Дело № 2-827/2018
Поступило 01.10.2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 октября 2018 года р.п. Мошково Новосибирской области
Мошковский районный суд Новосибирской области в составе судьи Кулинич О.Н., при секретаре Гилевой Т.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Мошковского района Новосибирской области к МКОУ Вороновская ООШ, администрации Мошковского района Новосибирской области о возложении обязанности,
установил:
прокурор Мошковского района Новосибирской области обратился в Мошковский районный суд с вышеназванным исковым заявлением, в обоснование доводов которого указал, что прокуратурой района проведена проверка охраны жизни и здоровья детей, антитеррористической защищенности образовательных учреждений района, в результате которой выявлены нарушения требований законодательства, а именно в образовательном учреждении отсутствует система экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории) о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации. В соответствии с п. 1 и 7 ст. 2 ФЗ от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав, свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма. Согласно 4.2 ст. 6 Федерального Закона РФ № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации», образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. В силу п.8 4.1 ст. 41 данного закона, охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность. Следовательно, оборудование МКОУ Вороновская ООШ системой экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории) о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации является обязательным в силу закона, поскольку выполнение данных мероприятий необходимо для пресечения преступлений террористической направленности и является мерой по обеспечению безопасности жизни и здоровья учащихся и работников. Согласно Уставу (пункты 1.6 - 1.7), МКОУ Вороновская ООШ является некоммерческой организацией, учредителем и собственником имущества - администрация Мошковского района. В силу п. 6.1 ч. 1 ст. 15 ФЗ 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района. Таким образом, исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления, в данном случае администрации Мошковского района. Непринятие мер по охране жизни и здоровья учащихся и сотрудников школы, обеспечению антитеррористической защищенности образовательных учреждений создает реальную угрозу нарушения конституционных прав неопределенного круга лиц на жизнь, здоровье, так как неисполнение требований законодательства, ставит под угрозу жизнь и здоровье неопределенного числа лиц.
Просит обязать администрацию Мошковского района выделить денежные средства на оборудование МКОУ Вороновская ООШ системой экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории) о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации; обязать МКОУ Вороновская ООШ оборудовать учреждение системой экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории) о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации; в соответствии со ст. 206 ГПК РФ установить администрации Мошковского района срок для выполнения требований - 4 месяца со дня вступления решения суда в законную силу, МКОУ Вороновская ООШ для выполнения требований установить срок - 7 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Помощник прокурора Мошковского района Новосибирской области Куклина А.П. в судебном заседании исковые требования поддержала, просила удовлетворить.
Представитель ответчика МКОУ Вороновская ООШ Гибельгаус О.В., в судебное заседание не явилась, просила о рассмотрении иска в свое отсутствие, исковые требования признала в полном объеме.
Представитель ответчика администрации Мошковского района Новосибирской области в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о дате, времени и месте судебного разбирательства, о причинах своей неявки суд не уведомил; на рассмотрении дела с его участием не настаивал.
Суд в соответствии со ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся лиц.
Выслушав мнение участников процесса, исследовав представленные доказательства, суд находит требования прокурора подлежащими удовлетворению, при этом суд исходит из следующего.
Согласно ст. 45 ГПК Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
В соответствии с п. 1 и 7 ст. 2 ФЗ от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав, свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма.
Согласно п. 1 ч. 13 ст. 30 ФЗ от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей, а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских учреждений, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий.
Как определено «Концепцией противодействия терроризму в Российской Федерации», утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009, к основным мерам по предупреждению (профилактике) терроризма относятся, в том числе организационно-технические: разработка и реализация целевых программ и мероприятий по обеспечению критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей техническими средствами защиты, совершенствование механизма ответственности за несоблюдение требований обеспечения антитеррористической защищенности объектов террористической деятельности и улучшение технической оснащенности субъектов противодействия терроризму.
Постановлением Правительства от 07.10.2017 № 1235 утверждены требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности министерства образования и науки Российской Федерации. Подпунктом л пункта 21 указанных требований установлено, что в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий) независимо от присвоенной им категории опасности необходимо оборудование объекта (территории) системами экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории, о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации.
Согласно 4.2 ст. 6 Федерального Закона РФ № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации», образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. В силу п.8 4.1 ст. 41 данного закона, охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Как установлено в судебном заседании и следует из представленных доказательств, прокуратурой Мошковского района Новосибирской области была проведена проверка охраны жизни и здоровья детей, антитеррористической защищенности образовательных учреждений района, в результате которой выявлены что в МКОУ Вороновская ООШ отсутствует система экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории) о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации.
Оборудование МКОУ Вороновская ООШ системой экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории) о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации является обязательным в силу закона, поскольку выполнение данных мероприятий необходимо для пресечения преступлений террористической направленности и является мерой по обеспечению безопасности жизни и здоровья учащихся и работников.
Согласно п. 1.6, 1.7 Устава Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Вороновская основная общеобразовательная школа» Мошковского района, МКОУ Вороновская ООШ является некоммерческой организацией, учредителем учреждения и собственником его имущества является администрация Мошковского района Новосибирской области.
В силу п. 6.1 ч. 1 ст. 15 ФЗ 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.
В соответствии с п.5 ч.1 ст.9 Федерального закона РФ № 273-ФЗ, к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Утвержденная Президентом Российской Федерации 5 октября 2009 года «Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации» предусматривает, что субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления.
В силу ст. ст. 139 и 140 Бюджетного кодекса РФ органы местного самоуправления вправе самостоятельно устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Непринятие мер по охране жизни и здоровья учащихся и сотрудников школы, обеспечению антитеррористической защищенности образовательных учреждений создает реальную угрозу нарушения конституционных прав неопределенного круга лиц на жизнь, здоровье, так как неисполнение требований законодательства, ставит под угрозу жизнь и здоровье неопределенного числа лиц.
Поскольку исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению.
Согласно ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования прокурора Мошковского района Новосибирской области удовлетворить.
Обязать администрацию Мошковского района выделить денежные средства на оборудование МКОУ Вороновская ООШ системой экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории) о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ установить администрации Мошковского района срок для исполнения решения суда – 4 месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
Обязать МКОУ Вороновская ООШ оборудовать учреждение системой экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории) о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации.
В соответствии со ст.206 ГПК РФ установить МКОУ Вороновская ООШ для оборудования площадки для исполнения решения суда – 7 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Мошковский районный суд Новосибирской области.
Мотивированное решение составлено 16 октября 2018 года.
Председательствующий О.Н. Кулинич