Дело № 2а-291/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
07 августа 2017 года с. Красный Чикой
Судья Красночикойского районного суда Забайкальского края Добрынин В.А., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № по <адрес> к Терентьеву А.Е. о взыскании обязательных платежей и санкций,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № по <адрес> (далее Межрайонная ИФНС № по <адрес>) обратилась в суд с вышеуказанным административным иском ссылаясь на следующее.
С ДД.ММ.ГГГГ Терентьев А.Е. зарегистрирован в качестве страхователя индивидуального предпринимателя (адвоката) УПФР в <адрес> (межрайонное) и прекратил свою деятельность ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ. с заявлением № Управление пенсионного фонда Российской Федерации, руководствуя 122 ГПК РФ обратился в мировой судебный участок № <адрес>, с требованием о bi судебного приказа в отношении Терентьева А.Е.
ДД.ММ.ГГГГ. Мировым судьей судебного участка № <адрес> вынесен судебный приказ о взыскании недоимки №А-528/2016, который был впоследствии отменен ДД.ММ.ГГГГ определением мирового судьи этого же судебного участка, после поступления возражений Терентьева А.Е..
Определение об отмене судебного приказа поступило в налоговый орган ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно п. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании может быть предъявлено налоговым органом в по искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Следовательно, налоговый орган обращается с административным исковым заявлением о взыскании задолженности, поскольку налогоплательщиком налоги не уплачены, требования налоговой инспекции не удовлетворены.
Административный истец просит взыскатьс плательщика страховых взносов Терентьева А.Г. задолженность в размере 1674 рубля 05 копеек, в том числе -пени на страховую часть трудовой пенсии в размере 1383,32 руб. (КБК 18№); пени в Федеральный фонд ОМС в размере 290,73 руб. (КБК 1№).
Согласно пункту 3 части 3 статьи 1, статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают дела о взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц.
В соответствии с пунктом 3 статьи 291 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное дело может быть рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства в случае, если указанная в административном исковом заявлении общая сумма задолженности по обязательным платежам и санкциям не превышает двадцать тысяч рублей.
Сумма задолженности по настоящему делу составляет 3082 рубля 20 копеек, то есть менее 20 000рублей.
Статьей 292 (часть 1) Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что в порядке упрощенного (письменного) производства административные дела рассматриваются без проведения устного разбирательства. При рассмотрении административного дела в таком порядке судом исследуются только доказательства в письменной форме (включая отзыв, объяснения и возражения по существу заявленных требований, а также заключение в письменной форме прокурора, если настоящим Кодексом предусмотрено вступление прокурора в судебный процесс).
Возражений административного ответчика Терентьева А.Е.. против упрощенного (письменного) производства в суд не поступало, в письменном заявлении Терентьев А.Е. просил применить срок исковой давности для обращения с заявлением, отказать в удовлетворении административного иска Межрайонной инспекции ФНС России № по <адрес> в связи с пропуском срока обращения в суд.
В соответствии с частью 7 ст. 150 КАС РФ суд рассмотрел дело в отсутствие сторон в порядке упрощенного производства по правилам гл.33 КАС РФ.
Изучив материалы дела, исследовав и оценив по правилам ст. 84 КАС РФ представленные сторонами доказательства, суд пришел к следующему.
В силу положений ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Статьей 57 Конституции Российской Федерации и пунктом 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации закреплена обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы.
Данная обязанность распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства и состоит в обязанности налогоплательщика уплатить определенный налог, вид которого, сумма, порядок исчисления, порядок и сроки уплаты установлены законом (п.1 ст.45 Налогового Кодекса РФ).
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Пунктом 2 ст. 45 НК РФ предусмотрено, что в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном Налоговым Кодексом. Взыскание налога с физического лица производится в порядке, предусмотренном ст. 48 НК РФ.
В соответствии с п.9 ст.45 НК РФ правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении страховых сборов и распространяются на плательщиков страховых взносов с учетом положений настоящего пункта.
В соответствии с п. 1 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщик (плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
В силу п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
В соответствии со ст.75 Налогового кодекса РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Терентьев А.Е. был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя с ДД.ММ.ГГГГ и состоял на учете в Межрайонной инспекции ФНС России № по <адрес>, прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (л.д._____).
С ДД.ММ.ГГГГ Терентьев А.Е. был зарегистрирован в качестве страхователя в УПФР в <адрес> (межрайонное), регистрационный номер в Пенсионном фонде № и прекратил свою деятельность ДД.ММ.ГГГГ.
На момент прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя у Терентьева А.Е. осталась задолженность по уплате взносов в Пенсионный фонд в общей сумме 16159 рублей 56 копеек, в том числе, по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии в размере 13509,60 рублей, на обязательное медицинское страхование, зачисляемое в Федеральный фонд ОМС в размере 1610,76 рублей, по взносам на обязательное медицинское страхование в Территориальный фонд ОМС в размере 1039,20 рублей.
Согласно представленных административным истцом Таблиц расчета пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за период с момента прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя Терентьеву А.Е. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ было начислено пени за оставшуюся задолженность: по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии в размере 1085,30 рублей, на обязательное медицинское страхование, зачисляемое в Федеральный фонд ОМС в размере 212,88 рублей.(л.д___)
Административному ответчику Терентьеву А.Е. Управлением ПФ РФ ГУ в.<адрес> края (межрайонное) были направлены требования об уплате начисленных пеней за №S01160025561 от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 1298,18 рублей, за №S01160025572 от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 357,87 рублей с установлением срока для добровольной оплаты в срок до ДД.ММ.ГГГГ. ( л.д____)
Требование пенсионного органа в добровольном порядке плательщиком страховых взносов не исполнено, в связи с чем, в силу ст. 286 КАС РФ у административного истца возникло право на обращение в суд с административным исковым заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций с Терентьева А.Е..
Фактически недоимка по налогам и сборам образовалась в период деятельности Терентьева А.Е. в качестве индивидуального предпринимателя.
ДД.ММ.ГГГГ на основании заявления УПФР РФ ГУ в <адрес> края(межрайонное) мировым судьей судебного участка № Красночикойского судебного района был выдан судебный приказ о взыскании с должника задолженности по страховым взносам в общей сумме 1674 рубля 05 копеек, а также государственной пошлины в доход государства в сумме 200 рублей.
ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей этого же судебного участка после поступления возражений ответчика, судебный приказ отменен.
При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, (ч. 6 ст. 289 КАС Российской Федерации) и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
В соответствии с п. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании может быть предъявлено налоговым органом в порядке, искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
В силу ч. 2 ст. 286 КАС РФ пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Из заявления административного истца следует, что определение об отмене судебного приказа поступило в налоговый орган ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно материалам административного дела мировой судья судебного участка № Красночикойского судебного района вынес ДД.ММ.ГГГГ определение об отмене судебного приказа №, следовательно, последний день обращения в суд с административным иском после отмены судебного приказа - ДД.ММ.ГГГГ.
С административным иском МРИ ФНС № по <адрес> обратилась лишь ДД.ММ.ГГГГ, т.е. по истечении установленного законном шестимесячного срока. С ходатайством о восстановлении пропущенного срока административный истец не обращался.
В соответствии с частью 8 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 22 марта 2012 г. N 479-О-О указал, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, не может осуществляться.
Возможность восстановления пропущенного срока подачи административного искового заявления процессуальный закон ставит в зависимость от наличия уважительных причин его пропуска, а не от длительности периода просрочки.
Своевременность подачи административного искового заявления зависела исключительно от волеизъявления административного истца, наличия у него реальной возможности действий и не была обусловлена причинами объективного характера, препятствовавшими или исключавшими реализацию им права на судебную защиту в срок, установленный законом.
Каких-либо обстоятельств уважительности причин пропуска срока налоговым органом в заявлении не приведено. Доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд за защитой нарушенного права применительно к положениям статьи 205 Гражданского кодекса Российской Федерации, налоговым органом не представлено, в связи с чем не имеется оснований полагать, что срок пропущен по уважительной причине.
Согласно ч. 4 ст. 289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца, а суд при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций проверяет, в том числе, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, соблюден ли срок обращения в суд (ч. 6 ст. 289 КАС РФ).
При таких обстоятельствах, учитывая, что на дату обращения ДД.ММ.ГГГГ в суд с заявлением о взыскании недоимки с Терентьева А.Е. налоговый орган уже утратил право на принудительное взыскание суммы задолженности по налогам в связи с пропуском установленного шестимесячного срока, ходатайства о восстановлении пропущенного срока административным истцом не заявлено, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного искового заявления.
На основании п. 5 ст.180 КАС РФ в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 175-180, 290, 292 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административных исковых требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № по <адрес> к Терентьеву А.Е. о взыскании обязательных платежей и санкций, - отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Забайкальский краевой суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Судья Добрынин В.А.