Дело №2-2406/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
7 ноября 2017 г. пгт. Ленино
Ленинский районный суд Республики Крым в составе:
председательствующего судьи Цветкова А. Я.,
при секретаре Сергиенко А. Е.,
с участием истца Петросенко Л. Е., её представителя адвоката Петросенко И. Н., представителя ответчика по доверенности Жуковской Е. Я.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Петросенко Ларисы Евгеньевны к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе Республики Крым, о признании незаконным решения от отказе в установлении пенсии, обязании ответчика совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Петросенко Л. Е. обратилась в Ленинский районный суд Республики Крым с иском к ГУ – УПФ РФ в Ленинском районе РК, в котором просит признать незаконным решение № 354736/17 от 19.07.2017 г. об отказе в установлении пенсии по старости Петросенко Л. Е., обязать ответчика включить в специальный педагогический стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии Петросенко Ларисе Евгеньевне период работы в Кировской средней школе Ленинского района с 01.02.1986 г. по 01.09.1993 г.; период с 17.12.1997 г. по 06.12.2000 г. - уход за ребенком до шестилетнего возраста; периоды 01.06.2014 г. по 15.09.2014 г., с 26.05.2015 г. по 31.08.2015 г. - нахождение в оплачиваемом очередном календарном отпуске, а также обязать ответчика назначить Петросенко Л. Е. пенсию по старости, начиная с 07.06.2017 г.
Уточненные исковые требования мотивированы тем, что ответчик в отказе ссылается на различные нормативно-правовые акты, которые он применял в качестве оснований для отказа включения определенных периодов трудового стажа, подчеркивая приоритет законодательства, действовавшего по состоянию на 31 декабря 2001 года. Полагает, что спорные периоды незаконно исключены ответчиком из педагогического стажа, так как период 01.02.1986 г. по 01.09.1993 г. подлежит включению в специальный педагогический стаж поскольку этот период был выработан истцом до 01 октября 1993 года, в период действия Положения, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года №1397, которым такая возможность прямо предусматривалась. Включение в данный стаж периода с 17.12.1997 г. по 06.12.2000 г. также было предусмотрено ч. 1 ст. 181 КЗоТ Украины, действовавшего в тот период в Республике Крым, в связи с чем, согласно нормам ФЗ «Об особенностях правового регулирования отношений в сфере образования в связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» данный период также подлежит включению в стаж. Периоды с 01.06.2014 г. по 15.09.2014 г., с 26.05.2015 г. по 31.08.2015 г. подлежат включению в специальный стаж согласно действующему законодательству РФ, так как в период нахождения в отпусках сохранялось место работы и начислялась заработная плата.
Истец в судебном заседании на удовлетворении исковых требований настаивала, представитель истца адвокат Петросенко И. Н. в судебном заседании просил уточненные исковые требования удовлетворить по основаниям, указанным в иске, а также в уточненных исковых требованиях.
Представитель ответчика по доверенности Жуковская Е. Я. в судебном заседании возражала против иска, просила отказать в удовлетворении исковых требований, по основаниям, указанным в письменных возражениях (л.д.32-33).
Заслушав пояснения истца, представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что Петросенко Лариса Евгеньевна, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, 07 июня 2017 года обратилась в Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе Республики Крым с заявлением о назначении пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и об установлении федерально й социальной доплаты к пенсии в соответствии со ст. 12.1. Федерального закона № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», приложив необходимые документы (л.д.8,15-26).
Решением Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе Республики Крым № 354736/17 от 19.07.2017 г. в установлении пенсии по старости Петросенко Л. Е. отказано в связи с отсутствием необходимого специального стажа. Отказ мотивирован тем, что исключению из специального стажа подлежат: периоды работы в Кировской средней школе Ленинского района с 01.02.1986 г. по 01.09.1993 г., так как на тот момент отсутствовало 2/3 стажа, дающего право на досрочную пенсию; период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до шестилетнего возраста с 17.12.1997 г. по 06.12.2000 г., так как это не предусмотрено действующим пенсионным законодательством; периоды нахождения в отпусках без сохранения заработной платы в 2000-2001 гг., в 2008 г. и в 2010 г.; периоды нахождения в оплачиваемом очередном календарном отпуске с 01.06.2014 г. по 15.09.2014 г., с 26.05.2015 г. по 31.08.2015 г., в связи с тем, что норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы составила менее 18 часов в неделю (л.д.9-14).
Суд отмечает, что в части не включения в специальный стаж периодов нахождения в отпусках без сохранения заработной платы в 2000-2001 гг., в 2008 г. и в 2010 г. решение ответчика истцом не оспаривается.
Относительно требований истца по включению в специальный стаж периода работы в Кировской средней школе Ленинского района с 01.02.1986 г. по 01.09.1993 г. суд отмечает следующее.
Петросенко Л. Е., согласно сведений, содержащихся в трудовой книжке и подтвержденных справкой МКУ «Центр финансово-хозяйственного обеспечения деятельности муниципальных учреждений Ленинского района Республики Крым» № 189 от 16.11.2016 г., с 01.02.1986 г. по 01.09.1993 г. работала в Кировской средней школе Ленинского района на должности старшей пионервожатой, затем была переведена на должность педагога-организатора с 01.04.1991 г., а также проходила обучение с 1988 года по 21.06.1993 г. в Херсонском государственном педагогическом институте, с 01.09.1993 г. была принята на работу в <данные изъяты> ( в настоящее время <данные изъяты> (л.д.15-17,19,54-55).
Согласно п.п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Пунктом 2 ст. 27 данного Федерального закона предусмотрено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с п.1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года №1397, в стаж работы по специальности учителей и других работников просвещения засчитывалась также работа в училищах, школах, пионерских лагерях и детских домах в качестве штатных пионервожатых при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии за выслугу лет, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.
Согласно п. 12 Постановления ЦК КПСС, Совмина СССР от 12.04.1984 N 313 «О дальнейшем совершенствовании общего среднего образования молодежи и улучшении условий работы общеобразовательной школы» введена должность организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы во всех средних общеобразовательных школах. Указанная должность организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы включена в утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет.
В Постановлении Правительства РФ от 29 октября 2002 года №781 возможность включения в специальный стаж педагогической деятельности работы в качестве штатных пионервожатых в школах не предусмотрена.
Вместе с тем, суд отмечает, что Петросенко Л. Е. работала в Кировской средней школе Ленинского района до 01 октября 1993 года, то есть в период действия Положения, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года №1397, которым предусмотрена возможность включения в специальный стаж работы на должности старшей пионервожатой.
Данное Постановление Совмина СССР в период работы истца действовало и применялось для льготного назначения пенсии, а потому спорный период подлежал включению в специальный педагогический стаж.
Иное толкование закона свидетельствовало бы о придании обратной силы закону, ухудшающему положение гражданина, поскольку выражалось бы в отмене льгот и гарантий, установленных ранее действующим законодательством, а это, в соответствии со ст. 55 Конституции Российской Федерации, определяющей, что в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина, является недопустимым.
Данная правовая позиция изложена и в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 года №2-П, согласно которому вносимые законодателем изменения, в том числе в порядок подсчета трудового стажа, не должны приводить к снижению уровня пенсионного обеспечения граждан.
Кроме того, в п. 12 Обзора судебной практики Верховного суда РФ № 1 (2017), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16 февраля 2017 г., указано, что учитывая изложенную выше правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, Верховный суд РФ в своем Определении по делу № 18КГ-14-98 от 19.09.14 г. в аналогичном деле указал, что требуемый для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности стаж в размере не менее 2/3 должен быть отработан именно на момент обращения с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, а не на момент работы в спорный период, в связи с чем Судебная коллегия считает, что независимо от того, выработала ли истец до дня изменения правового регулирования данный стаж полностью или частично, имеются предусмотренные законом основания для включения в специальный стаж указанного периода и назначения истцу досрочной трудовой пенсии по старости с момента обращения за назначением данной пенсии.
Пунктом 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», разъяснено, что при разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях (Закон СССР от 14 июля 1956 г. "О государственных пенсиях", Закон СССР от 15 мая 1990 г. "О пенсионном обеспечении граждан в СССР", Закон Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-I "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и принятые в соответствии с ними подзаконные акты).
Таким образом, суд полагает, что Петросенко Лариса Евгеньевна имеет право на включение в льготный педагогический стаж период работы с 01.02.1986 г. по 01.09.1993 г.
Относительно требований о включении в льготный стаж периода с 17.12.1997 г. по 06.12.2000 г., во время которого Петросенко Л. Е. находилась в неоплачиваемом отпуске по уходу за ребенком ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д.18,54-56), суд отмечает следующее.
Согласно статье 4 Федерального закона от 21 июля 2014 г. N 208-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой (трудовой) стаж, а также иные периоды, засчитываемые в страховой (трудовой) стаж и учитываемые при назначении пенсий гражданам, указанным в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, имевшие место на территории Украины по 16 марта 2014 года включительно и на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя в период с 17 марта по 31 декабря 2014 года включительно, приравниваются к периодам работы, иной деятельности и иным периодам, включаемым (засчитываемым) в страховой (трудовой) стаж, стаж на соответствующих видах работ.
Согласно ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 5 мая 2014 г. N 84-ФЗ «Об особенностях правового регулирования отношений в сфере образования в связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» лицам, которые признаны гражданами Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", а также лицам, которые являются постоянно проживавшими на день принятия на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя гражданами Российской Федерации, периоды работы в должностях педагогических и научно-педагогических работников в организациях, осуществлявших образовательную деятельность на территории Украины, засчитываются в стаж педагогической работы.
Учитывая, что спорный период с 17.12.1997 г. по 06.12.2000 г. имел место до 18 марта 2014 года, то есть в период действия в Республике Крым законодательства Украины, с учетом указанных положений Федерального закона от 21 июля 2014 г. N 208-ФЗ и Федерального закона от 5 мая 2014 г. N 84-ФЗ, суд полагает, что в данном случае подлежат применению нормы материального права Украины.
В соответствии со ст. 181 Кодекса законов о труде Украины от 10.12.1971 № 322-VIII, в редакции действовавшей в спорный период, отпуск по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста и отпуск без сохранения заработной платы (части третья и шестая статьи 179 настоящего Кодекса) предоставляются по заявлению женщины или лиц, указанных в части седьмой статьи 179 настоящего Кодекса, полностью или частично в пределах установленного периода и оформляются приказом (распоряжением) собственника или уполномоченного им органа. Отпуск по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста и отпуск без сохранения заработной платы (части третья и шестая статьи 179 настоящего Кодекса) засчитываются как в общий, так и в непрерывный стаж работы и в стаж работы по специальности.
Таким образом, суд полагает необходимым включить в льготный педагогический стаж период нахождения Петросенко Л. Е. в неоплачиваемом отпуске по уходу за ребенком с 17.12.1997 г. по 06.12.2000 г.
Относительно требований истца о включении в специальный педагогический стаж периодов пребывания в ежегодном отпуске с 01.06.2014 г. по 15.09.2014 г., а также с 26.05.2015 г. по 31.08.2015 г. суд отмечает следующее.
Ответчик, исключая указанные периоды в 2014 и 2015 г., исходил из того, что начиная с 1 сентября 2000 г. работа в должностях и учреждениях, засчитывается в специальный стаж при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), однако в период нахождения в ежегодных календарных отпусках Петросенко Л. Е. не выполняла норму рабочего времени (педагогической нагрузки), что подтверждается справкой (л.д.20-22).
Пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, определено, что периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 г. работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 г. - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев, определенных этими правилами.
Порядок включения в специальный стаж периодов отпусков указанными Правилами прямо не урегулирован.
Согласно п. 2 указанных Правил при исчислении стажа работы в части, не урегулированной Правилами, применяются Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516.
В соответствии с п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено этими правилами и иными нормативными правовыми актами.
Согласно ст. 334 Трудового кодекса РФ педагогическим работникам предоставляется ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2002 г. N 724 "О продолжительности ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска, предоставляемого педагогическим работникам", утратившим силу согласно Постановлению Правительства РФ от 14.05.2015 N 466 (ред. от 07.04.2017) "О ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусках", установлена продолжительность ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусков работникам, замещающим должности педагогических работников, а также руководителей образовательных организаций, заместителей руководителей образовательных организаций, руководителей структурных подразделений этих организаций и их заместителей, согласно приложению, в пункте 1 раздела ІІІ которого продолжительность отпуска педагогических работников, должности которых указаны в разделе I номенклатуры должностей, составляет 56 дней.
В соответствии со ст. 116 Трудового кодекса РФ ежегодные отпуска предоставляются работникам с сохранением места работы (должности) и среднего заработка.
Нахождение истца в спорные периоды в отпусках подтверждено соответствующими приказами (л.д.23-26,57), в связи с чем суд полагает необходимым включить указанные периоды в специальный педагогический стаж.
С учетом установленных судом обстоятельств, Решение Государственного учреждения – Управления ПФР в Ленинском районе РК № 354736/17 от 19.07.2017 г. об отказе в установлении пенсии Петросенко Ларисе Евгеньевне в части не включения в специальный педагогический стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии Петросенко Ларисе Евгеньевне периода работы в Кировской средней школе Ленинского района с 01.02.1986 г. по 01.09.1993 г.; период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до шестилетнего возраста с 17.12.1997 г. по 06.12.2000 г.; периоды нахождения в оплачиваемом очередном календарном отпуске с 01.06.2014 г. по 15.09.2014 г., а также с 26.05.2015 г. по 31.08.2015 г., подлежит признанию неправомерным.
Петросенко Л. Е. обратилась в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, с заявлением о назначении пенсии по старости 07 июня 2017 года, однако ей было необоснованно отказано, поэтому суд полагает необходимым обязать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, назначить истцу пенсию по старости со дня обращения с заявлением в такой орган.
На основании изложенного, суд считает доказанными в судебном заседании обстоятельства, которыми истец обосновал исковые требования и полагает возможным удовлетворить иск полностью.
Истец на взыскании с ответчика расходов по оплате государственной пошлины, уплаченных при подаче искового заявления в суд, не настаивает.
Руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Петросенко Ларисы Евгеньевны удовлетворить.
Признать незаконным Решение Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе Республики Крым № 354736/17 от 19.07.2017 г. об отказе в установлении пенсии Петросенко Ларисе Евгеньевне в части не включения в специальный педагогический стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии Петросенко Ларисе Евгеньевне, периода работы в Кировской средней школе Ленинского района с 01.02.1986 г. по 01.09.1993 г.; период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до шестилетнего возраста с 17.12.1997 г. по 06.12.2000 г.; периоды нахождения в оплачиваемом очередном календарном отпуске с 01.06.2014 г. по 15.09.2014 г., а также с 26.05.2015 г. по 31.08.2015 г.
Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе Республики Крым включить в специальный педагогический стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии Петросенко Ларисе Евгеньевне период работы в Кировской средней школе Ленинского района с 01.02.1986 г. по 01.09.1993 г.; период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до шестилетнего возраста с 17.12.1997 г. по 06.12.2000 г.; периоды нахождения в оплачиваемом очередном календарном отпуске с 01.06.2014 г. по 15.09.2014 г., а также с 26.05.2015 г. по 31.08.2015 г.
Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе Республики Крым назначить Петросенко Ларисе Евгеньевне пенсию по старости, начиная с 07.06.2017 г.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Крым через Ленинский районный суд в течение месяца с момента вынесения решения в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 8 ноября 2017 г.
Судья Цветков А.Я.