К делу № 2-7572/14
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20.10.2014 года г. Краснодар
Прикубанский районный суд г. Краснодара в составе:
Председательствующего: Бодровой Н.Ю.
при секретаре судебного заседания Авдеевой Н.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Шека А.Г. к Жигалко Р.С., о признании сделки, заключенной под влиянием обмана, недействительной,
УСТАНОВИЛ:
Шека А.Г. обратилась в суд с иском признании сделки, заключенной под влиянием обмана, недействительной к Жигалко Р.С.
В обосновании своего искового заявления, истец ссылается на заключенный договор дарения от ДД.ММ.ГГГГ г., на основании которого Шека А.Г. безвозмездно передает в собственность ответчика квартиру, расположенную в <адрес>, а ответчик Жигалко Р.С. обязывается принять в дар вышеуказанную квартиру. Истец также ссылается, что данная сделка заключена путем обмана, поскольку доверенность на право дарения квартиры Жигалко Е.А. она не выдавала и о существование такой доверенности она не знала. Поскольку Шека А.Г. преклонного возраста, и она нуждается в уходе, поэтому она согласилась составить завещание на имя Жигалко Р.С. Шека А.Г. просит суд признать доверенность на право дарения квартиры № по адресу: <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ г- недействительной.
В судебном заседание истец и ее представитель поддержали исковые требования, настаивали на их удовлетворении.
Ответчик и его представитель в судебном заседании возражали против удовлетворения иска, просили суд в исковых требованиях Шека А.Г. отказать.
Третье лицо Жигалко Е.А. в судебное заседание не явилась.
Третье лицо Прошина Г.Ф. поддержала мнение представителя ответчика.
Третье лицо Тимохина О.Г. пояснила, что ввиду болезни Шека А.Г., и поэтому нет оснований сомневаться в законности действий нотариуса Тимохиной О.Г. по поводу состоявшейся односторонней сделки – доверенности, в соответствии с требованиями закона.
Выслушав сторон по делу, суд приходит к выводу, что исковое заявление Шека А.Г. к Жигалко Р.С. о признании сделки, заключенной под влиянием обмана, недействительной не подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ между истцом и ответчиком был заключен договор дарения, согласно которому истец безвозмездно передает в собственность ответчика квартиру, расположенную на 6-м этаже, состоящую из <данные изъяты>, размером общей площадью <данные изъяты> кв.м., находящуюся по адресу: <адрес>, которая принадлежит ему на праве собственности на основании договора о передаче в собственность квартиры от ДД.ММ.ГГГГ, а ответчик обязывался принять в дар указанную квартиру.
Данный договор был заключен в лице Жигалко Е.А. на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, удостоверенный нотариусом Краснодарского нотариального округа Тимохиной О.Г.
В соответствии с ч. 2 ст. 179 Гражданского кодекса РФ, сделка, совершенная под влиянием обмана, может быть признана судом недействительной по иску потерпевшего.
Обманом считается также намеренное умолчание об обстоятельствах, о которых лицо должно было сообщить при той добросовестности, какая от него требовалась по условиям оборота.
Сделка, совершенная под влиянием обмана потерпевшего третьим лицом, может быть признана недействительной по иску потерпевшего при условии, что другая сторона либо лицо, к которому обращена односторонняя сделка, знали или должны были знать об обмане. Считается, в частности, что сторона знала об обмане, если виновное в обмане третье лицо являлось ее представителем или работником либо содействовало ей в совершении сделки.
В силу ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Применительно к положениям ст. 10 Гражданского кодекса РФ и ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ именно истец, обратившийся в суд с иском о признании сделки недействительной, обязан представить суду соответствующие доказательства, в данном случае - доказательства заключения сделки под влиянием обмана.
На основании ст. 44 Основ законодательства РФ «О нотариате» содержание нотариально удостоверенной сделки, а также заявления и иных документов должно быть зачитано вслух участникам. Документы, оформляемые в нотариальном порядке, подписываются в присутствии нотариуса. Если гражданин вследствие болезни или по иным причинам не может расписаться, по его поручению, в его присутствии и в присутствии нотариуса документ может подписать другой гражданин с указанием причин, в силу которых документ не мог быть подписан собственноручно.
Как видно из доверенности, заверенной нотариусом Тимохиной О.Г., содержание доверенности Шека А.Г. как доверителю прочитано до ее подписания. Смысл, значение и последствия доверенности ей разъяснены нотариусом и полностью соответствует ее намерениям. По ее личной просьбе ввиду ее болезни <данные изъяты> и в присутствии нотариуса доверенность подписана ФИО7, лицом не заинтересованным в составлении доверенности, дееспособной, сознающей существо происходящего.
Таким образом, нотариус Тимохина О.Г. указала причину невозможности личной подписи доверителя – «ввиду болезни Шека А.Г.», и поэтому нет оснований сомневаться в законности действий нотариуса Тимохиной О.Г. по поводу состоявшейся односторонней сделки – доверенности, в соответствии с требованиями закона.
Истец ссылается на показания Жигалко Е.А., данные ею <данные изъяты> ФИО8 при проверке заявления Шека А.Г. о мошеннических действиях в отношении Шека А.Г. По данному заявлению трижды была проведена проверка УУП отдела полиции п. Калинино, и в возбуждении уголовного дела заявительнице Шека А.Г. было отказано на основании ч.1 ст. 24 УПК РФ.
Доверенность от ДД.ММ.ГГГГ. оформлена в <адрес> доверителем Шека А.Г. также проживающим в <адрес>.
Нотариусы связаны территориальным разделением только по наследственным делам, открываемым по первым буквам фамилии покойного.
Таким образом, удостоверить завещание или выдать доверенность гражданин РФ может любой человек на всей территории РФ, а также в посольствах и консульствах РФ других стран.
В силу ст.154, 152 ГК РФ доверенность является односторонней сделкой, для совершения которой необходимо и достаточно выражения воли одной стороны. Односторонняя сделка создает обязанности для лица, совершившего сделку. Она может создавать обязанности для других лиц лишь в случаях, установленных законом либо соглашением с этими лицами.
При совершении нотариального действия по удостоверению доверенности нотариус должен соблюдать основные правила совершения нотариальных действий, предусмотренных гл. IX Основ, а именно до совершения нотариального действия нотариус: устанавливает личность обратившегося за совершением нотариального действия. Личность российских граждан устанавливается по паспорту или иному документу, удостоверяющему личность, заменяющему паспорт; выясняет дееспособность обратившегося за совершением удостоверения доверенности. Если в доверенности предусматриваются полномочия в отношении конкретного имущества, то в ней необходимо указать индивидуальные конкретные признаки этого имущества. Перед совершением нотариального действия по удостоверению доверенности нотариус разъясняет обратившемуся за удостоверением доверенности правовые последствия выдачи доверенности с тем, чтобы юридическая неосведомленность не могла быть использована во вред. При удостоверении доверенности нотариус разъясняет представляемому право предусмотреть в доверенности возможность передоверия представителем полномочий, предоставленных ему по настоящей доверенности. Если представляемый вследствие неграмотности, физических недостатков, болезни или по каким-либо иным причинам не может собственноручно подписать доверенность, то по его просьбе в его присутствии и в присутствии нотариуса доверенность может подписать другой гражданин (рукоприкладчик) с указанием причин, в силу которых документ не мог быть подписан собственноручно представляемым.
Согласно п. 5.12. Рукоприкладчиком не может быть: представитель по данной доверенности; нотариус, удостоверяющий доверенность; гражданин, не обладающий дееспособностью в полном объеме; неграмотное лицо; гражданин с таким физическим недостатком, который явно не позволяет ему в полной мере осознавать существо происходящего; лицо, не владеющее в достаточной степени языком, на котором составлена доверенность.
Таким образом, при составлении доверенности, нотариально удостоверенной нотариусом Тимохиной О.Г. истица Шека А.Г. нотариусу предоставляла не только паспортные данные, но и данные о своем недвижимом имуществе, при составлении текста с нотариусом были оговорены условия срока действия доверенности, права на передоверие, а также о тех правах, которые заявитель желает передоверить. При этом нотариус удостоверяется в возможности доверителя подписать доверенность лично.
Исследуя текст доверенности от ДД.ММ.ГГГГ. нотариусом данные нормативные требования по удостоверению доверенностей, полностью соблюдены.
Таким образом, обосновывая свои исковые требования, нарушением п.2 ст.179 ГПК РФ, истица Шека А.Г., обязана предоставить суду основания для признания доверенности недействительной.
Для удовлетворения иска по названному основанию заинтересованное лицо (потерпевший) должно доказать наличие умышленного сговора (взаимной договоренности) между представителем потерпевшей стороны и другой стороной, а также возникновение вследствие этого неблагоприятных последствий для представляемого лица.
При этом не имеет значения, получил ли участник такого сговора (представитель) какую-либо имущественную (иную) выгоду от сделки, или она была совершена исключительно с целью нанесения ущерба представляемому лицу.
Однако истец, ссылаясь на злонамеренность соглашения, не доказал наличия совокупности обстоятельств, необходимых в силу ст.179 ГК РФ для признания сделки недействительной по указанному основанию.
Более того, исковые требования Шека А.Г. заявлены в ДД.ММ.ГГГГ года, тогда как оспариваемое действие – составление доверенности, происходило ДД.ММ.ГГГГ, то есть спустя два года. При составлении доверенности истица Шека А.Г. присутствовала лично, при этом она знала и не могла не знать о том, что она делает в нотариальной конторе со всеми своими документами.
В силу пункта 2 ст. 181 ГК РФ срок исковой давности по требованию о признании оспоримой сделки недействительной и о применении последствий ее недействительности составляет один год.
Течение срока исковой давности по указанному требованию начинается со дня прекращения насилия или угрозы, под влиянием которых была совершена сделка (пункт 1 статьи 179), либо со дня, когда истец узнал или должен был узнать об иных обстоятельствах, являющихся основанием для признания сделки недействительной.
Так, действие, доверенность составлена ДД.ММ.ГГГГ года, а действие, для которого была составлена доверенность – сделка, произошло ДД.ММ.ГГГГ года.
При указанных обстоятельствах исковые требования удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуюсь, ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В исковых требованиях Шека А.Г. к Жигалко Р.С., о признании сделки, заключенной под влиянием обмана, недействительной – отказать.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Прикубанский районный суд г. Краснодара в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: