РЕШЕНИЕ по делу № 2-327/2024
Именем Российской Федерации
19 июля 2024 года г.Грязовец
Грязовецкий районный суд Вологодской области в составе судьи Поляковой Е.С., при ведении протокола судебного заседания секретарем Корневой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Грязовецкого района, действующего в защиту неопределенного круга лиц, к муниципальному унитарному предприятию Грязовецкого муниципального округа «Грязовецкая Электротеплосеть», администрации Грязовецкого муниципального округа о возложении обязанности,
установил:
Прокурор Грязовецкого района Вологодской области, действуя в защиту неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации Грязовецкого муниципального округа о возложении обязанности. В обоснование иска указано, что прокуратурой района проведена проверка состояния тепловых сетей, расположенных на территории г. Грязовец. По результатам проверки установлено, что износ тепловых сетей г. Грязовец протяженностью 27073,3 метра составляет 83%, из них 189 метров 100 %. При этом на тепловых сетях котельной № 5, участки № 1, 2, 65, 67, 67.1, 107, 108, 110, 119, 121, 122, 124, 127.1 и котельной № 8 участки № 1, 2, 80, 81, 83, 84, 84.1, 86, 86.1 в период отопительных сезонов 2022-2024 годов имелись факты утечки теплоносителя (аварии), при устранении данных аварий были обнаружены утонения стенок труб ниже предельного уровня. Кроме того, проверкой установлено, что на основании договора об использовании муниципального имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения за муниципальным предприятием от 1 февраля 1998 года, а также постановления администрации Грязовецкого муниципального района от 27 декабря 2005 года № 1322 «О передаче муниципального имущества в хозяйственное ведение предприятия» и договора объектов ЖКХ от 20 сентября 2005 года, вышеуказанные участки тепловых сетей переданы МУП «Грязовецкая электротеплосеть» на праве хозяйственного ведения. В связи с тем, что дальнейшая эксплуатация участков тепловых сетей без ремонта или замены может привести к аварийной (чрезвычайной) ситуации в период отопительного сезона, просит обязать администрацию Грязовецкого муниципального округа Вологодской области провести замену участков тепловых сетей, расположенных в г. Грязовец:
- теплотрасса котельной № 5 участки № 122, 124, 127.1 протяженностью 0,286 км;
- теплотрасса котельной № 5 участки № 110, 119, 121 протяженностью 0,250 км;
- теплотрасса котельной № 5 участки № 1, 2, 65, 67, 67.1, 107, 108 протяженностью 0,240 км;
- теплотрасса котельной № 8 участки № 1, 2, 80, 81, 83, 84, 84.1, 86, 86.1 протяженностью 0,080 км;
В судебном заседании прокурор Грязовецкого района Поздеев А.А. на удовлетворении иска настаивал. Исковые требования уточнил, просил возложить на администрацию Грязовецкого муниципального округа Вологодской области и МУП «Грязовецкая Электротеплосеть» провести замену участков тепловых сетей котельной № 5 и № 8, расположенных в г. Грязовец в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу.
Представитель ответчика администрации Грязовецкого муниципального округа в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. В судебном заседании 28 мая 2024 года представитель Сарибекян О.В., действующая на основании доверенности, указала, что право хозяйственного ведения на тепловые сети зарегистрировано за МУП «Грязовецкая Электротеплосеть», в связи с чем бремя содержания указанного имущества лежит на муниципальном унитарном предприятии, считали администрацию ненадлежащим ответчиком по делу, просили в удовлетворении иска к администрации Грязовецкого муниципального округа отказать.
Определением суда от 28 мая 2024 года, в качестве соответчика привлечено МУП «Грязовецкая Электротеплосеть».
Представитель ответчика МУП «ЭТС» Поверганов О.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании пояснил, что с исковыми требованиями, с учетом уточнения срока возложения обязанности, согласен.
Определением суда от 3 июля 2024 года, занесенным в протокол судебного заседания, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечен временный управляющий МУП «Грязовецкая Электротеплосеть» Мясников Е.В.
Временный управляющий МУП «Грязовецкая Электротеплосеть» Мясников Е.В. в судебное заседание не явился, представил отзыв на исковое заявление, в котором указал, что исковые требования подлежат удовлетворению. Администрация Грязовецкого муниципального округа, как собственник тепловых сетей, обязана поддерживать сети в надлежащем для их эксплуатации состоянии.
Суд, исследовав материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, приходит к следующему.
Согласно статье 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и пункту 3 статьи 1 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с положениями ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ «О теплоснабжении» надежность теплоснабжения определяется таким состоянием системы теплоснабжения, при котором обеспечиваются качество и безопасность теплоснабжения. В свою очередь, безопасность теплоснабжения обеспечивается соблюдением определенных норм и требований, установленных принимаемыми во исполнение Федерального закона и в соответствии с ним нормативными актами.
По правилам ч. 5 ст. 20 Федерального закона N 190-ФЗ «О теплоснабжении» проверка готовности к отопительному периоду теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций осуществляется в целях определения соответствия источников тепловой энергии и тепловых сетей требованиям, установленным правилами оценки готовности к отопительному периоду, наличия соглашения об управлении системой теплоснабжения, готовности указанных организаций к выполнению графика тепловых нагрузок, поддержанию температурного графика, утвержденного схемой теплоснабжения, соблюдению критериев надежности теплоснабжения, установленных техническими регламентами, а источников тепловой энергии также в целях подтверждения наличия нормативных запасов топлива. Теплоснабжающие организации и теплосетевые организации, кроме того, обязаны: обеспечить безаварийную работу объектов теплоснабжения; обеспечить надежное теплоснабжение потребителей.
В силу подп. "г" п. 2 ст. 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее - Федеральный закон N 68-ФЗ) органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся в режимах повседневной деятельности и повышенной готовности (абз. 1 ст. 7абз. 1 ст. 7 Федерального закона N 68-ФЗ).
В соответствии со ст. 23 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ «О теплоснабжении» развитие систем теплоснабжения поселений, муниципальных округов, городских округов осуществляется в целях удовлетворения спроса на тепловую энергию, теплоноситель и обеспечения надежного теплоснабжения наиболее экономичным способом при минимальном вредном воздействии на окружающую среду, экономического стимулирования развития и внедрения энергосберегающих технологий.
Развитие системы теплоснабжения поселения, муниципального округа или городского округа осуществляется на основании схемы теплоснабжения, которая должна соответствовать документам территориального планирования поселения, муниципального округа или городского округа, в том числе схеме планируемого размещения объектов теплоснабжения в границах поселения, муниципального округа или городского округа.
Как указано в ст. 23.2 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ «О теплоснабжении», под требованиями безопасности в сфере теплоснабжения понимаются условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в настоящем Федеральном законе, технических регламентах и принимаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти правилах технической эксплуатации объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок.
Правила технической эксплуатации объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок устанавливают обязательные требования безопасной эксплуатации объектов теплоснабжения, теплопотребляющих установок и входящих в их состав зданий, помещений, сооружений и оборудования.
Теплоснабжающие организации, теплосетевые организации при осуществлении теплоснабжения и потребители тепловой энергии при потреблении тепловой энергии обязаны соблюдать требования безопасности в сфере теплоснабжения.
Согласно п. 6.2.1, 6.2.2, 6.2.25, 6.2.37 Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго России от 24.03.2003 N 115 «Об утверждении Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок», распространяются на организации независимо от форм собственности и организационно-правовых форм, индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих действующие тепловые энергоустановки.
При эксплуатации систем тепловых сетей должна быть обеспечена надежность теплоснабжения потребителей, подача теплоносителя (воды и пара) с расходом и параметрами в соответствии с температурным графиком и перепадом давления на вводе.
Организация, эксплуатирующая тепловые сети, осуществляет контроль за соблюдением потребителем заданных режимов теплопотребления.
В соответствии с п. 2.1 приказа Госстроя РФ от 13.12.2000 N 285 «Об утверждении Типовой инструкции по технической эксплуатации тепловых сетей систем коммунального теплоснабжения» в основные обязанности организации, эксплуатирующей тепловые сети, входит содержание тепловых сетей, тепловых пунктов и других сооружений в работоспособном, технически исправном состоянии;
Согласно п. 2.32 приказа Госстроя РФ от 13.12.2000 N 285 в системе технического обслуживания и ремонта должны быть предусмотрены: подготовка технического обслуживания и ремонтов, оценка технического состояния тепловых сетей и составление дефектных ведомостей, проведение технического обслуживания и ремонта.
В силу п. 6.2.25 Правил технической эксплуатации тепловых переустановок, утвержденных приказом Минэнерго РФ от 24.03.2003 N 115, при текущей эксплуатации тепловых сетей необходимо: поддерживать в исправном состоянии все оборудование, строительные и другие конструкции тепловых сетей, проводя своевременно их осмотр и ремонт; наблюдать за работой компенсаторов, опор, арматуры, дренажей, воздушников, контрольно-измерительных приборов и других элементов оборудования, своевременно устраняя выявленные дефекты и неплотности; выявлять и восстанавливать разрушенную тепловую изоляцию и антикоррозионное покрытие; удалять скапливающуюся в каналах и камерах воду и предотвращать попадание туда грунтовых и верховых вод; отключать неработающие участки сети; своевременно удалять воздух из теплопроводов через воздушники, не допускать присоса воздуха в тепловые сети, поддерживая постоянно необходимое избыточное давление во всех точках сети и системах теплопотребления; поддерживать чистоту в камерах и проходных каналах, не допускать пребывания в них посторонних лиц; принимать меры к предупреждению, локализации и ликвидации аварий и инцидентов в работе тепловой сети; осуществлять контроль за коррозией.
Участки с утонением стенки трубопровода на 20% и более подлежат замене (п. 6.2.37 указанных Правил).
Как следует из материалов дела, на праве собственности Грязовецкому муниципальному району (округу) Вологодской области, согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости принадлежат тепловые сети котельной № 5 и тепловые сети котельной № 8. Право хозяйственного ведения на данные тепловые сети зарегистрировано за МУП «Грязовецкая Электротеплосеть».
Согласно договору об использовании муниципального имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения от 1 января 1998 года № 22, муниципальному предприятию МУП «Электротеплосеть» переданы на праве хозяйственного ведения, в том числе теплотрасса котельной № 5 участки № 1, 2, 65, 67, 67.1, 107, 108, 110, 119, 121, 122, 124, 127.1 и теплотрасса котельной № 8 участки № 1, 2, 80, 81, 83, 84, 84.1, 86, 86.1.
Указанным договором предусмотрены следующие права и обязанности сторон, предприятие обязуется: обеспечить сохранность имущества, закрепленного за ним на праве хозяйственного ведения и его возобновление; не допускать ухудшения технического состояния имущества, закрепленного за предприятием на праве хозяйственного ведения, за исключением случаев, связанных с нормальным износом этого имущества в процессе эксплуатации; своевременно проводить за счет средств предприятия текущий и капитальный ремонт имущества, принадлежащего предприятию.
На основании инвентарных карточек учета объекта основных средств, тепловые сети котельной № 5 протяженностью 6810 м седьмой амортизационной группы (свыше 15 лет до 20 лет включительно) приняты к бухгалтерскому учету 29 декабря 1997 года, тепловые сети котельной № 8 протяженностью 2249 м восьмой амортизационной группы (свыше 20 лет до 25 лет включительно) приняты к бухгалтерскому учету 29 октября 1979 года,
Согласно актов осмотра поврежденного трубопровода и элемента тепловой сети, проведенных специалистами МУП «Грязовецкая Электротеплосеть»:
от 7 декабря 2022 года котельной № 5 г. Грязовца участков № 110, 119, 121, введенных в эксплуатацию в 1986 году, износ составляет 88 %, подающий и обратный трубопровод разрушены частично, противокоррозионное покрытие отсутствует полностью, утонение стенки трубопровода на 20 % и более. Намеченные мероприятия – полная замена участков теплотрассы.
от 12 декабря 2022 года котельной № 5 г. Грязовца участков № 1, 2, 65, 67, 67.1, 107, 108, введенных в эксплуатацию в 1986 году, износ составляет 88 %, подающий и обратный трубопровод разрушены частично, противокоррозионное покрытие отсутствует частично, утонение стенки трубопровода на 20 % и более. Намеченные мероприятия – полная замена участков теплотрассы.
от 15 декабря 2022 года котельной № 5 г. Грязовца участков № 122, 124, 127.1, введенных в эксплуатацию в 1986 году, износ составляет 88 %, подающий и обратный трубопровод разрушены полностью, сплошная наружная коррозия на всем осмотренном участке, утонение стенки трубопровода на 20 % и более. Намеченные мероприятия – полная замена участков теплотрассы.
от 13 декабря 2022 года котельной № 8 г. Грязовца участков № 1, 2, 80, 81, 82, 83, 84, 84.1, 86, 86.1, введенных в эксплуатацию в 1977 году, износ составляет 87 %, подающий и обратный трубопровод разрушены полностью, локальная наружная коррозия на всем осмотренном участке, утонение стенки трубопровода на 20 % и более. Намеченные мероприятия – полная замена участков теплотрассы.
В соответствии с Уставом МУП «ЭТС», утвержденным главой Грязовецкого муниципального округа Вологодской области 20 апреля 2023 года, учредителем предприятия является Грязовецкий муниципальный округ в лице администрации Грязовецкого муниципального округа Вологодской области.
Целью деятельности МУП «ЭТС» является, в том числе выполнение работ, оказание услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства Грязовецкого муниципального округа. Основным предметом деятельности предприятия является, в числе прочего выполнение работ по содержанию, текущему обслуживанию и ремонту оборудования и сооружений, находящихся на балансе МУП «ЭТС», отпуску тепловой энергии (пункты 2.1, 2.2 Устава).
В силу пункта 2.3 Устава МУП «ЭТС» вправе самостоятельно без ущерба для основного предмета деятельности осуществлять следующие виды коммерческой деятельности: производство и продажа тепловой энергии, горячей воды, вырабатываемой паром и водогрейными котлами, используя в качестве топлива природный газ; передача тепловой энергии, ремонт тепловых сетей, ремонт и обслуживание внутридомовых сетей и т.д.
В соответствии с пунктом 4.6 Устава предприятия оно обязано обеспечивать выполнение требований Жилищного кодекса РФ, положений федеральных законов, иных нормативно правовых актов.
Согласно пункту 1.1 Устава предприятие является муниципальным унитарным предприятием, основанным на праве хозяйственного ведения, и его имущество является муниципальной собственностью Грязовецкого муниципального округа Вологодской области.
В силу статьи 294 ГК РФ государственное или муниципальное унитарное предприятия, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с настоящим Кодексом.
Собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, в соответствии с законом решает вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, назначает директора (руководителя) предприятия, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества. Собственник имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия. Предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника. Остальным имуществом, принадлежащим предприятию, оно распоряжается самостоятельно, за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами (статья 295 ГК РФ).
Постановлением администрации Грязовецкого муниципального округа Вологодской области от 24 мая 2024 года № 1390 из хозяйственного ведения МУП «Грязовецкая Электротеплосеть» изъяты, в том числе тепловые сети котельной № 8 г. Грязовца.
Как следует из пояснений представителя ответчика МУП «Грязовецкая Электротеплосеть» Поверганова О.В., данных им в судебном заседании, изъятие было осуществлено формально, для проведения администрацией Грязовецкого муниципального округа аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту участков тепловой сети. При этом тепловые сети котельной № 5 г. Грязовца не были изъяты у МУП «Грязовецкая Электротеплосеть» в связи с имеющимся арестом на данное имущество. До настоящего времени обслуживание теплосетей котельной № 5 и котельной № 8 осуществляет МУП «Грязовецкая Электротеплосеть».
Из материалов дела следует, что 16 июля 2024 года администрацией Грязовецкого муниципального округа поданы заявки на проведение открытого аукциона в электронной форме на выполнение работ по капитальному ремонту участков тепловой сети № 122, 124, 127.1 котельной № 5 в г. Грязовец; участков тепловой сети № 1, 2, 80, 81, 82, 83, 84, 84.1, 86 и 86.1 котельной № 8 в г. Грязовец; участков тепловой сети № 110, 119, 121 котельной № 5 в г. Грязовец; участков тепловой сети № 1, 2, 65, 67, 67.1, 107, 108 котельной № 5 в г. Грязовец.
На основании вышеизложенного, учитывая, что доказательств, свидетельствующих о том, что требуемый ремонт уже проведен, суд приходит к выводу о том, что требования прокурора Грязовецкого района к МУП «Грязовецкая Электротеплосеть» о возложении обязанности провести замену участков тепловых сетей, расположенных в г. Грязовец: теплотрасса котельной № 5 участки № 122, 124, 127.1 протяженностью 0,286 км; теплотрасса котельной № 5 участки № 110, 119, 121 протяженностью 0,250 км; теплотрасса котельной № 5 участки № 1, 2, 65, 67, 67.1, 107, 108 протяженностью 0,240 км; теплотрасса котельной № 8 участки № 1, 2, 80, 81, 83, 84, 84.1, 86, 86.1 протяженностью 0,080 км, являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Исходя из характера возложенных на ответчика обязанностей и комплекса мероприятий, которые необходимо провести, суд считает указанный прокурором срок обоснованным и разумным.
В удовлетворении иска к администрации Грязовецкого муниципального округа суд отказывает, поскольку администрация Грязовецкого муниципального округа, реализуя полномочия органа местного самоуправления, создала МУП, передав ему в хозяйственное ведение, в том числе тепловые сети, осуществляет контролирующие функции, направленные на понуждение организации к осуществлению возложенных на нее обязанностей.
В силу подпункта 9 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации прокуроры, обращающиеся с заявлениями в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, освобождены от уплаты государственной пошлины.
Основания для освобождения от уплаты государственной пошлины МУП «ЭТС» отсутствуют. При таких обстоятельствах государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика в размере, установленном подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса РФ.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования прокурора Грязовецкого района действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц, к муниципальному унитарному предприятию Грязовецкого муниципального округа Вологодской области «Грязовецкая Электротеплосеть» о возложении обязанности удовлетворить.
Обязать муниципальное унитарное предприятие Грязовецкого муниципального округа Вологодской области «Грязовецкая Электротеплосеть» в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу провести замену участков тепловых сетей, расположенных в г. Грязовец:
- теплотрасса котельной № 5 участки № 122, 124, 127.1 протяженностью 0,286 км;
- теплотрасса котельной № 5 участки № 110, 119, 121 протяженностью 0,250 км;
- теплотрасса котельной № 5 участки № 1, 2, 65, 67, 67.1, 107, 108 протяженностью 0,240 км;
- теплотрасса котельной № 8 участки № 1, 2, 80, 81, 83, 84, 84.1, 86, 86.1 протяженностью 0,080 км;
В удовлетворении исковых требований к администрации Грязовецкого муниципального округа Вологодской области отказать.
Взыскать с муниципального унитарного предприятия «Грязовецкая Электротеплосеть» государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 6000 (шесть тысяч) рублей.
Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Грязовецкий районный суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Судья Полякова Е.С.
Мотивированное решение составлено 25 июля 2024 года.
УИД 35RS0012-01-2024-000528-42Подлинный документ подшит в деле № 2-327/2024и находится в производстве Грязовецкого районного суда Вологодской области |