Решение по делу № 2а-1023/2021 от 15.03.2021

дело № 2а-1023/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

26 апреля 2021 года г. Оренбург

Оренбургский районный суд Оренбургской области в составе:

председательствующего судьи Ерш Е.Н.,

при секретаре Алексеевой А.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 7 по Оренбургской области к Сахаеву Ренату Рашитовичу о взыскании обязательных платежей и санкций,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец обратился в суд с административным исковым заявлением к Сахаеву Р.Р., указав, что административный ответчик является плательщиком страховых взносов. В связи с наличием недоимки по страховым взносам налогоплательщику было направлено требование № 17247 по состоянию на 12.03.2020 года об уплате налога и(или) пени, по сроку исполнения до 21.04.2020 года.

Указанное требование налогоплательщиком не исполнено, задолженность перед бюджетом до настоящего времени не погашена и составляет 4944,91 руб., в том числе по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды начиная с 01.01.2017 года) в размере 3916,14 руб., пеня в размере 9,40 руб.; по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017 года в размере 1016,93 руб., пеня в размере 2,44 руб.

С данным требованием Межрайонная ИФНС России № 7 по Оренбургской области обращалась с заявлением о вынесении судебного приказа к мировому судье. Мировым судьей был вынесен судебный приказ от 17.08.2020 года о взыскании указанных сумм налога и пени. Однако от должника поступили возражения относительно исполнения судебного приказа. Судебный приказ был отменен определением от 10.09.2020 года

Просит суд восстановить пропущенный срок для обращения в суд с данным административным иском; взыскать с Сахаева Р.Р. в свою пользу страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды начиная с 01.01.2017 года) в размере 3916,14 руб., пени в размере 9,40 руб. за период с 29.02.2020 года по 11.03.2020 года; страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017 года в размере 1016,93 руб., пени в размере 2,44 руб. за период с 29.02.2020 года по 11.03.2020 года.

Представитель административного истца МИНФС России №7 по Оренбургской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Административный ответчик Сахаев Р.Р. в судебное заседание не явился. Судебные извещения, направленные административному ответчику по указанному адресу, не получены и возвращены в суд с отметкой «истек срок хранения».

В соответствии со статьей 101 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны сообщить суду о перемене своего адреса во время производства по административному делу. При отсутствии такого сообщения судебная повестка или иное судебное извещение направляются по последнему известному суду месту жительства или месту нахождения адресата и считаются доставленными, даже если адресат по этому адресу более не проживает или не находится.

В соответствии с разъяснениями, данными в п.63 Постановления Пленума Верховного суда РФ №25 от 23.06.2015 года «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» по смыслу пункта 1 статьи 165.1 ГК РФ юридически значимое сообщение, адресованное гражданину, должно быть направлено по адресу его регистрации по месту жительства или пребывания либо по адресу, который гражданин указал сам (например, в тексте договора), либо его представителю (пункт 1 статьи 165.1 ГК РФ).

При этом необходимо учитывать, что гражданин, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо несут риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресам, перечисленным в абзацах первом и втором настоящего пункта, а также риск отсутствия по указанным адресам своего представителя. Гражданин, сообщивший кредиторам, а также другим лицам сведения об ином месте своего жительства, несет риск вызванных этим последствий (пункт 1 статьи 20 ГК РФ). Сообщения, доставленные по названным адресам, считаются полученными, даже если соответствующее лицо фактически не проживает (не находится) по указанному адресу.

Юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним (часть 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Риск неполучения поступившей корреспонденции несет адресат.

В соответствии с частью 6 статьи 45 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.

Учитывая изложенные обстоятельства, принятие судом достаточных мер по извещению, суд приходит к выводу, что административный ответчик надлежащим образом извещен и возможности рассмотрения дела в его отсутствие.

Суд определил рассмотреть административное дело в отсутствие сторон на основании части 2 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Исследовав материалы дела, оценив совокупность представленных доказательств, суд приходит к следующему.

Федеральным законом от 03.07.2016 № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование переданы налоговым органам.

Как установлено пунктом 2 статьи 4 Закона № 243-ФЗ, взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также страховых взносов, пеней и штрафов, начисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации.

Частью 3 статьи 2 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» определено, что с 01.01.2017 года правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

В соответствии с частью 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В силу статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации Сахаев Р.Р. в спорный период являлся плательщиком страховых взносов, поскольку являлся индивидуальным предпринимателем. Однако деятельность его прекращена 13.02.2020 года в связи с принятием им соответствующего решения.

Судом установлено, что обязанность по уплате страховых взносов за 2020 год административным ответчиком не была исполнена в полном объеме, в связи с чем налоговым органом правомерно начислена недоимка и пеня.

В связи с наличием недоимки и пени по страховым взносам налоговым органом было выставлено и направлено Сахаеву Р.Р. требование №17247 от 12.03.2020 года об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов по сроку исполнения до 21.04.2020 года.

В указанный в требовании срок налог уплачен не был, задолженность перед бюджетом до настоящего времени не погашена и составляет 4944,91 руб.

В силу части 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

В силу пункта 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. (п. 2 ст. 48 Налогового кодекса РФ).

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (абз. 3 пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса РФ).

Таким образом, статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации установлен шестимесячный срок на подачу заявления о взыскании в порядке приказного производства и аналогичной продолжительности срок для реализации налоговым органом права на взыскание недоимки в порядке административного искового производства, который подлежит исчислению со дня вынесения определения об отмене судебного приказа.

Анализ взаимосвязанных положений пунктов 1 - 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации свидетельствует об ограничении срока, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пеней, штрафов.

В ходе рассмотрения дела установлено, что 10.08.2020 года МИФНС России № 7 по Оренбургской области обратилась к мировому судье судебного участка № 4 Оренбургского района Оренбургской области с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Сахаева Р.Р. о взыскании недоимки и пени по страховым взносам.

Мировым судьей судебного участка №4 Оренбургского района Оренбургской области был вынесен судебный приказ от 17.08.2020 года о взыскании с Сахаева Р.Р. недоимки и пени по страховым взносам. Однако указанный судебный приказ был отменен определением мирового судьи судебного участка № 4 Оренбургского района Оренбургской области 10.09.2020 года в связи с поступившими возражениями от должника.

Поскольку определением мирового судьи от 10.09.2020 года судебный приказ был отменен, срок для подачи заявления с учетом вышеуказанных положений Налогового кодекса РФ на обращение в суд истек 10.03.2021 года.

С настоящим иском налоговый орган обратился в суд 15.03.2021 года, и ходатайствовал о восстановлении пропущенного срока, предусмотренного статьей 48 НК РФ.

Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 22 марта 2012 г. № 479-О-О указал, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, не может осуществляться.

Также Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 26 октября 2017 г. № 2465-О указал, что при принудительном взыскании суммы налога с налогоплательщика налоговым органом должны быть соблюдены все последовательные сроки, установленные статьей 48 НК РФ как для обращения с заявлением о выдаче судебного приказа, так и для последующего обращения в суд в случае его отмены.

В соответствии с частью 8 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Довод административного истца о том, что процессуальный срок для обращения в суд был пропущен в связи с периодическими возникающими неисправностями в работе технического оснащения инспекции (программного комплекса АИС-3, который необходим для составления административного искового заявления для сверки сумм подлежащих взысканию) не является уважительной причиной.

Поскольку уважительных причин пропуска срока на обращение с административным иском в суд административным истцом не представлено, суд отказывает истцу в удовлетворении исковых требований.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-178, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требованийМежрайонной ИФНС России № 7 по Оренбургской области Сахаеву Ренату Рашитовичу о взыскании обязательных платежей и санкций - отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Оренбургского областного суда через Оренбургский районный суд Оренбургской области в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Судья: Е.Н. Ерш

Мотивированное решение изготовлено 11.05.2021 года.

2а-1023/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Межрайонная инспекция ФНС России № 7 по Оренбургской области
Ответчики
Сахаев Ренат Рашитович
Суд
Оренбургский районный суд Оренбургской области
Судья
Ерш Е.Н.
Дело на странице суда
orenburgsky.orb.sudrf.ru
15.03.2021Регистрация административного искового заявления
15.03.2021Передача материалов судье
17.03.2021Решение вопроса о принятии к производству
17.03.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.03.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.04.2021Судебное заседание
11.05.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.05.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.04.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее