Дело № 2-3807/17
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Ухтинский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Логинова С.С.,
при секретаре Фишер Л.А.,
с участием ответчика Каратаевой Т.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Ухте
07 декабря 2017 года гражданское дело по иску Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми к Каратаевой Т.И. о взыскании компенсации расходов на оплату проезда к месту отдыха и обратно,
у с т а н о в и л:
Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Коми обратилось в суд с иском к Каратаевой Т.И. о взыскании компенсации расходов на оплату проезда к месту использования отпуска и обратно, выплаченной авансом в размере 22000 руб. В обоснование требования указывая, что работнику Каратаевой Т.И. был выдан аванс в размере 22000 руб. для оплаты проезда к месту отдыха г. .... (Турция) до границы РФ и обратно. По возращению работника из отпуска ответчиком были представлены проездные документы по маршруту «г. Ухта – г. Сыктывкар – г. Москва – г. .... – г. Москва – г. Сыктывкар – г. Ухта», авансовый отчет представлен не был. По мнению истца, г. Сыктывкар по указанному выше маршруту является отклонением от маршрута прямого следования к месту отдыха и обратно. Маршрутом прямого следования в данном случае является «г. Ухта – г. Москва – г. .... – г. Москва – г. Ухта», в связи с чем, компенсация расходов по маршруту «г. Ухта – г. Москва – г. Ухта» должна производиться по наименьшей стоимости проезда к месту использования отпуска кратчайшим путем. На обращение истца к ответчику о предоставлении справки транспортной организации о наименьшей стоимости проезда кратчайшим путем по маршруту «г. Ухта – г. Москва – г. Ухта» получен отказ. До настоящего времени Каратаевой Т.И. авансовый отчет и справка транспортной организации о наименьшей стоимости проезда не представлены, что явилось основанием для обращения в суд с настоящим требованием.
Истец Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Коми в судебное заседание представителя не направило, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, в исковом заявлении имеется просьба о рассмотрении дела в отсутствии представителя Министерства.
Ответчик Каратаева Т.И., выступая в суде, исковые требования не признала, ссылаясь на то, что авансовый отчет и проездные документы были предоставлены истцу в полном объеме. Также указала, что ею был использован наиболее дешевый способ следования к месту отдыха и обратно.
Третье лицо Министерство экономики Республики Коми, извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, правом участия в судебном заседании не воспользовалось. В ранее представленном отзыве представитель третьего лица Шмидт О.В. ходатайствовала о рассмотрении дела в отсутствие представителя Министерство экономики Республики Коми, требования истца поддержала по изложенным в отзыве основаниям.
По правилам ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело при имеющейся явке.
Выслушав ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Из материалов дела следует, что Каратаева Т.И. работает в должности .... Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми.
В соответствии с приказом руководителя Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми от 25.05.2017 № .... Каратаевой Т.И. предоставлены ежегодный и дополнительный отпуска с 13.06.2017 по 21.07.2017.
На основании личного заявления от 12.05.2017 и приказа Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми от 26.05.2017 № .... «О выплате компенсации на оплату проезда к месту использования отпуска и обратно» Каратаевой Т.И. произведена выплата компенсации расходов на оплату проезда к месту использования отпуска г. .... (Турция) (до границы Российской Федерации) и обратно авансом в сумме 22 000,00 руб., исходя из примерной стоимости проезда.
Как следует из пояснений Каратаевой Т.И. и материалов дела, по возвращению из отпуска ею в установленный срок были представлены работодателю: авансовый отчет, проездные документы по маршруту «г. Ухта – г. Сыктывкар – г. Москва – г. .... – г. Москва – г. Сыктывкар – г. Ухта», справку о коэффициенте для расчета стоимости проезда до границы Российской Федерации, справку туристической организации о стоимости авиаперелета эконом класса по маршруту «г. Москва – г. .... – г. Москва».
Так из представленных работодателю проездных документов по маршруту «г. Ухта – г. Сыктывкар – г. Москва – г. .... – г. Москва – г. Сыктывкар – г. Ухта» следует, что общая стоимость расходов понесенных ответчиком к месту отдыха и обратно составила 22359,21 руб., из низ: стоимость проезда автомобильным транспортом по маршруту «г.Ухта – г. Сыктывкар» 11.06.2017 составляет 700 руб., стоимость авиаперелета по маршруту «г. Сыктывкар – г. Москва» 11.06.2017 – 7500 руб., стоимость авиаперелета по маршруту «г. Москва – г. .... – г. Москва» (с учетом применения коэффициента для расчета стоимости проезда до границы РФ - 27,73%) в период с 13.06.2017 по 29.06.2017 – 4959,21 руб., стоимость авиаперелета по маршруту «г. Москва – г. Сыктывкар» 01.07.2017 – 8500 руб., стоимость проезда автомобильным транспортом по маршруту «г. Сыктывкар – г. Ухта» 01.07.2017 - 700 руб.
31 июля 2017 года Министерством труда, занятости и социальной защиты Республики Коми был направлен запрос в Министерство экономики Республики Коми о разъяснении порядка компенсации проезда к месту использования отпуска и обратно работнику по маршруту «г. Ухта – г. Сыктывкар – г. Москва – г. .... – г. Москва – г. Сыктывкар – г. Ухта».
Письмом Министерства экономики Республики Коми от 25.08.2017 № .... истцу сообщено, что г. Сыктывкар по указанному выше маршруту является отклонением от маршрута прямого следования к месту использования отпуска и обратно. Маршрутом прямого следования в данном случае является «г. Ухта - г. Москва - г. .... - г. Москва - г. Ухта». В связи с чем, компенсация расходов по маршруту «г. Ухта - г. Москва - г. Ухта» должна производится по наименьшей стоимости проезда к месту использования отпуска кратчайшим путем (на основании справки транспортной организации о наименьшей стоимости проезда).
В связи с полученными разъяснениями, 20 сентября 2017 года истцом в адрес Каратаевой Т.И. было направлено письмо о необходимости предоставить справку транспортной организации о наименьшей стоимости проезда кратчайшим путем по маршруту «г. Ухта - г. Москва - г. Ухта».
Письмом от 11.10.2017 № .... Каратаева Т.И. отказалась предоставить работодателю, данную справку, что послужило основанием для обращения истца с настоящим иском в суд.
В соответствии со ст. 325 Трудового кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ТК РФ) лица, работающие в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на оплату один раз в два года за счет средств работодателя стоимости проезда и провоза багажа в пределах территории Российской Федерации к месту использования отпуска и обратно. Право на компенсацию указанных расходов возникает у работника одновременно с правом на получение ежегодного оплачиваемого отпуска за первый год работы в данной организации.
Федеральные государственные органы, государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, федеральные государственные учреждения оплачивают работнику стоимость проезда в пределах территории Российской Федерации к месту использования отпуска и обратно любым видом транспорта (за исключением такси), в том числе личным, стоимость провоза багажа весом до 30 килограммов, а также стоимость проезда и провоза багажа к месту использования отпуска работника и обратно неработающим членам его семьи (мужу, жене, несовершеннолетним детям, фактически проживающим с работником) независимо от времени использования отпуска.
Оплата стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска работника федерального государственного органа, государственного внебюджетного фонда Российской Федерации или федерального государственного учреждения и членов его семьи и обратно производится по заявлению работника не позднее чем за три рабочих дня до отъезда в отпуск исходя из примерной стоимости проезда. Окончательный расчет производится по возвращении из отпуска на основании предоставленных билетов или других документов.
Порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в федеральных государственных органах, государственных внебюджетных фондах Российской Федерации, федеральных государственных учреждениях, и членов их семей устанавливается нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
Размер, условия и порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в государственных органах субъектов Российской Федерации, территориальных фондах обязательного медицинского страхования, государственных учреждениях субъектов Российской Федерации, устанавливаются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в органах местного самоуправления, муниципальных учреждениях, - нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, у других работодателей, - коллективными договорами, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения выборных органов первичных профсоюзных организаций, трудовыми договорами.
Закон Республики Коми от 31.12.2004 № 78-РЗ «О гарантиях и компенсациях для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, являющихся работниками государственных органов Республики Коми, государственных учреждений Республики Коми» (далее по тексту - Закон Республики Коми № 78-РЗ) устанавливает гарантии и компенсации для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, являющихся работниками государственных органов Республики Коми, государственных учреждений Республики Коми, в целях возмещения дополнительных материальных и физиологических затрат в связи с работой и проживанием в неблагоприятных природно-климатических условиях.
Согласно ст. 2 Закона Республики Коми № 78-РЗ размер, порядок и условия предоставления компенсации на оплату стоимости проезда к месту использования отпуска и обратно работника и неработающих членов его семьи (мужа, жены, а также несовершеннолетних детей, в том числе находящихся под опекой (попечительством), включая в приемной семье, работника), регулирующие и вопросы исчисления двухлетнего периода, в течение которого работник вправе реализовать свое право на оплачиваемый за счет средств работодателя (организации) проезд к месту использования отпуска и обратно, а также компенсации стоимости провоза багажа устанавливаются Правительством Республики Коми.
Пунктом 2 Порядка предоставления компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту использования отпуска и обратно и стоимости провоза багажа лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, являющимся работниками государственных органов Республики Коми, государственных учреждений Республики Коми, утвержденного постановлением Правительства Республики Коми от 28.07.2005 № 212 (далее по тексту - Порядок), установлено, что компенсация расходов на оплату стоимости проезда в пределах территории Российской Федерации к месту использования отпуска и обратно любым видом транспорта, в том числе личным (за исключением такси), а также на оплату стоимости провоза багажа весом до 30 килограммов на работника и 30 килограммов на каждого неработающего члена семьи независимо от веса багажа, разрешенного для бесплатного провоза по проездному документу на тот вид транспорта, которым следуют работник и члены его семьи, (далее по тексту - компенсация) назначается и выплачивается работнику по основному месту работы.
В силу п. 4 Порядка назначение и выплата компенсации работнику осуществляются работодателем (государственным органом Республики Коми, государственным учреждением Республики Коми), в случае если работник находился, в том числе, в ежегодном оплачиваемом отпуске.
Пункты 8,9 Порядка устанавливают, что компенсация производится по маршруту прямого следования в размере фактических расходов при наличии проездных документов, но не выше стоимости проезда, в том числе, воздушным транспортом: самолетом - в салонах экономического класса.
В соответствии с п. 10 Порядка выплата компенсации производится работодателем не позднее чем за 10 календарных дней и не ранее чем за 60 календарных дней до начала отпуска работника, в котором будет осуществлен проезд, исходя из примерной стоимости проезда на основании письменного заявления работника и решения работодателя.
В силу п. 13 Порядка в случае если работник проводит отпуск в нескольких местах (отклонение от маршрута прямого следования), стоимость проезда компенсируется только к одному выбранному работником месту использования отпуска, а также стоимость обратного проезда от того же места на основании проездных документов по маршруту прямого следования и (или) справки транспортной организации о наименьшей стоимости проезда на дату приобретения билетов, но не более фактически произведенных расходов.
Пересадка в г. Москве или г. Санкт-Петербурге при проезде к месту использования отпуска и обратно не являются отклонением от маршрута прямого следования, за исключением случаев, если местом использования отпуска является один из указанных городов.
Под маршрутом прямого следования к месту использования отпуска и обратно понимается прямое беспересадочное сообщение либо кратчайший путь с наименьшим количеством пересадок от пункта отправления до конечного пункта назначения на выбранных работниках видах транспорта.
При использовании работником электронного билета компенсация выплачивается в случае проезда воздушным транспортом - при предоставлении маршрут/квитанции электронного пассажирского билета (выписка из автоматизированной информационной системы оформления воздушных перевозок) и посадочного талона.
Согласно п. 11 Порядка наименьшая стоимость проезда определяется как стоимость проезда по маршруту прямого следования в плацкартном вагоне скорого поезда, а при отсутствии на данном направлении сообщения скорых поездов - стоимость проезда в плацкартном вагоне пассажирского поезда.
В свою очередь, постановлением Правительства Российской Федерации от 12 июня 2008 г. № 455 утверждены Правила компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в федеральных государственных органах, государственных внебюджетных фондах Российской Федерации, федеральных государственных учреждениях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и членов их семей (далее по тексту - Правила).
Пунктом 9 Правил предусмотрено, что в случае если работник учреждения проводит отпуск в нескольких местах, то компенсируется стоимость проезда только к одному из этих мест (по выбору работника), а также стоимость обратного проезда от того же места к месту постоянного жительства по фактическим расходам (при условии проезда по кратчайшему маршруту следования) или на основании справки о стоимости проезда в соответствии с установленными пунктом 5 настоящих Правил категориями проезда, выданной транспортной организацией, но не более фактически произведенных расходов.
В соответствии с пунктом 5 Правил расходы, подлежащие компенсации, включают в себя оплату стоимости проезда к месту использования отпуска работника учреждения и обратно к месту постоянного жительства - в размере фактических расходов, подтвержденных проездными документами (включая оплату услуг по оформлению проездных документов, предоставление в поездах постельных принадлежностей), но не выше стоимости проезда: железнодорожным транспортом - в купейном вагоне скорого фирменного поезда; водным транспортом - в каюте V группы морского судна регулярных транспортных линий и линий с комплексным обслуживанием пассажиров, в каюте II категории речного судна всех линий сообщения, в каюте I категории судна паромной переправы; воздушным транспортом - в салоне экономического класса; автомобильным транспортом - в автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси), при его отсутствии - в автобусах с мягкими откидными сиденьями.
Анализ указанных норм позволяет сделать определенный вывод о том, что в случае следования от места постоянного жительства к месту использования отпуска и обратно воздушным транспортом не по кратчайшему маршруту стоимость проезда определяется на основании справки о стоимости проезда воздушным транспортом - в салоне экономического класса, но не более фактически произведенных расходов.
Как следует из представленных в материалы дела проездных билетов, стоимость расходов на оплату проезда к месту отдыха и обратно, понесенных Каратаевой Т.И., по маршруту следования «г. Ухта – г. Сыктывкар – г. Москва» 11.06.2017 составила 8 200 руб., по маршруту «г. Москва – г. Сыктывкар – г. Ухта» 01.07.2017 – 9200 руб.
Согласно справке, выданной АО «Комиавиатранс» от 05.12.2017 № ...., рейсы по маршрутам «г. Ухта – г. Москва» 11.06.2017 и «г. Москва – г. Ухта» 01.07.2017 не выполнялись. Стоимость авиаперелета пассажира экономклассом по маршруту «г. Ухта – г. Москва» по состоянию на 10.06.2017 составляла 9500 руб., а стоимость по маршруту «г. Москва – г. Ухта» по состоянию на 02.07.2017 составляла 9500 руб.
Таким образом, ответчиком был избран наименее затратный вариант проезда к месту отдыха и обратно.
Поскольку фактически понесенные ответчиком расходы по оплате проезда от места постоянного жительства к месту использования отдыха и обратно с отклонением от кратчайшего пути не превышают стоимость проезда по кратчайшему маршруту, определенную на основании справки, то истец обязан был оплатить данную стоимость проезда. Кроме того, при оформлении заявления о предоставлении аванса маршрут следования к месту отдыха и обратно был указан: «г. Ухта – г. Сыктывкар – г. Москва – г. .... – г. Москва – г. Сыктывкар – г. Ухта», от истца каких-либо разъяснений о возможных проблемах при оплате данного маршрута не последовало.
Отклонение в данном случае от прямого маршрута с места постоянного жительства до места отдыха и обратно при наличии документов, подтверждающих расходы на проезд в меньшем размере, чем по прямому беспересадочному маршруту не может служить основанием для лишения ответчика гарантированной законом меры государственной поддержки для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, являющихся работниками государственных органов Республики Коми, государственных учреждений Республики Коми.
При таком положений, оснований для взыскания с ответчика компенсации расходов на оплату проезда к месту отдыха и обратно, выплаченную авансом, в размере 22000 руб. у суда не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении искового требования Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми к Каратаевой Т.И. о взыскании компенсации расходов на оплату проезда к месту отдыха и обратно отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми через Ухтинский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме составлено 12.12.2017.
Судья С. С. Логинов