Решение по делу № 2-265/2024 от 25.06.2024

Дело №2-265/2024

УИД 67RS0020-01-2023-000379-41

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

30 сентября 2024 года                                 г.Рудня

Руднянский районный суд Смоленской области в составе:

председательствующего (судьи) Кузьмина В.А.,

при секретаре                               Лукьяновой Т.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Руднянского района Смоленской области к Администрации муниципального образования Руднянский район Смоленской области, Администрации Переволочского сельского поселения Руднянского района Смоленской области о понуждении к совершению действий,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Руднянского района Смоленской области, уточнив исковые требования, обратился в суд с иском к Администрации муниципального образования Руднянский район Смоленской области, Администрации Переволочского сельского поселения Руднянского района Смоленской области о понуждении к совершению действий. Требования мотивированы тем, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения требований законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды, отходах производства и потребления. В ходе проверки было установлено, что в нарушение действующего законодательства, по адресу: в нарушение п.3 СанПиН 2.1.3684-21"Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", расположено два металлических контейнера (без колесиков), для сбора твердых бытовых отходов, которые не имеют твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.

Истец прокурор просит суд обязать администрацию муниципального образования Переволочского сельского поселения Руднянского района Смоленской области в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда оборудовать контейнерную площадку для накопления ТКО, расположенную по адресу: в соответствии с СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно – эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещения, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».

В судебном заседании помощник прокурора Руднянского района Смоленской области К, уточненные исковые требования поддержала, обосновав их изложенными в иске обстоятельствами.

Представитель ответчика Администрации Переволочского сельского поселения Руднянского района Смоленской надлежащим образом извещен о времени и месте разбирательства дела, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суду не сообщил, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие. Возражений по иску не имеет.

Представитель ответчика Администрации муниципального образования Руднянский район Смоленской надлежащим образом извещен о времени и месте разбирательства дела, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суду не сообщил, не ходатайствовал о рассмотрении дела в сове отсутствие.

В силу ч.4,5 ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителей ответчиков.

Выслушав представителя истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

На основании части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В силу п.18 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относятся, в том числе: участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.

Законом Смоленской области от 30.10.2014 N 141-з (с изменениями и дополнениями) "О закреплении за сельскими поселениями Смоленской области отдельных вопросов местного значения" за сельскими поселениями Смоленской области закреплены вопросы местного значения, предусмотренные пунктами 4 - 8, 13, 13.1, 15, 18, 22, 26, 27, 31, 33.1, 33.2, 37, 38 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Законодательство в области охраны окружающей среды в силу п.1 ст.2 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Согласно п.6 ст.2 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, в той мере, в какой это необходимо для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, регулируются законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и законодательством об охране здоровья, иным направленным на обеспечение благоприятной для человека окружающей среды законодательством.

На основании п.1 ст.22 Федерального закона от 30.03.199 №52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно ч.1 ст.13 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

Пункт 1 статьи 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» допускает накопление отходов только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.

Территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов, согласно пункту 4.13 ГОСТа 30772-2001 "Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения", введенного постановлением Госстандарта России от 28 декабря 2001 года N 607-ст, (далее - ГОСТ 30772-2001) являются несанкционированными свалками отходов.

Согласно абз. 3 ч.2 ст.2 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

В соответствии с абзацами 4 и 8 статьи 42 ЗК РФ, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 13 ЗК РФ, в целях охраны земель на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков возложена обязанность по проведению мероприятий по защите земель, в том числе от загрязнения отходами производства и потребления.

В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

Согласно п.12 ч.2 ст.8 Устава Переволочского сельского поселения Руднянского района Смоленской области к вопросам местного значения сельского поселения относятся, в том числе: участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.

Согласно ч.4 ст.6 Устава Переволочского сельского поселения Руднянского района Смоленской области в состав территории сельского поселения входят следующие населенные пункты, в том числе: .

Согласно п.3 СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" на территориях городских и сельских поселений (далее - населенные пункты) в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров (далее - контейнерные площадки) и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов. Контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами (далее - заинтересованные лица), независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров) должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки. Специальные площадки должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение с трех сторон высотой не менее 1 метра.

Таким образом, из системного толкования упомянутых норм права следует, что на органы местного самоуправления федеральным законодателем возложена обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления ТКО в соответствии с требованиями правил благоустройства муниципального образования, законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления ТКО.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, прокуратурой Руднянского района Смоленской области проведена проверка соблюдения требований законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды, отходах производства и потребления.

В ходе проверки было установлено, что по адресу: в нарушение п.3 СанПиН 2.1.3684-21"Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", расположено два металлических контейнера (без колесиков), для сбора твердых бытовых отходов, которые не имеют твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.

Решением Совета депутатов Переволочского сельского поселения Руднянского района Смоленской области от 05.12.2022 №261, утверждены Правила благоустройства территории муниципального образования Переволочского сельского поселения Руднянского района Смоленской области (далее по тексту- Правила).

Согласно п.16.1 Правил складирование твердых коммунальных отходов осуществляется потребителями в местах (на площадках) накопления твердых коммунальных отходов, определенных договорами на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенными с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Смоленской области, в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами Смоленской области, утверждаемой приказом начальника Департамента Смоленской области по природным ресурсам и экологии от 11.11.2021 №0461/0103.

Складирование твердых коммунальных отходов, за исключением крупногабаритных отходов, на территории поселения осуществляется потребителями в местах (на площадках) накопления твердых коммунальных отходов следующими способами: а) в контейнеры, расположенные на контейнерных площадках; б) в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Смоленской области (далее - децентрализованный способ).

Складирование крупногабаритных отходов может осуществляться в местах (на площадках) накопления твердых коммунальных отходов следующими способами: а) в бункеры, расположенные на контейнерных площадках; б) на специальных площадках для складирования крупногабаритных отходов (далее – специальные площадки).

Согласно п. 16.3 Правил контейнерные площадки независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров) должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.

Специальные площадки должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение с трех сторон высотой не менее 1 метра.

Запрещается устраивать ограждение контейнерной площадки из сварной сетки, сетки-рабицы, решеток из прута и прутка, арматуры, бетонных и железобетонных изделий, дерева, ткани, картона, бумаги, пластиковых изделий, шифера, поддонов, иных подобных изделий и материалов.

Внешние поверхности покрытия контейнерной площадки, элементов сопряжения покрытий, контейнеров, бункеров, ограждения контейнерной площадки необходимо поддерживать чистыми, без визуально воспринимаемых деформаций.

Контейнерную площадку разрешается освещать в вечерне-ночное время с использованием установок наружного освещения.

Согласно п.16.5. Правил владелец контейнерной и (или) специальной площадки обеспечивает проведение уборки, дезинсекции и дератизации контейнерной и (или) специальной площадки в зависимости от температуры наружного воздуха, количества контейнеров на площадке, расстояния до нормируемых объектов в соответствии с приложением № 1 к санитарным правилам и нормам СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденным Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 3.

Не допускается промывка контейнеров и (или) бункеров на контейнерных площадках.

При накоплении твердых коммунальных отходов, в том числе при раздельном сборе отходов, владельцем контейнерной и (или) специальной площадки должна быть исключена возможность попадания отходов из мусоросборников на контейнерную площадку.

Контейнерная площадка и (или) специальная площадка после погрузки твердых коммунальных отходов (крупногабаритных отходов) в мусоровоз в случае их загрязнения при погрузке должны быть очищены от отходов владельцем контейнерной и (или) специальной площадки.

Согласно п.16.6. Правил, контейнерные площадки оборудуются навесами над мусоросборниками (за исключением бункеров) в соответствии с приложением № 1 к санитарным правилам и нормам СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденным Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 3.

Крыши контейнерных площадок не допускается устраивать из бетонных и железобетонных изделий, дерева, ткани, шифера, мягкой кровли, черепицы, поддонов, иных подобных изделий и материалов.

На основании совокупности собранных по делу доказательств, суд находит установленным, факт бездействия органом местного самоуправления, выразившийся в невыполнении обязательных санитарно-эпидемиологических требований по обустройству и надлежащему оборудованию контейнерной площадки для накопления твердых коммунальных отходов, и такое бездействие не обеспечивает надлежащее состояние территории, может повлечь неблагоприятные последствия для окружающей среды с причинением значительного экологического ущерба, оно нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц на обеспечение безопасности жизни и здоровья населения, санитарно-эпидемиологическое благополучие и благоприятную окружающую среду.

Участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территории Переволочского сельского поселения Руднянского района Смоленской области относится к вопросам местного значения и полномочиям администрации, в связи с чем на ответчика подлежит возложению обязанность по оборудованию контейнерной площадки для накопления ТКО в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу, расположенную по адресу: в соответствии с СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий".

При таких обстоятельствах, исковые требования прокурора Руднянского района Смоленской области подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Руднянского района Смоленской области удовлетворить.

Обязать администрацию Переволочского сельского поселения Руднянского района Смоленской области в течение 1 (одного) года со дня вступления решения в законную силу оборудовать контейнерную площадку для накопления ТКО, расположенную по адресу: в соответствии с СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий".

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Руднянский районный суд Смоленской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья                                                                           В.А.Кузьмин

Мотивированное решение изготовлено: 2 октября 2024 г.

2-265/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
прокурор Руднянского района Смоленской области
Ответчики
Администрация МО Переволочское сельское поселение
Суд
Руднянский районный суд Смоленской области
Судья
Кузьмин Вадим Алексеевич
Дело на сайте суда
rudnya.sml.sudrf.ru
25.06.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
25.06.2024Передача материалов судье
28.06.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
28.06.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.06.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.07.2024Судебное заседание
14.08.2024Судебное заседание
05.09.2024Судебное заседание
30.09.2024Судебное заседание
02.10.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.10.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.09.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее