Решение по делу № 2-25/2020 от 01.10.2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

11 марта 2020 года г. Усолье-Сибирское

Усольский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Беспаловой Е.А., при секретаре Нехаенко С.А., с участием истца Шипулиной О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 38RS0024-01-2019-003725-39 (2-25/2020) по иску Шипулиной Ольги Андреевны к Министерству обороны Российской Федерации в лице войсковой части 35020 Министерства обороны Российской Федерации, федеральному казенному учреждению «Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа», обществу с ограниченной ответственностью Экостандарт «Технические решения» о признании недействительными результатов оценки условий труда, восстановлении ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, иных льгот,

УСТАНОВИЛ:

В обоснование исковых требований указано, что с ДД.ММ.ГГГГ истец работает в войсковой части 35020 в должности врача-стоматолога медицинского пункта с лазаретом на 30 койко-мест.

15.08.2019г. была уведомлена ответчиком об изменении условий труда с 22.09.2019г. Согласно условиям измененного трудового договора лишена права на ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск в количестве 12 рабочих дней, сокращенной продолжительности рабочего времени 33 часа в неделю, права на бесплатное получение молока, которые были предусмотрены ранее трудовым договором за выполнение работы во вредных и опасных условиях труда.

Поскольку фактическая оценка условий труда не проводилась, эксперт Ф.И.О4, подписавшая карту специальной оценки условий труда, участия в данной оценке не принимала, на рабочее место врача-стоматолога не выезжала и оценку не проводила, просит признать недействительными результаты оценки условий труда врача-стоматолога, утвержденные отчетом ответчика от 22.07.2019г., обязать ответчика восстановить ранее предоставленные компенсационные меры в виде ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска в количестве 12 рабочих дней, сокращенной продолжительности рабочего времени -33 часа в неделю (6ч. 36 м. в день), получение молока и других равноценных пищевых продуктов (0,5 литра за смену независимо от ее продолжительности).

В судебном заседании Шипулиной О.А. на иске настаивает по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель войсковой части 35020 в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом, направили заявление о рассмотрении дела в их отсутствие (л.д.127), ранее направляли возражение на исковое заявление, в котором просили в удовлетворении исковых требований отказать, поскольку специальная оценка условий труда была проведена в соответствии с требования законодательства.

Представитель ответчиков - Министерства обороны Российской Федерации и ФКУ «Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа» по доверенности в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного разбирательства извещались надлежащим образом (л.д.124), ранее направляли возражение в котором просили в удовлетворении исковых требований отказать.

Представитель ответчика ООО Экостандарт «Технические решения» в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом (л.д. 123).

Выслушав истца, изучив материалы гражданского дела, приходит к следующим выводам.

Обеспечение права каждого работника на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, является одним из принципов правового регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений (абзац 5 статьи 2 Трудового кодекса Российской Федерации).

Согласно статьи 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором, на полную и достоверную информацию об условиях труда и о требованиях охраны труда на рабочем месте, включая реализацию прав, предоставленных законодательством о специальной оценке условий труда.

Указанному праву работника корреспондирует обязанность работодателя обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, исполнять иные обязанности, предусмотренные, в том числе законодательством о специальной оценке условий труда (ст. ст. 22, 212 Трудового кодекса Российской Федерации).

В силу абзац 11 части 2 статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.

Отношения, возникающие в связи с проведением специальной оценки условий труда, а также с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, регулируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», вступившим в силу с ДД.ММ.ГГГГ (далее - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 426-ФЗ).

Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников (ч. 1 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 426-ФЗ).

По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах (ч. 2 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 426-ФЗ).

Специальная оценка условий труда проводится в соответствии с методикой ее проведения, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (ч. 3 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 426-ФЗ).

Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 33н утверждены Методика проведения специальной оценки условий труда, Классификатор вредных и (или) опасных производственных факторов, Форма отчета о проведении специальной оценки условий труда и Инструкция по ее заполнению.

Пунктом 1 Методики проведения специальной оценки условий труда установлены обязательные требования к последовательно реализуемым в рамках проведения специальной оценки условий труда процедурам: идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов; исследованиям (испытаниям) и измерениям вредных и (или) опасных производственных факторов; отнесению условий труда на рабочем месте по степени вредности и (или) опасности к классу (подклассу) условий труда по результатам проведения исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов; оформлению результатов проведения специальной оценки условий труда.

Из приведенных нормативных положений следует, что специальная оценка условий труда, проводится в целях создания безопасных условий труда, сохранения жизни и здоровья работника в процессе трудовой деятельности и представляет собой единый комплекс последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.

Судом установлено, что истец состоит в трудовых отношениях с войсковой частью 35020 Министерство обороны Российской Федерации в должности врача- стоматолога в медицинском пункте (с лазаретом на 30 коек) войсковой части 35020 (л.д.32-35).

По условиям трудового договора истцу предоставлен дополнительный оплачиваемый отпуск, в связи с работой во вредных условиях труда продолжительностью 12 рабочих дней.

Приказом от ДД.ММ.ГГГГ, с изменениями от ДД.ММ.ГГГГ, в войсковой части 35020 создана комиссия для организации проведения специальной оценки условий труда (л.д.39-40).

ДД.ММ.ГГГГ между ФКУ «Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа» и ООО Экостандарт «Технические решения» заключен государственный контракт на оказание услуг по проведению специальной оценки условий труда (л.д. 41-43).

ДД.ММ.ГГГГ председателем комиссии утвержден отчет о проведении специальной оценки условий труда, которая проводилась ООО Экостандарт «Технические решения» (л.д.45-48).

В соответствии с картой (данные изъяты) от ДД.ММ.ГГГГ специальной оценки условий труда рабочее место врача-стоматолога было отнесено ко 2 классу (допустимые) условия труда (л.д. 14-15).

ДД.ММ.ГГГГ на основании проведенной СОУТ, Шипулина О.А. уведомлена об изменении с ДД.ММ.ГГГГ условий оплаты труда и об отсутствии права на дополнительный оплачиваемый отпуск, сокращенную продолжительности рабочего времени, получение молока и других равноценных пищевых продуктов (л.д.128).

По ходатайству истца, в целях оценки качества проведения специальной оценки условий труда по должности медицинских сестер в войсковой части 35020 Министерства обороны Российской Федерации, выполненной ООО «Экостандарт «Технические решения», определением Усольского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу назначена государственная экспертиза, производство которой поручено Министерству труда и занятости <адрес> (л.д.84-86).

Эксперт при даче заключения от ДД.ММ.ГГГГ (данные изъяты) пришел к выводам о том, что качество проведения специальной оценки условий труда на рабочем месте врача-стоматолога не отвечает требованиям, установленным Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» и приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 33н, СОУТ выполнена с рядом нарушений (л.д.98-114).

Замечания, указанные в пунктах 2.3, 2.5, абзаце 1 пункта 3, пункте 4.5 раздела 10 Заключения не позволяют сделать однозначный вывод о качестве проведения исследований (испытаний) вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса на рабочем месте медицинской сестры, а также об их фактическом проведении.

Выявленные замечания в пунктах 3.3, 4.6, 5.3, 5.4 раздела 10 настоящего Заключения, не позволяют дать оценку правильности отнесения условий труда на рабочем месте к классу условий труда по результатам проведения СОУТ.

Так, регистрация одного из средств измерения, использованного в ходе проведения СОУТ, не соответствует регистрации, указанной в Государственном реестре средств измерения по обеспечению единства измерений (пункт 2.3).

Отсутствуют сведения о поверке средств измерений приборов, использованных в ходе проведения СОУТ (пункта 2.5).

В нарушение пункта 4.5 раздела 10 не представляется возможным оценить соответствие применимых в ходе проведения СОУТ метода исследований (испытаний) и (или) методики (метода) измерений идентифицированным на рабочем месте (рабочих местах) вредных и (или) опасным факторам производственной среды и трудового процесса.

Таким образом, Перечень вредных и (или) опасных производственных факторов, подлежащих исследованиям (испытаниям) и измерениям сформирован с нарушениями требований пункта 2 статьи 12 Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (пункт 3.3).

В пункте 4.5. Заключения также указано, что в соответствии со Сведениями об организации, проводившей СОУТ и Сводной ведомостью результатов проведения СОУТ установлено, что в один день (ДД.ММ.ГГГГ) одним экспертом Ф.И.О4 проводились исследования (измерения) вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса на 285 рабочих местах, что ставит под сомнение качество и факт действительность их проведения.

В представленных заверенных копиях протоколов (данные изъяты)ВРЗ/3854/772-35020 от ДД.ММ.ГГГГ исследований (испытаний) и измерений при воздействии химического фактора на рабочих местах, (данные изъяты)/ТТ/3854/772-35020 от ДД.ММ.ГГГГ исследований (испытаний) и измерений по показателям тяжести трудового процесса, (данные изъяты)/Н/3854/772-35020 от ДД.ММ.ГГГГ отсутствуют страницы с примененными в ходе проведения СОУТ нормативно-правовыми актами, регламентирующими предельно-допустимые уровни, предельно-допустимые концентрации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса. В связи с этим, не представляется возможным оценить правильность применения в ходе проведения СОУТ нормативных правовых актов, регламентирующими предельно-допустимые уровни, предельно-допустимые концентрации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (пункт 4.6).

Определить правильность определения класса (подкласса) условий труда в полном объеме не представляется возможным в связи с формированием Перечня вредных и (или) опасных производственных факторов, подлежащих исследованиям (испытаниям) и измерениям с нарушением требований пункта 2 статьи 12 Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» в части неучтенных вредных (опасных) факторов, по оценке биологического фактора и воздушного ультразвука (пункт 5.4).

В соответствии с положениями статьи 86 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации экспертное заключение является одним из видов доказательств по делу, оно отличается использованием специальных познаний и научными методами исследования. Экспертные заключения оцениваются судом по его внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании каждого отдельно взятого доказательства, собранного по делу, и их совокупности с характерными причинно-следственными связями между ними и их системными свойствами.

Суд не усматривает оснований ставить под сомнение достоверность заключения от ДД.ММ.ГГГГ (данные изъяты), заключение отвечает требованиям статей 55, 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку содержит подробное описание исследований материалов дела, в том числе представленные ответчиками документов, сделанные в результате их выводы и мотивированные ответы на поставленные вопросы.

Поскольку результаты проведенной специальной оценки условий труда рабочего места – врача-стоматолога, оформленные картой (данные изъяты) от 19.11.2018г, признаны судом недействительными, то работнику должны предоставляться гарантии и компенсации в том объеме и размере, которые имели место до проведения СОУТ, в связи, с чем работодатель обязан восстановить нарушенное право истца на предоставление ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска продолжительностью 12 рабочих дней, сокращенную продолжительность рабочего времени -33 часа в неделю, получение молока и других равноценных пищевых продуктов с ДД.ММ.ГГГГ.

Приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ (данные изъяты) «О представителях Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющих полномочия работодателя в отношении работников воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации установлено, что представителями Министерства обороны Российской Федерации в отношении работников воинских частей в соответствии со статьей 20 Трудового кодекса Российской Федерации являются, в том числе, командиры воинских частей в отношении работников подчиненных воинских частей.

Таким образом, Министерство обороны Российской Федерации является работодателем в отношении работников воинских частей и надлежащим ответчиком по настоящему спору.

В удовлетворении исковых требований к ФКУ «Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа», ООО Экостандарт «Технические решения» следует отказать, поскольку они не состоят в трудовых отношениях с истцом по делу.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования удовлетворить частично.

Признать недействительными результаты специальной оценки условий труда рабочего места врача-стоматолога медицинского пункта (с лазаретом на 30 коек) войсковой части 35020 Министерства обороны Российской Федерации, оформленные картой № 246 от 19.11.2018г. специальной оценки условий труда на рабочем месте врача-стоматолога.

Обязать Министерство обороны Российской Федерации в лице войсковой части 35020 Министерства обороны Российской Федерации восстановить Шипулиной Ольге Анатольевне предоставление ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска продолжительностью 12 рабочих дней, сокращенную продолжительность рабочего времени -33 часа в неделю, получение молока и других равноценных пищевых продуктов (0,5 литра за смену независимо от ее продолжительности) с 22 сентября 2019 года.

В удовлетворении исковых требований Шипулиной Ольги Анатольевны к федеральному казенному учреждению «Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа», обществу с ограниченной ответственностью Экостандарт «Технические решения» о признании недействительными результатов оценки условий труда о признании недействительными результатов оценки условий труда, восстановлении ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, отказать.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Усольский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 18.03.2020 года.

Судья Е.А. Беспалова

2-25/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Шипулина Ольга Анатольевна
Ответчики
Общество с ограниченной отвественностью Экостандарт "Технические решения"
Войсковая часть 35020
Министерство обороны в лице войсковой части 35020
ФКУ "Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа"
Суд
Усольский городской суд Иркутской области
Судья
Беспалова Е.А.
Дело на сайте суда
usolsky.irk.sudrf.ru
19.03.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.03.2020Передача материалов судье
19.03.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
19.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.03.2020Подготовка дела (собеседование)
19.03.2020Подготовка дела (собеседование)
19.03.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.03.2020Судебное заседание
19.02.2020Производство по делу возобновлено
19.02.2020Судебное заседание
01.10.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
01.10.2019Передача материалов судье
06.10.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
06.10.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.10.2019Подготовка дела (собеседование)
31.10.2019Подготовка дела (собеседование)
31.10.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.11.2019Судебное заседание
11.03.2020Судебное заседание
18.03.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.03.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее