Решение по делу № 2-1935/2024 от 12.02.2024

Дело № 2-1935/2024

24RS0013-01-2024-000707-18

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 июня 2024 года п. Емельяново

Емельяновский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего - судьи Кухтенко Е.С.

при секретаре Бейл А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края к Кустицкому ФИО8, Галузину ФИО9 о возложении обязанности,

У С Т А Н О В И Л:

Министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края обратилось в суд с иском к Кустицкому Ю.В., Галузину О.Е. в котором просило обязать ответчиков Кустицкого Ю.В., Галузина О.Е в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку на земельных участках с кадастровыми номерами: <адрес> провести мероприятия по очистке указанных земельных участков путем транспортировки твердых коммунальных отходов и отходов производства и потребления на санкционированный объект размещения отходов, с документарным представлением в адрес министерства.

Заявленные требования мотивированы тем, что на основании поступившего обращения гр.Ковалевской И. из Енисейского межрегионального управления Росприроднадзора от 08.09.2023 вх. №77-1135ог. В рамках обращения министерством проведено выездное обследование земельных участков с кадастровыми номерами №<адрес>

В ходе проведения 20.09.2023г. выездного обследования без взаимодействия, установлено несанкционированное накопление отходов производства и потребления (тверды коммунальные отходы; растительные отходы, относящиеся к твердым коммунальным отходам; отходы от строительства и ремонта и пр.) на почве земельных участков с кадастровыми номерами №<адрес>

Несанкционированные свалки отходов являются объектами подверженными разрастанию, а также возгоранию. Периметр несанкционированной свалки в случае ее не ликвидации увеличивается в связи с ее заполняемостью. Наличие данных отходов создает угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций, вызванных пожароопасной обстановкой. В случае возгорания отходов производства и потребления (твердые коммунальные отходы, отходы лесопиления, строительные отходы и пр.), и как следствие возникновение пожара, огонь непосредственно пойдет на жилые дома муниципального образования, что представляет собой возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан, а также может повлечь возникновение чрезвычайной ситуации на территории соответствующего муниципального образования.

Вследствие неосуществления мер, направленных на ликвидацию несанкционированной свалки, почве как объекту охраны окружающей среды, на которой расположена такая свалка, будет причинен соответствующий вред, обязанность по ликвидации несанкционированно размещенных отходов должна быть возложена на собственников участков.

Представитель истца – Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом о дате, месте и времени проведения судебного заседания; до судебного заседания представил ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Ответчики Кустицкий Ю.В., Галузин О.Е. в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены в соответствии с требованиями ст.113 ГПКРФ, о причинах неявки суд не уведомили.

Руководствуясь ст.ст. 167, 233 ГПК РФ, суд рассматривает настоящее дело в отсутствие не явившихся сторон, в том числе, ответчиков, в порядке заочного производства.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Указанные положения Конституции РФ конкретизированы в Федеральном законе от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", согласно ч. 1 ст. 11 которого каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

Частью 1 ст. 4 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.

В соответствии со ст. 51 указанного Федерального закона отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещаются сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

Согласно п. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия их на здоровье человека и окружающую среду определены в Федеральном законе от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".

Пунктом 7 статьи 12 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.

Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы (абз. 2, 4, 8 ст. 42 Земельного кодекса РФ).

В соответствии с п.1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.11.2017 N 49 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде" возмещение вреда, причиненного окружающей среде, осуществляется в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ), Земельным кодексом Российской Федерации, Лесным кодексом Российской Федерации (далее - ЛК РФ), Водным кодексом Российской Федерации (далее - ВК РФ), Федеральным законом от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды), иными законами и нормативными правовыми актами об охране окружающей среды и о природопользовании.

При рассмотрении таких споров судам следует учитывать принципы охраны окружающей среды, на которых должна основываться хозяйственная и иная деятельность. К их числу в соответствии со статьей 3 Закона об охране окружающей среды относятся, в частности, платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде, презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности, обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности, допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды, обязательность финансирования юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность, которая приводит или может привести к загрязнению окружающей среды, мер по предотвращению и (или) уменьшению негативного воздействия на окружающую среду, устранению последствий этого воздействия.

В соответствии с п.2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.11.2017 N 49 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде" согласно статье 75 Закона об охране окружающей среды за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность.

Не привлечение лица к административной, уголовной или дисциплинарной ответственности не исключает возможности возложения на него обязанности по возмещению вреда окружающей среде. Равным образом привлечение лица к административной, уголовной или дисциплинарной ответственности не является основанием для освобождения лица от обязанности устранить допущенное нарушение и возместить причиненный им вред.

В соответствии с п.5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.11.2017 N 49 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде" нахождение земельного участка в собственности лица, деятельность которого привела к загрязнению или иной порче земельного участка, само по себе не может служить основанием для освобождения этого лица от обязанности привести земельный участок в первоначальное состояние и возместить вред, причиненный окружающей среде (статья 1064 ГК РФ, пункт 1 статьи 77 Закона об охране окружающей среды).

Согласно ст. 60.1 Лесного кодекса РФ защита лесов осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

В силу ст. 83 Лесного кодекса РФ органам государственной власти субъектов переданы отдельные полномочия в области лесных отношений, в том числе организация использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиты (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов (в том числе создание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях.

Охрана и защита лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

На основании пункта 4 части 1 статьи 83 организация использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиты (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов (в том числе создание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях;

Согласно частям 1 и 2 статьи 53 Лесного кодекса Российской Федерации меры пожарной безопасности в лесах включают в себя: предупреждение лесных пожаров; мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров; разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров; иные меры пожарной безопасности в лесах. Правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Красноярского края от 26.07.2016 N 374-п утверждено Положение о министерстве лесного хозяйства Красноярского края, в соответствии с которым последнее осуществляет закупок работ по сохранению лесов, в том числе работ по охране, защите, воспроизводству лесов, лесоразведению, мероприятий по лесоустройству на землях, находящихся в государственной собственности края, в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Лесным кодексом Российской Федерации в случаях, если осуществление мероприятий по сохранению лесов, мероприятий по лесоустройству не возложено в установленном порядке на краевые государственные бюджетные и автономные учреждения, подведомственные Министерству, или на лиц, использующих леса.

К компетенции Министерства лесного хозяйства Красноярского края относится осуществление охраны лесов (в том числе осуществление мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиты лесов (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства лесов (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов), лесоразведения.

Таким образом, Министерство лесного хозяйства Красноярского края осуществляет функции по охране лесов, в том числе от несанкционированных свалок ТКО.

Согласно ст.56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основании своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Как следует из материалов дела, 20.09.2023 Министерством экологии и рационального природопользования Красноярского края было проведено выездное обследование для осмотра спорной территории.

По результатам выезда установлено, что на обследуемой территории земельного участка с кадастровым номером <адрес> обнаружены локальные навалы отходов производства и потребления (твердые коммунальные отходы; растительные отходы, относящиеся к твердым коммунальным отходам; отходы от строительства и ремонта и пр.).

На обследуемой территории земельного участка с кадастровым номером <адрес> обнаружены локальные навалы отходов производства и потребления (твердые коммунальные отходы; растительные отходы, относящиеся к твердым коммунальным отходам; отходы от строительства и ремонта и пр.).

С помощью GPS/ГЛОНАСС навигатора Garmin GPS Map 64 (сертификат о калибровке № КР023-045-0034336 от 28.03.2023), специалистами Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края проведены замеры географических координат навалов отходов, расположенных на почве земельного участка с кадастровым номером <адрес>

в точках координат: <адрес>°.

Результаты осмотра зафиксированы протоколом от 20.09.2023, содержащим сведения, аналогичные данным, содержащимся в акте осмотра.

К протоколу осмотра составлен план-схема от 20.09.2023, а также фототаблица, содержащая фотоснимки спорной территории.

Таким образом, выявлен факт несанкционированного накопления отходов производства потребления (твердые коммунальные отходы, растительные отходы, относящиеся к твердым коммунальным отходам, отходы от строительства и ремонта и пр.) на почве земельных участков с кадастровыми номерами <адрес> расположенных на территории Емельяновског района Красноярского края (<адрес>

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости, земельный участок с кадастровым номером <адрес> находится в собственности Кустицкого Ю.В., государственная регистрация права № от 05.08.2021, земельный участок с кадастровым номером <адрес> находится в собственности Галузина О.Е., государственная регистрация права № от 22.09.2011., категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: дачное хозяйство.

Таким образом, выявленное в действиях Галузина О.Е., Кустицкого Ю.В. нарушение влечет угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций, вызванных пожароопасной обстановкой. В случае возгорания отходов производства и потребления (твердые коммунальные отходы, отходы лесопиления, строительные отходы и пр.), и как следствие возникновения пожара, огонь непосредственно пойдет на жилые дома муниципального образования, что представляет собой возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан, а также может повлечь возникновение чрезвычайной ситуации на территории соответствующего муниципального образования.

Кроме этого, вследствие неосуществления мер, направленных на ликвидацию несанкционированной свалки, почве как объекту охраны окружающей среды, на которой расположена такая свалка, будет причинен соответствующий вред.

По смыслу положений статьи 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель; соблюдать порядок пользования лесами, водными и другими природными объектами, а также требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.

В целях охраны земель подпунктом 2 пункта 2 статьи 13 Земельного кодекса на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков возложена обязанность проводить мероприятия по защите земель, в том числе от загрязнения отходами производства и потребления.

Поскольку непринятие своевременных и эффективных мер по ликвидации несанкционированных свалок создает ситуацию, при которой почве, как объекту охраны окружающей среды будет причинен соответствующий вред, суд считает разумным заявленный истцом трехмесячный срок выполнения работ по ликвидации несанкционированно размещенных отходов.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 233 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края к Кустицкому ФИО10, Галузину ФИО11 о возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку, удовлетворить.

Обязать Кустицкого ФИО12 <данные изъяты>), зарегистрированного по адресу: <адрес>, в течение 3 (трех) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, ликвидировать несанкционированную свалку на земельном участке с кадастровым номером <адрес> путем транспортировки твердых коммунальных отходов и отходов производства и потребления на санкционированный объект размещения отходов с документарным представлением в адрес министерства.

Обязать Галузина ФИО13 (<данные изъяты>), зарегистрированного по адресу: <адрес> в течение 3 (трех) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, ликвидировать несанкционированную свалку на земельном участке с кадастровым номером <адрес> путем транспортировки твердых коммунальных отходов и отходов производства и потребления на санкционированный объект размещения отходов с документарным представлением в адрес министерства.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.

Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Емельяновский районный суд в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Председательствующий Е.С. Кухтенко

Мотивированное решение изготовлено 27.06.2024 года.

Дело № 2-1935/2024

24RS0013-01-2024-000707-18

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 июня 2024 года п. Емельяново

Емельяновский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего - судьи Кухтенко Е.С.

при секретаре Бейл А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края к Кустицкому ФИО8, Галузину ФИО9 о возложении обязанности,

У С Т А Н О В И Л:

Министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края обратилось в суд с иском к Кустицкому Ю.В., Галузину О.Е. в котором просило обязать ответчиков Кустицкого Ю.В., Галузина О.Е в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку на земельных участках с кадастровыми номерами: <адрес> провести мероприятия по очистке указанных земельных участков путем транспортировки твердых коммунальных отходов и отходов производства и потребления на санкционированный объект размещения отходов, с документарным представлением в адрес министерства.

Заявленные требования мотивированы тем, что на основании поступившего обращения гр.Ковалевской И. из Енисейского межрегионального управления Росприроднадзора от 08.09.2023 вх. №77-1135ог. В рамках обращения министерством проведено выездное обследование земельных участков с кадастровыми номерами №<адрес>

В ходе проведения 20.09.2023г. выездного обследования без взаимодействия, установлено несанкционированное накопление отходов производства и потребления (тверды коммунальные отходы; растительные отходы, относящиеся к твердым коммунальным отходам; отходы от строительства и ремонта и пр.) на почве земельных участков с кадастровыми номерами №<адрес>

Несанкционированные свалки отходов являются объектами подверженными разрастанию, а также возгоранию. Периметр несанкционированной свалки в случае ее не ликвидации увеличивается в связи с ее заполняемостью. Наличие данных отходов создает угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций, вызванных пожароопасной обстановкой. В случае возгорания отходов производства и потребления (твердые коммунальные отходы, отходы лесопиления, строительные отходы и пр.), и как следствие возникновение пожара, огонь непосредственно пойдет на жилые дома муниципального образования, что представляет собой возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан, а также может повлечь возникновение чрезвычайной ситуации на территории соответствующего муниципального образования.

Вследствие неосуществления мер, направленных на ликвидацию несанкционированной свалки, почве как объекту охраны окружающей среды, на которой расположена такая свалка, будет причинен соответствующий вред, обязанность по ликвидации несанкционированно размещенных отходов должна быть возложена на собственников участков.

Представитель истца – Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом о дате, месте и времени проведения судебного заседания; до судебного заседания представил ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Ответчики Кустицкий Ю.В., Галузин О.Е. в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены в соответствии с требованиями ст.113 ГПКРФ, о причинах неявки суд не уведомили.

Руководствуясь ст.ст. 167, 233 ГПК РФ, суд рассматривает настоящее дело в отсутствие не явившихся сторон, в том числе, ответчиков, в порядке заочного производства.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Указанные положения Конституции РФ конкретизированы в Федеральном законе от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", согласно ч. 1 ст. 11 которого каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

Частью 1 ст. 4 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.

В соответствии со ст. 51 указанного Федерального закона отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещаются сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

Согласно п. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия их на здоровье человека и окружающую среду определены в Федеральном законе от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".

Пунктом 7 статьи 12 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.

Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы (абз. 2, 4, 8 ст. 42 Земельного кодекса РФ).

В соответствии с п.1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.11.2017 N 49 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде" возмещение вреда, причиненного окружающей среде, осуществляется в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ), Земельным кодексом Российской Федерации, Лесным кодексом Российской Федерации (далее - ЛК РФ), Водным кодексом Российской Федерации (далее - ВК РФ), Федеральным законом от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды), иными законами и нормативными правовыми актами об охране окружающей среды и о природопользовании.

При рассмотрении таких споров судам следует учитывать принципы охраны окружающей среды, на которых должна основываться хозяйственная и иная деятельность. К их числу в соответствии со статьей 3 Закона об охране окружающей среды относятся, в частности, платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде, презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности, обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности, допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды, обязательность финансирования юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность, которая приводит или может привести к загрязнению окружающей среды, мер по предотвращению и (или) уменьшению негативного воздействия на окружающую среду, устранению последствий этого воздействия.

В соответствии с п.2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.11.2017 N 49 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде" согласно статье 75 Закона об охране окружающей среды за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность.

Не привлечение лица к административной, уголовной или дисциплинарной ответственности не исключает возможности возложения на него обязанности по возмещению вреда окружающей среде. Равным образом привлечение лица к административной, уголовной или дисциплинарной ответственности не является основанием для освобождения лица от обязанности устранить допущенное нарушение и возместить причиненный им вред.

В соответствии с п.5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.11.2017 N 49 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде" нахождение земельного участка в собственности лица, деятельность которого привела к загрязнению или иной порче земельного участка, само по себе не может служить основанием для освобождения этого лица от обязанности привести земельный участок в первоначальное состояние и возместить вред, причиненный окружающей среде (статья 1064 ГК РФ, пункт 1 статьи 77 Закона об охране окружающей среды).

Согласно ст. 60.1 Лесного кодекса РФ защита лесов осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

В силу ст. 83 Лесного кодекса РФ органам государственной власти субъектов переданы отдельные полномочия в области лесных отношений, в том числе организация использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиты (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов (в том числе создание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях.

Охрана и защита лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

На основании пункта 4 части 1 статьи 83 организация использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиты (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов (в том числе создание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях;

Согласно частям 1 и 2 статьи 53 Лесного кодекса Российской Федерации меры пожарной безопасности в лесах включают в себя: предупреждение лесных пожаров; мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров; разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров; иные меры пожарной безопасности в лесах. Правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Красноярского края от 26.07.2016 N 374-п утверждено Положение о министерстве лесного хозяйства Красноярского края, в соответствии с которым последнее осуществляет закупок работ по сохранению лесов, в том числе работ по охране, защите, воспроизводству лесов, лесоразведению, мероприятий по лесоустройству на землях, находящихся в государственной собственности края, в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Лесным кодексом Российской Федерации в случаях, если осуществление мероприятий по сохранению лесов, мероприятий по лесоустройству не возложено в установленном порядке на краевые государственные бюджетные и автономные учреждения, подведомственные Министерству, или на лиц, использующих леса.

К компетенции Министерства лесного хозяйства Красноярского края относится осуществление охраны лесов (в том числе осуществление мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиты лесов (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства лесов (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов), лесоразведения.

Таким образом, Министерство лесного хозяйства Красноярского края осуществляет функции по охране лесов, в том числе от несанкционированных свалок ТКО.

Согласно ст.56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основании своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Как следует из материалов дела, 20.09.2023 Министерством экологии и рационального природопользования Красноярского края было проведено выездное обследование для осмотра спорной территории.

По результатам выезда установлено, что на обследуемой территории земельного участка с кадастровым номером <адрес> обнаружены локальные навалы отходов производства и потребления (твердые коммунальные отходы; растительные отходы, относящиеся к твердым коммунальным отходам; отходы от строительства и ремонта и пр.).

На обследуемой территории земельного участка с кадастровым номером <адрес> обнаружены локальные навалы отходов производства и потребления (твердые коммунальные отходы; растительные отходы, относящиеся к твердым коммунальным отходам; отходы от строительства и ремонта и пр.).

С помощью GPS/ГЛОНАСС навигатора Garmin GPS Map 64 (сертификат о калибровке № КР023-045-0034336 от 28.03.2023), специалистами Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края проведены замеры географических координат навалов отходов, расположенных на почве земельного участка с кадастровым номером <адрес>

в точках координат: <адрес>°.

Результаты осмотра зафиксированы протоколом от 20.09.2023, содержащим сведения, аналогичные данным, содержащимся в акте осмотра.

К протоколу осмотра составлен план-схема от 20.09.2023, а также фототаблица, содержащая фотоснимки спорной территории.

Таким образом, выявлен факт несанкционированного накопления отходов производства потребления (твердые коммунальные отходы, растительные отходы, относящиеся к твердым коммунальным отходам, отходы от строительства и ремонта и пр.) на почве земельных участков с кадастровыми номерами <адрес> расположенных на территории Емельяновског района Красноярского края (<адрес>

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости, земельный участок с кадастровым номером <адрес> находится в собственности Кустицкого Ю.В., государственная регистрация права № от 05.08.2021, земельный участок с кадастровым номером <адрес> находится в собственности Галузина О.Е., государственная регистрация права № от 22.09.2011., категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: дачное хозяйство.

Таким образом, выявленное в действиях Галузина О.Е., Кустицкого Ю.В. нарушение влечет угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций, вызванных пожароопасной обстановкой. В случае возгорания отходов производства и потребления (твердые коммунальные отходы, отходы лесопиления, строительные отходы и пр.), и как следствие возникновения пожара, огонь непосредственно пойдет на жилые дома муниципального образования, что представляет собой возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан, а также может повлечь возникновение чрезвычайной ситуации на территории соответствующего муниципального образования.

Кроме этого, вследствие неосуществления мер, направленных на ликвидацию несанкционированной свалки, почве как объекту охраны окружающей среды, на которой расположена такая свалка, будет причинен соответствующий вред.

По смыслу положений статьи 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель; соблюдать порядок пользования лесами, водными и другими природными объектами, а также требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.

В целях охраны земель подпунктом 2 пункта 2 статьи 13 Земельного кодекса на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков возложена обязанность проводить мероприятия по защите земель, в том числе от загрязнения отходами производства и потребления.

Поскольку непринятие своевременных и эффективных мер по ликвидации несанкционированных свалок создает ситуацию, при которой почве, как объекту охраны окружающей среды будет причинен соответствующий вред, суд считает разумным заявленный истцом трехмесячный срок выполнения работ по ликвидации несанкционированно размещенных отходов.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 233 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края к Кустицкому ФИО10, Галузину ФИО11 о возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку, удовлетворить.

Обязать Кустицкого ФИО12 <данные изъяты>), зарегистрированного по адресу: <адрес>, в течение 3 (трех) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, ликвидировать несанкционированную свалку на земельном участке с кадастровым номером <адрес> путем транспортировки твердых коммунальных отходов и отходов производства и потребления на санкционированный объект размещения отходов с документарным представлением в адрес министерства.

Обязать Галузина ФИО13 (<данные изъяты>), зарегистрированного по адресу: <адрес> в течение 3 (трех) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, ликвидировать несанкционированную свалку на земельном участке с кадастровым номером <адрес> путем транспортировки твердых коммунальных отходов и отходов производства и потребления на санкционированный объект размещения отходов с документарным представлением в адрес министерства.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.

Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Емельяновский районный суд в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Председательствующий Е.С. Кухтенко

Мотивированное решение изготовлено 27.06.2024 года.

2-1935/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края
Ответчики
Галузин Олег Егорович
КУСТИЦКИЙ ЮРИЙ ВИКТОРОВИЧ
Другие
Гуменюк Юлия Анатольевна
Суд
Емельяновский районный суд Красноярского края
Судья
Кухтенко Елена Сергеевна
Дело на странице суда
emel.krk.sudrf.ru
12.02.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.02.2024Передача материалов судье
13.02.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
13.02.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.02.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.06.2024Судебное заседание
27.06.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.07.2024Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
03.07.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.07.2024Копия заочного решения возвратилась невручённой
23.07.2024Регистрация заявления об отмене заочного решения
28.10.2024Рассмотрение заявления об отмене заочного решения
05.11.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
20.06.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее