Дело № 2-4339/2020
42RS0009-01-2020-008533-03
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Центральный районный суд г. Кемерово Кемеровской области в составе председательствующего Язовой М.,
при секретаре Фроловой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кемерово
30 ноября 2020 года
гражданское дело по иску Юренкова В. Т. к Министерству социальной защиты населения Кузбасса о признании права на звание «Ветеран труда»,
УСТАНОВИЛ:
Юренков В.Т. обратился в суд с иском к Министерству социальной защиты населения Кузбасса о признании права на звание «Ветеран труда».
Требования мотивирует тем, что он **.**.****, с **.**.**** является пенсионером. До **.**.**** он был гражданином СССР и проживал на территории СССР. Затем ..., где он проживал и вышел на пенсию, вошел в состав Украины, он стал гражданином Украины. С **.**.**** он является гражданином Российской Федерации, **.**.**** ему выдан паспорт гражданина РФ, **.**.**** ему назначена пенсия по старости в РФ.
В период с **.**.**** по **.**.**** он проходил военную службу в войсковой части ###. По приказу Главнокомандующего Военно-Морским Флотом от **.**.**** ### «О поощрении и награждении жетоном «За дальний поход» личного состава судна в/ч ###» за успешное выполнение задания и высокую морскую выучку всему личному составу, принимавшему участие в дальнем походе на указанном судне, объявлена благодарность, офицеры, старшины и матросы, первый раз участвовавшие в дальнем походе, награждены жетонами «За дальний поход».
В связи с тем, что он достиг возраста и имеет указанную награду, на Украине он получил статус «Ветерана труда» бессрочно, что подтверждается удостоверением серии ###.
В **.**.**** истец обратился в Министерство социальной защиты населения Кузбасса - ... с заявлением и документами на присвоение звания «Ветеран труда» в связи с тем, что был награжден жетоном «За дальний поход».
Однако Министерство социальной защиты населения Кузбасса письмом от **.**.****. ### в его просьбе отказало. Отказ связан с тем, что жетон «За дальний поход» не учитывается при присвоении звания «Ветеран труда», так как данная награда не является ведомственным знаком отличия в труде Министерства обороны СССР, и нет данных, что этой наградой был награжден лично истец.
Отказ ответчика в присвоении звания «Ветеран труда» считает незаконным и, в соответствии со ст. 255 ГПК РФ, нарушающим его права и свободу, как гражданина Российской Федерации.
Просил установить факт награждения Юренкова В.Т. ведомственным знаком отличия за заслуги в труде (службе) жетоном «За дальний поход»;
обязать Министерство социальной защиты населения Кузбасса присвоить ему звание «Ветеран труда» с момента обращения, то есть с **.**.**** (л.д. 2-6).
В судебном заседании истец Юренков В.Т. на удовлетворении исковых требований настаивал, просил присвоить ему звание «Ветеран труда».
Представитель ответчика Министерства социальной защиты населения Кузбасса Добряк О.В., действующая на основании доверенности от **.**.**** (л.д. 47), в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, ходатайствовала о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика (л.д. 46), представила письменные возражения на исковое заявление (л.д. 30-32).
Суд, выслушав истца, изучив письменные материалы дела, считает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» ветеранами труда являются лица: имеющие удостоверение «Ветеран труда»; награжденные орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, и награждения указанными знаками отличия определяется Правительством Российской Федерации. Порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», иными федеральными государственными органами, государственными корпорациями и награждения указанными знаками отличия определяется указанными органами, организациями, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 21 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, участвует в проведении единой государственной политики в области финансов, науки, образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, социального обеспечения, безопасности дорожного движения и экологии; согласно п.п. 2, 3.1 ст. 26.3 указанного закона к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), отнесено, в частности, решение вопросов социальной поддержки ветеранов труда.
В соответствии со ст. 85 Бюджетного кодекса РФ расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, указанных в п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ; такие расходные обязательства устанавливаются органами государственной власти субъекта РФ самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов.
Учитывая изложенное, исходя из того, что меры социальной поддержки ветеранов труда определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и являются их расходными обязательствами, у Кемеровской области как субъекта Российской Федерации имеется право самостоятельно определять перечень наград, учитываемых при присвоении звания «Ветеран труда» с учетом требований и критериев Федерального закона «О ветеранах».
В развитие приведенных положений федерального законодательства в Кемеровской области принято постановление коллегии администрации Кемеровской области от 06.09.2006 № 177 «Об утверждении Положения о порядке присвоения звания «Ветеран труда», Положения об удостоверении «Ветеран труда» и инструкции о порядке заполнения, выдачи и учета удостоверений «Ветеран труда», регулирующее порядок присвоения такого звания.
В соответствии с подпунктом «а» пункта 1.3 Положения звание «Ветеран труда» присваивается лицам, награжденным орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении.
Таким образом, критерием для признания лица ветераном труда с последующим предоставлением государственных мер социальной поддержки является не любое достижение в труде, а особые заслуги, отличия в труде и продолжительный добросовестный труд, отмеченные соответствующим ведомством, входящим в систему органов государственной власти.
В соответствии с ч. 2 ст. 7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Согласно п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты населения находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно ч. 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Исходя из содержания приведенных правовых норм полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по определению порядка и условий присвоения звания «Ветеран труда» ограничены федеральным законодательством, в том числе актами, определяющими категории граждан, являющихся ветеранами труда, в силу чего граждане, награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие соответствующий трудовой стаж, в обязательном порядке признаются субъектами данного права, поскольку данное положение закреплено в п. 2 ч. 1 ст. 7 Федерального закона «О ветеранах».
Как следует из материалов дела, с **.**.**** по **.**.**** Юренков В.Т., **.**.**** года рождения (л.д. 14) проходил службу в рядах Советской Армии, в войсковой части ###, что подтверждается объяснениями истца, данными его военного билета (л.д. 9, 11).
Согласно архивной справке от **.**.**** (л.д. 7) по приказу Главнокомандующего Военно-Морским Флотом от **.**.**** ### «О поощрении и награждении жетоном «За дальний поход» личного состава судна в/ч ###» за успешное выполнение задания и высокую морскую выучку всему личному составу, принимавшему участие в дальнем походе на указанном судне, объявлена благодарность, офицеры, старшины и матросы, первый раз участвовавшие в дальнем походе, награждены жетонами «За дальний поход».
**.**.**** Юренков В.Т. обратился к ответчику с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда» (л.д. 34). Решением ответчика ### от **.**.**** Юренкову В.Т. отказано в присвоении звания «Ветеран труда» по причине того, что жетон «За дальний поход» не учитывается при присвоении звания «Ветеран труда», так как согласно приказу Министра обороны РФ от 14.12.2017 года № 777 «О ведомственных знаках отличия Министерства обороны Российской Федерации» среди учрежденных ведомственных знаков отличия Министерства обороны РФ такой жетон отсутствует (л.д. 49).
При иных обращениях Юренкова В.Т. к ответчику по тем же вопросам, дополнительно ему указано, что нет доказательств, что по приказу Главнокомандующего Военно-Морским Флотом от **.**.**** ### «О поощрении и награждении жетоном «За дальний поход» личного состава судна в/ч ###» данным жетоном был награжден именно истец (л.д.8).
В **.**.**** решением Министерства обороны СССР был учрежден жетон «За дальний поход». Согласно положению о награждении данным жетоном оно производилось на основании приказа Министра обороны СССР по представлению Главнокомандующего ВМФ (Приложение № 1 к приказу ГК ВМФ от **.**.**** ###). В **.**.**** в Положение о награждении жетоном «За дальний поход» были внесены изменения, которые указаний о делегировании Министром обороны СССР Главнокомандующему ВМФ СССР полномочий по принятию от его имени решений о награждении жетоном «За дальний поход» не содержали.
Из представленной истцом в материалы дела архивной справки Центрального военно-морского архива от **.**.**** ### (л.д. 7) следует, что жетоном «За дальний поход» был награжден не лично Юренков В.Т., а офицеры, старшины и матросы, первый раз участвовавшие в дальнем походе, при этом награждение имело место в соответствии с приказом Главнокомандующего ВМФ от 17 июля 1962 года № 183. Данных о наличии приказа о награждении жетоном «За дальний поход», подписанного Министром обороны СССР или его заместителем, как того требует Положение о награждении указанным жетоном, в материалах дела не имеется.
В соответствии с приказом Министерства обороны РФ от 21 марта 1996 года № 123 учрежден нагрудный знак «За дальний поход». Согласно Общероссийскому классификатору информации о населении ОК 018-95 указанный нагрудный знак отнесен к ведомственным наградам. В то же время из Положения о нагрудном знаке «За дальний поход» не следует, что он заменяет собой жетон «За дальний поход», учрежденный в **.**.****
Таким образом, оснований для признания жетона «За дальний поход», на который ссылается Юренков В.Т., соответствующим требованиям, предъявляемым п. 2.6.1.1.5 указанного выше Административного регламента к ведомственным знакам отличия в труде, не имеется.
Кроме того, само награждение указанным жетоном имело место не в рамках осуществления истцом трудовой деятельности, следовательно, этот жетон не является ведомственным знаком отличия за длительный и безупречный труд. Награждение указанным жетоном имело место в период прохождения военной службы по призыву, являлось видом поощрения за образцовое несение службы в рядах Вооруженных Сил СССР, что не относит его к поощрению за особые отличия в труде и продолжительный добросовестный труд, данная награда не относится к числу ведомственных, являющихся основанием для присвоения звания «Ветеран труда».
Доводы истца основаны на неправильном применении положений закона и нормативных актов, указанных в исковом заявлении, в связи с чем их нельзя принять во внимание при разрешении спора.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», постановлением коллегии администрации Кемеровской области от 06.09.2006 № 177 основанием к присвоению звания является трудовая деятельность либо служба на государственных (муниципальных) должностях, ни одна из указанных норм не содержит условий, при которых служба в армии тождественна трудовой деятельности.
Ссылка истца на ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 27.05.1998г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» в указанном случае является необоснованной, поскольку истец придает указанной норме правовые последствия, не предусмотренные этой нормой.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения иска Юренкова В.Т. в полном объеме суд не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Юренкова В. Т. к Министерству социальной защиты населения Кузбасса о признании права на звание «Ветеран труда» оставить без удовлетворения в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд в течение 1 (одного) месяца со дня его изготовления в мотивированной форме 04.12.2020 г. путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд г. Кемерово.
Судья М.А. Язова