Решение по делу № 33-6248/2022 от 02.08.2022

дело № 2-1290/2022; 33-6248/2022

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

7 сентября 2022 года г. Оренбург

Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:

председательствующего судьи Морозовой Л.В..

судей областного суда Булгаковой М.В., Наливкиной Е.А.,

при секретаре Васякиной И.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ленинского района г. Оренбурга в интересах ФИО к Государственному автономному учреждению здравоохранения «Детская городская клиническая больница» г. Оренбурга, Министерству здравоохранения Оренбургской области о возложении обязанности обеспечения медицинскими изделиями и лекарственным препаратом

по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения Оренбургской области

на решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 11 мая 2022 года.

Заслушав доклад судьи Булгаковой М.В., объяснения прокурора Христич Т.В. и законного представителя истца Акимовой Л.М., возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

прокурор Ленинского района г. Оренбурга в интересах несовершеннолетнего ФИО в лице законного представителя Акимовой Л.М. обратился с названным иском к Государственному автономному учреждению здравоохранения «Детская городская клиническая больница» г. Оренбурга (далее – ГАУЗ «ДГКБ» г. Оренбурга), Министерству здравоохранения Оренбургской области (Минздрав Оренбургской области), указав, что несовершеннолетний ФИО с февраля 2019 года состоит на учете с диагнозом «***» со статусом «***» в ГАУЗ «ДГКБ» г. Оренбурга. По медицинским показаниям ему необходима система непрерывного мониторинга гликемии FreeStyle Libre, шприц-ручки, ланцеты к глюкометру и лекарственный препарат «ГлюкаГен 1мг. Гипокит», которые ФИО не предоставляются. Кроме того на бесплатное льготное обеспечение медицинскими изделиями, а именно тест-полосками, ГАУЗ «ДГКБ» г. Оренбурга выдает рецепты в недостаточном количестве.

С учетом уточнения исковых требований просил обязать Минздрав Оренбургской области обеспечить несовершеннолетнего ФИО за счет средств областного бюджета медицинскими изделиями до отмены применения по медицинским показаниям: сенсором системы непрерывного мониторинга гликемии FreeStyle Libre в количестве 6 штук на 3 месяца, инсулиновыми иглами (Micro-Fane 5 мм) в количестве 2190 штук в год, тест-полосками (One Touch Select Plus) 2190 в год, шприц-ручками (автоинъектором), совместимыми с инсулиновыми картриджами «Фиасп Флекс Тач», с минимальным набором дозы не менее 0,5 ед. в количестве 1 штука раз в 3 года, ланцетами на прокалыватель к глюкометру (One Touch Select Plus) в расчете 2190 штук в год, медицинским препаратом «ГлюкаГен 1мг. Гипокит» в количестве 1 упаковка в год до использования, либо до истечения срока годности; обязать «ДГКБ» г. Оренбурга обеспечить выписку на имя несовершеннолетнего ФИО рецептов на бесплатное получение изделий медицинского назначения до отмены применения по медицинским показаниям: сенсоров системы непрерывного мониторинга гликемии FreeStyle Libre в количестве 6 штук на 3 месяца, инсулиновых игл (Micro-Fane 5мм) в количестве 2190 штук в год, тест-полосок (One Touch Select Plus) 2190 в год, шприц-ручками (автоинъектором), совместимыми с инсулиновыми картриджами «Фиасп Флекс Тач», с минимальным набором дозы не менее 0,5 единиц в количестве 1 штука раз в 3 года, ланцетов на прокалыватель к глюкометру (One Touch Select Plus) в расчете 2190 штук в год, медицинского препарата «ГлюкаГен 1мг. Гипокит» в количестве 1 упаковка в год до использования, либо до истечения срока годности.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Оренбургской области, Министерство финансов Оренбургской области, ГАУЗ «Областная детская клиническая больница».

Решением Ленинского районного суда г. Оренбурга от 11 мая 2022 года исковые требования прокурора Ленинского района г. Оренбурга в интересах ФИО к ГАУЗ «ДГКБ» г. Оренбурга, Минздраву Оренбургской области о возложении обязанности обеспечения медицинскими изделиями и лекарственным препаратом удовлетворены частично. Суд возложил на Минздрав Оренбургской области обязанность обеспечивать несовершеннолетнего ФИО, *** года рождения, за счет средств областного бюджета: датчиками (сенсорами) системы непрерывного мониторинга глюкозы «FreeStyle Libre» в количестве 6 штук на три месяца до отмены медицинских показаний к применению системы непрерывного мониторинга глюкозы. Этим же решением суд возложил на ГАУЗ «ДГКБ» г. Оренбурга обязанность выписывать ФИО, *** года рождения, рецепты для бесплатного обеспечения датчиками (сенсорами) системы непрерывного мониторинга глюкозы «FreeStyle Libre» в количестве 6 штук на три месяца до отмены медицинских показаний к применению системы непрерывного мониторинга глюкозы. В удовлетворении остальной части требований отказал.

В апелляционной жалобе Минздрав Оренбургской области просит отменить обжалуемое решение, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции иные лица, участвующие в деле, не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Разрешая спор, суд первой инстанции, установив нуждаемость ФИО в непрерывном использовании системы НМГ, пришел к выводу о том, что датчики FreeStyle Libre относятся к числу изделий медицинского назначения, которые должны быть предоставлены ФИО бесплатно.

Судебная коллегия, проверяя законность обжалуемого решения по доводам апелляционной жалобы ответчика, не находит оснований для отмены обжалуемого решения.

Как следует из материалов дела, ФИО, *** года рождения, является ребенком - инвалидом, в протоколе врачебной комиссии от 18 февраля 2022 года отражен диагноз: ***.

Судом первой инстанции установлено и сторонами не оспаривалось, что в период с 19-го по 25 апреля 2022 года ФИО за счет бюджетных средств установлен датчик системы непрерывного мониторирования глюкозы «FreeStyle Libre».

В соответствии с выписным эпикризом из стационара ГАУЗ «ОДКБ» от 18 февраля 2022 года ФИО показано применение системы НМГ (флеш-мониторинга «FreeStyle Libre») в течение 3-х месяцев, для этого необходимо обеспечить пациента 6 датчиками (сенсорами) «FreeStyle Libre», далее необходим контроль эндокринолога КДЦ ОДКБ для решения вопроса о необходимости дальнейшего использования системы НМГ. (л.д. 106-107)

В соответствии с частью 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Статьей 29 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определены виды и способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 29).

Согласно статье 43 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях (часть 1). Перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации, исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших (часть 2).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 года № 715 «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих» в перечень социально значимых заболеваний включен, в том числе, сахарный диабет (коды заболеваний по международной классификации болезней (МКБ-10): E10 - E14).

В Перечне групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890, в группе «категории заболеваний» поименован диабет, при амбулаторном лечении которого все лекарственные средства, этиловый спирт (100 г в месяц), инсулиновые шприцы, шприцы типа «Новопен», «Пливапен» 1 и 2, иглы к ним, средства диагностики отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения в объеме не менее, чем это предусмотрено перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, сформированным в соответствии с Федеральным законом от 12 апреля 2010 года № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

Порядок назначения и выписывания медицинских изделий утвержден приказом Минздрава России от 20 декабря 2012 года № 1181н (далее - Порядок).

Согласно пункту 2 Порядка, назначение и выписывание медицинских изделий осуществляется: лечащим врачом медицинской организации; фельдшером, акушеркой в случае возложения на них полномочий лечащего врача в установленном порядке.

В силу части 15 статьи 37 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.

Приказом Минздрава России от 22 января 2021 года № 22н утвержден Стандарт медицинской помощи детям при сахарном диабете 1 типа (диагностика и лечение), которым в перечне медицинских изделий не предусмотрена система непрерывного мониторирования глюкозы, но в разделе 2 «Медицинские услуги для лечения заболевания, состояния и контроля за лечением» в подразделе 2.2. «Лабораторные методы исследования» имеется исследование уровня глюкозы в крови методом непрерывного мониторирования.

В целях обеспечения конституционных прав граждан Российской Федерации на бесплатное оказание медицинской помощи постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2021 года № 2505 утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов.

Данной Программой предусмотрено, что при оказании в рамках реализации Программы первичной медико-санитарной помощи в условиях дневного стационара и в неотложной форме, специализированной медицинской помощи, в том числе высокотехнологичной, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, паллиативной медицинской помощи в стационарных условиях, условиях дневного стационара и при посещениях на дому осуществляется обеспечение граждан лекарственными препаратами для медицинского применения и медицинскими изделиями, включенными в утвержденные Правительством Российской Федерации соответственно перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов и перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, а также медицинскими изделиями, предназначенными для поддержания функций органов и систем организма человека, для использования на дому при оказании паллиативной медицинской помощи в соответствии с перечнем, утвержденным Министерством здравоохранения Российской Федерации.

В Перечне медицинских изделий, имплантируемых в организм человека при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также перечня медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг, утверждённом распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2018 года № 3053-р, указаны тест-полоски для определения содержания глюкозы в крови.

Датчики системы непрерывного мониторинга глюкозы (НМГ) в данный Перечень не включены.

Постановлением Правительства Оренбургской области от 29 декабря 2021 года № 1314-пп утверждена Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам на территории Оренбургской области медицинской помощи на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов.

В Перечне лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также в соответствии с перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты отпускаются по рецептам врачей с 50-процентной скидкой (раздел Х названной Территориальной программы), для больных сахарным диабетом и для детей, больных сахарным диабетом, предусмотрено обеспечение такими медицинскими изделиями как средства введения (шприц-ручки, иглы к ним), тест-полоски для определения содержания глюкозы в крови, тест-полоски для определения содержания кетонов в моче.

Датчики системы НМГ указанным Перечнем не предусмотрены.

Вместе с тем разделом V финансового обеспечения Территориальной программы предусмотрено, что за счет средств бюджетных ассигнований областного бюджета осуществляется финансовое обеспечение первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в части расходов, не включенных в структуру тарифов на оплату медицинской помощи, предусмотренную в территориальных программах обязательного медицинского страхования; высокотехнологичной медицинской помощи, оказываемой в медицинских организациях, подведомственных министерству здравоохранения Оренбургской области, в соответствии с разделом II перечня видов высокотехнологичной медицинской помощи, в котором предусмотрено терапевтическое лечение сахарного диабета у детей с использованием систем непрерывного введения инсулина с гибридной обратной связью (сахарный диабет 1 типа в детском возрасте, сопровождающийся высокой вариабельностью гликемии в виде подтвержденных эпизодов частой легкой или тяжелой гипогликемии).

Из приведенных нормативных положений федерального законодательства и регионального законодательства Оренбургской области в их системной взаимосвязи следует, что одним из принципов охраны здоровья граждан в Российской Федерации является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение реализации этих прав государственными гарантиями. К числу таких гарантий относятся обеспечение за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации (в данном случае за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации – Оренбургской области) медицинскими изделиями граждан, страдающих социально значимыми заболеваниями.

Установленные по делу обстоятельства свидетельствуют о том, что ФИО является ребенком-инвалидом, страдает социально значимым заболеванием и по медицинским показаниям нуждается в непрерывном в течение 3 месяцев мониторивании глюкозы системой флеш-мониторинга «FreeStyle Libre», для чего необходимо непрерывное обеспечение 6 датчиками (то есть по 2 датчика в месяц), которыми в заявленном количестве больной не обеспечен.

Отсутствие в Стандарте медицинской помощи детям при сахарном диабете 1 типа (диагностика и лечение), а также в утвержденном Правительством РФ Перечне медицинских изделий, имплантируемых в организм человека при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, медицинских изделий, необходимых для контроля за состоянием и лечения, не может являться основанием для снижения уровня названных государственных гарантий.

При таких обстоятельствах судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции об обеспечении ребенка-инвалида ФИО медицинскими изделиями - датчиками системы «FreeStyle Libre», нуждаемость в которых и их количество определены заключением врачебной комиссии.

Доводы апелляционной жалобы о невозможности обеспечения ФИО медицинскими изделиями, не входящими в Перечень, утверждённый распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2018 года № 3053-р, судебной коллегией отклоняются, поскольку отсутствие в вышеприведенном Перечне отдельных видов медицинских изделий, назначенных ФИО решением врачебной комиссии, не является основанием для лишения ребенка-инвалида права на гарантированную ему законом бесплатную медицинскую помощь путем обеспечения необходимыми медицинскими изделиями.

Вопреки доводам апелляционной жалобы ответчика, возможность применения сенсоров системы непрерывного мониторинга глюкозы за пределами стационара или дневного стационара не является основанием для отказа в обеспечении ФИО медицинскими изделиями, назначенными ему врачебной комиссией.

Поскольку ребенок-инвалид ФИО с учетом высокой вариабельности гликемии и частых эпизодов легкой гипогликемии нуждается в непрерывном мониторинге глюкозы, который невозможен без датчика (сенсора) для измерения уровня глюкозы, не предоставляемого ему бесплатно в настоящее время в назначенном объеме, иные доводы апелляционной жалобы Минздрава Оренбургской области не влекут отмену решения суда в части удовлетворения исковых требований об обеспечении ФИО за счёт средств областного бюджета датчиками (сенсорами) системы непрерывного мониторирования глюкозы.

Решение суда в части отказа в удовлетворении исковых требований об обеспечении ФИО лекарственным препаратом «ГлюкаГен», инсулиновыми иглами, тест-полосками, шприц-ручками, ланцетами на прокалыватель к глюкометру не обжалуется, в связи с чем его законность судом апелляционной инстанции не проверяется.

Руководствуясь статьями 328, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 11 мая 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Оренбургской области – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 15.09.2022

33-6248/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Прокурор Ленинского района г. Оренбурга
Информация скрыта
Акимова Любовь Михайловна законный представитель
Ответчики
Министерство здравохранения Оренбургской области
ГАУЗ Детская городская клиническая больница г. Оренбурга
Другие
Государственное автономное учреждение здравоохранения Областная детская клиническая больница
Министерство Финансов Оренбургской области
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Оренбургской области
Суд
Оренбургский областной суд
Судья
Булгакова Марина Владимировна
Дело на сайте суда
oblsud.orb.sudrf.ru
02.08.2022Передача дела судье
07.09.2022Судебное заседание
19.09.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.09.2022Передано в экспедицию
07.09.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее