Решение по делу № 2-1568/2024 от 09.04.2024

УИД № 57RS0022-01-2024-001286-83          Производство № 2-1568/2024

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

29 мая 2024 г.          г. Орел

Заводской районный суд г. Орла в составе

председательствующего судьи Настепанина В.Н.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Тихоновой А.С.,

рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску Новиковой Татьяны Николаевны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Орловской области о признании права на досрочное назначение пенсии в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС,

установил:

Новикова Т.Н. обратилась в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Орловской области (далее – ОСФР по Орловкой области) о признании права на досрочное назначение пенсии в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

В обоснование заявленных требований указала, что в 18.12.2023 обратилась в ОСФР по Орловкой области с заявлением о назначении досрочной пенсии в связи с проживанием на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению в период катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Однако пенсионным органом суммарный период проживания на загрязненной территории был определен в размере 04 года 08 месяцев 08 дней (с 25.07.1988 по 2202.04.1993), что дает истцу право на снижение общеустановленного пенсионного возраста на 1 год.

Вместе с тем, по утверждению истца, в период с 26.04.1986 по 30.06.1986 и с 30.06.1986 по 01.01.1995 ее постоянным местом жительства являлась д. Старцево Орловского района Орловской области. Указанный населенный пункт относился в указанный период к территории с льготным социально-экономическим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

В связи с изложенным истец Новикова Т.Н., с учетом уточненных требований, просила суд признать за ней право на досрочное назначение пенсии с учетом уменьшения возраста выхода на пенсию на три года в связи с проживанием на территории с льготным социально-экономическим статусом и возложить на ответчика обязанность назначить и производить ей выплату пенсии с момента возникновения права, то есть с 23.12.2023.

В судебном заседании истец Новикова Т.Н. уточненные требования поддержала и просила их удовлетворить.

Представитель ответчика – Чеботарева О.В. исковые требования не признала и просила суд отказать в их удовлетворении по основаниям, изложенным в письменном ответе истцу ввиду отсутствия документальных доказательств, подтверждающих проживание истца на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом в спорный период.

Выслушав объяснения участников процесса, допросив свидетеля, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Основания возникновения права на пенсию по государственному пенсионному обеспечению и порядок ее назначения регламентированы Федеральным законом от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

В соответствии с подп. 5 п. 1 ст. 4 указанного Федерального закона право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению имеют граждане, пострадавшие в результате радиационных техногенных катастроф.

Согласно ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

Общие условия пенсионного обеспечения граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, установлены в ст. 28.1 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в ред. Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ) (далее – Закон РФ от 15.05.1991 № 1244-1), согласно которой гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон «О страховых пенсиях») по состоянию на 31.12.2018, в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 настоящего Закона. При этом гражданам из числа лиц, указанных в части 1.1 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного приложением 5 к Федеральному закону «О страховых пенсиях». Пенсия по старости указанным гражданам по их желанию может назначаться в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» при наличии страхового стажа не менее 15 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30, определяемых с применением положений статьи 35 Федерального закона «О страховых пенсиях», или Федеральным законом от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации») при наличии трудового стажа не менее 5 лет.

Возраст выхода на пенсию по старости граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не может быть меньше 50 лет для мужчин и 45 лет для женщин (максимальная величина фактического уменьшения возраста выхода на пенсию по старости – 10 лет).

Применительно к ст. 28.1 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-I «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в ред. Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ) следует учитывать статью 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» по состоянию на 31.12.2018, в соответствии с которой право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

В силу п. 8 ч. 1 ст. 13 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие Чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.

Согласно статье 34 приведенного выше Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 гражданам, постоянно проживающим на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.

При этом в соответствии с примечанием к статье 35 указанного Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32 - 35 данного Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30.06.1986, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.

Статьей 10 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12.2001 № 166-ФЗ также предусмотрено снижение общеустановленного пенсионного возраста в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения.

При определении права на пенсию со снижением пенсионного возраста в соответствии со статьей 10 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и статьей 34 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» до 01.02.1998 применялся Перечень населенных пунктов, находящихся в границах радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.12.1991 № 237-р; с 01.02.1998 – Перечень населенных пунктов, находящихся в границах радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 18.12.1997 № 1582; с 21.10.2015 – Перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 08.10.2015 № 1074.

Вышеуказанными Перечнями населенных пунктов, относящихся к территориям радиоактивного загрязнения, населенный пункт – д. Старцево Орловского района Орловской области относился к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом с 26.04.1986 по настоящее время.

В пункте 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

В силу частей 1, 2 статьи 3 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.

Таким образом, из указанной нормы следует, что данная форма учета граждан в пределах Российской Федерации носит уведомительный характер, а отсутствие у гражданина регистрации по месту жительства не может являться основанием для ограничения его прав, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Как видно из материалов дела, Новикова Т.Н. 18.12.2023 обратилась в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации с заявлением о назначении пенсии со снижением общепринятого пенсионного возраста в связи с проживанием на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению в период катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Решением ОСФР по Орловской области от 22.12.2023 Новиковой Т.Н. в установлении пенсии по старости, предусмотренной Законом Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», отказано в связи с отсутствием права.

При этом период проживания истца на территории с льготным социально-экономическим статусом определен в размере 04 года 08 месяцев 08 дней (с 25.07.1988 по 02.04.1993), что дает истцу право на снижение общеустановленного пенсионного возраста на 1 год.

Обращаясь в суд с настоящими требованиями и поддерживания их в судебном заседании, Новикова Т.Н. ссылалась на то, что в период с 26.04.1986 по 30.06.1986 ее постоянным местом жительства являлась д. Старцево Орловского района Орловской области, где она проживала у родителей.

В соответствии с заверенной надлежащим образом выпиской из похозяйственной книги по населенному пункту д. Старцево Орловского района Орловской области за 1986-1990 гг. Новикова (до брака Федоровская) Т.Н. значилась в хозяйстве своего дедушки Федоровского А.А.

Согласно справке МБОУ Средняя общеобразовательная школа № 5 г. Орла Новикова (до брака Федоровская) Т.Н. обучалась в МБОУ Средняя общеобразовательная школа № 5 г. Орла в период с 1979 по 20.06.1989.

В соответствии с выпиской из алфавитной книги обучающихся Новикова (до брака Федоровская) Т.Н., (дата обезличена) года рождения, подробным адресом учащегося указана д. Старцева Орловского района Орловской области.

В соответствии с заверенной надлежащим образом выпиской из похозяйственной книги по населенному пункту д. Старцево Орловского района Орловской области за 1991-1995 гг. Новикова (до брака Федоровская) Т.Н. значилась в хозяйстве своего дедушки Федоровского А.А., отметка о выбытии 05.04.1993.

В соответствии с обменной картой СПЗ, I родильное отделение, по адресу: (адрес обезличен), Новиковой Т.Н. поступила 28.08.1993 из (адрес обезличен).

Согласно амбулаторной карточке Н.М.С. (дата обезличена) года рождения, усматривается что 12.10.1993 данный ребенок прибыл из Орловского района.

Согласно конвертам, имеющимся в материалах дела, от 09.03.1999 и 19.02.1998 они направлялись на имя Новиковой Т.Н. по ее адресу (адрес обезличен)

Кроме этого, факт проживания Новиковой Т.Н. в спорный период в д. Старцево Орловского района Орловской области подтвердили свидетели К.Н.И., П.Т.Н., Ф.Н.А., К.А.Л.

Оснований не доверять показаниям свидетеля у суда не имеется, поскольку они логичны, последовательны, указывают на одни и те же факты и объективно согласуются с письменными материалами дела.

Принимая во внимание установленные обстоятельства, суд приходит к выводу о признании за Новиковой Т.Н. права на получение льготной пенсии с учетом снижения пенсионного возраста в соответствии со ст. 34 Закона Российской Федерации № 1244-1 от 15.05.1991 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в общей сложности на 3 года.

Доводы представителя ответчика об отсутствии у истца права на назначение пенсии со снижением общеустановленного пенсионного возраста являются несостоятельными, поскольку судом безусловно установлено, а стороной ответчика не опровергнуто, что Новикова Т.Н. в указанный период проживала на территории, подвергшейся загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, и соответственно носящей льготный социально-экономический статус.

В силу ст. 22 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных ч. ч. 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Как следует из представленных суду документов, у Новиковой Т.Н. право на досрочную пенсию с учетом уменьшения пенсионного возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в общей сложности на 3 года, возникло с момента достижения возраста 52 лет, то есть с 23.12.2023, а обращение за назначением пенсии имело место до указанной даты, соответственно, пенсия должна быть назначена ей со дня возникновения права.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования Новиковой Татьяны Николаевны, (дата обезличена) года рождения ((информация скрыта)) к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Орловской области (ОГРН 1025700826744) о признании права на досрочное назначение пенсии в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС – удовлетворить.

Признать за Новиковой Татьяной Николаевной право на назначение пенсии в соответствии со статьей 34 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с учетом снижения возраста выхода на пенсию на 3 года.

Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Орловской области назначить и производить выплату пенсии Новиковой Татьяне Николаевне с 23.12.2023.

Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд через Заводской районный суд г. Орла в течение месяца со дня изготовления судом мотивированного текста решения.

Решение в окончательной форме изготовлено 05 июня 2024 г.

Судья В.Н. Настепанин

2-1568/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Новикова Татьяна Николаевна
Ответчики
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Орловской области
Другие
Администрация Орловского муниципального округа Платоновское территориальное управление
Суд
Заводской районный суд г. Орел
Судья
Настепанин Виктор Николаевич
Дело на странице суда
zavodskoy.orl.sudrf.ru
09.04.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
09.04.2024Передача материалов судье
11.04.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.04.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.04.2024Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
14.05.2024Предварительное судебное заседание
29.05.2024Предварительное судебное заседание
29.05.2024Судебное заседание
05.06.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.06.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.06.2024Дело оформлено
29.05.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее