РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 сентября 2023 года г. Братск
Братский районный суд Иркутской области в составе:
председательствующего судьи Старниковой Ю.Ю.,
при секретаре Бурда Н.Н.,
с участием представителя истца - старшего помощника прокурора Братского района Иркутской области Петакчян А.Г., действующей на основании прав по должности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-776/2023 по исковому заявлению прокурора Братского района Иркутской области в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к Никифорову Алексею Владимировичу, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Служба по охране и использованию объектов животного мира Иркутской области, о возмещении ущерба (вреда), причиненного объектам животного мира (охотничьим ресурсам) и среде их обитания в результате незаконной рубки лесных насаждений,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Братского района обратился в суд в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц с иском к Никифорову А.В., третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Служба по охране и использованию объектов животного мира Иркутской области, о возмещении ущерба (вреда), причиненного объектам животного мира (охотничьим ресурсам) и среде их обитания в результате незаконной рубки лесных насаждений.
В обоснование исковых требований указано, что в рамках осуществления прокурорского надзора за исполнением законодательства об охране окружающей среды и объектов животного мира проанализирована судебная практика о привлечении к уголовной ответственности граждан, совершивших в 2022 году на территории района незаконные рубки лесных насаждений.
Так, вступившим в законную силу постановлением Братского районного суда Иркутской области от 01.08.2022 Никифоров А.В. был освобожден от уголовной ответственности за совершение преступления, предусмотренного п. «г» ч. 2 ст. 260 УК РФ, на основании 75 УК РФ, в связи с деятельным раскаянием.
Данным постановлением установлено, что Никифоров А.В. в первых числах марта 2022 года, находясь в выделе 1 квартала 44 Технического участка 6 Тангуйского участкового лесничества, незаконно спилил сырорастущие деревья породы сосна в количестве 10 штук объемом 15,620 м3, причинив тем самым ущерб лесному фонду Российской Федерации.
Исполнительным органом государственной власти Иркутской области, осуществляющим функции по управлению в сфере охраны и использования объектов животного мира, в том числе в сфере охоты, сохранения охотничьих ресурсов и среды их обитания в Иркутской области, осуществляющим полномочия Российской Федерации в области охраны и использования животного мира, в том числе в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, является Служба по охране и использованию объектов животного мира Иркутской области (п. 1 Положения о Службе по охране и использованию объектов животного мира Иркутской области, утвержденного Постановлением Правительства Иркутской области № 908-пп от 30.11.2021).
В соответствии с пп. 5 п. 9 данного Положения к полномочиям Службы по охране и использованию объектов животного мира Иркутской области относится осуществление расчета размера ущерба (вреда), нанесенного (причиненного) объектам животного мира и среде их обитания, за исключением ущерба (вреда), нанесенного (причиненного) объектам животного мира и среде их обитания на особо охраняемых природных территориях федерального значения.
По требованию прокуратуры Братского района Службой выполнен расчет ущерба (вреда), причиненного объектам животного мира (охотничьим ресурсам) и среде их обитания Никифоровым А.В. в результате незаконной рубки лесных насаждений, совершенной в первых числах марта 2022 года на лесном участке, расположенном в выделе 1 квартала 44 Технического участка 6 Тангуйского участкового лесничества.
Числовые и видовые показатели плотности населения объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, на территории охотничьих угодий Братского района, используемые в Расчете, применены на основании отчета министерства лесного комплекса Иркутской области по проведению зимнего маршрутного учета численности охотничьих животных в Братском районе Иркутской области в 2022 году. Данные, отраженные в отчете, являются официальной информацией о видовом составе и плотности объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, на территории охотничьих угодий Братского района Иркутской области.
При выполнении расчета применены средние показатели плотности населения охотничьих ресурсов, отнесенных к объектам охоты по Братскому району Иркутской области за 2022 год.
При рубках леса среда обитания охотничьих ресурсов со временем восстанавливается. Дикие животные, покинувшие данные участки вследствие антропогенного воздействия на них, постепенно возвращаются в привычные места обитания.
Поэтому в данном случае (рубки леса) период воздействия (лаг времени) для зоны необратимой трансформации (прямого воздействия) принят равным периоду восстановления хвойных молодняков - 25 лет.
Период воздействия в зонах косвенного воздействия (сильного, среднего и слабого) принят равным времени, в течение которого осуществлялось непосредственное воздействие фактора беспокойства - работы бензопил, автотранспорта и другой техники в целях спиливания деревьев и их трелевки до места складирования и вывозки.
Продолжительность негативного воздействия фактора беспокойства - период рубки (лаг времени) на охотничьи ресурсы, учитывая сведения, отраженные в постановлении Братского районного суда от 01.08.2022, составляет 1 день (0,00027 года).
В соответствии с Методикой, для каждой зоны воздействия вводится соответствующий пересчетный коэффициент, в том числе:
- 0,75 - пересчетный коэффициент для зоны сильного воздействия;
- 0,5 - пересчетный коэффициент для зоны среднего воздействия;
- 0,25 - пересчетный коэффициент для зоны слабого воздействия.
Для зоны необратимого воздействия пересчетный коэффициент будет равен 1.
Расчет выполнен по всем четырем зонам воздействия.
Площадь зоны необратимого воздействия (полностью уничтоженной среды обитания охотничьих ресурсов) принята равной площади незаконно вырубленных лесных насаждений (сырорастущие деревья породы сосна в количестве 10 штук объемом 15,62 м3) - 0,2 га.
Площадь зон косвенного воздействия (сильного, среднего, слабого), где вред охотничьим ресурсам наносится посредством воздействия на них фактора беспокойства (работа механизмов, бензопил и т.п.) определена по соответствующей формуле.
С учетом особенностей воздействия на охотничьи ресурсы (выборочная рубка лесных насаждений) общий радиус зон косвенного воздействия принят равным 1,0 км (от границы необратимого воздействия), т.е. по 0,333 км для каждой из 3-х зон косвенного воздействия.
Применяя вышеуказанные значения в расчетную формулу, получаем данные о площадях зон косвенного воздействия, которые будут равны: для зоны сильного воздействия - 40,097 га; для зоны среднего воздействия - 109,735 га; для зоны слабого воздействия - 179,374 га.
Согласно произведенным расчетам, общий размер вреда, причиненного Никифоровым А.В. на участке лесного фонда в Братском районе Иркутской области (выдел 1 лесного квартала 44 Технического участка 6 Тангуйского участкового лесничества), составляет 66 432 руб.
Никифоров А.В. по вопросу компенсации причиненного ущерба (вреда) объектам животного мира (охотничьим ресурсам) самостоятельно в Службу не обращался, что дает право прокурору в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц для обращения с исковыми требованиями в судебном порядке, поскольку несоблюдение требований законодательства приводит к нарушению интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц, которые заключаются в неисполнении требований о соблюдении всеми без исключения Конституции РФ и законов, действующих на ее территории.
Прокурор Братского района просил суд взыскать с Никифорова А.В. в соответствии с п. 22 ст. 46 Бюджетного кодекса РФ в пользу муниципального образования «Братский район» ущерб (вред), причиненный объектам животного мира (охотничьим ресурсам) и среде их обитания в результате незаконной рубки лесных насаждений, в размере 66 432 руб.
В судебном заседании старший помощник прокурора Братского района Петакчян А.Г. поддержала заявленные требования в полном объеме по доводам и основаниям, изложенным в иске, дополнительно пояснила, что причиненный Никифоровым А.В. охотничьим ресурсам и среде их обитания ущерб (вред), до настоящего времени не возмещен.
Ответчик Никифоров А.В. в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, что подтверждается отчетами об отслеживании почтовых отправлений, сформированными официальным сайтом Почты России в сети Интернет, о причинах неявки суд не уведомил, о рассмотрении дела в его отсутствие либо отложении судебного разбирательства не ходатайствовал.
Представитель третьего лица Службы по охране и использованию объектов животного мира Иркутской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом в соответствии со ст. 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Суд, с учетом мнения старшего помощника прокурора Братского района Петакчян А.Г., считает возможным рассмотреть дело в порядке ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) в отсутствие неявившихся ответчика и представителя третьего лица, надлежащим образом извещенных о дате, времени и месте судебного заседания.
Выслушав старшего помощника прокурора Братского района Петакчян А.Г., исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 1 ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Земля и другие природные ресурсы в силу ч. 1 ст. 9 Конституции Российской Федерации используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
В соответствии со ст. ст. 42, 58 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Согласно преамбуле Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.
Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.
В силу ч. 1 ст. 16 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) рубками лесных насаждений (деревьев, кустарников, лиан в лесах) признаются процессы их валки (в том числе спиливания, срубания, срезания), а также иные технологически связанные с ними процессы (включая трелевку, частичную переработку, хранение древесины в лесу).
Согласно ч. 8 ст. 29 ЛК РФ граждане, юридические лица осуществляют заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Лица, виновные в нарушении лесного законодательства, в силу ст. 99 ЛК РФ несут административную, уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В судебном заседании установлено, что постановлением Братского районного суда Иркутской области от 01.08.2022, вступившим в законную силу 12.08.2022, Никифоров А.В. освобожден от уголовной ответственности за совершение преступления, предусмотренного п. «г» ч. 2 ст. 260 УК РФ, на основании ст. 75 УК РФ в связи с деятельным раскаянием. Уголовное дело в отношении Никифорова А.В. прекращено по основанию, предусмотренному ст. 28 УПК РФ, в связи с деятельным раскаянием.
Из данного постановления следует, что в первых числах марта 2022 года, находясь в квартале 44 выдела 1 Технического участка № 6 Тангуйского участкового лесничества ТУ МЛК Иркутской области по Братскому лесничеству, на расстоянии 3 км от п. Добчура Братского района Иркутской области, где произрастают деревья, относящиеся к категории эксплуатационных лесов, Никифоров А.В., действуя умышленно, незаконно спилил сырорастущие деревья породы сосна в количестве 10 штук, объемом 15,620 м3, чем причинил лесному фонду ущерб в сумме 132 879 руб., что является крупным размером.
Вступившие в законную силу приговор суда по уголовному делу, иные постановления суда по этому делу и постановления суда по делу об административном правонарушении, в силу ч. 4 ст. 61 ГПК РФ обязательны для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого они вынесены, по вопросам, имели ли место эти действия и совершены ли они данным лицом.
Таким образом, данные обстоятельства, установленные вступившим в законную силу постановлением суда, в силу ч. 4 ст. 61 ГПК РФ являются обязательными для суда при рассмотрении данного спора и не требуют доказывания в данном деле.
Охотничьими ресурсами в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» признаются объекты животного мира, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом и (или) законами субъектов Российской Федерации используются или могут быть использованы в целях охоты.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире» животным миром является совокупность живых организмов всех видов диких животных, постоянно или временно населяющих территорию Российской Федерации и находящихся в состоянии естественной свободы, а также относящихся к природным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации. Объектом животного мира признается организм животного происхождения (дикое животное).Согласно п. 1 ст. 78 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.
Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
В соответствии со ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» возмещение вреда, причиненного охотничьим ресурсам, осуществляется в добровольном порядке или в судебном порядке на основании утвержденных в соответствии с Федеральным законом «О животном мире» такс и методик исчисления ущерба, причиненного животному миру, а при их отсутствии - исходя из затрат на воспроизводство охотничьих ресурсов.
Приказом Минприроды России от 08.12.2011 № 948 утверждена Методика исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам, которая предназначена для исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам вследствие нарушения законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и законодательства Российской Федерации в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов (п. 1).
В соответствии с пп. «б» п. 2 Методики настоящая Методика применяется для исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам вследствие нарушения или уничтожения среды обитания охотничьих ресурсов, если в результате такого нарушения охотничьи ресурсы навсегда (или временно) покинули территорию обитания, что повлекло их гибель, сокращение численности на данной территории, снижение продуктивности их популяций, а также репродуктивной функции отдельных особей.
Согласно п. 5 Методики при расчете размера вреда при нарушении или уничтожении среды обитания охотничьих ресурсов учитываются следующие параметры:
а) территория, в границах которой нанесен вред охотничьим ресурсам вследствие нарушения или уничтожения среды их обитания (далее - территория воздействия). Территория воздействия подразделяется на: территорию необратимой трансформации, территорию сильного воздействия, территорию среднего воздействия, территорию слабого воздействия;
б) численность или плотность (показатель плотности) охотничьих ресурсов на территории воздействия, определяются на основании данных государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания (в случае, если воздействие на среду обитания охотничьих ресурсов оказано ранее, чем были предоставлены данные государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания, используются данные государственного мониторинга на смежной территории со сходными ландшафтными и физико-географическим характеристиками);
в) допустимый объем добычи каждого вида охотничьих ресурсов - определяется в соответствии с нормативами допустимого изъятия охотничьих ресурсов и нормами в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, утвержденными органом государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов в соответствии со статьей 34 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 209-ФЗ;
г) период, в течение которого наносится вред охотничьим ресурсам вследствие нарушения или уничтожения среды их обитания (далее - период воздействия);
д) пол вида охотничьих ресурсов.
Размер вреда при нарушении или уничтожении среды обитания охотничьих ресурсов в отношении одного вида охотничьих ресурсов на территории воздействия (суммарный вред, причиненный одному виду охотничьих ресурсов от хозяйственной и иной деятельности на территории воздействия) исчисляется как сумма вреда одному виду охотничьих ресурсов по каждой территории воздействия (территория необратимой трансформации, территория сильного воздействия, территория среднего воздействия и территория слабого воздействия) по формуле № 2.
При бессрочном периоде воздействия применяется период воздействия продолжительностью 30 лет.
Исполнительным органом государственной власти Иркутской области, осуществляющим функции по управлению в сфере охраны и использования объектов животного мира, в том числе в сфере охоты, сохранения охотничьих ресурсов и среды их обитания в Иркутской области, осуществляющим полномочия Российской Федерации в области охраны и использования животного мира, в том числе в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, является Служба по охране и использованию объектов животного мира Иркутской области (п. 1 Положения о Службе по охране и использованию объектов животного мира Иркутской области, утвержденного Постановлением Правительства Иркутской области № 908-пп от 30.11.2021).
В соответствии с пп. 5 п. 9 данного Положения Служба в установленной сфере деятельности в соответствии с законодательством осуществляет расчет размера ущерба (вреда), нанесенного (причиненного) объектам животного мира и среде их обитания, за исключением ущерба (вреда), нанесенного (причиненного) объектам животного мира и среде их обитания на особо охраняемых природных территориях федерального значения.
Согласно расчету вреда, причиненного охотничьим ресурсам и среде их обитания, выполненного 15.05.2023 советником отдела охоты и сохранения охотничьих ресурсов, охраны и регулирования использования объектов животного мира и среды их обитания службы по охране и использованию объектов животного мира Иркутской области, общий размер вреда, причиненный Никифоровым А.В. охотничьим ресурсам и среде их обитания в результате незаконной вырубки лесных насаждений на территории Братского района Иркутской области в 2022 году (выдел 1 лесного квартала 44 Технического участка 6 Тангуйского участкового лесничества Братского лесничества), составляет 66 432 руб. Площадь лесного участка, подверженного незаконной вырубке - 0,2 га.
Как следует из сообщения руководителя службы по охране и использованию объектов животного мира Иркутской области от 16.05.2023, служба исковые требования к Никифорову А.В. о возмещении вреда не предъявляла.
В силу ст. 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, присуждение к исполнению обязанности в натуре.
Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности в силу ст. 4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.
Статьей 75 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством.
Согласно п. 1 ст. 77 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
Статьей 100 ЛК РФ предусмотрено, что возмещение вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства (далее - возмещение вреда), осуществляется добровольно или в судебном порядке (ч. 1).
Особенности возмещения вреда, включая таксы и методики определения размера возмещения такого вреда, утверждаются Правительством Российской Федерации (ч. 4).
Лесные участки в составе земель лесного фонда согласно ст. 8 ЛК РФ находятся в федеральной собственности.
В соответствии со ст. 25 Федерального закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» земельные участки и лесные участки из земель, находящихся в государственной собственности, предоставляются юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, заключившим охотхозяйственные соглашения, для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства в соответствии с земельным законодательством и лесным законодательством, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Согласно ст. 42 Федерального закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» плата за пользование охотничьими ресурсами устанавливается в соответствии с настоящим Федеральным законом и законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В силу п. 1 ст. 333.1 НК РФ плательщиками сбора за пользование объектами животного мира, за исключением объектов животного мира, относящихся к объектам водных биологических ресурсов, признаются организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, получающие в установленном порядке разрешение на добычу объектов животного мира на территории Российской Федерации.
Таким образом, ответчик своими незаконными действиями, выразившимися в незаконной рубке лесных насаждений (среды обитания охотничьих ресурсов), в результате уничтожения среды обитания охотничьих ресурсов на участке охотничьих угодий, нарушил интересы Российской Федерации как собственника лесных участков пользоваться, владеть и распоряжаться лесными участками и лесными насаждениями, поскольку в результате уничтожения ответчиком среды обитания охотничьих ресурсов в федеральный и областной бюджеты не поступили и не поступят средства от использования животного мира.
Кроме того, в результате незаконных действий ответчика была уничтожена среда обитания животных и других организмов, чем нарушены права и законные интересы неопределенного круга лиц (граждан), осуществляющих охоту в данном охотничьем угодье согласно нормам действующего законодательства, на защиту окружающей среды от негативного воздействия.
В ходе судебного заседания установлено и ответчиком не оспорено, что до настоящего времени ущерб, причиненный Никифоровым А.В. охотничьим ресурсам и среде их обитания, не возмещен.
Оценивая в совокупности установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу, что, поскольку незаконными действиями ответчика причинен ущерб объектам животного мира (охотничьим ресурсам) и среде их обитания в размере 66 432 руб. в результате незаконной вырубки лесных насаждений, находящихся на территории выдела 1 квартала 44 Технического участка 6 Тангуйского участкового лесничества, исковые требования прокурора Братского района о взыскании с Никифорова А.В. ущерба (вреда), причиненного объектам животного мира (охотничьим ресурсам) и среде их обитания в результате незаконной рубки лесных насаждений, в размере 66 432 руб. являются законными, обоснованными, вследствие чего подлежат удовлетворению.
Согласно п. 22 ст. 46 БК РФ платежи по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, а также платежи, уплачиваемые при добровольном возмещении вреда, причиненного окружающей среде, подлежат зачислению в бюджеты муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением, субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя по месту причинения вреда окружающей среде по нормативу 100 процентов, если иное не установлено настоящим пунктом.
Согласно ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Таким образом, с ответчика Никифорова А.В., не освобожденного от уплаты судебных расходов, подлежит взысканию в местный бюджет государственная пошлина в размере 2 192,96 руб., исчисленная в соответствии с требованиями ст. 333.19 НК РФ.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Братского района в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц удовлетворить.
Взыскать с Никифорова Алексея Владимировича (паспорт ***) ущерб (вред), причиненный объектам животного мира (охотничьим ресурсам) и среде их обитания в результате незаконной рубки лесных насаждений, в размере 66 432 рубля 00 копеек в бюджет муниципального образования «Братский район» с зачислением денежных средств по следующим реквизитам:
Банк получателя - Отделение Иркутск Банка России//УФК по Иркутской области г. Иркутск,
БИК: 012520101,
кор/счет: 40102810145370000026,
счет банка получателя 03100643000000013400,
в поле платежного поручения 16 «Получатель»: УФК по Иркутской области (Служба по охране и использованию объектов животного мира Иркутской области л/с 04342J05930),
в поле платежного поручения 61 «ИНН»: ИНН службы - 3808275989,
в поле платежного поручения 103 «КПП»: КПП службы - 380801001,
в поле платежного поручения 104 «КБК дохода»: КБК 815 1 16 11050 01 4801 140,
в поле платежного поручения 105 «ОКТМО»: 25604000 - Братский район,
в поле платежного поручения 24 «Назначение платежа»: Фамилия, имя, отчество плательщика, паспортные данные, место жительства, номер уголовного дела, дата судебного решения.
Взыскать с Никифорова Алексея Владимировича (паспорт 2505 445671) в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 2 192 рубля 96 копеек.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Братский районный суд Иркутской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Ю.Ю. Старникова
Мотивированное решение изготовлено 18.09.2023.