44OS0000-01-2021-000022-8
Дело № 3а-125/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
13 апреля 2021 года, город Кострома
Костромской областной суд в составе
председательствующего Колесова Р.Н.,
при секретаре Полищук Е.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к администрации Костромской области, Управлению Росреестра по Костромской области, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Костромской области об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости,
у с т а н о в и л:
ФИО1 обратилась в суд с указанным административным иском к администрации Костромской области, Управлению Росреестра по Костромской области по тем основаниям, что ей на праве собственности принадлежат следующие объекты недвижимости:
- объект капитального строительства с кадастровым номером №, наименование: нежилое помещение №1 (комн. 9-13 в подвале), назначение: нежилое помещение, площадью 87,7 кв.м, расположенный по адресу: <адрес> кадастровая стоимость которого по состоянию на 01 марта 2016 года утверждена в размере 4 172 651,99 руб.;
- объект капитального строительства с кадастровым номером №, наименование: нежилое помещение №1 (к.1,2,15,16,19,21,22 в подвале; к.18-20,28-29 на 1 этаже; к.1-25 на 2 этаже; к.1,2,4-16,18-24 на 3 этаже), назначение: нежилое помещение, площадью 736,6 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровая стоимость которого по состоянию на 01 марта 2016 года утверждена в размере 35 046 470,42 руб.
Однако рыночная стоимость объектов по состоянию на 01 марта 2016 года в соответствии с отчетами № 10529 и № 10530 от 25 декабря 2020 года, выполненными оценщиком <данные изъяты> ФИО3, составляет 1 457 000 руб. и 16 937 000 руб. соответственно.
Таким образом, кадастровая стоимость значительно превышает рыночную стоимость объектов недвижимости, что нарушает права административного истца, как плательщика налога на имущество физических лиц, который рассчитывается исходя из кадастровой стоимости объектов.
Просит установить кадастровую стоимость указанных выше объектов недвижимости равной их рыночной стоимости.
Судом к участию в деле в качестве административного ответчика привлечено ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Костромской области, в качестве заинтересованных лиц – Администрация города Костромы, <данные изъяты>
Административный истец ФИО1 в судебное заседание не явилась, будучи надлежащими образом извещена о времени и месте рассмотрения дела.
До судебного заседания от представителя административного истца поступили дополнения от 15 марта 2021 года к отчетам № 10529 и № 10530, согласно которым рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером № составила 1 568 000 рублей, объекта недвижимости с кадастровым номером № – 18 229 000 рублей, а также административное исковое заявление с требованиями, уточненными в соответствии с представленными дополнениями.
Представители административных ответчиков администрации Костромской области, Управления Росреестра по Костромской области, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Костромской области, представители заинтересованных лиц Администрации города Костромы, <данные изъяты> надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, возражений относительно административных исковых требований, связанных с расчетом рыночной стоимости, не представили.
Дело рассмотрено в отсутствие указанных лиц в соответствии с частью 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Как видно из материалов дела, ФИО1 и <данные изъяты> на праве общей долевой собственности (2/3 и 1/3 доли в праве соответственно) принадлежит объект капитального строительства с кадастровым номером №, наименование: нежилое помещение №1 (комн. 9-13 в подвале), назначение: нежилое помещение, площадью 87,7 кв.м, расположенный по адресу: <адрес> /том 2 л.д. 20-22/.
Также ФИО1 на праве собственности принадлежит объект капитального строительства с кадастровым номером №, наименование: нежилое помещение №1 (к.1,2,15,16,19,21,22 в подвале; к.18-20,28-29 на 1 этаже; к.1-25 на 2 этаже; к.1,2,4-16,18-24 на 3 этаже), назначение: нежилое помещение, площадью 736,6 кв.м, расположенный по адресу: <адрес> /том 2 л.д. 23-29/.
Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости кадастровая стоимость объектов капитального строительства утверждена по состоянию на 01 марта 2016 года в размере 4 172 651,99 руб. и 35 046 470,42 руб. соответственно /том 1 л.д. 8,9/.
В силу положений статей 400 и 401 Налогового кодекса Российской Федерации административный истец является плательщиком налога на имущество физических лиц.
В соответствии со статьёй 402 Налогового кодекса Российской Федерации и нормами Закона Костромской области от 29.10.2015 г. № 18-6-ЗКО «Об установлении единой даты начала применения на территории Костромской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» налоговая база в отношении объектов налогообложения по налогу на имущество физических лиц с 01 января 2016 года определяется исходя из их кадастровой стоимости.
Таким образом, результаты определения кадастровой стоимости указанных объектов недвижимости влияют на объём налоговых обязательств ФИО1, а, следовательно, затрагивают её права.
Согласно статье 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон «Об оценочной деятельности») результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия).
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в том числе, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Абзацем 5 статьи 24.20 Закона «Об оценочной деятельности» предусмотрено, что кадастровая стоимость объекта недвижимости применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, со дня начала применения кадастровой стоимости, изменяемой вследствие установления кадастровой стоимости в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Согласно частям 1, 3 статьи 11 Закона «Об оценочной деятельности» итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта оценки (далее - отчет).
Отчет не должен допускать неоднозначное толкование или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке указываются дата проведения оценки объекта оценки, используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки объекта оценки, а также иные сведения, необходимые для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта оценки, отраженных в отчете.
В подтверждение заявленных требований административный истец представил отчеты № 10529 и № 10530 от 25 декабря 2020 года, выполненные оценщиком <данные изъяты> ФИО3
В отчетах рыночная стоимость объектов недвижимости по состоянию на 01 марта 2016 года определена в размере 1 457 000 руб. и 16 937 000 руб. соответственно. Оценщик определил рыночную стоимость объектов с использованием сравнительного и доходного подходов, обоснованно отказавшись от применения затратного подхода.
При этом оценщиком при использовании сравнительного подхода проведен анализ рынка предложений, путем сопоставления характеристик объекта оценки и предлагавшихся к продаже объектов в качестве объектов-аналогов отобраны те из них, которые в наибольшей степени приближены по элементам сравнения к оцениваемым. Информация об объектах-аналогах проанализирована оценщиком и приведена в таблице. При наличии отличий по ценообразующим характеристикам введены соответствующие корректировки.
При использовании доходного подхода (метод капитализации) оценщиком в соответствии со сведениями об объектах-аналогах и корректировками по ряду ценообразующих факторов рассчитана средняя арендная ставка, исходя из которой в последующем рассчитан чистый операционный доход и стоимость объекта недвижимости.
В ходе рассмотрения дела оценщиком подготовлены дополнения к отчетам, в которых рыночная стоимость объектов недвижимости по итогам произведенных уточнений определена в размере 1 568 000 руб. и 18 229 000 руб. соответственно.
Отчеты подготовлены лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследований, имеющим необходимое образование и являющимся членом Ассоциации «Русское общество оценщиков». Содержащиеся в отчетах выводы в соответствии с требованиями статьи 11 Федерального закона «Об оценочной деятельности» не допускают неоднозначного толкования, содержат сведения, необходимые для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки.
Частью 1 статьи 12 Закона «Об оценочной деятельности» предусмотрено, что итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным федеральным законом, признается достоверной, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Учитывая, что каких-либо доказательств, которые опровергали бы заявленную рыночную стоимость, свидетельствовали бы о рыночной стоимости в ином размере, в материалы дела не представлено; административными ответчиками и заинтересованными лицами результаты оценки, содержащиеся в отчетах, под сомнение не ставились и не оспаривались, ходатайств о назначении судебной экспертизы с целью установления иной рыночной стоимости объекта недвижимости не заявлено, суд приходит к выводу о законности и обоснованности заявленных требований.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления. Датой подачи заявления физическим лицом считается дата обращения в суд или комиссию, если имело место обращение этого лица в комиссию.
Поскольку в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Костромской области с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости объектов недвижимости административный истец не обращался, датой подачи заявления следует считать дату его обращения в суд с настоящим административным иском, то есть 29 января 2021 года.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
установить кадастровую стоимость объекта капитального строительства с кадастровым номером №, наименование: нежилое помещение №1 (комн. 9-13 в подвале), назначение: нежилое помещение, площадью 87,7 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 марта 2016 года в размере 1 568 000 (Один миллион пятьсот шестьдесят восемь тысяч) рублей.
Установить кадастровую стоимость объекта капитального строительства с кадастровым номером №, наименование: нежилое помещение №1 (к.1,2,15,16,19,21,22 в подвале; к.18-20,28-29 на 1 этаже; к.1-25 на 2 этаже; к.1,2,4-16,18-24 на 3 этаже), назначение: нежилое помещение, площадью 736,6 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 марта 2016 года в размере 18 229 000 (Восемнадцать миллионов двести двадцать девять тысяч) рублей.
Датой подачи заявления считать 29 января 2021 года.
На настоящее решение в течение одного месяца со дня его вынесения в окончательной форме может быть подана апелляционная жалоба в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Костромской областной суд.
Председательствующий Р.Н. Колесов
Полный текст решения изготовлен 16 апреля 2021 года.