Дело №2-7050/15г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 сентября 2015 года г.Махачкала
Федеральный суд Советского района г.Махачкалы в составе: председательствующего судьи Атаева Э.М., при секретаре Кадыровой А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора РД в защиту интересов неопределенного круга лиц к Министерству образования и науки РД, администрации МО ГО «город Кизилюрт» и третьим лицам: УФСИН России по РД, ФКУ «Колония-поселение №9», ФКУ «Исправительная колония №8» о признании незаконными действий по ликвидации учебно-консультационных пунктов и обязании создать школы для организации обучения осужденных, отбывающих наказание в ФКУ ИК-8 и ФКУ КП-9 УФСИН России по РД,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора Абдулазизов Т.Г. обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц к Министерству образования и науки РД, Администрации МО ГО «город Кизилюрт» и третьим лицам: УФСИН России по РД, ФКУ «Колония-поселение №9», ФКУ «Исправительная колония №8» о признании незаконными действий по ликвидации учебно-консультационных пунктов и обязании создать школы для организации обучения осужденных, отбывающих наказание в ФКУ ИК-8 и ФКУ КП-9 УФСИН России по РД.
Иск мотивирован тем, что Прокуратурой республики проведена проверка по обращению начальника УФСИН России по Республике Дагестан Даххаева М.М. о ликвидации учебно-консультационных пунктов в ФКУ ИК-8 и ФКУ КП-9 УФСИН России по Республике Дагестан.
Проведенной проверкой установлено, что распоряжением главы Администрации муниципального образования «город Кизилюрт» от 21.11.2013 МКОУ «Вечерняя сменная общеобразовательная школа города Кизилюрта» ликвидирована, в связи, с чем- с 01.01.2014г. по настоящее время в указанных исправительных учреждениях, где отбывают наказание около 170 осужденных, из которых около 50 лиц в возрасте до 30 лет и лица, изъявившие желание получить общее образование, учебный процесс не проводится.
По данному поводу в адрес министра образования и науки Республики Дагестан было внесено представление об устранении нарушений закона, по результатам рассмотрения которого в удовлетворении требований прокурора отказано со ссылкой на то, что вопросы организации обучения лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы в учреждениях уголовно-исполнительной системы к полномочиям Министерства образования и науки РД, не относятся.
Между тем, статьей 43 Конституции Российской Федерации гарантирована общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
Норма, предусматривающая право осужденных на получение бесплатного общего образования, закреплена и в ст. 112 УИК РФ.
Организация учебного процесса в исправительных учреждениях предусмотрена и ст. 80 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», согласно которой лица, осужденные к лишению свободы и не достигшие возраста тридцати лет, получают начальное общее, основное общее и среднее общее образование в общеобразовательных организациях субъектов Российской Федерации, созданных при исправительных
учреждениях уголовно-исполнительной системы. Лица, осужденные к лишению свободы и достигшие возраста тридцати лет, а также лица, осужденные к лишению свободы и являющиеся инвалидами I или II группы, получают основное общее или среднее общее образование по их желанию.
Порядок организации получения начального общего, основного общего и среднего общего образования лицами, отбывающими наказание в виде лишения свободы, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
Согласно «Положению об организации получения основного общего и среднего (полного) общего образования лицами, отбывающими наказание в виде лишения свободы в исправительных колониях и тюрьмах уголовно-исполнительной системы», утвержденному Приказом Минюста № 61, Минобрнауки РФ №70 от 27.03.2006г. организация получения лицами, отбывающими наказание в виде лишения свободы, основного общего и среднего (полного) общего образования осуществляется в соответствии с Законами Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации», «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации.
Право осужденных на получение образования обеспечивается путем создания вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений (вечерних (сменных) общеобразовательных школ, учебно-консультационных пунктов) (далее - школы) при исправительных колониях и тюрьмах уголовно-исполнительной системы, осуществляющих свою деятельность в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании».
Школы создаются, реорганизуются и ликвидируются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с Министерством юстиции Российской Федерации.
Учредитель:
осуществляет финансирование школы за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации;
создает необходимые условия для повышения квалификации и методического обеспечения педагогических работников школы;
назначает на должность директора школы по согласованию с администрацией учреждения;
в установленном порядке оказывает практическую помощь в подборе педагогических кадров;
организует обеспечение школы в установленном порядке бланками документов об образовании государственного образца, классными журналами и другой документацией, а также учебно-наглядными пособиями, учебниками, техническими средствами обучения, химическими реактивами.
Школа создается на базе имущества, предоставляемого ей учреждением по согласованию с Федеральной службой исполнения наказаний на основании договора о предоставлении имущества на период функционирования школы, заключенным в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 16 Закона РФ от 21.07.1993г. № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» общее и профессиональное образование, а также профессиональное обучение осужденных осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Образовательные организации в уголовно-исполнительной системе создаются, реорганизуются и ликвидируются по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения
уголовных наказаний.
К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относятся (статья 8 Федерального закона «Об образовании» от 29.12.2012 № 273-ФЗ) в том числе:
- разработка и реализация региональных программ развития образования
с учетом региональных социально-экономических, экологических,
демографических, этнокультурных и других особенностей субъектов
Российской Федерации;
- создание, реорганизация, ликвидация образовательных организаций
субъектов Российской Федерации, осуществление функций и полномочий
учредителей образовательных организаций субъектов Российской
Федерации;
Таким образом, действующее законодательство предусматривает, что для реализации права осужденных на получение образования органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в данном случае - Министерством образования и науки Республики Дагестан, по согласованию с Министерством юстиции Российской Федерации создаются образовательные учреждения.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Интересы неопределенного круга лиц заключаются в защите публично-правового интереса группы лиц (осужденных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях ФКУ «Исправительная колония № 8 и «Колония - поселение № 9» УФСИН России по Республике Дагестан), круг которых не определен и постоянно изменчив, в праве на получение общего образования.
В судебном заседании представитель прокуратуры - помощник прокурора Советского района г.Махачкалы Арнаутова Л.В., исковые требования поддержала, по изложенным в иске основаниям, просила иск удовлетворить, и признать незаконными действия администрации МО «город Кизилюрт» и Министерства образования и науки РД, направленные на ликвидацию учебно-консультационных пунктов в ФКУ ИК-8 и ФКУ КП-9 УФСИН России по РД и обязать Министерство образования и науки РД создать по согласованию с УФСИН России по РД школы для организации обучения осужденных в ФКУ ИК-8 и ФКУ КП-9 УФСИН России по РД.
Представитель Министерства образования и науки РД Каландарова СЮ. по доверенности в деле, исковые требования не признала, и просила отказать в их удовлетворении, ссылаясь на п.З Положения об организации получения осужденными основного общего и среднего (полного) общего образования в вечерней (сменной) общеобразовательной школе воспитательной колонии уголовно-исполнительной системы, утвержденного приказом Министерства юстиции РФ от 21.11.2005 года №223, пояснив, что учредителем школы является Федеральная служба исполнения наказаний, а он, в свою очередь, согласно данному Постановлению, осуществляет финансирование школы за счет средств федерального бюджета. Министерство науки и образования РД осуществляет лишь лицензирование образовательной деятельности школ для лиц, содержащихся в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы и, оказывает им практическую помощь в подборе педагогических кадров.
Представитель Администрации муниципального образования г. Кизилюрт Хамидов Г.М. по доверенности в деле, возражал против иска и просил в его удовлетворении отказать, пояснив, что Администрация МО «Кизилюрт» не была инициатором ликвидации учебно-консультационных пунктов и вечерней (сменной) общеобразовательной школы №1 г. Кизилюрт, осуществляющих обучение осужденных, отбывающих наказание в ФКУ ИК-8 и ФКУ КП-9 УФСИН России по РД, а всего лишь исполнила приказ №3054 от 18 ноября 2013 года Министерства образования и науки РД «Об утверждении Порядка проведения оценки
последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации государственной,-1 муниципальной образовательной организации РД» и письма № 5425 от 13 ноября 2013 года МО и науки РД «О реорганизации вечерней (сменной) общеобразовательной школы». Также добавил, что при условии заключения договора об оплате за образовательные услуги занятия в указанных организациях будут возобновлены.
Представитель УФСИН России по РД Дашдемиров В.В. по доверенности в деле, исковые требования поддержал, представив суду отзыв на исковое заявление, указав, что в соответствии с распоряжением главы Муниципального образования г. Кизилюрт, «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа г.Кизилюрт, вместе с сетью учебно-консультационных пунктах ФКУ ИК-8 и КП-9 не проводятся с января 2014 года. Пояснил при этом, что создание, реорганизация и ликвидация образовательных организаций в уголовно-исполнительной системе, в соответствии с ст. 16 ФЗ РФ от 21.07.1993 года №5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», производится по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний. Несмотря на это, в нарушение указанной нормы Закона, решение о ликвидации учебно-консультационных пунктов в учреждениях уголовно-исполнительной системы было принято без согласования с УФСИН России по РД. Альтернативные варианты решения данного вопроса не предлагались. После ликвидации вечерней школы УКП были переданы в ведение СОШ № 1 г. Кизилюрт. Однако учебный процесс в УКП ФКУ КП-9 и ФКУ ИК-8 фактически отсутствует, несмотря на неоднократные обращения УФСИН России по Республике Дагестан в Министерство образования и науки РД, с просьбой возобновить образовательный процесс в УКП ФКУ ИК-8 и КП-9 УФСИН России по Республике Дагестан, получали ответ, что процесс приостановлен ввиду отсутствия финансирования и возлагали ответственность за финансирование на учреждения УИС РД. Между тем в п. 5 Положения «Об организации получения основного общего и среднего (полного) общего образования лицами, отбывающими наказание в виде лишения свободы и ПК и тюрьмах УИС» утвержденного совместным приказом Минюста России и Минобрнауки России от 27.03.2006 №№61/70 указано, что учредитель осуществляет финансирование за счет средств бюджета субъекта РФ.
Факт нарушения федерального законодательства Министерством образования и науки РД был подтвержден представлением Прокуратуры РД от 15.12.2014 за№ 1732-2014.
Кроме того, ликвидация учебно-консультационных пунктов в ИК-8, КП-9 влечет за собой нарушение прав граждан (осужденных), закрепленных в ст. 43 Конституции РФ, ст.112 УИК РФ, ст.16 Закона РФ от 21.07.1993 года №5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», ст.80 ФЗ РФ от 29.12.2012 года №273-Ф3 « Об образовании в РФ». На основании изложенного, просил обязать Министерство образования и науки Республики Дагестан возобновить учебный процесс в учебно-консультационных пунктах ФКУ ИК-8 и ФКУ КП-9 УФСИН России по Республике Дагестан с 1 сентября 2015 года.
Представитель ФКУ ИК-8 УФСИН России по РД Раджабов Ш.А., по доверенности в деле, иск поддержал, и просил суд удовлетворить его по изложенным основаниям, основывая свои доводы на том, что денежные средства на оплату преподавателям УКП выделены не были и ссылка Министерства образования и науки РД на приказ Министерства юстиции РФ от 21.11.2005 года №223 является неверным.
Представитель ФКУ КП-9 УФСИН России по РД Сайпуева Х.Х. по доверенности в деле, иск поддержала, и просила суд удовлетворить его по изложенным основаниям.
Выслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы дела, оценив доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.
Из приложенных к иску документов следует, что распоряжением Администрации Муниципального образования «город» Кизилюрт» от 21.11.2013 года, исполненного на основании Приказа №3054 от 18 ноября 2012 года Министерства образования и науки РД
«Об утверждении Порядка проведения оценки последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации государственной, муниципальной образовательной организации РД» и письма №5425 от 13 ноября 2013 года Министерства образования и науки РД «О реорганизации вечерней (сменной) общеобразовательной школы» МКОУ «Вечерняя сменная общеобразовательная школа «города Кизилюрт» была ликвидирована.
Как усматривается из приказа, указанный приказ не был согласован с Управлением Федеральной службы исполнения наказаний по РД, в то время как, обратное указано в п.1 ст. 80 Федерального закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 года «Об образовании в Российской Федерации», в котором указано, что для лиц, содержащихся в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы, обеспечиваются условия для получения общего образования путем создания органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, общеобразовательных организаций при исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы. Однако при принятии вышеозначенного решения Министерством образования и науки РД не соблюден надлежащий порядок его принятия, то есть отсутствует согласование с УФСИН по РД.
Также, судом установлено, что при закрытии вышеуказанной школы, Министерство образования и науки РД и Администрация МО «город Кизилюрт» руководствовались пунктом 3 приказа Министерства Юстиции РФ от 21.11.2005 года №223 «Положения об организации получения осужденными основного общего и среднего (полного) образования в вечерней (сменной) общеобразовательной школе воспитательной колонии уголовно-исполнительной системы». Следует отметить, что данное положение регулирует вопросы организации образовательного процесса исключительно несовершеннолетних осужденных, отбывающих наказание в Федеральном казенном учреждении исполнения наказаний по РД, в то время как в ФКУ ИК-8 и ФКУ КП-9 содержатся мужчины и женщины, осужденные за совершение преступлений в совершеннолетнем возрасте.
В соответствии с п.4 ст.80 Федерального закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 года «Об образовании в Российской Федерации» лица, осужденные к лишению свободы и не достигшие возраста тридцати лет, получают начальное общее, основное общее и среднее общее образование в общеобразовательных организациях субъектов Российской Федерации, созданных при исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы. Лица, осужденные к лишению свободы и достигшие возраста тридцати лет, а также лица, осужденные к лишению свободы и являющиеся инвалидами I или II группы, получают основное общее или среднее общее образование по их желанию.
Аналогичная норма содержится и в ст.112 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, которая предусматривает обязательное получение осужденными к лишению свободы, не достигшими возраста 30 лет, общего образования.
На основе вышеперечисленных норм, издан Приказ Минюста РФ N 61, Минобрнауки РФ №70 от 27.03.2006 «Об утверждении Положения об организации получения основного общего и среднего (полного) общего образования лицами, отбывающими наказание в виде лишения свободы в исправительных колониях и тюрьмах уголовно-исполнительной системы», который устанавливает порядок организации получения основного общего и среднего (полного) общего образования лицами, отбывающими наказание в виде лишения свободы в исправительных колониях и тюрьмах уголовно-исполнительной системы.
Организация получения лицами, отбывающими наказание в виде лишения свободы основного общего и среднего (полного) общего образования осуществляется в соответствии с Законами Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации», «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации.
Право осужденных на получение образования обеспечивается путем создания вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений (вечерних (сменных)
общеобразовательных школ, учебно-консультационных пунктов) при исправительных колониях и тюрьмах уголовно-исполнительной системы, осуществляющих свою деятельность в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации».
Школы создаются, реорганизуются и ликвидируются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (учредитель) по согласованию с Министерством юстиции Российской Федерации.
Учредитель, в свою очередь, осуществляет финансирование школы за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
В рассматриваемом случае, учредителем МКОУ «Вечерней сменной общеобразовательной школы «города Кизилюрт» является орган исполнительной власти субъектов РФ, а именно Министерство образования и науки РД.
Вопрос о полномочиях органов исполнительной власти субъектов РФ указан в ряде норм действующего законодательства.
Так, ст.8 Федерального закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 года «Об образовании в Российской Федерации» гласит: «...к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относятся: «...создание, реорганизация, ликвидация образовательных организаций субъектов Российской Федерации, осуществление функций и полномочий учредителей образовательных организаций субъектов Российской Федерации...», «...организация предоставления общего образования в государственных образовательных организациях субъектов Российской Федерации...»».
Из ст. 16 ФЗ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» следует, что образовательные организации в уголовно-исполнительной системе создаются, реорганизуются и ликвидируются по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.
Аналогичная правовая позиция изложена и в п.З Положения о Министерстве образования и науки РД, утверждённому Постановлением Правительства РД от 31.07.2014г. за № 350, в котором указывается, что Минобрнауки РД осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами по Республике Дагестан, органами исполнительной власти Республики Дагестан, органами местного самоуправления муниципальных образований Республики Дагестан, организациями и общественными объединениями.
Таким образом, Приказ №3054 от 18 ноября 2012 года Министерства образования и науки РД «Об утверждении Порядка проведения оценки последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации государственной, муниципальной образовательной организации РД» и распоряжение Администрации Муниципального образования «город» Кизилюрт» от 21.11.2013 года не основываются на нормах закона, и нарушают, в первую очередь, право каждого на образование, которое гарантируется Конституцией РФ и п.п. 1,2 ст. 5 Федерального закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 года «Об образовании в Российской Федерации».
При установленных судом обстоятельствах, суд считает необходимым удовлетворить заявленные исковые требования заместителя прокурора РД и восстановить права лиц, осужденных к лишению свободы и не достигших возраста тридцати лет, отбывающих наказание в ФКУ ИК-8 и ФКУ КП-9 УФСИН России по РД, получать начальное общее, основное общее и среднее общее образование в общеобразовательных организациях субъектов Российской Федерации, созданных при исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы, обязав Министерство образования и науки РД возобновить образовательный процесс в УКП ФКУ ИК-8 и КП-9 УФСИН России по РД.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск заместителя прокурора РД в защиту интересов неопределенного круга лиц к Министерству образования и науки РД, Администрации МО ГО «город Кизилюрт» и третьим лицам УФСИН России по РД, ФКУ «Колония-поселения №9», ФКУ «Исправительная колония №8» о признании незаконными действий по ликвидации учебно-консультационных пунктов и обязании создать школы для организации обучения осужденных, отбывающих наказание в ФКУ ИК-8 и ФКУ КП-9 УФСИН России по РД, удовлетворить.
Признать незаконными действия Администрации муниципального образования «город Кизилюрт» и Министерства образования и науки Республики Дагестан, направленные на ликвидацию учебно-консультационных пунктов в ФКУ ИК-8 и ФКУ КП-9 УФСИН России поРД.
Обязать Министерство образования и науки Республики Дагестан создать по согласованию с УФСИН России по РД школы для организации обучения осужденных в ФКУ ИК-8 и ФКУ КП-9 УФСИН России по РД.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РД в течение одного месяца со дня вынесения его в мотивированной форме.
Мотивированное решение изготовлено 05 октября 2015 года.
Судья
Отпечатано в совещательной комнате
Дело №2-7050/15г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
(резолютивная часть)
30 сентября 2015 года г.Махачкала
Федеральный суд Советского района г.Махачкалы в составе: председательствующего судьи Атаева Э.М., при секретаре Кадыровой А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора РД в защиту интересов неопределенного круга лиц к Министерству образования и науки РД, администрации МО ГО «город Кизилюрт» и третьим лицам: УФСИН России по РД, ФКУ «Колония-поселение №9», ФКУ «Исправительная колония №8» о признании незаконными действий по ликвидации учебно-консультационных пунктов и обязании создать школы для организации обучения осужденных, отбывающих наказание в ФКУ ИК-8 и ФКУ КП-9 УФСИН России по РД,
… руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Иск заместителя прокурора РД в защиту интересов неопределенного круга лиц к Министерству образования и науки РД, Администрации МО ГО «город Кизилюрт» и третьим лицам УФСИН России по РД, ФКУ «Колония-поселения №9», ФКУ «Исправительная колония №8» о признании незаконными действий по ликвидации учебно-консультационных пунктов и обязании создать школы для организации обучения осужденных, отбывающих наказание в ФКУ ИК-8 и ФКУ КП-9 УФСИН России по РД, удовлетворить.
Признать незаконными действия Администрации муниципального образования «город Кизилюрт» и Министерства образования и науки Республики Дагестан, направленные на ликвидацию учебно-консультационных пунктов в ФКУ ИК-8 и ФКУ КП-9 УФСИН России по РД.
Обязать Министерство образования и науки Республики Дагестан создать по согласованию с УФСИН России по РД школы для организации обучения осужденных в ФКУ ИК-8 и ФКУ КП-9 УФСИН России по РД.
Составление мотивированного решения отложить на 05 октября 2015 года.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РД в течение одного месяца со дня вынесения его в мотивированной форме.
Судья
Отпечатано в совещательной комнате