судьи Сверчкова И.В.,

при секретаре Зубик О.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Ухте Республики Коми 21 января 2021 года административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 3 по Республике Коми к Захарову В.Ю. о взыскании обязательных платежей и санкций,

установил:

Межрайонная ИФНС России № 3 по Республике Коми (далее также – МИФНС № 3) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Захарову В.Ю. о взыскании пени по транспортному налогу за 2014-2017 года в общей сумме 3 989 руб. 16 коп., пени по налогу на имущество физических лиц за 2014 год в сумме 33 руб. 27 коп., в обоснование иска указав, что ответчик в установленные сроки не уплатил указанных налогов, по этой причине ему были начислены также и пени.

Определением от 21.01.2020 производство по делу в части взыскания с
Захарова В.Ю. пени по транспортному налогу и налогу на имущество физических лиц за 2014 год в общей сумме 1271 руб. 58 коп. прекращено.

Стороны в суд не прибыли, своих представителей не направили.

Заинтересованное лицо, привлеченное к участию в деле определением от 14.12.2020, явку не обеспечило.

Суд, руководствуясь ст. 150 КАС РФ, определил рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихся лиц.

Исследовав материалы настоящего дела, суд приходит к следующим выводам.

В 2015-2017 годах ответчик являлся собственником транспортного средства Субару, государственный регистрационный знак .....

МИФНС № 3 посредством направления налоговых уведомлений № 89575683 от 12.09.2016, № 57852761 от 20.09.2017, № 46471216 от 10.08.2018 сообщила ответчику о необходимости уплаты транспортного налога за 2015 год в сумме 8 350 руб., за 2016 год в сумме 8350 руб., за 2017 год в сумме 8350 руб.

Также, ответчику через личный кабинет налогоплательщика, в порядке п. 6 ст. 69 Налогового кодекса РФ направлялись требования об уплате налогов и пени № 6854 от 12.02.2019, № 10241 от 15.12.2017, № 12747 от 12.12.2016, в соответствии с которыми, ответчик должен был уплатить налоги и пени. Ему также направлялось требование об уплате пени № 34046 от 09.07.2019 (реестр от 08.08.2019), она и является предметом рассмотрения по настоящему делу.

17.08.2016 Арбитражным судом РК принято к производству заявление кредитора о признании Захарова В.Ю. банкротом, определением от 16.11.2016 заявление признано обоснованным и в отношении ответчика введена процедура реструктуризации долгов.

Решением Арбитражного суда РК от 24.03.2017 по делу № А29-8512/2016
Захаров В.Ю. признан банкротом и введена процедура реализации имущества.

В силу ст. ст. 357, 358, 363 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.

Объектом налогообложения признаются в т.ч. автомобили, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог не позднее 01 декабря, года следующего за истекшим налоговым периодом, на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

Поскольку в срок, установленный законом, ответчик не уплатил указанных налогов, ему начислена пеня, в соответствии со ст. 75 Налогового кодекса РФ.

В силу абзаца 3 пункта 2 статьи 213.11 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ (ред. от 31.07.2020) "О несостоятельности (банкротстве)" (далее также – Закон о банкротстве), с даты вынесения арбитражным судом определения о признании обоснованным заявления о признании гражданина банкротом и введении реструктуризации его долгов требования кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, за исключением текущих платежей, требования о признании права собственности, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о признании недействительными сделок и о применении последствий недействительности ничтожных сделок могут быть предъявлены только в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

Согласно п. 1 ст. 5 Закона о банкротстве под текущими платежами понимаются денежные обязательства, требования о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и обязательные платежи, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Исходя из положений ст.ст. 2, 5 Закона о банкротстве налоги, уплачиваемые в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации, в том числе пени, отнесены к обязательным платежам. Они в свою очередь могут являться и текущими платежами, при условии что они возникли после даты принятия заявления о признании должника банкротом, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. При этом кредиторы по текущим платежам при проведении соответствующих процедур, применяемых в деле о банкротстве, лицами, участвующими в деле о банкротстве, не признаются. Их требования по текущим платежам в реестр требований кредиторов не включаются, а подлежат предъявлению в суд в общем порядке, предусмотренном процессуальным законодательством, вне рамок дела о банкротстве.

Как указано в п. 6 "Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства", утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016 при разрешении вопроса о квалификации задолженности по обязательным платежам в качестве текущей либо реестровой следует исходить из момента окончания налогового (отчетного) периода, по результатам которого образовался долг.

Это означает, что возникновение обязанности по уплате налога определяется наличием объекта налогообложения и налоговой базы, а не наступлением последнего дня срока, в течение которого соответствующий налог должен быть исчислен и уплачен.

Таким образом, моментом возникновения обязанности по уплате налога является день окончания налогового периода, а не день представления налоговой декларации или день окончания срока уплаты налога.

Требования, касающиеся пеней, начисляемых в целях компенсации потерь казны из-за несвоевременного исполнения обязанности по уплате налогов, сборов, таможенных пошлин, страховых взносов (статья 75 НК РФ, статья 151 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации", статья 25 Закона о страховых взносах и т.п.), относящихся к текущим платежам, также являются текущими платежами.

В п. 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 29 от 15.12.2004 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)» разъяснено, что требования налоговых, таможенных и иных органов, в чью компетенцию в силу законодательства входит взимание и взыскание соответствующих сумм платежей, по обязательным платежам, возникшим после принятия заявления о признании должника банкротом и до открытия конкурсного производства, а также по обязательным платежам, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства (текущие платежи), удовлетворяются в установленном законодательством порядке (вне рамок дела о банкротстве).

Таким образом, взыскание текущих налоговых платежей, обязанность по уплате которых возникла после принятия заявления о признании должника банкротом и до открытия конкурсного производства, производится в порядке, установленном ст. 48 НК РФ.

Заявление о признании Захарова В.Ю. банкротом принято к производству Арбитражным судом РК 17.08.2016. Обязанность по уплате транспортного налога за 2015 год возникла у Захарова В.Ю. 01.12.2016, за 2016 год – 01.12.2017, за 2017 год – 01.12.2018, то есть после принятия заявления и признания Захарова В.Ю. банкротом.

Задолженность по транспортному налогу за 2015-2017 год относится к текущим платежам, поэтому и пени, начисленные на нее также являются текущими и вопрос об их взыскании подлежит рассмотрению вне рамок дела о банкротстве.

Порядок взыскания налогов с физических лиц предусмотрен в статье 48 Налогового кодекса Российской Федерации.

В силу ст. 48 Налогового кодекса РФ (в редакции закона действующей в рассматриваемые периоды) если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила
3 000 рублей.

МИФНС № 3 обращалась к мировому судье Водненского судебного участка г. Ухта Республики Коми, однако определением мирового судьи от 21.01.2020 судебный приказ от 11.12.2019 отменен.

Требование об уплате пени № 34046 от 09.07.2019 ответчик должен был исполнить до 01.11.2019. Поскольку сумма по требованию превысила 3000 руб., налоговый орган имел право обратиться к мировому судье вплоть до 01.05.2020 (01.11.2019 + 6 мес.)., в свою очередь судебный приказ вынесен 11.12.2019, то есть в срок, установленный
абз. 2 п. 2 ст. 48 Налогового кодекса РФ.

Нарушения шестимесячного срока при обращении МИФНС № 3 с исковым заявлением в порядке п. 3 ст. 48 НК РФ также не имеется, поскольку административное исковое заявление сдано в Ухтинский городской суд РК 10.04.2020, в то время как
МИФНС № 3 имела право обратится в суд с такими требованиями до 21.07.2020
(21.01.2020 – дата определения об отмене судебного приказа + 6 месяцев).

По вопросу взыскания с Захарова В.Ю. транспортного налога за 2016 год следует отметить, что налог за указанный период был взыскан с Захарова В.Ю. решением Ухтинского городского суда РК от 30.11.2020 по делу № 2а-3084/2020. Сведений об исполнении решения суда не имеется.

В представленных возражениях финансовый управляющий, в том числе указывает на не соблюдение МИФНС № 3 обязательного досудебного порядка, что было выражено в не направлении в её адрес налоговых уведомлений, требований об уплате налогов и пени, а также копии искового заявления.

В силу ст. ст. 19, 52, 69 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги, сборы, страховые взносы.

Налоговое уведомление может быть направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.

Учитывая, что обязанность у административного ответчика по уплате налогов за 2015-2017 год возникла после возбуждения дела о банкротстве, задолженность является текущей и подлежит взысканию вне процедуры банкротства, что не влечёт уменьшения конкурсного имущества должника, не связана с его отчуждением, изъятием, поэтому не уведомление конкурсного управляющего о наличии задолженности по пени за указанные периоды нарушением не является.

Напротив, в силу п. 8 ст. 213.9 Закона о банкротстве финансовый управляющий обязан осуществлять контроль за несвоевременным исполнением гражданином текущих требований кредиторов, своевременным и в полном объёме перечислением денежных средств на погашение требований кредиторов.

Доказательств обращения финансового управляющего в МИФНС № 3 за период с 2016 по 2018 года, соответствующие срокам уплаты транспортного налога за 2015-2017 года, в материалах дела не имеется.

Таким образом, суд считает возможным удовлетворить требования административного истца.

В порядке ст. 114 КАС РФ с административного ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход бюджета муниципального образования городского округа «Ухта».

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 293 КАС РФ, суд

решил:

Исковые требования Межрайонной ИФНС России № 3 по Республике Коми удовлетворить.

Взыскать с Захарова В.Ю. в пользу Межрайонной ИФНС
России № 3 по Республике Коми пени в сумме 2 750 руб. 85 коп.

Взыскать с Захарова В.Ю. в доход бюджета муниципального образования городского округа «Ухта» государственную пошлину в размере 400 руб.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке путем подачи апелляционной жалобы в Верховный суд Республики Коми через Ухтинский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Ухтинского городского суда РК И.В. Сверчков

Мотивированный текст решения составлен 01 февраля 2021 года.

2а-267/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
МИФНС России № 3 по РК
Ответчики
Захаров Виктор Юрьевич
Другие
Фин.управляющий Карманова Варвара Егоровна
Суд
Ухтинский городской суд Республики Коми
Судья
Сверчков Иван Валерьянович
Дело на странице суда
ukhtasud.komi.sudrf.ru
10.12.2020Регистрация административного искового заявления и принятие его к производству
10.12.2020Передача материалов судье
14.12.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.12.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.01.2021Судебное заседание
01.02.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.02.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.01.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее