Дело №12- 286 /2023
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе на постановление
по делу об административном правонарушении
г. Челябинск 07 декабря 2023 года
Судья Советского районного суда г.Челябинска Хабарова Л.В.,
рассмотрев жалобу лица, привлекаемого к административной ответственности - Червякова ФИО5
на постановление №№ заместителя главного государственного инспектора Челябинской области по пожарному надзору от ДД.ММ.ГГГГ года, в отношении Червякова ФИО5, <данные изъяты>, технического директора Общество с ограниченной ответственностью «Институт независимых экспертиз»
по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 9 ст. 20.4 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением заместителя главного государственного инспектора Челябинской области по пожарному надзору № от ДД.ММ.ГГГГ года Червяков А.С. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.9 ст.20.4 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей, за нарушение им как экспертом, проводившим независимую оценку пожарного риска на объекте защиты Транспортно- логистический комплекс «Южноуральский» по адресу: <адрес> от экспертной организации ООО «Институт независимых экспертиз», пункта 3 Правил оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2020 № 1325, а именно, проведена независимая оценка пожарного риска на объекте защиты, на котором ранее оказаны другие услуги в области пожарной безопасности — разработаны и согласованы в установленном порядке СТУ.
Не согласный с указанным постановлением, Червяков А.С. в жалобе указал на истечение срока давности привлечения к административной ответственности, полагая, что вмененное правонарушение не является длящимся. Также указал на процессуальные нарушения, а именно, не разъяснение ему прав при составлении протокола.
Лицо, привлекаемое к административной ответственности – Червяков А.С. поддержал доводы жалобы.
Представитель государственного инспектора Челябинской области по пожарному надзору - Лукьянова Е.В. возражала против жалобы, указав, что правонарушение является длящимся. Срок привлечения к ответственности течет со дня обнаружения.
Исследовав материалы дела, выслушав лицо, привлекаемое к административной ответственности, представителя главного государственного инспектора Челябинской области по пожарному надзору, проверив доводы жалобы, судья приходит к выводу о прекращении производства по делу в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Согласно положениям п.1 ст.2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического лица, за которое КоАП РФ установлена административная ответственность.
Установлено, что на основании решения заместителя начальника УНДиПР Главного управления МЧС России по Челябинской области Васильева А.И. от ДД.ММ.ГГГГ № № в период с 29 мая 2023 г. по 08 июня 2023 в отношении ООО «Сухой порт Южноуральский» на объекте защиты Транспортно-логистический комплекс «Южноуральский», расположенном по адресу: <адрес> проведена внеплановая выездная проверка в связи с наличием у контрольного (надзорного) органа сведений об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям. В рамках проверки контролируемым лицом представлены Специальные технические условия, разработанные ООО «Институт независимых экспертиз», согласованные письмом ДНД МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ № № (далее - СТУ), что подтверждается Актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ г. № №.
В адрес Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Челябинской области поступило заключение о независимой оценке пожарного риска № № на объект защиты Транспортно-логистический комплекс «Южноуральский», склад № 1, по адресу: <адрес> проведенная экспертом Червяковым ФИО5 (квалификационное удостоверение № №, выданное Главным управлением МЧС России по Челябинской области ДД.ММ.ГГГГ), на основании договора № № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между юридическим лицом Обществом с ограниченной ответственностью «Институт независимых экспертиз», осуществляющим деятельность в области оценки пожарного риска, и Обществом с ограниченной ответственностью «Сухой порт Южноурапьский». Указанное заключение зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ с присвоением регистрационного номера № №.
Таким образом, в оспариваемом постановлении указано, что ДД.ММ.ГГГГ фактически выявлено (в порядке п.п. 1 ч.1 ст. 28.1 КоАП РФ) нарушение должностным лицом Червяковым А.С., выступившим экспертом, проводившим независимую оценку пожарного риска на объекте защиты Транспортно - логистический комплекс «Южноуральский» по адресу: <адрес> от экспертной организации ООО «Институт независимых экспертиз», п. 3 Правил оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2020 № 1325, а именно, проведена независимая оценка пожарного риска на объекте защиты, на котором ранее оказаны другие услуги в области пожарной безопасности - разработаны и согласованы в установленном порядке СТУ.
По мнению суда, доводы Червякова А.С. об истечении срока давности привлечения к административной ответственности заслуживают внимания.
В соответствии со статьей 144 Федерального закона от 22.07.2008 №123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» независимая оценка пожарного риска (аудит пожарной безопасности) является одной из форм оценки соответствия объектов защиты (продукции), организаций, осуществляющих подтверждение соответствия процессов проектирования, производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, требованиям пожарной безопасности, установленным техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», нормативными документами по пожарной безопасности.
Правила оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2020 № 1325 (далее - Правила).
Согласно п. 3 Правил, юридическое лицо, осуществляющее деятельность в области оценки пожарного риска, не может проводить независимую оценку пожарного риска в отношении объекта защиты (продукции) в случае, если в отношении объекта защиты (продукции) экспертной организацией выполнены другие работы и (или) оказаны услуги в области пожарной безопасности. В соответствии с п. 5, 8 Правил оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2020 № 1325, результаты проведения независимой оценки пожарного риска оформляются в виде заключения о независимой оценке пожарного риска (далее - заключение НОР) и в течение 5 рабочих дней направляются в орган исполнительной власти или подведомственное ему государственное учреждение, уполномоченные на осуществление федерального государственного пожарного надзора на объекте защиты (продукции), в отношении которого проводилась независимая оценка пожарного риска.
Административный регламент предоставления государственной услуги по приему копий заключения НОР утвержден Приказом МЧС России от 29 июля 2015 № 405 «Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий предоставления государственной услуги по приему копий заключений о независимой оценке пожарного риска» (далее -Административный регламент).
В соответствии с п. 36 Административного регламента при получении копии заключения НОР должностным лицом подразделения МЧС России, предоставляющего государственную услугу, ответственным за прием и учет поступивших копий заключений, в течение пяти рабочих дней проверяется его соответствие требованиям Правил.
Согласно п. 37 Административного регламента при установлении несоответствия копии заключения требованиям Правил подразделением МЧС России, предоставляющим государственную услугу, готовится за подписью руководителя подразделения МЧС России, предоставляющего государственную услугу (его заместителя), информационное письмо в адрес экспертной организации, представившей копию заключения, об имеющихся нарушениях требований Правил.
При предоставлении государственной услуги по приему копии заключения о независимой оценке пожарного риска от ДД.ММ.ГГГГ № №, выполненного экспертом по независимой оценке пожарного риска ООО «Институт независимых экспертиз» Червяковым А.С. на объект защиты Транспортно-логистический комплекс «Южноуральский», расположенный по адресу: <адрес> копия заключения зарегистрирована ДД.ММ.ГГГГ № №.
Частью 9 статьи 20.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение экспертом в области оценки пожарного риска соответствия объекта защиты требованиям пожарной опасности, установленным законодательными и иными правовыми актами РФ, при проведении независимой оценки пожарного риска, либо подписание им заведомо ложного заключения о независимой оценке пожарного риска (аудите пожарной опасности).
В соответствии со ст. 1 Федерального закона N 69-ФЗ от 21.12.1994 «О пожарной безопасности» независимая оценка пожарного риска (аудит пожарной опасности) - это оценка соответствия объекта защиты требованиям пожарной опасности и проверка соблюдения организациями и гражданами противопожарного режима, проводимые незаинтересованным в результатах оценки или проверки экспертом в области оценки пожарного риска.
Согласно ч. 1 ст. 144 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» оценка соответствия объектов защиты (продукции), организаций, осуществляющих подтверждение соответствия процессов проектирования, производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, требованиям пожарной безопасности, установленным техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», нормативными документами по пожарной безопасности, и условиям договоров проводится, в том числе, в форме независимой оценки пожарного риска (аудита пожарной безопасности). Таким образом, при проведении независимой оценки пожарного риска проверяется соответствие объекта защиты нормативным требованиям пожарной безопасности.
Постановлением Правительства РФ от 07 апреля 2009 г. N 304 утверждены Правила оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска ( Правила).
Пункт 5 Правил оценки предусматривает, что результаты проведения независимой оценки пожарного риска оформляются в виде заключения о независимой оценке пожарного риска, направляемого (вручаемого) собственнику.
Заключение подписывается должностными лицами экспертной организации, проводившими независимую оценку пожарного риска, утверждается руководителем экспертной организации и скрепляется печатью экспертной организации (пункт 7 Правил).
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ года в адрес Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Челябинской области поступило заключение о независимой оценке пожарного риска № на объект защиты Транспортно-логистический комплекс «Южноуральский». Указанное заключение зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ года с присвоением регистрационного номера № №.
Таким образом, течение срока привлечения к административной ответственности началось с даты регистрации заключения.
В соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 9 ст. 20.4 КоАП РФ, составляет один год.
В силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ истечение срока давности увлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
С учетом того, что на момент рассмотрения настоящей жалобы срок давности привлечения Червякова А.С. к административной ответственности, установленный частью 9 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел, истек, постановление №4 заместителя главного государственного инспектора Челябинской области по пожарному надзору от 22 сентября 2023 года подлежит отмене, а производство по данному делу в силу положений пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса подлежит прекращению в связи с истечением сроков давности увлечения к административной ответственности.
Руководствуясь ст. 30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об
(министративных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
Жалобу Червякова ФИО5 удовлетворить.
Постановление №№ заместителя главного государственного инспектора Челябинской области по пожарному надзора от ДД.ММ.ГГГГ года о признании Червякова ФИО5 виновным совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 9 статьи 20.4 КоАП РФ и назначении ему административного наказания в виде доинистративного штрафа в размере 15000 руб. отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд через ооновский районный суд в течение 10 суток со дня вручения или получения его лии.
Судья Хабарова Л.В.