Решение по делу № 2-361/2021 от 07.04.2021

                                 Дело № 2-361/2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

        р.п. Иловля                                                                                 «12» мая 2021 года

    Иловлинский районный суд Волгоградской области

в составе председательствующего судьи Коваленко Е.Н.,

при секретаре Аликовой В.А.,

с участием старшего помощника прокурора Иловлинского района Волгоградской области Чекуновой Е.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Иловлинского района в интересах неопределённого круга лиц к администрации Иловлинского муниципального района Волгоградской области, муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Авиловская средняя общеобразовательная школа» о возложении обязанности принять меры, направленные на установку пандуса,

У С Т А Н О В И Л:

прокурор Иловлинского района Волгоградской области в защиту прав и интересов неопределённого круга лиц обратился в суд с иском к администрации Иловлинского муниципального района Волгоградской области, муниципальному бюджетному образовательному учреждению (далее - МБОУ) «Авиловская средняя общеобразовательная школа» (далее - Авиловская СОШ) о выделении из бюджета муниципального образования денежных средств, оборудовании входа в здание школы пандусом.

В обоснование иска указано, что в ходе проверки исполнения требований законодательства об образовании и социальной защите инвалидов в деятельности образовательных учреждений Иловлинского района установлено, что вход в здание Авиловской средней общеобразовательной школы, по адресу: Волгоградская область, Иловлинский район, х. Авилов, ул. Мира, 4, не оборудован специальным приспособлением – пандусом, предназначенным для беспрепятственного доступа в него детей с ограниченными возможностями, а также людей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата, в том числе, инвалидов-колясочников.

Указанные нарушения не отвечают требованиям федерального законодательства и существенным образом нарушают конституционные права граждан, гарантирующие инвалидам беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры.

С учётом изложенного прокурор просил суд обязать администрацию Иловлинского муниципального района в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу, обеспечить МБОУ «Авиловская СОШ» финансирование оснащения входа в здание образовательного учреждения пандусом, а МБОУ «Авиловская СОШ» в течение одного месяца со дня обеспечения финансирования, оборудовать вход в здание школы пандусом.

    В судебном заседании прокурор поддержал заявленные требования и просил их удовлетворить по основаниям, указанным в исковом заявлении.

    Представитель ответчика - администрации Иловлинского муниципального района Волгоградской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили, возражений на иск не представили, ходатайств не заявили.

Представитель ответчика – МБОУ «Авиловская СОШ» в судебное заседание не явился. В представленном ходатайстве директор школы Уракова С.В. просила рассмотреть дело без её участия, указала о согласии с иском, просила предоставить срок для устранения выявленных нарушений в течение одного года ввиду дефицита бюджета муниципального образования, а также большим объёмом выполнения работ по оборудованию здания школы пандусом.

    Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства по делу, приходит к следующим выводам.

В соответствии с положениями ст. 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан.

Согласно ч. 1 ст. 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов Российской Федерации» федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам.

     В силу п. "а" ст. 9 "Конвенции о правах инвалидов", чтобы наделить инвалидов возможностью вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни, государства-участники принимают надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения, как в городских, так и в сельских районах. Эти меры, которые включают выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться, в частности, на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места.

На основании ст. 3 Закона Волгоградской области от 31 ноября 2002 года № 757 – ОД «Об обеспечении условий жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения в Волгоградской области» к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и других маломобильных групп населения, относятся среди прочего, объекты и организации образования, науки, здравоохранения, социальной защиты, социального обслуживания и занятости населения.

Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения до 01 января 2013 года были указаны в строительных нормах и правилах СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденных Постановлением Госстроя России от 16 июля 2001 года №73, где в части общих требований к зданиям, сооружениям и их участкам было предусмотрено, что лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости - другими средствами подъема, обеспечивающими досягаемость мест целевого посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий.

Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором (ст. 210 ГК РФ).

Социальная защита, социальное обеспечение относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (ст. 72, пункт "ж" ч. 1 Конституции РФ). Органы местного самоуправления в силу конституционного предназначения местного самоуправления как наиболее приближенного к населению уровня власти в пределах своих полномочий участвуют в деятельности по обеспечению инвалидам, проживающим на территории соответствующих муниципальных образований, равных с другими гражданами возможностей в реализации их прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации (ст. ст. 2, 7, 18 и 19).

Вытекающая из норм федерального законодательства публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается, в частности, на собственников зданий и сооружений.

Вместе с тем, пунктом 5 части 1 статьи 9 Закона об образовании к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов отнесено обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

Исходя из положений, установленных п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.

