Дело № 5-314/2023, 51RS0002-01-2023-003039-92,
постановление в окончательной форме составлено 20.10.2023
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
17 октября 2023 года город Мурманск
Судья Первомайского районного суда города Мурманска Дурягина М.С., рассмотрев в помещении суда (город Мурманск, проспект Ленина, дом № 2) материалы дела об административном правонарушении в отношении:
Клюевой Е.В., ***
в совершении правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
*** примерно в *** на таможенный пост *** по направлению «на въезд» на таможенную территорию Евразийского экономического союза из *** на транспортном средстве *** в качестве водителя прибыла Клюева Е.В.
При прохождении таможенного контроля гражданка Е.В. Клюева проследовала по «красному» коридору, подала пассажирские таможенные декларации на временно ввозимое транспортное средство и прицеп, о наличии товаров, подлежащих таможенному декларированию, не заявляла, и к должностным лицам поста с заявлениями не обращалась.
В ходе осмотра багажного отделения и салона транспортного средства ***, было установлено, что гражданкой Е.В. Клюевой в сопровождаемом багаже на таможенную территорию ЕАЭС ввозятся товары – *** общим объемом, превышающим допустимые нормы беспошлинного ввоза.
В ходе проведения таможенного контроля в форме таможенного досмотра товаров, перемещаемых через таможенную границу физическими лицами в сопровождаемом багаже, было установлено, что гражданка Клюева, ввозит на таможенную территорию ЕАЭС, без производства таможенного декларирования следующие товары: ***.
Таким образом, при проведении таможенного контроля таможенным постом *** товары, ввозимые *** на таможенную территорию ЕАЭС гражданкой Е.В. Клюевой и подлежащие таможенному декларированию по установленной форме, идентифицированы таможенным органом как товары для личного пользования, а именно: ***.
*** по данному факту в отношении Клюевой Е.В. вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ.
*** по результатам административного расследования в отношении Клюевой Е.В. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ.
*** административное дело в отношении Клюевой Е.В. поступило в Первомайский районный суд города Мурманска
В судебное заседание Клюева Е.В. и ее защитник Гулин И.В. не явились, о месте, дате и времени рассмотрения дела извещались надлежащим образом, ходатайств не представили, в связи с чем, судья, в соответствии с ч.2 ст.25.1 КоАП РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствии лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, судья находит вину Клюевой Е.В. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 16.2 КоАП РФ, установленной и доказанной.
Факт совершения Клюевой Е.В. административного правонарушения доказан исследованными в судебном заседании письменными материалами дела:
- определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от ***, в котором изложены обстоятельства, указывающие на наличие события административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ (л.д. 3-9);
- протоколом изъятия вещей и документов по делу об АП №*** от *** и актом приема-передачи, согласно которым товар - ***, был изъят у гражданки Е.В. Клюевой по протоколу изъятия вещей и документов по делу об административном правонарушении №*** от ***, и передан на хранение в камеру хранения вещественных доказательств таможенного поста ***, согласно акту приема–передачи от ***. На основании решения об изменении места хранения вещественных доказательств от *** товар, явившийся предметом административного правонарушения по данному делу об АП, был перемещен в камеру хранения вещественных доказательств в ***, расположенную по адресу: адрес*** (л.д.10-11);
- актом таможенного досмотра №*** от ***, согласно которому гражданка Е.В. Клюева, ввозит на таможенную территорию ЕАЭС, без производства таможенного декларирования следующие товары: *** (л.д. 14-19);
- объяснением гражданки Е.В. Клюевой от ***, согласно которому *** она следовала через *** и ввозила для личного пользования *** С правилами ввоза *** продукции не знакома, декларирование данных товаров не производила. Правонарушение совершила без умысла, по неосторожности. Вину признает (л.д. 20);
- пассажирскими таможенными декларациями от *** №***, №***, в которой не указаны в сведения о наличии товаров, подлежащих таможенному декларированию, тем самым заявив об отсутствии у нее таких товаров (л.д.33-34, 38-39);
- служебной запиской ОЗОиТН *** от *** №***, согласно которой на *** товары, перемещаемые через таможенную границу ЕАЭС, являющиеся предметом по настоящему делу об АП классифицируется в подсубпозиции 2204 10 810 0 ТН ВЭД ЕАЭС (л.д.29);
- служебной запиской ОКТСиТП от *** №***, согласно которой таможенная стоимость предмета административного правонарушения по данному делу об АП, определена в размере ***. В отношении предмета административного правонарушения (***), гражданкой Е.В. Клюевой при ввозе *** на таможенную территорию ЕАЭС подлежали уплате таможенные платежи в размере *** (л.д. 31);
- протоколом об административном правонарушении №*** в отношении Клюевой Е.В., в котором описаны обстоятельства совершения административного правонарушения, установленные по результатам административного расследования (л.д. 42-45);
- а также иными документами, представленными в административном деле.
Изучив материалы дела, считаю вину Клюева Е.В. в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ, полностью установленной и доказанной.
Положениями п. 1 ст. 2 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее – ТК ЕАЭС) определено, что ввоз товаров на таможенную территорию Союза - совершение действий которые связаны с пересечением таможенной границы Союза и в результате которых товары прибыли на таможенную территорию Союза любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередачи, до выпуска таких товаров таможенными органами. (подпункт 3)
Декларант – лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары. (подпункт 7)
Запреты и ограничения – применяемые в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза, меры нетарифного регулирования, в том числе вводимые в одностороннем порядке в соответствии с Договором о Союзе, меры технического регулирования, санитарные, ветеринарно-санитарные и карантинные фитосанитарные меры, меры экспортного контроля, в том числе меры в отношении продукции военного назначения, и радиационные требования, установленные в соответствии с Договором о Союзе и (или) законодательством государств-членов (подпункт 10).
Перемещение товаров через таможенную границу Союза – ввоз товаров на таможенную территорию Союза или вывоз товаров с таможенной территории Союза (подпункт 27).
Таможенное декларирование – заявление таможенному органу с использованием таможенной декларации сведений о товарах, об избранной таможенной процедуре и (или) иных сведений, необходимых для выпуска товаров (подпункт 35).
Таможенные операции – действия, совершаемые лицами и таможенными органами в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством государств-членов о таможенном регулировании (подпункт 37).
Таможенный контроль – совокупность совершаемых таможенными органами действий, направленных на проверку и (или) обеспечение соблюдения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства государств-членов о таможенном регулировании (подпункт 41).
Товары для личного пользования – товары, предназначенные для личных, семейных, домашних и иных, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, нужд физических лиц, перемещаемые через таможенную границу Союза в сопровождаемом или несопровождаемом багаже, путем пересылки в международных почтовых отправлениях либо иным способом (подпункт 46).
Согласно статье 9 ТК ЕАЭС все лица на равных основаниях имеют право на перемещение товаров через таможенную границу Союза в порядке и на условиях, которые установлены ТК ЕАЭС или в соответствии с ТК ЕАЭС. Товары, перемещаемые через таможенную границу Союза, подлежат таможенному контролю в соответствии с ТК ЕАЭС.
Товары для личного пользования перемещаются через таможенную границу ЕАЭС в соответствии с положениями главы 37 ТК ЕАЭС «Особенности порядка и условий перемещения через таможенную границу Союза товаров для личного пользования».
В соответствии с пунктом 2 статьи 266 ТК ЕАЭС, единые ставки таможенных пошлин, налогов в зависимости от категорий товаров для личного пользования, стоимостных, весовых и (или) количественных норм и способа ввоза товаров для личного пользования на таможенную территорию Союза, а также категории товаров для личного пользования, в отношении которых подлежат уплате таможенные пошлины, налоги, взимаемые в виде совокупного таможенного платежа, определяются Комиссией.
Стоимостные, весовые и (или) количественные нормы ввоза на таможенную территорию Союза товаров для личного пользования без уплаты таможенных пошлин, налогов определяются Комиссией в зависимости от способов ввоза таких товаров для личного пользования на таможенную территорию Союза (пункт 3 статьи 266 ТК ЕАЭС).
В соответствии с пунктом 4 статьи 256 ТК ЕАЭС, отнесение товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза, к товарам для личного пользования осуществляется таможенным органом исходя из:
1) заявления физического лица о перемещаемых через таможенную границу Союза товарах в устной форме или в письменной форме с использованием пассажирской таможенной декларации;
2) характера и количества товаров;
3) частоты пересечения физическим лицом таможенной границы Союза и (или) перемещения товаров через таможенную границу Союза этим физическим лицом или в его адрес.
Пунктом 6 статьи 256 ТК ЕАЭС установлено, что независимо от критериев, указанных в пункте 4 настоящей статьи, к товарам для личного пользования не относятся следующие товары:
2) категории товаров, определяемые Комиссией.
Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 20 декабря 2017 г. № 107 «Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования» (далее – Решение) установлено, что:
а) стоимостные, весовые и (или) количественные нормы, в пределах которых товары для личного пользования ввозятся на таможенную территорию Евразийского экономического союза без уплаты таможенных пошлин, налогов, определяются согласно приложению № 1;
б) единые ставки таможенных пошлин, налогов, а также категории товаров для личного пользования, в отношении которых подлежат уплате таможенные пошлины, налоги, взимаемые в виде совокупного таможенного платежа, определяются согласно приложению № 2.
Так, согласно пункту 5 приложения № 1 к Решению, алкогольные напитки и алкогольная продукция, ввозимые на таможенную территорию Союза в сопровождаемом и (или) несопровождаемом багаже в количестве 3 л в расчете на одно физическое лицо, достигшее 18–летнего возраста, ввозятся без уплаты таможенных пошлин, налогов.
Пунктом 7 приложения № 2 к Решению установлено, что в отношении алкогольных напитков и алкогольной продукции, ввозимых на таможенную территорию Союза в сопровождаемом и (или) несопровождаемом багаже в количестве более 3 л, но не более 5 л, подлежат уплате таможенные пошлины, налоги по единой ставке 10 евро за 1 л в части превышения количественной нормы 3 л.
В соответствии со статьей 104 ТК ЕАЭС, товары подлежат таможенному декларированию при их помещении под таможенную процедуру либо в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 258, пунктом 4 статьи 272 и пунктом 2 статьи 281 ТК ЕАЭС.
Пунктом 4 статьи 258 ТК ЕАЭС предусмотрено, что в отношении товаров для личного пользования, подлежащих таможенному декларированию, перемещаемых через таможенную границу Союза в сопровождаемом багаже, после их ввоза на таможенную территорию Союза физическими лицами, которые в соответствии с ТК ЕАЭС могут выступать декларантами таких товаров для личного пользования, должны быть совершены таможенные операции, связанные с их таможенным декларированием для выпуска в свободное обращение…
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 260 ТК ЕАЭС, таможенному декларированию подлежат товары для личного пользования, за исключением транспортных средств для личного пользования, перемещаемые через таможенную границу Союза в сопровождаемом багаже, в отношении которых подлежат уплате таможенные пошлины, налоги.
Согласно пунктам 3 и 6 статьи 260 ТК ЕАЭС, таможенное декларирование товаров для личного пользования, производится с использованием пассажирской таможенной декларации. Таможенное декларирование товаров для личного пользования, перемещаемых через таможенную границу Союза в сопровождаемом багаже, производится физическими лицами при их следовании через таможенную границу Союза с одновременным представлением таможенному органу этих товаров.
На основании пункта 12 статьи 260 ТК ЕАЭС, в отношении товаров для личного пользования, перемещаемых через таможенную границу Союза в сопровождаемом багаже, пассажирская таможенная декларация подается таможенному органу, расположенному в месте перемещения товаров через таможенную границу Союза.
Декларантами товаров для личного пользования могут выступать достигшие 16–летнего возраста физические лица государств–членов или иностранные физические лица: имеющие на момент пересечения таможенной границы Союза право владения, пользования и (или) распоряжения в отношении товаров для личного пользования, перемещаемых через таможенную границу Союза в сопровождаемом багаже (подпункт 1 пункта 14 статьи 260 ТК ЕАЭС).
Общее количество ***, ввозимой *** на таможенную территорию ЕАЭС гражданкой Е.В. Клюевой, составило ***.
В связи с изложенным, при ввозе *** на таможенную территорию ЕАЭС товаров для личного пользования (в рассматриваемом случае ***) в отношении которых подлежали уплате таможенные пошлины, налоги, взимаемые в виде совокупного таможенного платежа, гражданка Е.В. Клюева, была обязана произвести их таможенное декларирование в письменной форме с использованием пассажирской таможенной декларации.
*** Клюевой Е.В. представила должностным лицам таможенного поста *** таможни пассажирскую таможенную декларацию от *** №№***, №***, в которой не указала в сведения о наличии товаров, подлежащих таможенному декларированию, тем самым заявив об отсутствии у нее таких товаров.
Тем самым Клюева Е.В. не исполнила обязанность по таможенному декларированию по установленной форме товара (***), ввозимого *** на таможенную территорию ЕАЭС.
Пунктами 2 и 3 статьи 84 ТК ЕАЭС установлено, что декларант обязан произвести таможенное декларирование товаров и декларант несет ответственность в соответствии с законодательством государств–членов за неисполнение обязанностей, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Субъектом ответственности за недекларирование по установленной письменной форме товаров, подлежащих декларированию, в рассматриваемом случае является декларант.
Клюева Е.В. является субъектом ответственности за совершение данного правонарушения.
Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП России, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП России или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность
Административная ответственность за недекларирование по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 16.4 КоАП России, установлена частью 1 статьи 16.2 КоАП России.
Анализируя вышеизложенные нормы действующего законодательства Российской Федерации, прихожу к выводу о признании Клюевой Е.В. виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающей ответственность за недекларирование по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Представленные таможенным органом доказательства, свидетельствуют о том, что Клюева Е.В. совершила действия, выразившиеся в недекларировании по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию.
Данные обстоятельства дают основания считать, что Клюева Е.В. не предприняла всех возможных и зависящих от нее мер для обеспечения соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность.
Вступая в таможенные правоотношения, Клюева Е.В. должна была не только знать о существовании обязанностей, отдельно установленных для каждого вида правоотношений, но и обеспечить их выполнение, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для соблюдения требований Таможенного законодательства.
Доказательств, свидетельствующих о том, что имелись обстоятельства, по которым у него отсутствовала возможность предотвратить правонарушение, в материалах дела не представлено.
Обстоятельствами, смягчающими наказание Клюевой Е.В., признаю: полное признание вины; оказание содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении.
Обстоятельств, отягчающих наказание Клюевой Е.В., не установлено.
Согласно части 1 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание за совершение административного правонарушения должно быть назначено в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение.
Санкцией части 1 статьи 16.2 КоАП РФ для физических лиц, предусмотрена ответственность в виде административного штрафа в размере от одной второй до двукратного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.
Принимая во внимание характер совершенного административного правонарушения, личность правонарушителя, имущественное положение, наличие смягчающих наказание обстоятельств, отсутствие отягчающих, а также тот факт, что совершенное правонарушение тяжких последствий за собой не повлекло, считаю возможным назначить Клюевой Е.В. наказание в виде конфискации предметов административного правонарушения.
В период административного расследования таможенным органом понесены
Руководствуясь статьями 3.7, 16.2 ч. 1, 29.10 КоАП РФ, судья
ПОСТАНОВИЛ:
Клюеву Е.В. признать виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ему наказание в виде конфискации товаров, явившихся предметами административного правонарушения.
Предметы административного правонарушения:
***
изъятые по протоколу изъятия вещей и документов от *** в рамках дела об административном правонарушении №***, и помещенные на ответственное хранение в камеру хранения вещественных доказательств в *** - конфисковать, обратить в собственность Российской Федерации.
Постановление может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Первомайский районный суд города Мурманска в течение 10-ти дней со дня получения его копии.
Судья М.С. Дурягина