Дело № 2-219\2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
«15» ноября 2016 г. Лазовский районный суд Приморского края
в составе: председательствующего Рыженко О.В.,
при секретаре Кизиловой Л.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Демченко ФИО14, Демкина ФИО15, Демченко ФИО16 в интересах несовершеннолетнего ФИО17 к Администрации Беневского сельского поселения о возложении обязанности включить в список пострадавших и признании права на получение компенсационных выплат в результате чрезвычайной ситуации,
установил:
Демченко Е.В., Демкина А.Н., Демченко Е.В. в интересах несовершеннолетнего ФИО18 обратились в суд с иском к Администрации Беневского сельского поселения о возложении обязанности включить в список пострадавших и признании права на получение компенсационных выплат в результате чрезвычайной ситуации, указав, что с ДД.ММ.ГГГГ постоянно проживают в <адрес> по адресу: <адрес>, регистрацию имеют в другом городе. Просят суд возложить на администрацию Беневского сельского поселения обязанность включить в список пострадавших от наводнения, признать факт проживания в <адрес> и выплатить денежную компенсацию.
В судебном заседании истец Демченко Е.В. заявленные требования поддержала и пояснила суду, что она и члены её семьи имеют регистрацию в <адрес>, в Приморье приехали в <данные изъяты> году, сначала жили в <адрес>, в конце 2012 года приехали в <адрес> и решили остаться. Демкин А.Н. нашёл для проживания <адрес>, заселилилсь в него сразу с условием последующего выкупа. В 2013 году её ребенок ФИО19. пошёл в первый класс, обучается в Беневской школе № по настоящее время. Муж Демкин А.Н. работает на себя по строительству, она – домохозяйка. На придомовом земельном участке выращивают картофель, кукурузу, помидоры и другие овощи, держат курей. Во время ЧС не было света, водой затопило погреб, до сих пор просушить его не могут, речка зашла на огород, пострадал картофель, помидоры и капуста сгнили. Просит суд возложить на ответчика обязанность включить в список пострадавших и признать за ней и её сыном право на получение единовременной материальной помощи за счёт средств федерального бюджета в размере 10 000 рублей на каждого и 10 000 рублей на семью за счёт средств резервного фонда Администрации Приморского края за погибший урожай.
Истец Демкин А.Н. в судебное заседание не прибыл, в поступившем ко дню рассмотрения дела просил рассмотреть иск в его отсутствие в связи с занятостью на работе, на удовлетворении иска настаивает.
Представитель администрации Беневского сельского поселения в суд не прибыл, о времени и месте судебного разбирательства надлежаще уведомлен, в поступившем ко дню рассмотрения дела заявлении глава администрации Козуля И.А. ходатайствует о рассмотрении дела в её отсутствие, не возражает против удовлетоврения заявленных требований.
Представитель Отдела труда и социального развития по Лазовскому муниципальному району в суд не прибыл, о времени и месте судебного разбирательства надлежаще уведомлён. В представленных возражениях не согласился с требованиями истцов, полагая об отсутствии у последних регистрации по месту жительства.
Свидетель ФИО9 в судебном заседании показала, что семью Демченко Е.В. знает около трёх лет, в 2014 году проживали по-соседству. Демченко Е.В. с мужем и сыном снимают дом, хотят его выкупить. В этом доме они проживают постоянно, садят огород. Демкин А.Н. - строитель, Демченко Е.В. - штукатур, ребенок учится в школе. Во время ЧС у них в доме обвалился погреб, вода из речки зашла в огород, а от соседей - во двор, все овощи были в воде.
Суд, выслушав истца Демченко Е.В., свидетеля, исследовав материалы дела, приходит к выводу об удовлетворении иска по следующим основаниям.
В соответствии с ч.1 ст.18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причинённого их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Подпунктом «л» п.1 ст.11 указанного Федерального закона предусмотрено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.
Аналогичная норма содержится в ч.ч.1, 2 ст.14 Закона Приморского края от 02 декабря 1999 года № 74-КЗ «О защите населания на территории Приморского края от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2014 года № 110 бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на финансовове обеспечение мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций, в частности (п. «г») оказание гражданам единовременной материальной помощи в размере 10 тыс. рублей на человека; и (п.«д») оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчёта за частично утраченное имущество – 50 тыс. рублей на человека, за полностью утраченное имущество – 100 тыс. рублей на человека).
Во исполнение федерального и краевого законодательства Администрацией Приморского края было принято Постановление от 02 сентября 2016 года № 413-па, которым определён размер выплат, порядок, случаи, круг лиц, основания, перечень уполномоченных органов и источники финансирования: резервный фонд Правительства Российской Федерации и резервный фонд Администрации Приморского края.
Согласно пп.1.1, п.1 постановления № 413-па на выплаты имеют право граждане Российской Федерации, местом жительства которых в августе – сентябре 2016 года являлись жилые дома, квартиры, находящиеся на первых этажах многоквартирных домов, расположенные на территориях Артемовского, Дальнегорского, Дальнерченского, Лесозаводского, Находкинского, Партизанского, Уссурийского городских округов, Анучинского, Дальнереченского, Кавалеровского, Кировского, Красноармейского, Лазовского, Михайловского, Надеждинского, Октябрьского, Ольгинского, Партизанского, Пожарского, Тернейского, Ханкайского, Хасанского, Хорольского, Черниговского, Чугуевского, Шкотовского, Яковлевского муниципальных районов, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации в связи с продолжительными ливневыми дождями на территории Приморского края, вызванными тайфуном «LIONROCK» на территории Приморского края, а именно: разовую материальную помощь, выплачиваемую за счёт средств резервного фонда Администрации Приморского края, в целях частичного покрытия расходов: в размере 25,0 тыс.рублей – на восстановление повреждённого жилого дома, квартиры, находящейся на первом этаже многоквартирного дома (сумма выплачивается на один повреждённый жилой дом или квартиру); в размере 10,0 тыс.рублей – в связи с утратой урожая на придомовом земельном участке; в размере 10,0 тыс.рублей – в связи с утратой урожая сельскохозяйственных культур на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для ведения личного подсобного хозяйства, расположенном на территориях муниципальных образований, указанных в настоящем пункте; в размере 10,0 рублей – в связи с утратой урожая на садовом, огородном земельных участках, а также на дачном земельном участке, предоставленном гражданину без права возведения жилого дома с правом регистрации и проживания в нём, расположенных на территориях муниципальных образований Приморского края, указанных в настоящем пункте; единовременную материальную и финансовую помощь, выплачиваемую за счёт средств резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, в размерах и в случаях, установленных подпунктами «г», «д» пункта 2 Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2014 года № 110 «О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий».
Пунктом 2 п.п.2.1 указанного Постановления органам местного самоуправления муниципальных образований Приморского края, указанных в подпункте 1.1 пункта 1 настоящего постановления, рекомендовано представить в территориальные отделы департамента труда и социального развития Приморского края списки пострадавших граждан, сформированных на основании заявлений пострадавших граждан; документов, подтверждающих регистрацию пострадавших граждан по месту жительства в жилых домах, квартирах, указанных в подпункте 1.1 пункта 1 настоящего постановления; правоустанавливающих документов на земельные участки, предоставленные и (или) приобретенные для ведения личного подсобного хозяйства, правоустанавливающие документы на садовые, огородные земельные участки, а также на дачные земельные участки, предоставленные без права возведения жилого дома с правом регистрации проживания в нем, расположенные на территории муниципальных образований Приморского края, указанных в подпункте 1.1 пункта 1 настоящего постановления; актов обследования утраченного урожая в результате чрезвычайной ситуации, составленных комиссией, создаваемой органами местного самоуправления муниципальных образований Приморского края, указанных в подпункте 1.1 пункта 1 настоящего постановления; актов обследования жилых домов, квартир, находящихся на первых этажах многоквартирных домов и повреждённых в результате чрезвычайной ситуации, составленных комиссией, создаваемой органами местного самоуправления муниципальных образований Приморского края, указанных в подпункте 1.1 пункта 1 настоящего постановления.
Из представленных материалов следует, что истцы Демченко Е.В. и Демкин А.Н. являются родителями ФИО20 ДД.ММ.ГГГГ г.рождения.
На основании договора найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ФИО10 и Демкиной Е.В., последняя сняла 2\3 жилого дома по адресу: <адрес> на условиях бесплатного проживания с оплатой коммунальных услуг и правом последующего выкупа до ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ Демкина Е.В. обратилась на имя главы Беневского сельского поселения с заявлением об оказании материальной помощи для приобретения катрофеля и овощей на зимний период, так как в связи с выходом циклона, вышедшая из берегов река Киевка затопила её земельный участок, картофель и овощи пришли в негодность; ДД.ММ.ГГГГ Демченко Е.В. обратилась с заявлением на имя главы Лазовского муниципального района о включении её и членов семьи Демкина А.Н. и ФИО21. в список на оказание единовременной материальной помощи, в удовлетворении которых главой администрации Беневского сельского поселения было отказано по причине прописки в <адрес>.
Согласно акту обследования утраченного, повреждённого имущества в результате чрезвычайной ситуации, вызванной прохождением тайфуна «LIONROCK» с 29 августа по ДД.ММ.ГГГГ № от ДД.ММ.ГГГГ по адресу <адрес>, где проживает Демченко Е.В. был затоплен земельный участок, овощи и картофель пришли в негодность.
С 2007 года истцы имеют регистрацию в <адрес>.
Согласно информации отдела по Лазовскому МР департамента труда и социального развития Приморского края назначение и перечисление компенсационных выплат гражданам, проживающим по адресу: <адрес> не производилось.
Из справки МБОУ Беневская средняя общеобразовательная школа № <адрес> следует, что ФИО22., ДД.ММ.ГГГГ года рождения прибыл в учреждение ДД.ММ.ГГГГ и обучается в нём по настоящее время.
Порядок оформления документов и выделения пострадавшим материальной помощи определяется Методическими рекомендациями по оформлению документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утверждёнными 01 ноября 2010 года заместителем Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
В методических рекомендациях по оформлению дополнительных документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утверждённых МЧС России 03 октября 2014 года № 2-4-87-24-7 разъяснено, что при отсутствии у гражданина необходимых документов, подтверждающих право на получение единовременной матриальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой им имущества первой необходимости (отсутствие регистрации по месту жительства) граждане включаются в списки на получение указанной финансовой помощи на основании принятых судебных решений.
Отсутствие у истцов регистрации в домовладении, оказавшемся в зоне ЧС, не может являться безусловным основанием к отказу в иске. По смыслу подложений Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в Российской Федерации» регистрация по месту жительства (пребывания) является административным актом, и сама по себе не свидетельствует о наличии, отсутствии либо характере жилищных правоотношений лица по отношению к жилому помещению, в котором у него имеется регистрация.
Согласно ч.1 ст.20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Отсутствие регистрации истцов по месту проживания по адресу: <адрес> не свидетельствует об отсутствии у них права на получение единовременной материальной помощи при наличии доказательств проживания в данном жилом помещении, о чем в судебное заседание представлены доказательства.
Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также проводимые государством мероприятия по ликвидации данных чрезвычайных ситуаций не могут быть поставлены в зависимость от наличия либо отсутствия регистрации граждан в зоне чрезвычайной ситуации.
Таким образом, у суда имеются все основания полагать, что с июля 2013 года местом жительства истцов является жилое помещение по адресу: <адрес>, в связи с чем их требования подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Демченко ФИО23, Демкина ФИО24, Демченко ФИО25 в интересах несовершеннолетнего ФИО26 к Администрации Беневского сельского поселения о возложении обязанности включить в список пострадавших и признании права на получение компенсационных выплат в результате чрезвычайной ситуации удовлетворить.
Признать за Демченко ФИО27, Демкиным ФИО28, ФИО33 ФИО29 ФИО5 право, как пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, вызванной ливневыми дождями в августе-сентябре 2016 года на территории Лазовского района Приморского края, на получение единовременной материальной помощи за счёт средств резервного фонда Правительства Российской Федерации в размере 10 000 рублей на каждого и разовой материальной помощи за счёт средств резервного фонда Администрации Приморского края в размере 10 000 рублей на семью в связи с утратой урожая на придомовом земельном участке.
Обязать администрацию Беневского сельского поселения включить Демченко ФИО30, Демкина ФИО31, ФИО34 ФИО32 ФИО5 в списки пострадавших от чрезвычайной ситуации, вызванной ливневыми дождями в августе-сентябре 2016 года, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи за счёт средств резервного фонда Правительства Российской Федерации и разовой материальной помощи за счёт средств резервного фонда Администрации Приморского края, в целях частичного покрытия расходов в связи с утратой урожая на придомовом земельном участке.
Решение может быть обжаловано сторонами в Приморский краевой суд через Лазовский районный суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 21 ноября 2016 года.
Председательствующий О.В.Рыженко