Дело <номер скрыт>
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<адрес скрыт> 22 ноября 2023 года
Судья Чудовского районного суда <адрес скрыт> Шеремета Р.А., с участием помощника прокурора <адрес скрыт> Сафонова А.Ю., представителя соответчика – администрации Чудовского муниципального района <адрес скрыт> Задорожной О.С., представителя ответчика МКУ «<данные скрыты> <адрес скрыт>» <Ф.И.О. скрыты>5, при секретаре Вороновой Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по иску прокурора <адрес скрыт> к администрации Чудовского муниципального района <адрес скрыт> об обязании совершения определенных действий,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Чудовского района Новгородской области обратился в суд с иском к МКУ «<данные скрыты> <адрес скрыт>» об обязании совершения определенных действий – разработать проект организации дорожного движения автомобильной дороги местного значения <номер скрыт>-<данные скрыты> по <адрес скрыт> в <адрес скрыт>. Кроме этого прокурор <адрес скрыт> обратился в суд с исками к МКУ «<данные скрыты> <адрес скрыт>» об обязании совершения определенных действий – разработать проект организации дорожного движения: автомобильной дороги местного значения <номер скрыт>-<данные скрыты> по <адрес скрыт> в <адрес скрыт>; автомобильной дороги местного значения <номер скрыт>-<данные скрыты> по <адрес скрыт> в <адрес скрыт>; автомобильной дороги местного значения <номер скрыт><данные скрыты> в <адрес скрыт>; автомобильной дороги местного значения <номер скрыт>-<данные скрыты> по <адрес скрыт> в <адрес скрыт>; автомобильной дороги местного значения <номер скрыт>-ОП-МП-061 по <адрес скрыт> в <адрес скрыт>; автомобильной дороги местного значения <номер скрыт>-<данные скрыты> в <адрес скрыт>.
В поданных исках прокурором указывалось, что прокуратурой района в рамках исполнения ведомственных документов проведена проверка деятельности собственников автомобильных дорог, расположенных на территории Чудовского муниципального района <адрес скрыт>, на предмет исполнения требований федерального законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, в рамках которой выявлено бездействие ответчика в части выполнения возложенных на него обязанностей. Вопреки требованиям федерального законодательства проект организации дорожного движения указанных автомобильных дорог отсутствует. В результате бездействия ответчика, выразившегося в непринятии мер по разработке проекта организации дорожного движения, неопределенность при организации самого дорожного движения, созданы условия для нарушения прав и интересов неопределенного круга лиц на безопасность дорожного движения, как проживающих, так и находящихся на территории муниципального района, а также препятствия функционированию средств автоматической фиксации нарушений правил дорожного движения.
В ходе судебного разбирательства данного гражданского дела к участию в нем по ходатайству прокурора в качестве соответчика привлечена администрация Чудовского муниципального района <адрес скрыт>.
Определением Чудовского районного суда <адрес скрыт> от 15 ноября 2023 года гражданские дела под № №: 2-904, 2-906, 2-907, 2-908, 2-909, 2-910, 2-912 (2023) по искам прокурора <адрес скрыт> к МКУ «<данные скрыты> <адрес скрыт>» и администрации Чудовского муниципального района <адрес скрыт> об обязании совершения определенных действий объединены в одно производство с присвоением производству номера 2-904/2023.
В последующем прокурор <адрес скрыт> отказался от исковых требований к МКУ «<данные скрыты> <адрес скрыт>», производство по делу по иску прокурора к МКУ «<данные скрыты>» прекращено.
В судебном заседании 22 ноября 2023 года помощник прокурора <адрес скрыт> Сафонов А.Ю. заявленные требования к администрации Чудовского муниципального района <адрес скрыт> поддержал по указанным в нем основаниям.
Представитель ответчика администрации Чудовского муниципального района <адрес скрыт> Задорожная О.С. согласилась с обоснованностью заявленных исковых требований, подтвердив, что разработка указанного в иске проекта организации автомобильных дорог относится к компетенции администрации Чудовского муниципального района <адрес скрыт>, а также подтвердила, что в настоящее время указанный в исках прокурора проект автомобильных дорог не разработан. При этом просила предоставить срок для выполнения требований прокурора не менее 4-х месяцев.
Представитель ответчика МКУ «<данные скрыты> <адрес скрыт>» <Ф.И.О. скрыты>5 не возражал против удовлетворения иска к администрации Чудовского муниципального района, при этом указав, что в полномочия МКУ «<данные скрыты> <адрес скрыт>» разработка проекта организации дорожного движения не входит.
Выслушав участников процесса, проверив представленные документы, суд приходит к выводу, что уточненные исковые требования прокурора <адрес скрыт> подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 8 ст. 6 Федерального закона № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты» (далее - Федеральный закон № 257-ФЗ) к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
В соответствии с п. 6 ст. 3 Федерального закона № 257-ФЗ дорожная деятельность включает в себя и деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
В перечень прочих работ по содержанию дорог входит разработка проектов содержания автомобильных дорог, организации дорожного движения, схем дислокации дорожных знаков и разметки, экспертиза проектов сметных расчетов стоимости работ по содержанию (подп. 1 п. 9 Приказа Минтранса России от 16 ноября 2012 года <номер скрыт> «Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог»).
В соответствии со ст. 15 Федерального закона № 257-ФЗ осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
Таким образом, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения относится к вопросам местного значения поселения.
Федеральным законом «О безопасности дорожного движения» от 10 декабря 1995 года<номер скрыт>-ФЗ (далее - Федеральный закон № 196-ФЗ) определены правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона № 196-ФЗ обеспечение безопасности дорожного движения - деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий. Обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе посредством разработки и утверждения в установленном порядке законодательных, иных нормативных правовых актов по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения: технических регламентов, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов, осуществления деятельности по организации дорожного движения (ст. 5 Федерального закона № 196-ФЗ).
В силу ч. 1 ст. 21 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ мероприятия по организации дорожного движения, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест) в границах населенных пунктов, осуществляются в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, являющимися собственниками или иными владельцами автомобильных дорог.
В соответствии с ч. 2 ст. 21 Федерального закона № 196-ФЗ разработка и проведение указанных мероприятий осуществляются в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации на основе проектов, схем и иной документации, утверждаемых в установленном порядке.
Во исполнение Федерального закона № 196-ФЗ и в целях использования единого подхода по применению положений новых государственных стандартов в области безопасности дорожного движения Министерством внутренних дел РФ и Федеральным агентством был подготовлен Порядок разработки и утверждения проектов организации дорожного движения на автомобильных дорогах (Письмо МВД РФ от 2 августа 2006 года <номер скрыт>, Росавтодора от 7 августа 2006 года <номер скрыт> «О Порядке разработки и утверждения проектов организации дорожного движения на автомобильных дорогах»).
Согласно п. 2.1. указанного Порядка целью разработки проекта организации дорожного движения (далее - ПОДД) является оптимизация методов организации дорожного движения на автомобильной дороге или отдельных ее участках для повышения пропускной способности и безопасности движения транспортных средств и пешеходов.
В соответствии с п. 2.3. Порядка установлено, что проект организации дорожного движения должен соответствовать требованиям действующих нормативных документов и направлен на решение следующих задач, в том числе: введение необходимых режимов движения в соответствии с категорией дороги, ее конструктивными элементами, искусственными сооружениями и другими факторами, своевременное информирование участников движения о дорожных условиях, расположении населенных пунктов, маршрутах проезда транзитных автомобилей через крупные населенные пункты, обеспечение правильного использования водителями транспортных средств ширины проезжей части дороги и т.д.
Заказчиком проекта организации дорожного движения для муниципальных автомобильных дорог являются органы исполнительной власти, уполномоченные управлять этими дорогами (п. 1.4 Порядка).
В соответствии со ст. 43 Приказ Минтранса России от <дата скрыта> <номер скрыт> «Об утверждении Правил подготовки документации по организации дорожного движения» (далее - Приказ <номер скрыт>) следует, что ПОДД, разрабатываемые для автомобильных дорог местного значения либо их участков, для иных автомобильных дорог либо их участков, расположенных в границах муниципального образования, утверждаются органами местного самоуправления или организациями, уполномоченными органами местного самоуправления в области организации дорожного движения.
Согласно ст. 44 Приказа <номер скрыт> органы и организации, указанные в пунктах 41-43 Правил, либо организации, осуществляющие разработку ПОДД (далее - разработчик ПОДД), представляют ПОДД на согласование в органы и организации, указанные в частях 8 и 9 статьи 18 Закона об организации дорожного движения, а также органы и организации, установленные нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, в том числе в территориальные подразделения Госавтоинспекции (далее - органы и организации, рассматривающие ПОДД).
В суде установлено, что в настоящее время вопреки требованиям федерального законодательства проект организации дорожного движения автомобильной дороги местного значения <номер скрыт>-<данные скрыты> по <адрес скрыт> в <адрес скрыт>; автомобильной дороги местного значения <номер скрыт>-<данные скрыты> по <адрес скрыт> в <адрес скрыт>; автомобильной дороги местного значения <номер скрыт>-<данные скрыты> по <адрес скрыт> в <адрес скрыт>; автомобильной дороги местного значения <номер скрыт>-<данные скрыты> в <адрес скрыт>; автомобильной дороги местного значения <номер скрыт>-<данные скрыты> по <адрес скрыт> в <адрес скрыт>; автомобильной дороги местного значения <номер скрыт>-<данные скрыты> по <адрес скрыт> в <адрес скрыт>; автомобильной дороги местного значения <номер скрыт>-<данные скрыты> в <адрес скрыт>, отсутствует.
В свою очередь, разработка проекта организации дорожного движения автомобильных дорог местного знания, находящихся в пределах г. Чудово Новгородской области, находится в компетенции администрации Чудовского муниципального района <адрес скрыт>.
Таким образом, суд соглашается с доводами иска о том, что в результате бездействия администрации, выразившегося в непринятии мер по разработке проекта организации дорожного движения, неопределенность при организации самого дорожного движения, созданы условия для нарушения прав и интересов неопределенного круга лиц на безопасность дорожного движения, как проживающих, так и находящихся на территории муниципального района, а также препятствия функционированию средств автоматической фиксации нарушений правил дорожного движения.
При определении срока, в течение которого ответчику следует совершить указанные действия, суд считает возможным установить срок для разработки проекта организации дорожного движения указанных выше автомобильных дорог местного значения в г. Чудово Новгородской области - 4 месяца со дня вступления решения суда в законную силу, считая его разумным и достаточным для исполнения заявленных требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 56, 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░ ░░░░░> ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░ ░░░░░> ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░ ░░░░░> ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░:
-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ <░░░░░ ░░░░░>-<░░░░░░ ░░░░░░> ░░ <░░░░░ ░░░░░> ░ <░░░░░ ░░░░░>;
- ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ <░░░░░ ░░░░░>-<░░░░░░ ░░░░░░> ░░ <░░░░░ ░░░░░> ░ <░░░░░ ░░░░░>;
- ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ <░░░░░ ░░░░░>-<░░░░░░ ░░░░░░> ░░ <░░░░░ ░░░░░> ░ <░░░░░ ░░░░░>;
- ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ <░░░░░ ░░░░░>-<░░░░░░ ░░░░░░> ░░ ░░░. ░░░░░░░░ ░ <░░░░░ ░░░░░>;
- ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ <░░░░░ ░░░░░>-<░░░░░░ ░░░░░░> ░░ <░░░░░ ░░░░░> ░ <░░░░░ ░░░░░>;
- ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ <░░░░░ ░░░░░>-<░░░░░░ ░░░░░░> ░░ <░░░░░ ░░░░░> ░ <░░░░░ ░░░░░>;
- ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ <░░░░░ ░░░░░><░░░░░░ ░░░░░░> ░ <░░░░░ ░░░░░>.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░ ░░░░░>.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░