Дело № 12-115/2017
РЕШЕНИЕ
«07» ноября 2017 года с. Корткерос
Судья Корткеросского районного суда Республики Коми Мокрецов В.А., с участием должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор – государственного инспектора ОНДиПР <адрес> ФИО2,
рассмотрев в судебном заседании жалобу врио начальника ОНДиПР Корткеросского района ФИО3 на постановление мирового судьи Корткеросского судебного участка от 20.09.2017 о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 12 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица - председателя правления садоводческого товарищества «Ельник -2» Иванова М.А.,
установил:
постановлением мирового судьи Корткеросского судебного участка Республики Коми от 20.09.2017, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ в отношении должностного лица - председателя правления садоводческого товарищества «Ельник-2» Иванова М.А. прекращено в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.
Врио начальника ОНДПР Корткеросского района УНДиПР ГУ МЧС России по РК ФИО3, не согласившись с указанным постановлением, обратился в суд с жалобой на него. Из доводов жалобы следует, что в связи с участившимися в последнее время на территории РФ крупными пожарами населенных пунктов, подверженных угрозе лесных пожаров, в последствии чего на восстановление последствий чрезвычайной ситуации выделяется большое количество денежных средств, Правительством РФ было принято решение о создании перечня объектов, подверженных угрозе лесных пожаров. Согласно Распоряжения Правительства РК от 14.07.2011 № 270-р СТ «Ельник-2» попало в перечень объектов, подверженных угрозе лесных пожаров, то есть на данном объекте существует непосредственная угроза жизни и здоровья людей, имущества и материальных ценностей от пожаров, обусловленная близостью к лесному массиву. Также в нем прописан ряд мероприятий, который в случае их выполнения может обезопасить объект защиты от лесных пожаров, а именно: 1) разработка и выполнение мероприятий, исключающих возможность переброса огня при лесных и торфяные пожарах на населенные пункты, садоводческие некоммерческие товарищества, здания и сооружения, указанные в Перечне; 2) принятие исчерпывающих мер по обеспечению пожарной безопасности на подведомственных объектах; 3) обеспечение населенных пунктов и садоводческих некоммерческих товариществ системами оповещения населения о пожаре, переносными или передвижными мотопомпами, наружным противопожарным водоснабжением, средствами связи. Размещение в местах общего пользования противопожарного инвентаря и первичных средств пожаротушения.
Так, во исполнение поручения заместителя Председателя Правительства РФ ФИО4, распоряжения Директора департамента надзорной деятельности и профилактической работы от 27.04.2017 № 19-4-1-1682 и исполнения ранее выданного предписания, проведены внеплановые выездные проверки объектов, граничащих с лесными участками, в том числе и территория СТ «Ельник-2», в ходе которой на были выявлены нарушения требований пожарной безопасности, непосредственно влияющие на жизнь, здоровье людей, имущество и материальные ценности, указанные в выданном предписании. СТ «Ельник-2» является самостоятельным юридическим лицом со своим бюджетом и к органу местного самоуправления не относится, а именно в состав СП «Додзь», а в соответствии со ст. 38 ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества. Просит отменить оспариваемое постановление, с принятием по делу нового решения.
В судебном заседании должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении - ФИО2, доводы, изложенные в жалобе, поддержал. Полагает, что юридическое лицо – СТ «Ельник-2» обязано соблюдать требования пожарной безопасности.
Иванов М.А., в отношении которого прекращено производство по административному делу, в судебное заседание не явился, по месту жительства извещен о рассмотрении дела.
Заслушав явившихся в суд лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Часть 12 статьи 19.5 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор.
Объективная сторона данного административного правонарушения состоит в невыполнении в установленный срок законного предписания уполномоченного органа об устранении нарушений законодательства, требования которого не исполнены.
Согласно протоколу ХХХ об административном правонарушении от <дата>, составленному государственным инспектором <адрес> по пожарному надзору ФИО2, председатель садоводческого товарищества «Ельник-2» Иванов М.А. нарушил требования ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ, а именно не выполнил в установленный срок законное предписание государственного пожарного надзора от <дата> ХХХ (пункты 1,2,3,4).
Мировой судья, прекращая производство по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием состава административного правонарушения, указал, что несоблюдение требований СП 4.13130.2013 и СНиП 30-02-97 в силу установленного добровольного порядка их применения, не может порождать наступление ответственности, а возложение на должностное лицо обязанностей по их соблюдению и указание на их нарушение в предписании ХХХ должностным лицом ОНД является недопустимым и в данной части незаконным.
С указанными выводами мирового судьи оснований не согласиться у суда не имеется, в силу следующего.
Из выданного председателю садоводческого товарищества «Ельник-2» предписания ХХХ от <дата> следует, что в ходе внеплановой, выездной проверки, старшим инспектором ОНДПР <адрес> ФИО2 выявлены следующие нарушения требований пожарной безопасности.
противопожарное расстояние от домов и хозяйственных построек садовых, дачных и приусадебных земельных участков до лесных насаждений в лесничествах (лесопарках) менее 30 м., чем нарушены требования с. 4 ФЗ от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 4.14 Свод правил 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно- планировочным и конструктивным решениям»;
тупиковые проезды не обеспечены разворотными площадками размерами не менее 12х12 м (повсеместно), чем нарушены требования ст. 4 ФЗ от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 5.8 СНиП 30-02-97 «Планировка и застройка территорий садоводческих объединений граждан, зданий и сооружений»;
территория садоводческого (дачного) объединения не обеспечена запасом воды для целей пожаротушения в соответствии со ст. 6,63 и 68 ФЗ от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; территория садоводческого (дачного) объединения не обеспечена достаточным количеством противопожарного водоснабжения путем подключения к наружным водопроводным сетям либо путем устройства противопожарных водоемов или резервуаров, чем нарушены требования ст. 4 ФЗ от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 16 Правил противопожарного режима в Российской Федерации», утв. постановлением правительства РФ от 25.04.2012 № 390, п. 8.5 СНиП 30-02-97 «Планировка и застройка территорий садоводческих объединений граждан, зданий и сооружений»;
в проездах территории садоводческого (дачного) объединения не предусмотрено наружное освещение, чем нарушены требования ст. 4 ФЗ от <дата> № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 8.16 СНиП 30-02-97 «Планировка и застройка территорий садоводческих объединений граждан, зданий и сооружений».
В соответствии с положениями ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона.
Согласно положениям чч.1,4 ст. 16.1 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании», федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации не позднее чем за тридцать дней до дня вступления в силу технического регламента утверждается, опубликовывается в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и размещается в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме перечень документов по стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований принятого технического регламента.Применение на добровольной основе стандартов и (или) сводов правил, включенных в указанный в пункте 1 статьи 16.1 перечень документов по стандартизации, является достаточным условием соблюдения требований соответствующих технических регламентов. В случае применения таких стандартов и (или) сводов правил для соблюдения требований технических регламентов оценка соответствия требованиям технических регламентов может осуществляться на основании подтверждения их соответствия таким стандартам и (или) сводам правил. Неприменение таких стандартов и (или) сводов правил не может оцениваться как несоблюдение требований технических регламентов. В этом случае допускается применение предварительных национальных стандартов Российской Федерации, стандартов организаций и (или) иных документов для оценки соответствия требованиям технических регламентов.
Приказом Росстандарта от 30.03.2015 № 365 утвержден перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», в котором поименован СП 53.13330.2011 «СНиП 30-02-97* Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения».
Приказом Росстандарта от 16.04.2014 № 474 утвержден перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», в котором поименован СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям».
Постановлением Правительства РФ от 26.12.2014 № 1521 утвержден перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».
СНиП 30-02-97 «Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения» и СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям», нарушение положений которого вменяется должностному лицу - СТ «Ельник-2» Иванову М.А., в указанный перечень не включены.
Таким образом, учитывая, что СНиП 30-02-97 и СП 4.13130.2013 относятся к документам добровольного применения, содержащего требования пожарной безопасности, в силу положений ч. 4 ст. 16.1 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании», неприменение таких стандартов и (или) сводов правил не может оцениваться как несоблюдение требований технических регламентов и не возлагает обязанностей, безусловных для выполнения.
Изложенное свидетельствует о том, что несоблюдение требований положения п. 4.14 СП 4.13130.2013, п. 5.8, 8.5 и 8.16 СНиП 30-02-97 не являлось обязательным для применения и не порождало, в случае его неисполнения, наступление ответственности для Иванова М.А. по ч. 12 ст. 9.5 КоАп РФ.
Кроме этого, суд обращает внимание на следующее.
СТ «Ельник -2», согласно п. 3 предписания ХХХ от <дата>, обязано обеспечить на территории садоводческого (дачного) объединения запас воды для целей пожаротушения в соответствии со ст. 6,63 и 68 ФЗ от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», и достаточное количество противопожарного водоснабжения путем подключения к наружным водопроводным сетям, либо путем устройства противопожарных водоемов или резервуаров.
В соответствии с п. 16 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме», на территории поселений и городских округов, садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан обеспечивается наличие звуковой сигнализации для оповещения людей при пожаре, телефонной связи, а также запасов воды для целей пожаротушения в соответствии со статьями 6, 63 и 68 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
Статья 68 Федерального закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» устанавливает требования к противопожарному водоснабжению на территориях поселений и городских округов.
При этом, пункт 18 статьи 68 Федерального закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», ранее устанавливающий конкретные требования к противопожарному водоснабжению садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан, согласно которому для обеспечения пожаротушения на указанных территориях общего пользования должны предусматриваться противопожарные водоемы или резервуары вместимостью не менее 25 кубических метров при числе участков до 300 и не менее 60 кубических метров при числе участков более 300 (каждый с площадками для установки пожарной техники, с возможностью забора воды насосами и организацией подъезда не менее 2 пожарных автомобилей), на момент вынесения предписания ХХХ от <дата> и составления протокола об административном правонарушении ХХХ от <дата>, утратил силу.
Иные нормы, содержащие предъявляемые требования к водоснабжению садоводческих некоммерческих объединений граждан, в Федеральном законе от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» отсутствуют.
Также пунктом 4 предписания ХХХ от <дата> предусмотрено несоблюдение п. 8.16 СНиП 30-02-97 «Планировка и застройка территорий садоводческих объединений граждан, зданий и сооружений», а именно в проездах территории садоводческого (дачного) объединения не предусмотрено наружное освещение.
Между тем, п. 8.16 СП 53.13330.2011 Свод правил. Планировка и застройка территорий садоводческих объединений граждан, зданий и сооружений. Актуализированная редакция СНиП 30-02-97, утв. приказом Минрегиона РФ от 30.12.2010 № 849, введенный в действие 20.05.2011, предусматривает, что помещение сторожки должно быть обеспечено телефонной связью или мобильной радиосвязью, позволяющей осуществлять вызов неотложной медицинской помощи, пожарной, милицейской и аварийных служб.
Однако указанные нарушения председателю СТ «Ельник-2» Иванову М.А. не вменялись.
Довод автора жалобы о том, что проверка в СТ «Ельник-2» проведена с целью соблюдения требований пожарной безопасности на объекте, поскольку согласно распоряжения Правительства Республики Коми от 14.07.2011 № 270-р, данное садоводческое товарищество поименовано как объект, подтвержденный угрозе лесных пожаров, необоснован, в силу следующего.
Распоряжением Правительства РК от 14.07.2011 N 270-р утвержден Перечень объектов экономики, организаций, летних оздоровительных учреждений (с массовым пребыванием людей), населенных пунктов, садоводческих некоммерческих товариществ, расположенных на территории Республики Коми и подверженных угрозе лесных пожаров. В данном перечне действительно имеются садоводческие общества, расположенные на территории МО МР «Корткеросский», в том числе «Ельник-2» <адрес>.
Вместе с тем, на момент проверки исполнения предписания 42/1/1 от <дата> и составления протокола об административном правонарушении в отношении председателя СТ «Ельник-2» Иванова М.А., распоряжением правительства Республики Коми от 01.06.2017 № 267-р вышеуказанное распоряжение уже утратило силу (с <дата>).
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о законности вынесенного мировым судьей Корткеросского судебного участка решения от <дата> по делу ХХХ в отношении должностного лица – СТ «Ельник-2» Иванова М.А. и отсутствии оснований для удовлетворения жалобы врио начальника ОНДПР <адрес> УНДиПР ГУ МЧС России по РК ФИО3
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ,
решил:
постановление мирового судьи Корткеросского судебного участка Республики Коми от <дата> по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ, в отношении должностного лица – председателя садоводческого товарищества «Ельник-2» Иванова М.А - оставить без изменения, а жалобу ВрИО начальника ОНДПР <адрес> ФИО3 – без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу немедленно после вынесения. Вступившие в законную силу решение по результатам рассмотрения жалобы может быть обжаловано в порядке ст. 30.12 КоАП РФ.
Судья Мокрецов В.А.