Решение по делу № 33-5761/2021 от 06.10.2021

УИД 11RS0001-01-2020-017370-08

г. Сыктывкар             дело № 2-2285/2021

             (№ 33-5761/2021)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

в составе председательствующего Тепляковой Е.Л.,

судей Пунегова П.Ф., Щелканова М.В.,

при секретаре Микушевой А.И.

рассмотрела в судебном заседании 11 ноября 2021 года дело по иску Носенко Екатерины Петровны к Министерству здравоохранения Республики Коми, ГУП РК «Государственные аптеки Республики Коми» о взыскании денежных средств в счет возмещения стоимости лекарственного препарата, компенсации морального вреда

по апелляционной жалобе Носенко Екатерины Петровны на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 14 апреля 2021 года, которым постановлено:

признать незаконным бездействие Министерства здравоохранения Республики Коми по своевременному обеспечению Носенко Екатерины Петровны жизненно необходимым препаратом «Гозерелин»,

взыскать с Министерства здравоохранения Республики Коми в пользу Носенко Екатерины Петровны затраты, понесенные на приобретение лекарственного препарата «Гозерелин», в размере 3 635 руб., компенсацию морального вреда в размере 9 000 руб.,

обязать Министерство здравоохранения Республики Коми за счет бюджетных средств обеспечивать Носенко Екатерину Петровну лекарственным препаратом «1» в необходимом для ее лечения объеме, но не реже 1 раза в 28 дней до отмены применения данного препарата либо изменения схемы лечения,

в удовлетворении требований Носенко Екатерины Петровны к ГУП РК «Государственные аптеки Республики Коми об обязании взять на исполнение рецепт серии <Номер обезличен><Номер обезличен> от <Дата обезличена> и выдать лекарственные препараты согласно данному рецепту, взыскании компенсации морального вреда - отказать.

Заслушав доклад судьи Щелканова М.В., объяснения истца Носенко Е.П. и ее представителя Ястремской И.Д., представителя ответчика Министерства здравоохранения Республики Коми – Кожайкиной Ю.В., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Носенко Е.П. обратилась в суд с иском к Министерству здравоохранения Республики Коми о взыскании 3635 руб. в счет возмещения стоимости приобретенного 23.11.2020 лекарственного препарата «1), взыскании компенсации морального вреда в размере 100 000 руб.

В обоснование требований указано, что применение указанного лекарственного препарата назначено ей по жизненным показаниям. По рецепту, выданному 19.11.2020, она лекарственным препаратом обеспечена не была, приобрела лекарство за счет собственных средств. Также ею заявлены требования к ГУП РК «Государственные аптеки Республики Коми» об обязании взять на исполнение рецепт серии <Номер обезличен> от <Дата обезличена> и выдать лекарственный препарат согласно данному рецепту, мотивируя тем, что рецепт безосновательно возвращен без исполнения.

04.03.2021 истец в соответствии со статьей 39 ГПК РФ увеличила и дополнила исковые требования (л.д. 79), просит взыскать с Министерства здравоохранения Республики Коми компенсацию морального вреда в размере 1 000 000 руб., с ГУП РК «Государственные аптеки Республики Коми» компенсацию морального вреда в размере 1 000 000 руб.; признать незаконным бездействие Министерства здравоохранения Республики Коми, выразившееся в необеспечении ее в установленные законом сроки лекарственным препаратом «Золадекс» (Гозерелин) на постоянной основе для амбулаторного лечения по жизненным показаниям; обязать Министерство здравоохранения Республики Коми за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации либо за счет средств федерального бюджета обеспечивать ее лекарственным препаратом 1) в необходимом для ее лечения объеме, но не реже 1 раза в 28 дней до момента отмены применения данного препарата.

Третьими лицами по делу привлечены Коми республиканский онкологический диспансер и ГБУЗ РК «Сыктывкарская городская поликлиника № 3».

Суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе истец просит отменить решение суда, исковые требования удовлетворить в полном объеме.

В возражениях на апелляционную жалобу Министерство здравоохранения Республики Коми просит отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.

ГУП РК «Государственные аптеки Республики Коми» в возражениях просит оставить апелляционную жалобу Носенко Е.П. без удовлетворения.

Дело в суде апелляционной инстанции рассматривается в соответствии со статьями 167 и 327 Гражданского процессуального кодекса РФ в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного разбирательства.

Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, возражениях на апелляционную жалобу, судебная коллегия не находит оснований для отмены состоявшегося по делу судебного решения.

Как установлено в ходе судебного разбирательства, Носенко Екатерина Петровна с 2010 года наблюдается в ГУ «Коми республиканский онкологический диспансер», НМИЦ онкологии им. Н.Н.Петрова, ГБУЗ РК «Сыктывкарская городская поликлиника № 3» по поводу 2. <Дата обезличена> ей установлена инвалидность 3.

С августа 2017 года Носенко Е.П. по жизненным показаниям на постоянной основе назначен лекарственный препарат 1, ежемесячно.

В связи с наличием права на льготное лекарственное обеспечение в 2020 году Носенко Е.П. выдавались льготные рецепты на лекарственный препарат 1) ГБУЗ РК «Сыктывкарская городская поликлиника № 3».

Согласно сведениям, представленным ГБУЗ РК «Сыктывкарская городская поликлиника № 3» (л.д. 54), истец обеспечена лекарственным препаратом 1» до 22.11.2020 (рецепт от 25.08.2020).

19.11.2020 врачом ГБУЗ РК «Сыктывкарская городская поликлиника № 3» истцу выдан рецепт серии <Номер обезличен>, согласно которому она подлежала обеспечению за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации лекарственным препаратом «1) в количестве 2 упаковок (на ноябрь и декабрь 2020 года) (л.д. 14).

20.11.2020 рецепт предъявлен в ГУП РК «Государственные аптеки Республики Коми».

Ввиду отсутствия лекарственного препарата в аптеке рецепт был поставлен на отсроченное обслуживание.

Принимая во внимание необходимость соблюдения беспрерывности лечения, Носенко Е.П. за счет собственных средств приобрела 23.11.2020 лекарственный препарат «1) в количестве 1 упаковки, стоимостью 3635 руб. (л.д. 10), в тот же день указанный препарат был ей введен.

Ввиду отсутствия в аптечной сети лекарственного препарата «1) по региональной льготе и наличия данного препарата в количестве 1 упаковки по федеральной льготе, рецепт серии <Номер обезличен> возвращен истцу, врачом ГБУЗ РК «Сыктывкарская городская поликлиника № 3» взамен рецепта серии <Номер обезличен> выдан рецепт серии <Номер обезличен>, датированный 19.11.2020, об обеспечении ее лекарственным препаратом за счет средств федерального бюджета. По указанному рецепту Носенко Е.П. получила лекарственный препарат «1) в количестве 1 упаковки по федеральной льготе 23.12.2020.

30.12.2020 рецепт серии <Номер обезличен> погашен заместителем главного врача ГБУЗ РК «Сыктывкарская городская поликлиника № 3» ввиду переоформления рецепта на другой источник финансирования (с бюджета субъекта РФ на федеральный бюджет).

Таким образом, Носенко Е.П. не обеспечена лекарственным препаратом «1) в ноябре 2020 года, что явилось причиной необходимости приобретения ею данного препарата 23.11.2020 за счет собственных средств и несения расходов в размере 3 635 руб.

Разрешая настоящий спор и удовлетворяя частично заявленные исковые требования, суд первой инстанции, исследовав и оценив в совокупности по правилам статьи 67 ГПК РФ обстоятельства по делу и имеющиеся в деле доказательства, и установив, что своевременное обеспечение Носенко Е.П. лекарством, жизненно необходимым ей по медицинским показаниям, произведено не было, что повлекло необходимость 23 ноября 2020 года приобрести указанный лекарственный препарат за счет собственных денежных средств, руководствуясь нормами Федерального закона № 178-ФЗ от 17.07.1999 «О государственной социальной помощи», Федерального закона № 323-ФЗ от 21.11.2011 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Постановлением Правительства Российской Федерации № 890 от 30.07.1994 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения», Правилами отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе, иммунобиологических лекарственных препаратов, аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, утвержденными Приказом Министерством здравоохранения России от 11.07.2017 № 403н, пришел к выводу о существенном нарушении Министерством здравоохранения Республики Коми прав истца на бесплатную медицинскую помощь, в связи с чем в пользу истца подлежат взысканию денежные средства, затраченные ею на приобретение лекарственного препарата, а также компенсация морального вреда.

С указанными выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием судебная коллегия соглашается.

В соответствии с действующим правовым регулированием применительно к спорным правоотношениям, одним из принципов охраны здоровья граждан в Российской Федерации является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение реализации этих прав государственными гарантиями.

К числу таких гарантий относятся обеспечение за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации онкологических больных всеми лекарственными средствами по рецептам врачей бесплатно, в том числе лекарственными препаратами, не входящими в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения.

Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются, в том числе средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов.

Согласно пункту 1 Положения о Министерстве здравоохранения Республики Коми, утвержденному Постановлением Правительства Республики Коми от 05.07.2012 № 283 «О Министерстве здравоохранения Республики Коми», Министерство здравоохранения Республики Коми является органом исполнительной власти Республики Коми, в функции которого входит в том числе формирование и реализация государственной политики, нормативного правового регулирования и управление в сфере охраны здоровья граждан на территории Республики Коми (далее - в сфере охраны здоровья), фармацевтической деятельности, демографической политики, судебно-медицинских и судебно-психиатрических экспертиз, предоставлению государственных услуг в сфере охраны здоровья.

В соответствии с пунктом 9 раздела III указанного положения Министерство здравоохранения Республики Коми исполняет функции организатора по обеспечению граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона «О государственной социальной помощи», лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов (п.п. 3); разрабатывает и реализует программы развития здравоохранения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактики заболеваний, в том числе государственные программы Республики Коми, а также территориальную программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающую в себя программу обязательного медицинского страхования (п.п. 6); исполняет функции государственного заказчика по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Республики Коми в сфере здравоохранения (п.п. 31); обеспечивает при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для государственных нужд Республики Коми в сфере здравоохранения мониторинг цен и товарной номенклатуры (видов услуг), прогнозирование, планирование, бюджетирование, контрактацию и администрирование указанных закупок в порядке, установленном законодательством (п.п. 32); исполняет функции главного распорядителя и получателя бюджетных средств в части средств, предусмотренных в республиканском бюджете Республики Коми на финансовое обеспечение деятельности Министерства и реализацию возложенных на него функций, а также в части средств на финансовое обеспечение деятельности медицинских организаций, подведомственных Министерству (п.п. 33).

Принимая во внимание изложенное, суд первой инстанции в силу ст.ст.15, 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации обоснованно взыскал с Министерства здравоохранения Республики Коми как главного распорядителя бюджетных средств, предусмотренных в республиканском бюджете Республики Коми на финансовое обеспечение деятельности Министерства здравоохранения и реализацию возложенных на него функций, в пользу Носенко Екатерины Петровны затраты, понесенные ею на приобретение лекарственного препарата 1» на сумму 3 635 руб.

В соответствии со статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.

В силу пункта 1 статьи 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой 59 (статьи 1064 - 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации) и статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Согласно пунктам 1, 2 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, определяющей общие основания гражданско-правовой ответственности за причинение вреда, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.

Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего (пункт 2 статьи 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В пункте 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.1994 № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» разъяснено, что под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.) или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина. Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с утратой родственников, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, потерей работы, раскрытием семейной, врачебной тайны, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию, временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья, либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий, и др.

При рассмотрении требований о компенсации причиненного гражданину морального вреда необходимо учитывать, что размер компенсации зависит от характера и объема причиненных истцу нравственных или физических страданий, степени вины ответчика в каждом конкретном случае, иных заслуживающих внимания обстоятельств и не может быть поставлен в зависимость от размера удовлетворенного иска о возмещении материального ущерба, убытков и других материальных требований. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Степень нравственных или физических страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств причинения морального вреда, индивидуальных особенностей потерпевшего и других конкретных обстоятельств, свидетельствующих о тяжести перенесенных им страданий (пункт 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.1994 № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда»).

Таким образом, право на компенсацию морального вреда возникает при наличии предусмотренных законом оснований и условий ответственности за причинение вреда, а именно: физических или нравственных страданий потерпевшего, то есть морального вреда как последствия нарушения личных неимущественных прав или посягательства на иные нематериальные блага, неправомерного действия (бездействия) причинителя вреда, причинной связи между неправомерными действиями и моральным вредом, вины причинителя вреда.

При определении размера компенсации суд исходил из характера и объема, причиненных истцу нравственных и физических страданий, связанных с необеспечением лекарственным препаратом, причинением нравственных переживаний и опасений за состояние своего здоровья, а также степени вины ответчика, и определил размер компенсации морального вреда в размере 9000 руб.

Оснований не согласиться с данной суммой по доводам жалобы истца у судебной коллегии не имеется, в связи с чем доводы жалобы в данной части отклоняются как необоснованные.

Отказывая истцу в удовлетворении требований об обязании ГУП РК «Государственные аптеки Республики Коми» взять на исполнение рецепт серии <Номер обезличен> от <Дата обезличена>, суд обоснованно исходил из того, что аннулированный рецепт не может быть принят на исполнение. В связи с отсутствием допущенных ГУП РК «Государственные аптеки Республики Коми» нарушений оснований для взыскания компенсации морального вреда с указанного учреждения не имеется.

Ссылка в жалобе на ошибочность вывода суда о том, что в соответствии с рецептом серии <Номер обезличен> истец подлежала обеспечению за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации лекарственным препаратом «1) в количестве 2 упаковок на ноябрь и декабрь 2020 года отклоняется, поскольку указание в решении суда на месяц предполагает время приема соответствующего препарата в связи с необходимостью обеспечения его приема по прописанной схеме – 1 раз в 28 дней.

Утверждение в апелляционной жалобе о необоснованных и незаконных действиях работника ГБУЗ РК «Сыктывкарская городская поликлиника № 3» по погашению одного рецепта на 2 единицы препарата и выписки рецепта на 1 единицу препарата отклоняется судебной коллегией.

В силу приведенных норм права и фактических обстоятельств дела у истца есть право на обеспечение лекарственными препаратами в соответствии со схемой лечения. На Министерство здравоохранение Республики Коми вози ГБУЗ РК «Сыктывкарская городская поликлиника № 3» Министерство здравоохранения Республики Коми возлагается обязанность по обеспечению наличия лекарственных средств и изделий медицинского назначения для льготных категорий граждан в аптечных учреждениях, осуществляющих льготный отпуск лекарственных средств и изделий медицинского назначения. В свою очередь, ГБУЗ РК «Сыктывкарская городская поликлиника № 3» должно обеспечить выдачу гражданам рецептов установленной формы для получения лекарственных препаратов в аптечных учреждениях.

В рассматриваемом случае, несмотря на указание ответчиками и третьим лицом совершенных действий как гашение рецепта, фактически произведена замена избранного источника финансирования лекарственного обеспечения с бюджета Республики Коми на бюджет Российской Федерации путем замены рецепта.

Источник финансирования определяется исходя из фактического наличия лекарственных средств.

Факт ненадлежащего обеспечения лекарственными препаратами, который должен был принят в ноябре 2020 года, установлен судом. Восстановление нарушенных прав истца в связи с данным нарушением осуществлено путем взыскания убытков по самостоятельному приобретению лекарственных средств для приема в ноябре 2020 года и компенсации морального вреда. Лекарственным препаратом в декабре 2020 года истец была обеспечена.

Согласно п. 36 приложения № 1 к приказу Минздрава России от 14 января 2019 года N 4н "Об утверждении порядка назначения лекарственных препаратов, форм рецептурных банков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения" (далее – Приказ № 4н) при оказании первичной медико-санитарной помощи назначение медицинским работником с учетом стандартов медицинской помощи лекарственных препаратов, отпускаемых бесплатно или со скидкой, гражданам, имеющим право на обеспечение лекарственными препаратами за счет средств бюджетных ассигнований федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, осуществляется на рецептурном бланке формы N 148-1/у-04 (л).

Согласно п. 15 приложения № 3 к Приказу № 4н исправления в рецепте не допускаются.

В соответствии с п. 26 приложения № 1 3 к Приказу № 4н рецепт на бумажном носителе, в форме электронного документа, оформленный с нарушением установленных настоящим Порядком требований, считается недействительным.

Подп. 3 п. 5 приложения № 3 к Приказу № 4н, а также утвержденная форма N 148-1/у-04 (л) предусматривают заполнение сведений об источнике финансирования.

Приведенные нормы права не исключают возможность замены уполномоченным лицом источника финансирования при фактическом отсутствии лекарственного препарата, закупленного за счет бюджета, указанного в рецепте, в момент его предъявления, и наличием данного лекарственного препарата, закупленного за счет иного бюджета. Учитывая недопустимость исправлений в рецепте, данные действия могут быть осуществлены только путем выдачи нового рецепта взамен старого.

Ссылка на возможность дальнейшего нарушения прав истца отклоняется, поскольку взыскания убытков и компенсации морального вреда, судом также удовлетворено требование об обязании Министерства здравоохранения Республики Коми за счет бюджетных средств обеспечивать Носенко Екатерину Петровну лекарственным препаратом «1» в необходимом для ее лечения объеме, но не реже 1 раза в 28 дней до отмены применения данного препарата либо изменения схемы лечения, что включает в себя весь комплекс необходимых и своевременных действий (от закупки до выдачи).

Ссылка в жалобе на вступившие в законную силу судебные решения по ранее рассмотренным делам отклоняется, поскольку принятое решение не противоречит обстоятельствам, установленным судами ранее при рассмотрении исков Носенко Е.П.

Выводы суда первой инстанции подробно мотивированы и основаны на нормах действующего законодательства, сомнений в законности не вызывают.

Решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьёй 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 14 апреля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Носенко Екатерины Петровны - без удовлетворения.

Мотивированное апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 12.11.2021.

Председательствующий

Судьи

33-5761/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Носенко Екатерина Петровна
Прокурор г. Сыктывкара
Ответчики
Министерство здравоохранения Республики Коми
ГУП РК Государственные аптеки Республики Коми
Другие
ГБУЗ РК Сыктывкарская городская поликлиника №3
Коми республиканский онкологический диспансер
Ястремская Ирина Дмитриевна
Суд
Верховный Суд Республики Коми
Судья
Щелканов М.В.
Дело на странице суда
vs.komi.sudrf.ru
14.10.2021Судебное заседание
11.11.2021Судебное заседание
17.11.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.11.2021Передано в экспедицию
11.11.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее