Решение по делу № 2-2139/2020 от 10.01.2020

Мотивированное решение изготовлено 17.06.2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

08 июня 2020 года                 г. Екатеринбург

Верх-Исетский районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Нецветаевой Н.А.,

при секретаре <ФИО>4,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску <ФИО>2 к ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Свердловской области, <ФИО>1 России о компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в суд с иском к ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Свердловской области о компенсации морального вреда.

В обоснование требований указано, что истец с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ следуя транзитом, содержался в ФКУ СИЗО-1 г. Екатеринбурга, в невыносимых условиях.

Камеры в которых содержался истец не соответствовали установленным требованиям, не были оборудованы шкафом для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов, вследствие чего продукты хранились на полу в антисанитарных условиях. В камерах не было таза для гигиенических целей и стирки, банчка для питьевой воды с подставкой под него, уборного инвентаря. Санитарный узел в камере е был оборудован с соблюдением необходимых условий приватности. Сотрудники сизо, среди которых были и женщины, периодически наблюдали в дверной глазок, что вызывало у истца дискомфорт, унижало его достоинство. Унитаз в камерах не был оборудован сливным бочком, напор воды был недостаточен для смыва нечистот.

Ссылаясь на изложенное, положения ст.ст. 150, 151, 1064, 1069, 1071, 1100,1101 Гражданского кодекса РФ, истец просил суд взыскать с ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Свердловской области компенсацию морального вреда в сумме 50 000 руб.

В ходе судебного разбирательства судом в качестве соответчика было привлечено <ФИО>1 России.

В судебном заседании истец, участвовавший посредством видео-конференц связи, требования и доводы искового заявления поддержал.

Представитель ответчиков в судебном заседании исковые требования не признала.

Заслушав участвующих лиц, исследовав материалы дела, суд считает необходимым указать следующее.

Как установлено в судебном заседании, истец, прибыл в ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Свердловской области ДД.ММ.ГГГГ, следуя транзитом из ФКУ СИЗО-18 ГУФСИН России по Ямало-Ненецкому автономному округу, убыл в ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ. В дельнейшем истец прибывал в ФКУ СИЗО-1 г. Екатеринбурга с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, следуя транзитом в ФКУ СИЗО-18 ГУФСИН России по Ямало-Ненецкому автономному округу

В обоснование требований истец указывает на ненадлежащее санитарное состояние и оборудование камер, в которых он находился в ФКУ СИЗО-1, унижающие человеческое достоинство, нарушающее требования нормативов материально-бытового обеспечения, как основания для взыскания компенсации морального вреда,

В Российской Федерации в силу ст. 17 Конституции признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина <ФИО>1 общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации.

Достоинство личности охраняется государством. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию (ст. 21 Конституции Российской Федерации).

В соответствии со ст. 53 Конституции РФ, каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

<ФИО>1 ст. 3 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод от ДД.ММ.ГГГГ и требованиями, содержащимися в постановлениях Европейского Суда по правам человека, условия содержания обвиняемых под стражей должны быть совместимы с уважением к человеческому достоинству. При этом лицу не должны причиняться лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, а здоровье и благополучие лица должны быть гарантированы с учетом практических требований режима содержания.

В положениях ст. ст. 151, 1101 Гражданского кодекса РФ указано, что если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.

Компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

В соответствии со ст. ст. 1069, 1071 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению.

Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

В случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей.

В силу ст. 15 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.

Обеспечение режима возлагается на администрацию, а также на сотрудников мест содержания под стражей, которые несут установленную законом ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей.

В соответствии с требованиями ст. 23 Федерального закона N 103-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности, предоставляется индивидуальное спальное место, бесплатно выдаются постельные принадлежности, посуда и столовые приборы, туалетная бумага, а также по их просьбе в случае отсутствия на их лицевых счетах необходимых средств индивидуальные средства гигиены (как минимум мыло, зубная щетка, зубная паста (зубной порошок), одноразовая бритва (для мужчин), средства личной гигиены (для женщин). Все камеры обеспечиваются средствами радиовещания, а по возможности телевизорами, холодильниками и вентиляционным оборудованием. По заявлению подозреваемых и обвиняемых радиовещание в камере может быть приостановлено либо установлен график прослушивания радиопередач. В камеры выдаются литература и издания периодической печати из библиотеки места содержания под стражей либо приобретенные через администрацию места содержания под стражей в торговой сети, а также настольные игры. Норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров.

<ФИО>1 Министерства юстиции Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 189 утверждены Правила внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы.

В соответствии с п. 42 указанных выше Правил камеры СИЗО оборудуются: одноярусными или двухъярусными кроватями; столом и скамейками с числом посадочных мест по количеству лиц, содержащихся в камере; бачком с питьевой водой; светильниками дневного и ночного освещения; телевизором, холодильником, вентиляционным оборудованием (при наличии возможности); напольной чашей (унитазом), умывальником; нагревательными приборами (радиаторами) системы водяного отопления; штепсельными розетками для подключения бытовых приборов; вызывной сигнализацией.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, то есть бремя доказывания наличия морального вреда ложится на истца, а ответчики должны доказать отсутствие вины в причинении морального вреда, правомерность своих действий или бездействия.

В связи с указанной нормой права обязанность по доказыванию факта причинения вреда личным неимущественным правам и другим нематериальным благам возлагается на истца. Именно истец должен доказать наличие причинно-следственной связи между незаконными действиями, бездействием государственного органа и имеющимся у истца имущественным и моральным вредом.

Исходя из содержания и смысла указанной нормы, в том числе на истца возложена обязанность представить суду доказательства, подтверждающие доводы о нарушении его прав.

Вместе с тем, истец не представил суду доказательств, подтверждающих его доводы, о нарушении ответчиком указанных требований законодательства в отношении истца.

На ответчика возлагается бремя доказывания надлежащих условий содержания истца.

Возражая против исковых требований, представителем указывается на отсутствии доказательств нарушения личных прав истца, как и доказательств нарушений требований к материально бытовому обеспечению, оборудованию камерных помещений в спорный период.

По доводам ответчика, в настоящее время не представляется достоверно установить в каких камерах содержался истец для оценки его доводов об их оборудовании. По прошествии 11 лет в исправительном учреждении не сохранились сведения по учету покамерного размещения, по выдачи материального обеспечения, срок хранения которых истек <ФИО>1 Минюста РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Инструкции об организации службы по обеспечению надзора за подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными, содержащимися в следственных изоляторах и тюрьмах УИС».

<ФИО>1 от ДД.ММ.ГГГГ срок хранения документов, указанных п. 1290 – Перечень документов, образующихся в деятельности Федеральной службы исполнения наказаний, органов, учреждений и предприятий уголовно-исполнительной системы, составляет 10 лет.

Таким образом, объективное установление обстоятельств материально-бытового обеспечения истца в период его пребывания в ФКУ СИЗО-1 (2009-2010 годы), как и состояния оборудования, технического оснащения камер, в которых содержался именно истец в указанный период, в настоящее время не представляется возможным.

Суд отмечает, что п.3 ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплена презумпция разумности и добросовестности действий субъектов гражданского права. В случае установления факта злоупотребления правом суд с учетом характера и последствий допущенного нарушения отказывает лицу в защите принадлежащего ему права полностью или частично, а также применяет иные меры, предусмотренные законом.

Именно не обращение истца в суд за защитой нарушенных прав в течение столь длительного периода привело к невозможности получения судом доказательств, объективных данных об указываемых истцом в обоснование иска фактических обстоятельствах, для исследования судом юридически значимых обстоятельств, вследствие уничтожения необходимых документов по истечению срока хранения, в соответствии с положениями нормативных актов.

Суд также находит заслуживающими внимания доводы стороны ответчика о том, что от истца за весь период содержания в следственной изоляторе, жалоб на ненадлежащие условия содержания (состояние камер, материально-бытовое обеспечение) не поступало.

Таким образом, на основании исследованных доказательств, суд находит требования истца о компенсации морального вреда, не подлежащими удовлетворению, поскольку обстоятельства, на которых настаивает истец, ничем не подтверждены, не представлено доказательств нарушения требований законодательства к уровню материально-бытового обеспечения истца, требований нормативов к оборудованию и санитарному состоянию камерных помещений, а отсюда и доказательств нарушения личных неимущественных прав истца, либо причинения ему физических и нравственных страданий, не представлено.

В связи с чем, суд отказывает в удовлетворении исковых требований по существу.

На довод возражений о пропуске истцом срока исковой давности со ссылкой на положения ч. 1 ст. 219 КАС РФ, предусматривающей трехмесячный срок подачи административного иска, судом отклоняются, как несостоятельный, поскольку исковая давность не распространяется на требования о защите личных неимущественных прав и других нематериальных благ <ФИО>1 п. 1 ст. 208 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Требования истца направлены не только на признание действий должностных лиц исправительного учреждения незаконными, а на восстановление неимущественных прав путем компенсации морального вреда, причиненного действиями (бездействием) должностных лиц в соответствии со ст. 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, в связи с чем <ФИО>1 п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда" на требование истца о компенсации морального вреда, вытекающего из нарушения личных неимущественных прав и других нематериальных благ, в силу ст. 208 Гражданского кодекса Российской Федерации исковая давность не распространяется, кроме случаев, предусмотренных законом.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 13, 56, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

    Исковые требования <ФИО>2 к ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Свердловской области <ФИО>1 России о компенсации морального вреда, оставит без удовлетворения.

    Решение суда может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения с подачей апелляционной жалобы через Верх-Исетский районный суд <адрес>.

Судья/подпись

Копия верна

Судья                                     Н.А. Нецветаева

Помощник судьи:                              <ФИО>4

2-2139/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Катаев Александр Ильянгентович
Ответчики
ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Свердловской области в г.Екатеринбург
Суд
Верх-Исетский районный суд г. Екатеринбурга
Судья
Нецветаева Нина Анатольевна
Дело на странице суда
verhisetsky.svd.sudrf.ru
10.01.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.01.2020Передача материалов судье
16.01.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.02.2020Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
26.02.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.02.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
10.04.2020Предварительное судебное заседание
12.05.2020Производство по делу возобновлено
12.05.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.06.2020Судебное заседание
17.06.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.07.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.07.2020Дело оформлено
20.07.2020Дело передано в архив
08.06.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее