Дело № 2а-103/2020
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
5 октября 2020 года город Билибино
Билибинский районный суд Чукотского автономного округа в составе:
председательствующего судьи Скороходовой Е.Ю.,
при секретаре судебного заседания Савченко О.Ю.,
с участием административного ответчика Петрова А.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Чукотскому автономному округу к Петрову Александру Валерьевичу о взыскании обязательных платежей с налогоплательщика,
установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 2 по Чукотскому автономному округу обратилась в Билибинский районный суд с административным иском к Петрову Александру Валерьевичу о взыскании задолженности по обязательным платежам в размере 3 298 руб. 16 коп., в том числе задолженности по транспортному налогу в размере 3 094 руб. 00 коп.; пени за несвоевременную уплату транспортного налога в размере 204 руб. 16 коп.
В обоснование административного иска указано, что Петров А.В. состоит на учете в Межрайонной ИФНС России № 2 по Чукотскому АО, ему присвоен идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) №.
В соответствии со ст.357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст.358 НК РФ.
Согласно сведениям, представленным в Межрайонную ИФНС России № по Чукотскому АО, органом уполномоченным в области государственной регистрации транспортных средств, за Петровым А.В. зарегистрированы следующие транспортные средства: <данные изъяты>, регистрационный знак № дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ; грузовой автомобиль <данные изъяты> регистрационный знак №, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ.
С учетом вышеизложенных норм законодательства о налогах и сборах и сведений, имеющихся у налогового органа, Петров А.В. признается налогоплательщиком транспортного налога.
Согласно ст.360 НК РФ налоговым периодом по транспортному налогу признается календарный год.
Пунктами 1 и 3 ст.363 НК РФ установлено, что уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками по месту нахождения транспортных средств, в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов РФ, налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, оплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
Налоговым органом произведен расчет и доначисление транспортного налога:
- за 12 месяцев 2016 года: <данные изъяты>, регистрационный знак № в сумме 375 руб. 00 коп., грузовой автомобиль <данные изъяты>, регистрационный знак № в сумме 319 руб. 00 коп.;
- за 12 месяцев 2017 года: <данные изъяты>, регистрационный знак № в сумме 375 руб. 00 коп., грузовой автомобиль <данные изъяты>, регистрационный знак № в сумме 425 руб. 00 коп.;
- за 12 месяцев 2018 года: <данные изъяты> регистрационный знак № в сумме 375 руб. 00 коп., грузовой автомобиль <данные изъяты> регистрационный знак № в сумме 425 руб. 00 коп.
В соответствии с требованиями закона Межрайонная ИФНС № 2 по Чукотскому АО 25 июля 2017 года направила Петрову А.В. налоговое уведомление № 35777504 посредством функции массовой рассылки и налоговые уведомления № 50125848 от 21.08.2018 и № 67345858 от 22.08.2019 через личный кабинет налогоплательщика.
На основании Закона РФ от 09.12.1991 № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» в части установления для физических лиц единого срока уплаты земельного и транспортного налогов, а также налога на имущество физических лиц, срок уплаты налога – не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налогоплательщиком в срок, установленный Законом, сумма задолженности не уплачена.
Налоговым органом произведен расчет и начисление пени за просрочку уплаты транспортного налога в размере 204 руб. 16 коп.
Инспекция через личный кабинет налогоплательщика направила Требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа № 283 от 20.02.2018, № 115 от 23.01.2019, № 3894 от 10.07.2019, № 6179 от 21.11.2019, № 8684 от 29.11.2019, № 9403 от 25.12.2019.
Таким образом, налоговый орган выполнил досудебный порядок взыскания с налогоплательщика недоимки по транспортному налогу.
По состоянию на 15 июля 2020 года задолженность не погашена и составляет 3 298 руб., из них по транспортному налогу - 3 094 руб.00коп., по пени за несвоевременную уплату транспортного налога - 204 руб. 16 коп.
Межрайонная ИФНС России № 2 по Чукотскому АО 13.05.2020 года обратилась в судебный участок мирового судьи Билибинского района с заявлением о вынесении судебного приказа в отношении Петрова А.В.
18 июня 2020 года мировым судьей судебного участка Билибинского района вынесено определение об отмене судебного приказа от 04.06.2020 о взыскании с Петрова А.В. задолженности по транспортному налогу.
На основании вышеизложенного Межрайонная ИФНС России № 2 по Чукотскому АО просит взыскать с Петрова А.В. задолженность по транспортному налогу в размере 3 094 руб. 00 коп.; пени за несвоевременную уплату транспортного в размере 204 руб. 16 коп.
Представитель административного истца в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания уведомлен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил.
Административный ответчик Петров А.В. в судебном заседании возражал против административного искового заявления, пояснил, что не согласен с требованиями, так как он является Ветераном боевых действий, инвалидом, относится к категории малоимущих граждан, в связи с чем просит отказать в удовлетворении требований.
Исследовав и оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Статья 57 Конституции РФ предусматривает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно ст. 356 НК РФ транспортный налог устанавливается Налоговым Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с Налоговым Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Согласно п.1 ст. 357 НК РФ налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст.358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Таким образом, положения ст.357 НК РФ, связывают наличие обязанности по уплате транспортного налога с фактом регистрации транспортного средства на конкретное лицо. Иных оснований для освобождения от обязанности по уплате транспортного налога, кроме снятия транспортного средства с регистрационного учета, угона транспортного средства, либо возникновения права на налоговую льготу действующее налоговое законодательство не предусматривает.
В п.1 ст.358 НК РФ определено, что объектом налогообложения признаются в том числе автомобили.
В соответствии с п.1 ст.362 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате физическими лицами, определяется налоговыми органами на основании представленных регистрирующими органами сведений о транспортных средствах, а также о лицах, на которых зарегистрированы транспортные средства.
Судом установлено, что регистрирующим органом в налоговый орган представлены сведения о зарегистрированных на Петрова А.В. транспортных средствах: <данные изъяты> (л.д. 22).
На основании представленных сведений налоговым органом произведен расчет суммы транспортного налога, подлежащего уплате по указанным транспортным средствам за 2016-2018 годы в размере 3 094 руб.
В соответствии с п.1 ст.363 НК РФ транспортный налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Таким образом, срок уплаты транспортного налога за 2016 год – 1 декабря 2017 года, за 2017 год – 1 декабря 2018 года, за 2018 год – 1 декабря 2019 года.
Налоговым органом Петрову А.В. были направлены налоговые уведомления от 25.07.2017 № 35777504 на уплату транспортного налога за 2016 год на сумму 694 руб. 00 коп., от 21.08.2018 № 50125848 на уплату транспортного налога за 2017 год на сумму 800 руб. 00 коп., от 22.08.2019 № 67345858 на уплату транспортного налога за 2018 год на сумму 1 600 руб. (л.д. 25-26, 27-28, 29, 30-31, 32).
Суммы указанных налогов в установленный срок административным ответчиком не уплачены.
Таким образом, материалами дела подтверждается наличие у Петрова А.В. задолженности по транспортному налогу за 2016-2018гг. в размере 3 094 руб. 00 коп.
Согласно абз.3 п.1 ст.45 НК РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В соответствии со ст.75 НК РФ административному ответчику начислена пеня в размере 204 руб. 16 коп., и ему через личный кабинет налогоплательщика направлены требования № 283 от 20.02.2018г. со сроком оплаты до 26.03.2018г., № 115 от 23.01.2019 со сроком оплаты до 14.02.2019г., № 3894 от 10.07.2019г. со сроком оплаты до 25.10.2019г., № 6179 от 21.11.2019г. со сроком оплаты до 13.12.2019г., № 8684 от 29.11.2019г. со сроком оплаты до 23.12.2019г. и № 9403 от 2512.2019г. со сроком оплаты до 28.01.2020г. (л.д.34, 37,40, 45, 51, 55, 58).
В установленные сроки административным ответчиком задолженность не уплачена.
В силу п.3 ст.48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее 6 месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Из материалов дела следует, что определение об отмене судебного приказа от 04 июня 2020 года вынесено мировым судьей судебного участка Билибинского района Чукотского АО 18 июня 2020 года (л.д. 20).
Учитывая изложенное, настоящее административное исковое заявление подано в суд налоговым органом 15 июля 2020 года, то есть в пределах установленного законом шестимесячного срока. Следовательно, срок обращения в суд с заявлением о взыскании задолженности по налогам и пени налоговым органом в данном случае соблюден.
Судом проверен расчет задолженности административного ответчика за 2017-2018гг., и суд находит его верным. Расчет задолженности административного ответчика по транспортному налогу за 2018 год приведенный в административном исковом заявлении, суд находит неверным, но принимает во внимание верность расчета задолженности за 2018 год в налоговом уведомлении № 67345858 от 22.08.2019г. (л.д.27).
Возражения административного ответчика Петрова А.В., указавшего в судебном заседании, что он должен быть освобожден от уплаты транспортного налога за спорный период как Ветеран боевых действий, инвалид и лицо, признанное малоимущим, суд находит несостоятельными в связи со следующим.Согласно ст.14 НК РФ транспортный налог является региональным налогом, который, исходя из ч.ч.1 и 2 ст.356 НК РФ, устанавливается настоящим кодексом и законами субъектов Российской Федерации о транспортном налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим кодексом законами субъектов Российской Федерации о транспортном налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Устанавливая транспортный налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных главой 28 НК РФ.
В соответствии с абз.3 ст.356 НК РФ при установлении транспортного налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
На территории Чукотского автономного округа транспортный налог, в том числе налоговые ставки, налоговые льготы, порядок и сроки уплаты данного налога в спорный период устанавливались Законом Чукотского автономного округа от 18.05.2015 № 47-ОЗ «О некоторых вопросах налогового регулирования в Чукотском автономном округе».
Согласно указанному закону налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком на территории Чукотского АО в спорный период не были предусмотрены.
Законом Чукотского автономного округа от 04.06.2019 № 60 ОЗ «О внесении изменений в статью 4 закона Чукотского Автономного Округа «О некоторых вопросах налогового регулирования в Чукотском автономном округе» внесены изменения в ст.4 названного закона, где указаны отдельные категории граждан, которые освобождаются от уплаты транспортного налога в отношении находящегося в собственности одного транспортного средства.
Вместе с тем указанные изменения внесены в закон по прошествии спорных налоговых периодов, в отношении которых административным истцом заявлены исковые требования.
В соответствии с п.4 ст.5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.
В силу п.3. ст.10 Закона Чукотского автономного округа от 18 мая 2015 года № 47-ОЗ «О некоторых вопросах налогового регулирования в Чукотском автономном округе» статья 4 настоящего Закона вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования и не ранее первого числа очередного налогового периода по соответствующим налогам.
Учитывая, что указанной норме закона не придано обратной силы, суд не вправе применять указанную норму к правоотношениям, возникшим до ее вступления в законную силу.
Ссылки ответчика на нормы Федеральных законов не могут быть приняты во внимание, поскольку, как указано выше, налоговые льготы для налогоплательщиков на транспортный налог определяются законодательными органами субъектов Российской Федерации.
Кроме того, ни одна из указанных в судебном заседании административным ответчиком правовых норм не предусматривает освобождение от уплаты транспортного налога в спорный период времени, по основаниям, указанным ответчиком.
Довод административного ответчика об отсутствии у него обязанности оплачивать транспортный налог на основании того, что принадлежащие ему транспортные средства имеют мощность двигателей менее 100 лошадиных сил, не основан на законе.
Действительно, согласно подп.2 п. 2 ст.358 НК РФ не являются объектом налогообложения автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами, а также автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 74,55 кВт), полученные (приобретенные) через органы социальной защиты населения в установленном законом порядке.
Из указанной нормы следует, что в целях освобождения от налогообложения транспортным налогом выделено две самостоятельные группы, для каждой из которых установлены свои условия освобождения от транспортного налога: 1) специально оборудованные для использования инвалидами, 2) полученные через органы социальной защиты населения и имеющие мощность до 100 л.с. (до 73,55).
Между тем доказательств того, что спорные транспортные средства специально оборудованы для использования инвалидами и получены административным ответчиком через органы социальной защиты населения, в судебное заседание не представлено.
Факт того, что одно из транспортных средств выбыло из владения административного ответчика, поскольку, как утверждает последний, он передал его в пользование другому лицу, не освобождает собственника транспортного средства от уплаты транспортного налога на зарегистрированное на его имя транспортное средство.
Утверждение ответчика о нарушении его прав при начислении транспортного налога на транспортное средство – автомобиль марки <данные изъяты> по ставкам транспортного налога, установленным в Чукотском автономном округе, в связи с тем, что указанное транспортное средство находится на территории Хабаровского края, в котором ставки транспортного налога ниже, в связи с чем он обязан оплачивать транспортный налог в меньшем размере, нежели установленном МИ ФНС № 2 по Чукотскому автономному округу, суд признает несоответствующим фактическим обстоятельствам.
Величина ставок транспортного налога в Хабаровском крае определяется Законом Хабаровского края от 10 ноября 2005 года № 308 «О региональных налогах и налоговых льготах в Хабаровском крае», из которого следует, что ставка транспортного налога, установленная для владельцев транспортного средства - легкового автомобиля с мощностью двигателя до 100 л.с. включительно, составляла в 2016 году - 11, в 2017 – 12, в 2018 – 12, в то время как Законом Чукотского автономного округа от 18.05.2015 № 47-ОЗ установлены следующие ставки транспортного налога: в 2016 году - 5, в 2017 – 5, в 2018 – 10, что свидетельствует о том, что ответчику начислялся транспортный налог за спорный период в меньшем размере, нежели он был бы обязан его уплачивать на территории Хабаровского края.
Ссылка на абз.3 ст. 356 НК РФ, как на основание для освобождения ответчика от уплаты транспортного налога, не основана на законе.
В соответствии с абз.3 ст. 356 НК РФ при установлении транспортного налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 21.03.1997 № 5-П и от 28.03.2000 № 5-П, освобождение от уплаты налогов по своей природе - льгота, которая является исключением из вытекающих из Конституции Российской Федерации (статьи 19 и 57) принципов всеобщности и равенства налогообложения, в силу которых каждый обязан платить законно установленный налог с соответствующего объекта налогообложения. Льготы всегда носят адресный характер, и их установление относится к исключительной прерогативе законодателя. Именно законодатель вправе определять (сужать или расширять) круг лиц, на которых распространяются налоговые льготы.
Устанавливая на своей территории транспортный налог, законодательный орган субъекта Российской Федерации вправе предусмотреть налоговые льготы для определенной категории граждан, однако это не является его обязанностью.
При этом, как следует из вышеуказанного Закона Чукотского автономного округа от 18.05.2015 № 47-ОЗ «О некоторых вопросах налогового регулирования в Чукотском автономном округе», льготы по транспортному налогу для лиц, имеющих право на получение социальной поддержки в соответствии с данным федеральным законом, в период 2016-2018 годы не предусматривались.
Также является несостоятельной ссылка административного ответчика на ст.407 НК РФ, поскольку в соответствии с указанной статьей налоговая льгота предоставляется в отношении таких видов объектов налогообложения как: квартира, часть квартиры или комната; жилой дом или часть жилого дома; помещение или сооружение; хозяйственное строение или сооружение, гараж или машино-место, в то время как административный истец просит взыскать с ответчика неуплаченный им транспортный налог.
На основании изложенного суд приходит к выводу об удовлетворении административных исковых требований в полном объеме.
Согласно ч.1 ст.111 КАС РФ по делам о взыскании обязательных платежей и санкций судебные расходы распределяются между сторонами пропорционально удовлетворенным требованиям.
В соответствии с подп.19 п.1 ст.333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве судами общей юрисдикции, мировыми судьями, освобождаются: государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).
В силу положений ст.103 КАС РФ, пп.1 п.1 ст.333.19 НК РФ по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, государственная пошлина уплачивается при подаче искового заявления имущественного характера, административного искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, при цене иска до 20 000 рублей - 4 процента от цены иска, но не менее 400 рублей.
Поскольку судом удовлетворяется административный иск в полном объеме, а при подаче административного иска административный истец был освобожден от уплаты государственной пошлины, то в силу ст.114 КАС РФ, с ответчика в доход муниципального образования Билибинский муниципальный район в размере 400 рублей.
Оснований, предусмотренных ст.104 КАС РФ и ст.333.36 НК РФ, для освобождения административного ответчика от уплаты госпошлины в материалах дела не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.175-180 КАС РФ, суд
решил:
Исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Чукотскому автономному округу к Петрову Александру Валерьевичу о взыскании обязательных платежей с налогоплательщика – удовлетворить.
Взыскать с Петрова Александра Валерьевича в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Чукотскому автономному округу задолженности по обязательным платежам:
- задолженность по транспортному налогу за 2016 год в размере 694 руб. 00 коп.;
- задолженность по транспортному налогу за 2017 год в размере 800 руб. 00 коп.;
- задолженность по транспортному налогу за 2018 год в размере 1600 руб. 00 коп.;
- пени за несвоевременную уплату транспортного налога за 2016, 2017, 2018 г.г. в размере 204 руб. 16 коп.
Взыскать с Петрова Александра Валерьевича в доход муниципального образования Билибинский муниципальный район в размере 400 руб. 00 коп.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд Чукотского автономного округа путем подачи апелляционной жалобы через Билибинский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Е.Ю. Скороходова