Дело №2-254/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
09 февраля 2023 года г.Смоленск
Ленинский районный суд г.Смоленска
в составе:
председательствующего (судьи) Манакова В.В.,
при секретаре Тимониной С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Василевского Владимира Владимировича к УФССП России по Смоленской области о признании заключения по результатам служебной проверки незаконным, отмене приказа о наложении дисциплинарного взыскания,
установил:
Василевский В.В. обратился в суд с иском к УФССП России по Смоленской области, указав, что в отношении него была проведена служебная проверка, по результатам которой ДД.ММ.ГГГГ вынесен приказ № о наложении дисциплинарного взыскания в виде строгого выговора. Считает заключение по результата проведённой проверки и приказ о наложении дисциплинарного взыскания незаконными, просит их отменить.
Василевский В.В. в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объёме.
Представитель ответчика в судебном заседании исковые требования не признал, ссылаясь на их необоснованность.
Заслушав доводы сторон, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В силу ст.192 ТК РФ за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: замечание; выговор; увольнение по соответствующим основаниям.
В ст.1 Федерального закона от 01.10.2019 года №328-ФЗ «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дано определение службы в органах принудительного исполнения как вида федеральной государственной службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях в органах принудительного исполнения, а также на должностях, не являющихся должностями в органах принудительного исполнения, в случаях и на условиях, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации.
В силу ч.2 ст.2 Федерального закона №328-ФЗ правоотношения, связанные с поступлением на федеральную государственную гражданскую службу (далее - гражданская служба) в органы принудительного исполнения, прохождением и прекращением такой службы, регулируются законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской Федерации, а трудовые отношения - трудовым законодательством.
В порядке ст.12 Федерального закона №328-ФЗ сотрудник органов принудительного исполнения обязан знать и выполнять должностную инструкцию и положения иных документов, определяющих его права и служебные обязанности, выполнять приказы и распоряжения прямых руководителей (начальников); соблюдать при исполнении служебных обязанностей права и законные интересы граждан, общественных объединений и организаций.
Согласно положениям ч.1 ст.45 указанного Федерального закона служебная дисциплина - соблюдение сотрудником порядка и правил исполнения служебных обязанностей и реализации предоставленных прав, установленных, в том числе, законодательством Российской Федерации, должностной инструкцией контрактом, приказами и распоряжениями руководителя федерального органа принудительного исполнения.
На основании ч.1 ст.47 Федерального закона №328-ФЗ нарушением служебной дисциплины (дисциплинарным проступком) признается виновное действие (бездействие), выразившееся в нарушении сотрудником законодательства Российской Федерации, Присяги сотрудника органов принудительного исполнения, дисциплинарного устава органов принудительного исполнения, правил внутреннего служебного распорядка органа принудительного исполнения, должностной инструкции, либо в несоблюдении запретов и ограничений, связанных со службой в органах принудительного исполнения, и требований к служебному поведению, либо в неисполнении (ненадлежащем исполнении) обязательств, предусмотренных контрактом, служебных обязанностей, приказов и распоряжений прямых руководителей (начальников) и непосредственного руководителя (начальника) при исполнении служебных обязанностей и реализации предоставленных прав.
Согласно ч.1 ст.48 Федерального закона №328-ФЗ на сотрудника в случае нарушения им служебной дисциплины, а также в других случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, могут налагаться следующие дисциплинарные взыскания: замечание; выговор; строгий выговор; предупреждение о неполном служебном соответствии; увольнение со службы в органах принудительного исполнения.
Статья 50 Федерального закона №328-ФЗ устанавливает сроки и порядок наложения на сотрудников дисциплинарных взысканий.
В силу ч.8 ст.50 Федерального закона №328-ФЗ перед наложением дисциплинарного взыскания по решению руководителя федерального органа принудительного исполнения или уполномоченного руководителя может быть проведена служебная проверка в соответствии со статьей 52 настоящего Федерального закона.
Согласно ст.52 Федерального закона №328-ФЗ при проведении служебной проверки в отношении сотрудника должны быть приняты меры по объективному и всестороннему установлению: фактов и обстоятельств совершения сотрудником дисциплинарного проступка; вины сотрудника; причин и условий, способствовавших совершению сотрудником дисциплинарного проступка; характера и размера вреда, причиненного сотрудником в результате совершения дисциплинарного проступка; наличия или отсутствия обстоятельств, препятствующих прохождению сотрудником службы в органах принудительного исполнения (часть 3).
Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 30 марта 2020 г. №65 утвержден Порядок проведения служебной проверки в отношении сотрудника органов принудительного исполнения Российской Федерации, который определяет организацию работы по проведению служебной проверки в отношении сотрудника органов принудительного исполнения Российской Федерации.
Таким образом, нормативными правовыми актами, регулирующими прохождение службы в органах принудительного исполнения и порядком проведения служебных проверок, определены основания и регламентирован порядок проведения служебной проверки, по результатам которой составляется соответствующее заключение, установлены четкие и последовательные нормы, касающиеся порядка проведения служебной проверки, несоблюдение которых может служить основанием для признания недействительным (незаконным) заключения по результатам служебной проверки. К таким нормам, в частности, отнесены нормы о круге лиц, имеющих право назначать и проводить служебную проверку, а также лиц, имеющих право утверждать ее результаты, нормы о сроках проведения служебной проверки, о получении объяснений от лица, в отношении которого проводится служебная проверка.
Как установлено в ходе судебного разбирательства, приказом ФССП России от ДД.ММ.ГГГГ № Василевский В.В. был назначен на должность инспектора отделения собственной безопасности с присвоением специального звания – младший лейтенант внутренней службы, ДД.ММ.ГГГГ заключен контракт о прохождении службы в органах принудительного исполнения.
ДД.ММ.ГГГГ заместителем начальника отдела зонального контроля № Управления собственной безопасности составлен акт обнаружения служебных документов.
Согласно данному акту ДД.ММ.ГГГГ в 20 час. 15 мин. на полу служебного туалета, расположенного на 3 этаже административного здания УФССП России по Смоленской области <адрес> обнаружена коробка из под бумаги формата А4, в которой находились служебные документы, содержащие персональные данные сотрудников структурных подразделений и аппарата Управления, а именно: справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера Федеральных государственных служащих и членов их семей за 2018 год (12 человек) и 2019 год (29 человек); служебные документы по формированию состава комиссии Управления по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов федеральных государственных гражданских служащих; анкеты федеральных государственных служащих, оригиналы требований ИЦ МВД России и ГИАЦ МВД России в отношении ФИО8 ФИО9 документы из материалов по проведению служебных проверок в отношении сотрудников Управления, оригиналы заключений по результатам служебных проверок, оригиналы обращений граждан с указанием персональных данных, ответы на обращения, копии ПТС.
Приказом УФССП России по Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ по данному факту постановлено провести служебную проверку в отношении Василевского В.В.
Согласно заключению по результатам служебной проверки от 30.12.2021 установлены факт совершения дисциплинарного проступка Василевским В.В., факт нарушения служебной дисциплины в соответствии с ч.1 ст.47 Федерального закона №328-ФЗ, допущены нарушения п.п.1, 2 ч.1 ст.12 Федерального закона №328-ФЗ, ч.1 ст.19 Федерального закона №152-ФЗ, п.п.«а» п.8 раздела 3 приказа Минюста России от 18.03.2020 №47, п.п. 4.1.1, 4.1.2, 4.3.15, 4.3.16, 4.3.17 должностной инструкции.
На основании данного заключения приказом руководителя УФССП России по Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ № за совершение дисциплинарного проступка, то есть за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей, на Василевского В.В. наложено дисциплинарное взыскание в виде выговора.
Из письменных объяснений Василевского В.В., данных им в ходе проведения служебной проверки, следует, что коробка со служебными документами, обнаруженная в помещении туалета административного здания УФССП России по Смоленской области, указанная в акте от ДД.ММ.ГГГГ, была перемещена им из шкафа служебного кабинета №. При этом содержимое коробки Василевским В.В. не исследовалось.
Ранее в судебном заседании Василевский В.В. пояснил, что ему было известно, что кабинет № относится к отделению собственной безопасности УФССП России по Смоленской области, в котором он проходил службу. Коробка со служебными документами была перемещена им из шкафа данного кабинета в помещение туалета, при этом её содержимое Василевским В.В. не исследовалось.
Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля ФИО9 показала, что она является старшим инспектором отделения собственной безопасности УФССП России по Смоленской области. В данном отделении на момент обнаружения документов, указанных в акте от ДД.ММ.ГГГГ, состояли двое сотрудников – она и Василевский В.В., который на тот момент являлся временно исполняющим обязанности начальника отделения собственной безопасности. При проведении проверки заместителем начальника отдела зонального контроля № Управления собственной безопасности ФИО11. в помещении мужского туалета была обнаружена коробка со служебными документами, которая ранее находилась в кабинете № Обнаруженные документы хранились ранее в помещении кабинета отделения собственной безопасности, поскольку доступ к ним других сотрудников УФССП России по Смоленской области был ограничен. Василевский В.В. пояснил, что данная коробка была перемещена им лично из служебного кабинета.
В соответствии с п.4.316, 4.3.17 должностной инструкции Василевский В.В. обязан осуществлять обработку персональных данных, доступ к персональным данным в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также обеспечивать сохранность и конфиденциальность информации и персональных данных, которые стали ему известны при исполнении служебных обязанностей.
В соответствии со ст.19 Федерального закона от 27 июля 2006 года №152-ФЗ «О персональных данных» оператор при обработке персональных данных обязан принимать необходимые правовые, организационные и технические меры или обеспечивать их принятие для защиты персональных данных от неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, предоставления, распространения персональных данных, а также от иных неправомерных действий в отношении персональных данных.
Согласно ч.5 ст.18 Федерального закона от 27 июля 2006 года №152-ФЗ при сборе персональных данных, в том числе посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», оператор обязан обеспечить запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение персональных данных граждан Российской Федерации с использованием баз данных, находящихся на территории Российской Федерации, за исключением случаев, указанных в пунктах 2, 3, 4, 8 части 1 статьи 6 настоящего Федерального закона.
На основании п.2 ст.3 Федерального закона от 27 июля 2006 года №152-ФЗ оператором персональных данных признается государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.
Под обработкой персональных данных понимается любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных (п. 3 ст. 3 Федерального закона от 27 июля 2006 года №152-ФЗ).
Согласно п.5 ст.3 ФЗ №152-ФЗ распространением персональных данных являются действия, направленные на раскрытие персональных данных неопределенному кругу лиц.
При таких обстоятельствах, учитывая, что Василевским В.В. совершены действия, которые поставили под угрозу защиту персональных данных, содержащихся в обнаруженных документах, в связи с чем были созданы условия для несанкционированного доступа к конфиденциальной информации и персональным данным, а также их распространению, что является прямым нарушением должностной инструкции и законодательства Российской Федерации в части защиты персональных данных, суд приходит к выводу об обоснованности привлечения Василевского В.В. к ответственности за совершение дисциплинарного проступка.
Нарушений порядка привлечения Василевского В.В. к дисциплинарной ответственности или проведения проверки при рассмотрении дела не установлено.
При принятии решения о привлечении Василевского В.В. к дисциплинарной ответственности учтены смягчающие и отягчающие вину обстоятельства, характер вреда, наличие ранее наложенных дисциплинарных взысканий, характеризующие данные.
В связи с вышеизложенным, заявленные требования являются необоснованными и, следовательно, удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Василевского Владимира Владимировича к УФССП России по Смоленской области о признании заключения по результатам служебной проверки незаконным, отмене приказа о наложении дисциплинарного взыскания оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г.Смоленска в течение месяца.
Судья В.В. Манаков
Мотивированное решение изготовлено 16.02.2023.
«КОПИЯ ВЕРНА»подпись судьи В.В.Манаков секретарь с/знаименование должности уполномоченного работника аппарата федерального суда общей юрисдикции М.А. Новикова (Инициалы, фамилия)17 февраля 2023 г. |
Ленинский районный суд г. Смоленска
УИД: 67RS0002-01-2022-002331-54
Подлинный документ подшит в материалы дела № 2-254/2023