Дело №2-265/2024
УИД 67RS0020-01-2023-000379-41
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 сентября 2024 года г.Рудня
Руднянский районный суд Смоленской области в составе:
председательствующего (судьи) Кузьмина В.А.,
при секретаре Лукьяновой Т.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Руднянского района Смоленской области к Администрации муниципального образования Руднянский район Смоленской области, Администрации Переволочского сельского поселения Руднянского района Смоленской области о понуждении к совершению действий,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Руднянского района Смоленской области, уточнив исковые требования, обратился в суд с иском к Администрации муниципального образования Руднянский район Смоленской области, Администрации Переволочского сельского поселения Руднянского района Смоленской области о понуждении к совершению действий. Требования мотивированы тем, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения требований законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды, отходах производства и потребления. В ходе проверки было установлено, что в нарушение действующего законодательства, по адресу: в нарушение п.3 СанПиН 2.1.3684-21"Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", расположено два металлических контейнера (без колесиков), для сбора твердых бытовых отходов, которые не имеют твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
Истец прокурор просит суд обязать администрацию муниципального образования Переволочского сельского поселения Руднянского района Смоленской области в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда оборудовать контейнерную площадку для накопления ТКО, расположенную по адресу: в соответствии с СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно – эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещения, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».
В судебном заседании помощник прокурора Руднянского района Смоленской области К, уточненные исковые требования поддержала, обосновав их изложенными в иске обстоятельствами.
Представитель ответчика Администрации Переволочского сельского поселения Руднянского района Смоленской надлежащим образом извещен о времени и месте разбирательства дела, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суду не сообщил, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие. Возражений по иску не имеет.
Представитель ответчика Администрации муниципального образования Руднянский район Смоленской надлежащим образом извещен о времени и месте разбирательства дела, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суду не сообщил, не ходатайствовал о рассмотрении дела в сове отсутствие.
В силу ч.4,5 ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителей ответчиков.
Выслушав представителя истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
На основании части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу п.18 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относятся, в том числе: участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
Законом Смоленской области от 30.10.2014 N 141-з (с изменениями и дополнениями) "О закреплении за сельскими поселениями Смоленской области отдельных вопросов местного значения" за сельскими поселениями Смоленской области закреплены вопросы местного значения, предусмотренные пунктами 4 - 8, 13, 13.1, 15, 18, 22, 26, 27, 31, 33.1, 33.2, 37, 38 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Законодательство в области охраны окружающей среды в силу п.1 ст.2 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Согласно п.6 ст.2 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, в той мере, в какой это необходимо для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, регулируются законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и законодательством об охране здоровья, иным направленным на обеспечение благоприятной для человека окружающей среды законодательством.
На основании п.1 ст.22 Федерального закона от 30.03.199 №52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ч.1 ст.13 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Пункт 1 статьи 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» допускает накопление отходов только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов, согласно пункту 4.13 ГОСТа 30772-2001 "Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения", введенного постановлением Госстандарта России от 28 декабря 2001 года N 607-ст, (далее - ГОСТ 30772-2001) являются несанкционированными свалками отходов.
Согласно абз. 3 ч.2 ст.2 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
В соответствии с абзацами 4 и 8 статьи 42 ЗК РФ, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 13 ЗК РФ, в целях охраны земель на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков возложена обязанность по проведению мероприятий по защите земель, в том числе от загрязнения отходами производства и потребления.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Согласно п.12 ч.2 ст.8 Устава Переволочского сельского поселения Руднянского района Смоленской области к вопросам местного значения сельского поселения относятся, в том числе: участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
Согласно ч.4 ст.6 Устава Переволочского сельского поселения Руднянского района Смоленской области в состав территории сельского поселения входят следующие населенные пункты, в том числе: .
Согласно п.3 СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" на территориях городских и сельских поселений (далее - населенные пункты) в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров (далее - контейнерные площадки) и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов. Контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами (далее - заинтересованные лица), независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров) должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки. Специальные площадки должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение с трех сторон высотой не менее 1 метра.
Таким образом, из системного толкования упомянутых норм права следует, что на органы местного самоуправления федеральным законодателем возложена обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления ТКО в соответствии с требованиями правил благоустройства муниципального образования, законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления ТКО.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, прокуратурой Руднянского района Смоленской области проведена проверка соблюдения требований законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды, отходах производства и потребления.
В ходе проверки было установлено, что по адресу: в нарушение п.3 СанПиН 2.1.3684-21"Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", расположено два металлических контейнера (без колесиков), для сбора твердых бытовых отходов, которые не имеют твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
Решением Совета депутатов Переволочского сельского поселения Руднянского района Смоленской области от 05.12.2022 №261, утверждены Правила благоустройства территории муниципального образования Переволочского сельского поселения Руднянского района Смоленской области (далее по тексту- Правила).
Согласно п.16.1 Правил складирование твердых коммунальных отходов осуществляется потребителями в местах (на площадках) накопления твердых коммунальных отходов, определенных договорами на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенными с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Смоленской области, в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами Смоленской области, утверждаемой приказом начальника Департамента Смоленской области по природным ресурсам и экологии от 11.11.2021 №0461/0103.
Складирование твердых коммунальных отходов, за исключением крупногабаритных отходов, на территории поселения осуществляется потребителями в местах (на площадках) накопления твердых коммунальных отходов следующими способами: а) в контейнеры, расположенные на контейнерных площадках; б) в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Смоленской области (далее - децентрализованный способ).
Складирование крупногабаритных отходов может осуществляться в местах (на площадках) накопления твердых коммунальных отходов следующими способами: а) в бункеры, расположенные на контейнерных площадках; б) на специальных площадках для складирования крупногабаритных отходов (далее – специальные площадки).
Согласно п. 16.3 Правил контейнерные площадки независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров) должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
Специальные площадки должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение с трех сторон высотой не менее 1 метра.
Запрещается устраивать ограждение контейнерной площадки из сварной сетки, сетки-рабицы, решеток из прута и прутка, арматуры, бетонных и железобетонных изделий, дерева, ткани, картона, бумаги, пластиковых изделий, шифера, поддонов, иных подобных изделий и материалов.
Внешние поверхности покрытия контейнерной площадки, элементов сопряжения покрытий, контейнеров, бункеров, ограждения контейнерной площадки необходимо поддерживать чистыми, без визуально воспринимаемых деформаций.
Контейнерную площадку разрешается освещать в вечерне-ночное время с использованием установок наружного освещения.
Согласно п.16.5. Правил владелец контейнерной и (или) специальной площадки обеспечивает проведение уборки, дезинсекции и дератизации контейнерной и (или) специальной площадки в зависимости от температуры наружного воздуха, количества контейнеров на площадке, расстояния до нормируемых объектов в соответствии с приложением № 1 к санитарным правилам и нормам СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденным Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 3.
Не допускается промывка контейнеров и (или) бункеров на контейнерных площадках.
При накоплении твердых коммунальных отходов, в том числе при раздельном сборе отходов, владельцем контейнерной и (или) специальной площадки должна быть исключена возможность попадания отходов из мусоросборников на контейнерную площадку.
Контейнерная площадка и (или) специальная площадка после погрузки твердых коммунальных отходов (крупногабаритных отходов) в мусоровоз в случае их загрязнения при погрузке должны быть очищены от отходов владельцем контейнерной и (или) специальной площадки.
Согласно п.16.6. Правил, контейнерные площадки оборудуются навесами над мусоросборниками (за исключением бункеров) в соответствии с приложением № 1 к санитарным правилам и нормам СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденным Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 3.
Крыши контейнерных площадок не допускается устраивать из бетонных и железобетонных изделий, дерева, ткани, шифера, мягкой кровли, черепицы, поддонов, иных подобных изделий и материалов.
На основании совокупности собранных по делу доказательств, суд находит установленным, факт бездействия органом местного самоуправления, выразившийся в невыполнении обязательных санитарно-эпидемиологических требований по обустройству и надлежащему оборудованию контейнерной площадки для накопления твердых коммунальных отходов, и такое бездействие не обеспечивает надлежащее состояние территории, может повлечь неблагоприятные последствия для окружающей среды с причинением значительного экологического ущерба, оно нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц на обеспечение безопасности жизни и здоровья населения, санитарно-эпидемиологическое благополучие и благоприятную окружающую среду.
Участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территории Переволочского сельского поселения Руднянского района Смоленской области относится к вопросам местного значения и полномочиям администрации, в связи с чем на ответчика подлежит возложению обязанность по оборудованию контейнерной площадки для накопления ТКО в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу, расположенную по адресу: в соответствии с СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий".
При таких обстоятельствах, исковые требования прокурора Руднянского района Смоленской области подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Руднянского района Смоленской области удовлетворить.
Обязать администрацию Переволочского сельского поселения Руднянского района Смоленской области в течение 1 (одного) года со дня вступления решения в законную силу оборудовать контейнерную площадку для накопления ТКО, расположенную по адресу: в соответствии с СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий".
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Руднянский районный суд Смоленской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья В.А.Кузьмин
Мотивированное решение изготовлено: 2 октября 2024 г.