РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 апреля 2015 года
Кунашакский районный суд Челябинской области в составе председательствующего Нуретдиновой Н.Г.
при секретаре Тафтеевой М.Ф.
с участием помощника прокурора Кунашакского района Фауканурова Д.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании в с.Кунашак гражданское дело по иску прокурора Кунашакского района Челябинской области, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, к администрации Урукульского сельского поселения Кунашакского муниципального района о понуждении к соблюдению требований законодательства об обеспечении доступа к информации о деятельности органа местного самоуправления
у с т а н о в и л :
Прокурор Кунашакского района Челябинской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации Урукульского сельского поселения Кунашакского муниципального района Челябинской области о понуждении к исполнению закона, а именно, о размещении на официальном Интернет сайте информации о деятельности органа местного самоуправления с учетом требований Федерального закона от 09 февраля 2009 года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления».
В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой Кунашакского района проведена проверка исполнения требований федерального законодательства в сфере обеспечения доступа к информации о деятельности органа местного самоуправления. По результатам проверки установлено, что на официальном сайте Администрации Урукульского сельского поселения отсутствует информация о всех муниципальных правовых актов, изданных органом местного самоуправления, административные регламенты, стандарты муниципальных услуг; официальные визиты и рабочие поездки; тексты официальных выступлений и заявлений руководителей и заместителей органа местного самоуправления; информация о результатах проверок, проведенных в органе местного самоуправления, подведомственных организациях; статистические данные и показатели, характеризующие состояние и динамику развития экономической, социальной и иных сфер жизнедеятельности, регулирование которых отнесено к полномочиям органа местного самоуправления; информация об использовании бюджетных средств; сведения о вакантных должностях; квалификационные требования к кандидатам на замещение вакантных должностей муниципальной службы; обзоры обращений граждан и юридических лиц, а также обобщенная информация о результатах рассмотрения этих обращений и принятых мерах. Доступ к соответствующей информации администрации Урукульского сельского поселения не обеспечен, что нарушает права и свободы граждан на получение информации о деятельности органа местного самоуправления.
В судебном заседании прокурор Фаукануров Д.Н. поддержал исковые требования по тем же основаниям.
Представитель ответчика - глава администрации Урукульского сельского поселения извещен, просил рассмотреть дело без его участия, возражений по иску не выразил.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц, поскольку извещены надлежащим образом о дне судебного заседания.
Выслушав пояснения прокурора, исследовав письменные материалы дела, суд считает необходимым удовлетворить иск прокурора.
Согласно части 2 статьи 24 Конституции Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомиться с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.
Федеральный закон от 09 февраля 2009 года N 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» (далее - Закон N 8-ФЗ), регулирующий отношения, связанные с обеспечением доступа пользователей информацией, в том числе граждан, организаций и общественных объединений, к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления (пункт 3 статьи 1 и часть 1 статьи 2), закрепляет основные принципы обеспечения доступа к такой информации, относя к ним, в частности, ее открытость и доступность, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом (пункт 1 статьи 4).
Одним из способов обеспечения доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления согласно части 2 статьи 6 Закона N 8-ФЗ является размещение органами местного самоуправления информации о своей деятельности в сети «Интернет».
В силу части 1 статьи 10 Закона N 8-ФЗ органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности используют сеть «Интернет», в которой создают официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информацией может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация. В случае, если орган местного самоуправления не имеет возможности размещать информацию о своей деятельности в сети «Интернет», указанная информация может размещаться на официальном сайте субъекта Российской Федерации, в границах которого находится соответствующее муниципальное образование. Информация о деятельности органов местного самоуправления поселений, входящих в муниципальный район, может размещаться на официальном сайте этого муниципального района.
Информация о нормотворческой деятельности органа местного самоуправления включает в себя, среди прочего, административные регламенты, стандарты муниципальных услуг, целевые программы, принятые в соответствующем порядке.
Статьями 13, 14 Закона N 8-ФЗ установлены требования к объему и периодичности размещаемой в сети «Интернет» информации о деятельности органов местного самоуправления.
В силу части 7 статьи 14 Закона N 8-ФЗ перечни информации о деятельности органов местного самоуправления утверждаются в порядке, определяемом органами местного самоуправления.
В соответствии с частью 8 статьи 14 Закона N 8-ФЗ при утверждении перечней информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления определяются периодичность размещения информации в сети «Интернет», сроки ее обновления, обеспечивающие своевременность реализации и защиты пользователями информацией своих прав и законных интересов, а также иные требования к размещению указанной информации.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 8 декабря 2011 года N 1624-О-О, такое законодательное регулирование направлено на создание условий (гарантий), обеспечивающих максимальную информационную открытость государственных органов и органов местного самоуправления для граждан и иных субъектов гражданского общества, и согласуется с принятой Советом Европы 27 ноября 2008 года Конвенцией о доступе к официальным документам (преамбула, статья 3), в которой подчеркивается особое значение прозрачности деятельности государственных органов в плюралистическом и демократическом обществе и которая вместе с тем не исключает ограничений права на доступ к официальным документам при условии, что эти ограничения четко установлены законом, являются необходимыми и соразмерными целям защиты общепризнанных в демократическом обществе ценностей.
В судебном заседании установлено, что проверка исполнения федерального законодательства в сфере обеспечения доступа к информации о деятельности органа местного самоуправления, проведенная прокуратурой Кунашакского района показала, что на официальном сайте администрации Урульского сельского поселения информация о деятельности администрации доведена до пользователей в не полном объеме и неактуальном состоянии.
Данное бездействие ответчика свидетельствуют о формальном подходе должностных лиц администрации к возложенным на них обязанностям, что может способствовать коррупционным проявлениям.
При таких обстоятельствах суд считает необходимым удовлетворить иск прокурора в полном объеме и обязать администрацию Урукульского сельского поселения разместить на официальном Интернет – сайте информацию о деятельности органа местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом от 09.02.2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления».
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, Федеральным законом от 09.02.2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», суд
РЕШИЛ:
Иск прокурора Кунашакского района Челябинской области, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, к администрации Урукульского сельского поселения Кунашакского муниципального района о понуждении к соблюдению требований законодательства об обеспечении доступа к информации о деятельности органа местного самоуправления удовлетворить.
Возложить обязанность на администрацию Урукульского сельского поселения Кунашакского муниципального района в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу устранить нарушения федерального законодательства в сфере обеспечения доступности информации о деятельности органа местного самоуправления, разместить информацию о деятельности администрации Урукульского сельского поселения Кунашакского муниципального района Челябинской области в соответствии с требованиями Федерального закона от 09 февраля 2009 года N 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», а именно указать:
- в разделе «нормативные правовые акты» все муниципальные правовые акты, изданные органом местного самоуправления;
- в разделе «административные регламенты, стандарты государственных и муниципальных нужд» административные регламенты, стандарты муниципальных услуг;
- официальные визиты и рабочие поездки;
- информацию о результатах проверок, проведенных в органе местного самоуправления, подведомственных организациях;
- тексты официальных выступлений и заявлений руководителей и заместителей органа местного самоуправления,
- статистические данные и показатели, характеризующие состояние и динамику развития экономической, социальной и иных сфер жизнедеятельности, регулирование которых отнесено к полномочиям местного самоуправления;
- информацию об использовании бюджетных средств;
- сведения о вакантных должностях;
- квалификационные требования к кандидатам на замещение вакантных должностей муниципальной службы;
- обзоры обращений граждан и юридических лиц, а также обобщенная информация о результатах рассмотрения этих обращений и принятых мерах.
Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение месяца подачи жалобы в Кунашакский районный суд.
Председательствующий подпись Н.Г. Нуретдинова
Копия верна: судья Н.Г. Нуретдинова