При разрешении спора судом установлено, что прокуратурой Иловлинского муниципального района проведена проверка исполнения законодательства о социальной защите инвалидов в части обеспечения беспрепятственного доступа лиц с ограниченными возможностями к объектам социальной инфраструктуры, в результате которой установлено, что вход в здание Авиловской СОШ по адресу: Волгоградская область, Иловлинский район, х. Авилов, ул. Мира, 4, не оборудован пандусом, условия для посещения образовательной организации маломобильными группами населения не созданы.

Данное обстоятельство подтверждается информацией начальника отдела образования, опеки и попечительства администрации Иловлинского муниципального района Волгоградской области (л.д. 7-8).

В связи с выявленными в ходе проверки нарушениями прокуратурой в адрес главы администрации Иловлинского муниципального района внесено представление об устранении нарушений законодательства о социальной защите инвалидов, установлен месячный срок для принятия мер, направленных на устранение нарушений (л.д. 9-11).

По результатам внесенного представления, глава Иловлинского муниципального района сообщил о подтвердившихся фактах нарушения законодательства о социальной защите инвалидов и привлечении руководителя образовательного учреждения к дисциплинарной ответственности (л.д.12, 13).

Указанные нарушения не соответствуют требованиям федерального законодательства и существенным образом ограничивают права инвалидов на обеспечение равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, гарантированных Конституцией РФ.

Собственником здания школы, расположенного по адресу: Волгоградская область, Иловлинский район, х. Авилов, ул. Мира, 4, является МБОУ «Авиловская общеобразовательная школа», что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права (л.д. 14).

    Поскольку условия для посещения образовательной организации маломобильными группами населения не созданы (отсутствует оборудованный пандусом вход в здание школы), что лишает инвалидов-колясочников возможности для полноценной жизнедеятельности, нарушает их конституционные права на достойную жизнь и свободное развитие, ограничивает возможность получения без дискриминации качественного образования, суд приходит к выводу об обоснованности требований прокурора, в связи с чем, считает иск подлежащим удовлетворению.

Доводы представителя ответчика об отсутствии в бюджете муниципального образования денежных средств на указанные цели, правового значения в данном случае не имеют, поскольку исполнение обязанности по несению бремени содержания муниципального имущества, в том числе по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения, законодатель не ставит в зависимость от наличия либо отсутствия необходимых финансовых ресурсов.

В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, в случае, если определённые действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.

        Суд приходит к выводу о необходимости установления срока для исполнения решения суда 6 месяцев каждому из ответчиков, с учётом конкретных обстоятельств дела, особенностью условий для проведения работ. Указанный срок исполнения решения, с учетом характера допущенных нарушений, социальной значимости исполнения решения суда является разумным и достаточным для исполнения.

        При этом суд исходит из того, что ответчики добровольно не приняли необходимых мер по устранению нарушений требований действующего законодательства о социальной защите инвалидов.

        Поскольку прокурор и администрация Иловлинского муниципального района в силу закона освобождены от уплаты государственной пошлины, суд приходит к выводу о взыскании с МБОУ «Авиловская СОШ», не освобождённого от уплаты судебных расходов, государственной пошлины в доход муниципального образования в размере 6000 рублей, что соответствует требованиям ст. 103 ГПК РФ, ст. 333.19 НК РФ.

Руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

иск прокурора Иловлинского района в интересах неопределённого круга лиц к администрации Иловлинского муниципального района Волгоградской области, муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Авиловская средняя общеобразовательная школа» о возложении обязанности принять меры, направленные на установку пандуса, удовлетворить.

Обязать администрацию Иловлинского муниципального района Волгоградской области в шестимесячный срок со дня вступления решения в законную силу, выделить муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Авиловская средняя общеобразовательная школа» денежные средства в целях оборудования входа в здание школы пандусом.

Обязать муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Авиловская средняя общеобразовательная школа» в течение шести месяцев со дня обеспечения финансирования, оборудовать вход в здание школы, по адресу: Волгоградская область, Иловлинский район, х. Авилов, ул. Мира, д.4, пандусом с учетом технических требований.

        Взыскать с муниципального бюджетного образовательного учреждения «Авиловская средняя общеобразовательная школа» в доход муниципального образования - Иловлинский муниципальный район Волгоградской области государственную пошлину в размере 6000 рублей.

    Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Волгоградского областного суда через Иловлинский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 14 мая 2021 года.

           Судья                                                                          Е.Н. Коваленко

2-361/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокуратура Иловлинского района Волгоградской области
Ответчики
МБОУ Авиловская СОШ
Администрация Иловлинского муниципального района Волгоградской области
Суд
Иловлинский районный суд Волгоградской области
Судья
Коваленко Евгений Николаевич
Дело на сайте суда
ilov.vol.sudrf.ru
07.04.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.04.2021Передача материалов судье
12.04.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
12.04.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.04.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.05.2021Судебное заседание
14.05.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.05.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.05.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее