50RS0005-01-2021-000164-15
г.Дмитров Дело 2а-877\21
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
05 апреля 2021 года Дмитровский городской суд Московской области в составе:
председательствующего федерального судьи Черкашиной О.А.,
при секретаре Стародубцевой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Калужской области к Карасеву ФИО5 о взыскании налоговой задолженности,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец Инспекция Федеральной налоговой службы № по <адрес> обратилась в суд с иском к административному ответчику Карасеву Е.В. о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц за ДД.ММ.ГГГГ., пени в общей сумме <данные изъяты>
В обоснование заявленного требования ссылается на то, что административный ответчик не исполнил обязанность по уплате налога на имущество физических лиц в установленный сроки уплаты, в результате чего образовалась задолженность.
Также просит о восстановлении срока для подачи заявления в суд.
Административным истцом административному ответчику направлено налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ о необходимости уплаты задолженности по налогу на имущество физических лиц не позднее ДД.ММ.ГГГГ, а также налоговое требование № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ со сроком добровольной уплаты до ДД.ММ.ГГГГ.
Стороны в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Суд, исследовав представленные доказательства, приходит к следующему.
Согласно статье 286 Кодекса административного судопроизводства РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно взаимосвязанному толкованию норм подпункта 5 пункта 3 статьи 44 и подпункта 4 пункта 1 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации, исключение соответствующих записей из лицевого счета налогоплательщика возможно только на основании судебного акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе в случае отказа в восстановлении пропущенного срока подачи в суд заявления о взыскании этих сумм.
Судом установлено, что административный ответчик Карасев Е.В. является плательщиком налога на имущество физических лиц, на которого законом возложена обязанность по уплате установленных налогов и сборов.
Административным истцом административному ответчику направлено налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ о необходимости уплаты задолженности по налогу на имущество физических лиц не позднее ДД.ММ.ГГГГ, а также налоговое требование № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ со сроком добровольной уплаты до ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В силу ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
В силу п. 1 ст. 48 Налогового кодекса РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (абз. 3 пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса РФ).
Частью 5 статьи 180 КАС РФ установлено, что в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.
Судом также установлено, что определением мирового судьи 28 судебного участка Дмитровского судебного района от ДД.ММ.ГГГГ административному истцу отказано в выдаче судебного приказа о взыскании с административного ответчика задолженности по налогу (л.д. 4).
С настоящим административным иском в суд административный истец обратился в ДД.ММ.ГГГГ, то есть за пределами установленного законом срока (штрих код л.д. 19).
Установление в законе срока для защиты нарушенных интересов лица, начала его течения и последствий пропуска такого срока обусловлено необходимостью обеспечить стабильность отношений участников спорных правоотношений.
Возможность восстановления пропущенного срока подачи административного искового заявления процессуальный закон ставит в зависимость от наличия уважительных причин его пропуска.
В данном конкретном случае своевременность подачи административного искового заявления зависела исключительно от волеизъявления административного истца, наличия у него реальной возможности действий и не была обусловлена причинами объективного характера, препятствовавшими или исключавшими реализацию им права на судебную защиту в срок, установленный законом.
Доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд за защитой нарушенного права, административным истцом не представлено, в связи с чем не имеется оснований полагать, что срок пропущен по уважительной причине.
Учитывая, что административный иск подан ДД.ММ.ГГГГ, суд приходит к выводу о том, что административным истцом пропущен установленный статьей частью 2 статьи 48 Налогового кодекса РФ, частью 2 статьи 286 КАС РФ срок для обращения в суд в отношении задолженности, заявленной ко взысканию.
Принимая во внимание, что взыскание пеней производится в том же порядке, что и взыскание недоимки (пункт 6 ст. 75 НК РФ), суд также приходит к выводу о том, что в отношении пеней, начисленных на недоимку, подлежат применению общие правила исчисления срока давности взыскания, согласно которым (ч. 1 ст. 207 ГК РФ) при истечении срока давности по основному обязательству истекает срок давности и по дополнительному.
При этом суд учитывает, что в данном случае определение мирового судьи об отказе в выдаче судебного приказа в отношении данных требований не являются определениями об отмене судебного приказа, в связи с чем пункт 3 части 2 статьи 48 Налогового кодекса РФ не применим, никаких уважительных причин для восстановления пропущенного срока налоговым органом не приведено.
В соответствии с ч. 8 ст. 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Изложенное выше свидетельствует о том, что административным истцом пропущен срок обращения в суд с настоящим административным иском.
Кроме того, административный ответчик является инвалидом II группы бессрочно (л.д.24).
При таких обстоятельствах правовые основания для удовлетворения заявленных требований отсутствуют, в связи с чем в административном иске надлежит отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.62,175-180 КАС РФ,
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного иска Инспекции Федеральной налоговой службы № по <адрес> к Карасеву ФИО6 о взыскании налоговой задолженности, - ОТКАЗАТЬ.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Московский областной суд через Дмитровский городской суд <адрес> в течение месяца.
Федеральный судья Черкашина О.А.