УИД 59RS0040-01-2024-000049-74
Дело № 33-5939/2024
номер дела в суде первой инстанции № 2-258/2024
Судья Клячина О.Н.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Пермь 30.05.2024
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Казакова М.В.,
судей Букатиной Ю.П., Мухтаровой И.А.
при ведении протокола помощником судьи Рожковой Ю.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Мерзлякова Сергея Трифоновича на решение Чайковского городского суда Пермского края от 29.02.2024 по гражданскому делу № 2-258/2024 по иску Мерзлякова Сергея Трифоновича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю о включении в страховой стаж периода работы и прохождения военной службы по контракту, назначении страховой пенсии по старости.
Заслушав доклад судьи Казакова М.В., судебная коллегия
установила:
Мерзляков С.Т. (далее истец) обратился с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю (далее ответчик, ОСФР по Пермскому краю) о включении в страховой стаж периода работы в должности водителя в частном малом предприятии «Нурамик-Стиль» (далее ЧМП «Нурамик-Стиль») и периода прохождения военной службы по контракту, а также назначении страховой пенсии по старости на основании части 1.2 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях». В обоснование требований указано, что 08.12.2023 истец обратился к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии по старости по указанному выше основанию с 08.12.2023. Решением от 21.12.2023 № ** истцу отказано в назначении страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого страхового стажа 42 года. В страховой стаж не были включены период работы в ЧМП «Нурамик-Стиль» с 01.04.1993 по 16.06.1994 (01 год 02 месяца 16 дней) в связи с тем, что в указанный период не начислялись и не выплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации;, а также период службы по контракту с 14.07.1994 по 27.08.2001 (07 лет 01 месяц 14 дней) в связи с тем, что включение указанного периода в страховой стаж в целях определения права на страховую пенсию по старости по указанному истцом основанию не предусмотрено. По мнению истца, данное решение ответчика от 21.12.2023 противоречит положениям статьи 39 Конституции Российской Федерации, пункта 1 статьи 10 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», статей 8 и 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», пункта 1 части 1 статьи 12 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», статей 1 и 2 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей».
Решением Чайковского городского суда Пермского края от 29.02.2024 исковые требования истца удовлетворены частично, на ответчика возложена обязанность включить в страховой стаж Мерзлякова С.Т период его работы в ЧМП «Нурамик-Стиль» с 01.04.1993 по 16.06.1994. В удовлетворении иска в части включения в страховой стаж периода военной службы по контракту и назначения страховой пенсии по старости отказано.
Истец Мерзляков С.Т. обратился с апелляционной жалобой на решение суда, которое просит отменить в части, в которой истцу отказано в удовлетворении исковых требований, принять новое решение об удовлетворении иска в полном объеме. В обоснование жалобы указано, что судом неверно применены положения законодательства. В страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 Федерального закона «О страховых пенсиях», засчитывается период прохождения военной службы, а также другой, приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12.02.1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации и их семей», в связи с чем у суда отсутствовали основания для отказа в удовлетворении требований о включении в страховой стаж периода военной службы истца по контракту и, как следствие, отсутствовали основания для отказа в назначении страховой пенсии по старости с 08.12.2023. Отсутствие в законе прямого указания на то, что нахождение на военной службе в добровольном порядке должно быть включено в страховой стаж не может являться основанием для исключения спорного периода из подсчета страхового стажа истца, дающего ему право на назначение пенсии досрочно.
Возражений на апелляционную жалобу не поступило.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, не явились.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в соответствии с положениями части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее Федеральный закон «О страховых пенсиях»).
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины).
В соответствии с частью 1.2 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» лицам, имеющим страховой стаж не менее 42 и 37 лет (соответственно мужчины и женщины), страховая пенсия по старости может назначаться на 24 месяца ранее достижения возраста, предусмотренного частями 1 и 1.1 настоящей статьи, но не ранее достижения возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины).
Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона «О страховых пенсиях» при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 11 указанного Федерального закона в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 указанного Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись или уплачивались страховые взносы в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации.
Положениями части 9 статьи 13 Федерального закона «О страховых пенсиях» предусмотрено, что при исчислении страхового стажа лиц, указанных в части 1.2 статьи 8 настоящего Федерального закона, в целях определения их права на страховую пенсию по старости в страховой стаж включаются (засчитываются) периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные частью 1 статьи 11 настоящего Федерального закона, а также периоды, предусмотренные пунктами 1 (периоды прохождения военной службы по призыву, периоды участия в специальной военной операции в период прохождения военной службы), 2 и 12 (периоды участия в специальной военной операции) части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона. При этом указанные периоды включаются (засчитываются) без применения положений части 8 настоящей статьи. Периоды участия в специальной военной операции в период прохождения военной службы, в период пребывания в добровольческом формировании исчисляются с применением положений части 10 настоящей статьи.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 12 указанного выше Федерального закона в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 настоящего Федерального закона, засчитывается период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» (далее Закон Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1).
В соответствии с пунктом «а» части 1 статьи 1 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1 условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения, предусмотренные настоящим Законом, распространяются на лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах Российской Федерации и Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Федеральной пограничной службе и органах пограничной службы Российской Федерации, во внутренних и железнодорожных войсках, в войсках национальной гвардии Российской Федерации, федеральных органах правительственной связи и информации, войсках гражданской обороны, органах федеральной службы безопасности (контрразведки) и пограничных войсках, органах внешней разведки, органах военной прокуратуры, военных следственных органах Следственного комитета Российской Федерации, органах государственной охраны, федеральном органе исполнительной власти в сфере мобилизационной подготовки и мобилизации, других воинских формированиях Российской Федерации, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, и семьи этих лиц (за исключением лиц, указанных в пункте «б» настоящей статьи, и их семей).
Из материалов дела следует, что Мерзляков С.Т., дата рождения обратился в ОСФР по Пермскому краю 08.12.2023 с заявлением о назначении страховой пенсии по старости на основании части 1.2 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях».
Решением от 21.12.2023 № ** Мерзлякову С.Т. отказано в назначении страховой пенсии по старости по указанному основанию в связи с отсутствием требуемого страхового стажа.
На основании решения от 21.12.2023 в целях определения права на страховую пенсию по старости в страховой стаж истца включены периоды общей продолжительностью 35 лет 01 месяц 10 дней:
- с 14.08.1979 по 23.04.1980 (08 месяцев 10 дней) - работа на Чайковском опытном заводе технологического оборудования;
- с 10.05.1980 по 23.06.1982 (02 года 01 месяц 14 дней) - служба по призыву;
- с 10.08.1982 по 13.10.1992 (10 лет 02 месяца 04 дня) - работа на Чайковском опытном заводе;
- с 15.10.1992 по 25.01.1993 (03 месяца 11 дней), с 15.02.1993 по 31.03.1993 (01 месяц 17 дней) - работа в ЧМП «Нурамик-Стиль;
- с 28.08.2001 по 17.11.2020 (19 лет 02 месяца 15 дней) с учетом отпуска без сохранения заработной платы в 2003 году) - работа в публичном акционерном обществе «ГазпромСпецГазАвтоТранс»;
- с 10.06.2021 по 08.12.2023 (02 года 05 месяцев 29 дней по день, предшествующий дню обращения за назначением страховой пенсии по старости) - работа в МКУ «Жилкомэнергосервис».
В страховой стаж истца не включены периоды:
- работы в ЧМП «Нурамик-Стиль» с 01.04.1993 по 16.06.1994 (01 год 02 месяца 16 дней) в связи с тем, что в указанный период не начислялись и не выплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации;
- службы по контракту с 14.07.1994 по 27.08.2001 (07 лет 01 месяц 14 дней) в связи с тем, что в целях определения права на страховую пенсию по старости в соответствии с частью 1.2 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» включение указанного периода в страховой стаж не предусмотрено.
Из представленных в материалы дела доказательств следует, что трудовая книжка Мерзлякова С.Т. содержит сведения о его работе в должности водителя в ЧМП «Нурамик-Стиль» с 15.02.1993 (приказ № ** от 15.02.1993) по 16.06.1994 (приказ № ** от 16.06.1994).
Письменными доказательствами, представленными истцом (справка начальника отделения (планирования, предназначения, подготовки и учета мобилизационных ресурсов) военного комиссариата города Чайковский и Чайковского района Пермского края от 19.02.2024 № 2/874; копия выписки из приказа командира войсковой части ** № 120 от 15.07.1994; копия справки военного комиссара города Чайковский от 24.11.2020 № 1315) подтвержден факт прохождения Мерзляковым С.Т. военной службы по контракту с 14.07.1994 по 02.09.2001.
Разрешая требования и удовлетворяя иск в части включении в страховой стаж периода работы с 01.04.1993 по 16.06.1994 (01 год 02 месяца 16 дней), суд первой инстанции руководствовался положениями статьи 66 Трудового кодекса Российской Федерации и разъяснениями, содержащимися в пункте 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии». При этом суд пришел к выводу о том, что трудовая книжка является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника, в свою очередь, уплата страховых взносов является обязанностью каждого работодателя как субъекта отношений по обязательному социальному страхованию. Факт работы истца в спорный период в ЧМП «Нурамик-Стиль» подтверждается представленными истцом доказательствами и не опровергнут стороной ответчика. Действия работодателя по неправильному оформлению документов работников, несвоевременной уплате или неуплате страховых взносов не могут ущемлять право работника на включение соответствующего периода в страховой стаж и своевременное назначение пенсии в определенном законом размере. При изложенных обстоятельствах, суд пришел к выводу о наличии оснований для частичного удовлетворения исковых требований истца. Решение в данной части сторонами не обжалуется и судом апелляционной инстанции не проверяется.
Отказывая в удовлетворении исковых требований Мерзлякова С.Т. о включении в стаж периода службы по контракту с 14.07.1994 по 27.08.2001 (07 лет 01 месяц 14 дней), суд руководствовался положениями части 1.2 статьи 8, части 1 статьи 11, части 9 статьи 13 Федерального закона «О страховых пенсиях», пункта «а» части 1 статьи 1 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1, пункта 52(2) Постановления Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 № 1015 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий». При этом суд пришел к обоснованному выводу о том, что периоды прохождения военной службы по контракту в добровольном порядке при исчислении специального страхового стажа (42 года) для целей назначения страховой пенсии по основаниям части 1.2 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» не учитываются, поскольку возможность их включения в страховой стаж не предусмотрена частью 9 статьи 13 данного закона, которой установлены самостоятельные правила исчисления специального страхового стажа. На момент обращения в пенсионный орган необходимый для назначения пенсии страховой стаж (42 года) у Мерзлякова С.Т. отсутствовал, в связи с чем у ответчика не имелось оснований для назначения ему пенсии со снижением общеустановленного возраста.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на правильном применении судом первой инстанции положений пенсионного законодательства и соответствует установленным по делу обстоятельствам.
Доводы апелляционной жалобы истца о возможности включения спорного периода в страховой стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с частью 1.2 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» в связи с тем, что на лиц, проходивших службу по контракту, распространяется действие Закона Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1, противоречат специальному нормативному регулированию спорных правоотношений.
В соответствии с записями в трудовой книжке в спорный периодМерзляковС.Т.проходил службу в Вооруженных силах Российской Федерации по контракту в добровольном порядке, страховые взносы в момент прохождения службы не уплачивались, данный факт при рассмотрении дела, истцом не оспаривался.
Исходя из сведений, представленных ОСФР по Пермскому краю, в соответствии с положениями статей 11, 12, 13, 14 Федерального закона «О страховых пенсиях» и Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий страховой стаж заявителя составляет 45 лет 10 месяцев 8 дней. Страховой стаж для досрочного назначения пенсии по части 1.2 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» составляет 35 лет 1 месяц 10 дней.
Вопреки позиции апеллянта, правила подсчета страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию по старости на общих условиях и для досрочного назначения части 1.2 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» на основании различны.
Так, согласно части 9 статьи 13 Федерального закона «О страховых пенсиях» (в редакции, действовавшей на момент обращения истца в пенсионный орган) при исчислении страхового стажа лиц, указанных в части 1.2 статьи 8 настоящего Федерального закона, в целях определения их права на страховую пенсию по старости в страховой стаж включаются (засчитываются) периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные частью 1 статьи 11 настоящего Федерального закона (т.е. периоды, за которые уплачивались страховые взносы), а также периоды, предусмотренные пунктами 1, 2 и 12 части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона. При этом указанные периоды включаются (засчитываются) без применения положений части 8 настоящей статьи, то есть без применения законодательства действовавшего в период выполнения соответствующей работы.
Изложенное свидетельствует о том, что законодатель, устанавливая гарантии льготного назначения пенсии в отношении лиц, имеющих длительный страховой стаж, предусмотрел и особый порядок исчисления страхового стажа с целью реализации данных гарантий.
Согласно данному порядку в страховой стаж подлежат включению только периоды, предусмотренные частью 1 статьи 11 Федерального закона «О страховых пенсиях», т.е. периоды работы или иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Из числа иных периодов, предусмотренных пунктами 1, 2 и 12 части 1 статьи 12 Федерального закона «О страховых пенсиях», где страховые взносы не уплачивались, в стаж включаются только периоды прохождения военной службы по призыву, периоды участия в специальной военной операции в период прохождения военной службы (из числа предусмотренных пунктом 1 части 1 статьи 12), периоды получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности (пункт 2 части 1 статьи 12) и периоды участия в специальной военной операции лиц, пребывавших в добровольческом формировании, предусмотренном Федеральным законом от 31 мая 1996 года № 61-ФЗ «Об обороне» (пункт 12 части 1 статьи 12).
Все остальные периоды в подсчет страхового стажа, необходимого для назначения пенсии в соответствии с частью 1.2 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», не входят.
Спорный период службы истца в Вооружённых Силах Российской Федерации с 14.07.1994 по 27.08.2001 (07 лет 01 месяц 14 дней) по контракту на добровольной основе в соответствии с Законом Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1 является периодом, приравненным к военной службе.
Вместе с тем, он не относится к числу указанных в части 9 статьи 13 Федерального закона «О страховых пенсиях» периодов прохождения военной службы по призыву, участия в специальной военной операции в период прохождения военной службы или участия в специальной военной операции.
Соответственно, возможность включения данного периода в страховой стаж для определения права на страховую пенсию по старости в соответствии с частью 1.2 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» законом не предусмотрена.
Иных доводов, которые бы имели правовое значение для разрешения спора, апелляционная жалоба не содержит. Выводы суда первой инстанции в данной части основаны на правильном применении норм материального права и соответствуют установленным по делу обстоятельствам. Предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения в апелляционном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда
определила:
решение Чайковского городского суда Пермского края от 29.02.2024 оставить без изменения, апелляционную жалобу Мерзлякова Сергея Трифоновича – безудовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в соответствии с главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в кассационном порядке в течение трех месяцев в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции (город Челябинск) через суд первой инстанции.
Председательствующий: подпись
Судьи: подписи
Мотивированное определение составлено дата