Дело № 2-2349/2015
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 июня 2015 года
Серпуховский городской суд Московской области в составе: председательствующего судьи Фетисовой И.С., при секретаре судебного заседания Астаховой М.И.,
С участием:
Представителя заявителя Прокофьева В.В. по доверенности и ордеру - адвоката Валикова В.А.,
Представителя ФГБУ «Федеральная кадастровая плата Росреестра» по Московской области по доверенности - Андрюшиной М.Ю.,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Прокофьева В.В. об обжаловании решения ФГБУ «Федеральная кадастровая плата Росреестра» по Московской области
УСТАНОВИЛ:
Прокофьев В.В. обратился в суд и просил признать незаконным решение ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Московской области от 06.04.2015 года <номер> о приостановлении кадастрового учета вида разрешенного пользования земельного участка с кадастровым <номер>, расположенного по <адрес>; обязать осуществить государственный кадастровый учет вида разрешенного использования земельного участка Прокофьева В.В. с кадастровым <номер>: «малоэтажная жилая застройка (индивидуальное жилищное строительство, размещение дачных домов и садовых домов)».
Свои требования заявитель мотивировал тем, что согласно решению Серпуховского городского суда от 17.09.2014 года по делу №2-2562/2014 было признано право собственности за Прокофьевым В.В. на земельный участок площадью <...> при жилом доме <адрес>.
Прокофьев В.В. во исполнение судебного решения обратился к кадастровому инженеру Подуздикову С.Н. для изготовления межевого плана земельного участка с координатами земельного участка.
Земельный участок поставлен на кадастровый учет под <номер>.
Право собственности заявителя зарегистрировано, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права <номер>.
В последующем Прокофьев В.В. обратился через МФЦ в Администрацию города Серпухова по вопросу издания постановления о присвоении вида разрешенного использования земельных участков.
Согласно ответу от 13.03.2015 года №вх-6/435 земельный участок отнесен согласно сведений ПЗЗ к зоне Ж-2 (зона застройки индивидуальными жилыми домами).
Также была выдана выписка из ИСОГД, согласно которой земельный участок Прокофьева В.В. <номер> по классификатору, вступившему в законную силу с 01.03.2015 года, относится к «малоэтажной жилой застройке (индивидуальное жилищное строительство, размещение дачных и садовых домов)».
Заявитель обратился в ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Московской области с заявлением о проведении учета характеристик земельного участка, однако решением <номер> от 06.04.2015 года действия по государственному кадастровому учету были приостановлены в связи с выводом должностного лица об отсутствии документов, подтверждающих разрешенное использование земельного участка.
Указанным решением, которое не указывает на конкретное препятствие в осуществлении кадастрового учета, созданы препятствия для осуществления правомочия собственника Прокофьева В.В., а также чинятся препятствия для надлежащего исполнения судебного решения.
Заявитель Прокофьев В.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом.
Представитель заявителя Прокофьева В.В. по доверенности и ордеру - адвокат Валиков В.А. в судебном заседании заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении, настаивал на их удовлетворении.
Представитель заинтересованного лица ФГБУ «Федеральная кадастровая плата Росреестра» по Московской области по доверенности - Андрюшина М.Ю. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований; пояснила, что по результатам проверки представленных Прокофьевым В.В. документов было принято решение о приостановлении государственного кадастрового учета земельного участка, поскольку с заявлением о государственном кадастровом учете изменений сведений о разрешенном использовании земельного участка не представлены необходимые для кадастрового учета документы, подтверждающие установленное разрешенное использование земельного участка. Самостоятельно сотрудником ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Московской области постановление не запрашивалось, так как для этого нужно письменное ходатайство заявителя.
Представитель заинтересованного лица Администрации г.Серпухова в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом. К материалам дела приобщен письменный отзыв, из которого следует, что в соответствии с Правилами землепользования и застройки г.Серпухова и установленными в нем градостроительными регламентами, земельный участок заявителя отнесен к зоне Ж-2 (зона застройки индивидуальными жилыми домами), а в соответствии с классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014г. №540, относится к малоэтажной жилой застройке (индивидуальное жилищное строительство; размещение дачных домов и садовых домов). По обращению Прокофьева В.В. в Администрацию г.Серпухова, ему был дан соответствующий ответ с документальным подтверждением вида разрешенного использования его земельного участка.
При таких обстоятельствах суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц в соответствии со ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав представителей заявителя и заинтересованного лица, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующему выводу.
Как усматривается из материалов дела, на основании решения Серпуховского городского суда Московской области от 17.09.2014 года за Прокофьевым В.В. зарегистрировано право собственности на земельный участок, категория земель: категория земель не установлена, разрешенное использование: не определено, общая площадь <...>, адрес (местонахождение) <адрес>; о чем в ЕГРП <дата> сделана запись регистрации <номер> (л.д.8).
Определением Серпуховского городского суда Московской области от 06.05.2015 года дано разъяснения решения Серпуховского городского суда Московской области от 17.09.2014 года по гражданскому делу по иску Прокофьева В.В. к Администрации г.Серпухова о признании права собственности на земельный участок, согласно которому за Прокофьевым В.В. признано право собственности на земельный участок в двух контурах, общей площадью <...> и <...>, а всего площадью <...> при доме <адрес>, указав категорию земель: «Земли населенных пунктов» (л.д.9-12).
На обращение Прокофьева В.В. в Администрацию г.Серпухова с заявлением об определении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым <номер>, расположенного по <адрес>, дано разъяснение, что изменение одного вида разрешенного использования на другой для земельных участков, находящихся в собственности у физических и юридических лиц, осуществляется согласно п.2 ст. 7 Земельного кодекса РФ, ст. 37 п.4 Градостроительного кодекса РФ и ст.11 Правил землепользования и застройки города Серпухова, а именно – самостоятельно. Прокофьеву В.В. предложено обратиться в филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Московской области с заявлением об определении вида разрешенного использования для заявленного земельного участка (л.д.13).
26.03.2015 года Прокофьев В.В. обратился в филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Московской области с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета изменений вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым <номер>. При этом заявителем вместе с заявлением представлены Свидетельство о государственной регистрации права от 23.12.2014 года и Карточка регистрации сведений из муниципальной автоматизированной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности (ИСОГД) (л.д.17-33).
Решением филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Московской области <номер> от 06.04.2015 года заявителю было сообщено о приостановлении осуществления кадастрового учета, поскольку было выявлено нарушение п.9 ч.1 ст. 22 Федерального закона от 24.07.2007 года №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», а именно: с заявлением о государственном кадастровом учете изменений сведений о разрешенном использовании земельного участка не представлены необходимые для кадастрового учета документы, подтверждающие в соответствии с федеральным законом установленное разрешенное использование земельного участка (л.д.14, 48).
Как усматривается из Выписки из Правил землепользования и застройки города Серпухова Московской области, утвержденных решением Совета депутатов города Серпухова Московской области от 26.05.2010г. №560/88, земельный участок с кадастровым <номер> находится в граница территориальной зоны Ж-2 (Зона застройки индивидуальными жилыми домами) (л.д. 23-30).
Согласно ч.1 ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
В соответствии со ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В соответствии с ч.4 ст.258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
В соответствии с частью 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных, предусмотренных названным Федеральным законом, сведений о недвижимом имуществе.
Согласно части 1 статьи 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" государственный кадастровый учет осуществляется, в частности, в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости.
Земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории, что следует из пункта 1 статьи 7 Земельного кодекса РФ.
Согласно п.2 статьи 7 Земельного кодекса РФ земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Общий порядок проведения зонирования территорий установлен Градостроительным кодексом РФ, определяющим градостроительное зонирование как зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов, которые включаются в правила землепользования и застройки и определяют правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. В данных регламентах указываются виды разрешенного использования земельных участков, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны.
Как следует из абзаца 3 пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации классификатор видов разрешенного использования утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации № 540 от 01.09.2014 года утвержден Классификатор видов разрешенного использования земельных участков, предусматривающий такой вид разрешенного использования как «малоэтажная жилая застройка (индивидуальное жилищное строительство; размещение дачных домов и садовых домов)» - код 2.1.
Согласно статье 85 Земельного кодекса Российской Федерации и статье 36 Градостроительного кодекса правовой режим земельного участка определяется градостроительным регламентом территориальной зоны, к которой принадлежит земельный участок.
В силу с п.2 статьи 85 ЗК РФ правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Пункт 8 части 1 Градостроительного кодекса РФ гласит, что правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
Пункт 2 части 2 статьи 30 Градостроительного кодекса РФ устанавливает, что правила землепользования и застройки включают в себя также карту градостроительного зонирования.
В силу части 4 статьи 30 Градостроительного кодекса РФ на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон.
В соответствии с п.70 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 04.02.2010 №42, сведения о видах разрешенного использования земельного участка в Единый государственный реестр прав вносятся на основании акта органа государственной власти или органа местного самоуправления либо на основании градостроительного регламента.
Полномочия по внесению сведений о виде разрешенного использования обладает орган кадастрового учета, который вносит такие сведения исходя из целей, для которых предоставлен земельный участок на основании соответствующего акта о предоставлении.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 26 Федерального закона от 24.07.2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", осуществление кадастрового учета приостанавливается в случае, непредставления необходимых для кадастрового учета документов, за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Федеральным законом такие документы или сведения, содержащиеся в них, могут запрашиваться в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
Статьей 22 Федерального закона от 24.07.2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" определен закрытый состав документов, необходимых для кадастрового учета.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 22 Федерального закона от 24.07.2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" документ, подтверждающий в соответствии с федеральным законом принадлежность земельного участка к определенной категории земель, необходимый для кадастрового учета, запрашивается органом кадастрового учета в порядке, установленном частью 5 статьи 16 этого же Федерального закона, правилом которой, в свою очередь, определено, что, в случае поступления в орган кадастрового учета заявления о кадастровом учете в связи с изменением указанных в пунктах 7, 13 – 16 части 2 статьи 7 данного Федерального закона сведений об объекте недвижимости (в том числе сведений о категории и вида разрешенного использования земель, на которых расположен земельный участок) и при этом не поступления соответствующих документов из уполномоченных органа государственной власти или органа местного самоуправления в порядке информационного взаимодействия орган кадастрового учета самостоятельно запрашивает такие документы, если такие документы не представлены заявителем по собственной инициативе.
При рассмотрении настоящего гражданского дела судом установлено, что решением суда за Прокофьевым В.В. признано право собственности на земельный участок с кадастровым <номер>, расположенный по <адрес>. Определением суда указанное решение было разъяснено в части указания категории земель спорного земельного участка, а именно: «земли населенных пунктов». Заявитель обратился в Филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Московской области с заявлением о внесении сведений разрешенного вида использования принадлежащего ему земельного участка. 06.05.2015 года филиалом ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Московской области было принято решение <номер> о приостановлении постановки участка заявителя на кадастровый учет на основании пункта 4 части 2 статьи 26 Закона "О государственном кадастре недвижимости" на срок до устранения обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более чем на 3 месяца со дня принятия настоящего решения, так как по результатам проверки представленных документов выявлено, что в нарушение пункта 9 части 1 статьи 22 Закона с заявлением о государственном кадастровом учете изменений сведений о разрешенном использовании земельного участка не представлены необходимые для кадастрового учета документы, подтверждающие в соответствии с федеральным законом установленное разрешенное использование земельного участка.
Решением Совета депутатов города Серпухова от 26.05.2010 года № 560/88 утверждены Правила землепользования и застройки города Серпухова, которые вводят на территории города Серпухова систему регулирования землепользования и застройки, основанную на градостроительном зонировании, и являются нормативным правовым актом.
Согласно статье 41 данных Правил в перечень территориальных зон, выделенных на карте градостроительного зонирования территории города, включена территориальная зона Ж2 - зона застройки индивидуальными жилыми домами..
Как следует из статьи 44 Правил, эта зона застройки индивидуальными жилыми домами установлена для обеспечения правовых условий использования земельных участков и расположенных (или вновь возводимых) на них объектов капитального строительства. В данной указаны основные виды разрешенного использования з5мельных участков в указанной зоне. индивидуальные жилые дома; аптеки; магазины товаров повседневного обслуживания; ремонтно-эксплуатационные организации; отделения, участковые пункты милиции; объекты дошкольного образования; объекты начального общего и среднего образования; хозяйственные строения и сооружения; объекты инженерно-технического обеспечения; малые архитектурные формы (фонтаны, бассейны, беседки, светильники, скамейки и другие), скульптуры, скульптурные композиции и другие объекты ландшафтного дизайна.
Статья 37 данных Правил содержит карту градостроительного зонирования города Серпухова, на которой установлены границы территориальных зон, виды которых приведены в статье 41 настоящих Правил.
Таким образом, наименование вида разрешенного использования - «малоэтажная жилая застройка» предусмотрено Правилами землепользования и застройки города Серпухова для территориальной зоны Ж-2, соответствует формулировке наименования вида разрешенного использования, указанной в ч.2 ст.35 Градостроительного кодекса РФ, согласно которой в состав жилых зон могут включаться территории, предназначенные для застройки индивидуальными жилыми домами; малоэтажными жилыми домами, а также Классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным Приказом Минэкономразвития РФ от 01.09.2014г. № 540.
В силу изложенного и учитывая, что Решение Совета депутатов города Серпухова от 26.05.2010 года № 560/88 утверждены Правила землепользования и застройки города Серпухова до настоящего времени никем не оспорено и недействительным не признано, решение филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области 06 апреля 2015 года <номер> о приостановлении постановки на государственный кадастровый учет объекта недвижимости не соответствует закону.
При наличии у должностных лиц филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Московской области сомнений в отношении наличия акта органа местного самоуправления об установлении вида разрешенного использования земельного участка по месту нахождения предоставленного в собственность Прокофьеву В.В. объекта недвижимости, орган кадастрового учета в соответствии с ч.5 ст.16 Федерального закона от 24.07.2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" обязан был запросить данный документ в Администрации г.Серпухова в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
В связи с изложенным суд приходит к выводу о признании незаконным решения ФГБУ «Федеральная кадастровая плата Росреестра» по Московской области от 06 апреля 2015 года <номер> о приостановлении постановки на государственный кадастровый учет объекта недвижимости.
Руководствуясь ст.ст. 194-198, 254-256 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление Прокофьева В.В. удовлетворить.
Признать незаконным решение ФГБУ «Федеральная кадастровая плата Росреестра» по Московской области от 06 апреля 2015 года <номер> о приостановлении государственного кадастрового учета вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым <номер>, расположенного по <адрес>, на основании пункта 4 части 2 статьи 26 Закона «О государственном кадастре недвижимости».
Обязать ФГБУ «Федеральная кадастровая плата Росреестра» по Московской области осуществить в государственном кадастре недвижимости учет вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым <номер>, расположенного по <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Серпуховский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: И.С. Фетисова
Мотивированное решение изготовлено 30 июня 2015 года.