Дело № 2-361/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
р.п. Иловля «12» мая 2021 года
Иловлинский районный суд Волгоградской области
в составе председательствующего судьи Коваленко Е.Н.,
при секретаре Аликовой В.А.,
с участием старшего помощника прокурора Иловлинского района Волгоградской области Чекуновой Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Иловлинского района в интересах неопределённого круга лиц к администрации Иловлинского муниципального района Волгоградской области, муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Авиловская средняя общеобразовательная школа» о возложении обязанности принять меры, направленные на установку пандуса,
У С Т А Н О В И Л:
прокурор Иловлинского района Волгоградской области в защиту прав и интересов неопределённого круга лиц обратился в суд с иском к администрации Иловлинского муниципального района Волгоградской области, муниципальному бюджетному образовательному учреждению (далее - МБОУ) «Авиловская средняя общеобразовательная школа» (далее - Авиловская СОШ) о выделении из бюджета муниципального образования денежных средств, оборудовании входа в здание школы пандусом.
В обоснование иска указано, что в ходе проверки исполнения требований законодательства об образовании и социальной защите инвалидов в деятельности образовательных учреждений Иловлинского района установлено, что вход в здание Авиловской средней общеобразовательной школы, по адресу: Волгоградская область, Иловлинский район, х. Авилов, ул. Мира, 4, не оборудован специальным приспособлением – пандусом, предназначенным для беспрепятственного доступа в него детей с ограниченными возможностями, а также людей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата, в том числе, инвалидов-колясочников.
Указанные нарушения не отвечают требованиям федерального законодательства и существенным образом нарушают конституционные права граждан, гарантирующие инвалидам беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры.
С учётом изложенного прокурор просил суд обязать администрацию Иловлинского муниципального района в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу, обеспечить МБОУ «Авиловская СОШ» финансирование оснащения входа в здание образовательного учреждения пандусом, а МБОУ «Авиловская СОШ» в течение одного месяца со дня обеспечения финансирования, оборудовать вход в здание школы пандусом.
В судебном заседании прокурор поддержал заявленные требования и просил их удовлетворить по основаниям, указанным в исковом заявлении.
Представитель ответчика - администрации Иловлинского муниципального района Волгоградской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили, возражений на иск не представили, ходатайств не заявили.
Представитель ответчика – МБОУ «Авиловская СОШ» в судебное заседание не явился. В представленном ходатайстве директор школы Уракова С.В. просила рассмотреть дело без её участия, указала о согласии с иском, просила предоставить срок для устранения выявленных нарушений в течение одного года ввиду дефицита бюджета муниципального образования, а также большим объёмом выполнения работ по оборудованию здания школы пандусом.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства по делу, приходит к следующим выводам.
В соответствии с положениями ст. 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан.
Согласно ч. 1 ст. 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов Российской Федерации» федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам.
В силу п. "а" ст. 9 "Конвенции о правах инвалидов", чтобы наделить инвалидов возможностью вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни, государства-участники принимают надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения, как в городских, так и в сельских районах. Эти меры, которые включают выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться, в частности, на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места.
На основании ст. 3 Закона Волгоградской области от 31 ноября 2002 года № 757 – ОД «Об обеспечении условий жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения в Волгоградской области» к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и других маломобильных групп населения, относятся среди прочего, объекты и организации образования, науки, здравоохранения, социальной защиты, социального обслуживания и занятости населения.
Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения до 01 января 2013 года были указаны в строительных нормах и правилах СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденных Постановлением Госстроя России от 16 июля 2001 года №73, где в части общих требований к зданиям, сооружениям и их участкам было предусмотрено, что лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости - другими средствами подъема, обеспечивающими досягаемость мест целевого посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий.
Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором (ст. 210 ГК РФ).
Социальная защита, социальное обеспечение относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (ст. 72, пункт "ж" ч. 1 Конституции РФ). Органы местного самоуправления в силу конституционного предназначения местного самоуправления как наиболее приближенного к населению уровня власти в пределах своих полномочий участвуют в деятельности по обеспечению инвалидам, проживающим на территории соответствующих муниципальных образований, равных с другими гражданами возможностей в реализации их прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации (ст. ст. 2, 7, 18 и 19).
Вытекающая из норм федерального законодательства публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается, в частности, на собственников зданий и сооружений.
Вместе с тем, пунктом 5 части 1 статьи 9 Закона об образовании к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов отнесено обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Исходя из положений, установленных п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
При разрешении спора судом установлено, что прокуратурой Иловлинского муниципального района проведена проверка исполнения законодательства о социальной защите инвалидов в части обеспечения беспрепятственного доступа лиц с ограниченными возможностями к объектам социальной инфраструктуры, в результате которой установлено, что вход в здание Авиловской СОШ по адресу: Волгоградская область, Иловлинский район, х. Авилов, ул. Мира, 4, не оборудован пандусом, условия для посещения образовательной организации маломобильными группами населения не созданы.
Данное обстоятельство подтверждается информацией начальника отдела образования, опеки и попечительства администрации Иловлинского муниципального района Волгоградской области (л.д. 7-8).
В связи с выявленными в ходе проверки нарушениями прокуратурой в адрес главы администрации Иловлинского муниципального района внесено представление об устранении нарушений законодательства о социальной защите инвалидов, установлен месячный срок для принятия мер, направленных на устранение нарушений (л.д. 9-11).
По результатам внесенного представления, глава Иловлинского муниципального района сообщил о подтвердившихся фактах нарушения законодательства о социальной защите инвалидов и привлечении руководителя образовательного учреждения к дисциплинарной ответственности (л.д.12, 13).
Указанные нарушения не соответствуют требованиям федерального законодательства и существенным образом ограничивают права инвалидов на обеспечение равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, гарантированных Конституцией РФ.
Собственником здания школы, расположенного по адресу: Волгоградская область, Иловлинский район, х. Авилов, ул. Мира, 4, является МБОУ «Авиловская общеобразовательная школа», что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права (л.д. 14).
Поскольку условия для посещения образовательной организации маломобильными группами населения не созданы (отсутствует оборудованный пандусом вход в здание школы), что лишает инвалидов-колясочников возможности для полноценной жизнедеятельности, нарушает их конституционные права на достойную жизнь и свободное развитие, ограничивает возможность получения без дискриминации качественного образования, суд приходит к выводу об обоснованности требований прокурора, в связи с чем, считает иск подлежащим удовлетворению.
Доводы представителя ответчика об отсутствии в бюджете муниципального образования денежных средств на указанные цели, правового значения в данном случае не имеют, поскольку исполнение обязанности по несению бремени содержания муниципального имущества, в том числе по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения, законодатель не ставит в зависимость от наличия либо отсутствия необходимых финансовых ресурсов.
В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, в случае, если определённые действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.
Суд приходит к выводу о необходимости установления срока для исполнения решения суда 6 месяцев каждому из ответчиков, с учётом конкретных обстоятельств дела, особенностью условий для проведения работ. Указанный срок исполнения решения, с учетом характера допущенных нарушений, социальной значимости исполнения решения суда является разумным и достаточным для исполнения.
При этом суд исходит из того, что ответчики добровольно не приняли необходимых мер по устранению нарушений требований действующего законодательства о социальной защите инвалидов.
Поскольку прокурор и администрация Иловлинского муниципального района в силу закона освобождены от уплаты государственной пошлины, суд приходит к выводу о взыскании с МБОУ «Авиловская СОШ», не освобождённого от уплаты судебных расходов, государственной пошлины в доход муниципального образования в размере 6000 рублей, что соответствует требованиям ст. 103 ГПК РФ, ст. 333.19 НК РФ.
Руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
иск прокурора Иловлинского района в интересах неопределённого круга лиц к администрации Иловлинского муниципального района Волгоградской области, муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Авиловская средняя общеобразовательная школа» о возложении обязанности принять меры, направленные на установку пандуса, удовлетворить.
Обязать администрацию Иловлинского муниципального района Волгоградской области в шестимесячный срок со дня вступления решения в законную силу, выделить муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Авиловская средняя общеобразовательная школа» денежные средства в целях оборудования входа в здание школы пандусом.
Обязать муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Авиловская средняя общеобразовательная школа» в течение шести месяцев со дня обеспечения финансирования, оборудовать вход в здание школы, по адресу: Волгоградская область, Иловлинский район, х. Авилов, ул. Мира, д.4, пандусом с учетом технических требований.
Взыскать с муниципального бюджетного образовательного учреждения «Авиловская средняя общеобразовательная школа» в доход муниципального образования - Иловлинский муниципальный район Волгоградской области государственную пошлину в размере 6000 рублей.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Волгоградского областного суда через Иловлинский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 14 мая 2021 года.
Судья Е.Н. Коваленко