Дело № 2-1673/2024
УИД: 42RS0005-01-2024-002734-22
Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации г. Кемерово 30 мая 2024 года
Заводский районный суд г. Кемерово Кемеровской области
в составе председательствующего судьи: Маковкиной О.Г.
при секретаре: Чехй М.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Прокурора г. Кемерово в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 5», Администрации г. Кемерово о понуждению к совершению действий,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Кемерово обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 5», Администрации г. Кемерово о понуждению к совершению действий.
Требования мотивированы тем, что Прокуратурой города проведена проверка исполнения требований антитеррористического законодательства в деятельности муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 5» (далее по тексту - МБОУ «СОШ № 5»), в ходе которой выявлены нарушения требований действующего законодательства.
Прокуратурой города установлено, что МБОУ «СОШ № 5», расположенное по адресу: адрес осуществляет свою деятельность на основании Устава МБОУ «СОШ № 5», утвержденного заместителем председателя комитета по управлению муниципальным имуществом города Кемерово 27.10.2014 далее - Устав), решением администрации города Кемерово от ДД.ММ.ГГГГ №, которым внесены изменения и дополнения в устав, лицензии на осуществление образовательной деятельности.
В соответствии с пунктами 3.1, 3.5 Устава МБОУ «СОШ № 5» Учреждение находится в ведении управления образования администрации города Кемерово и входит в муниципальную систему образования, действующую на территории города Кемерово. Учредителем Учреждения является муниципальное образование город Кемерово. Функции и полномочия учредителя осуществляются администрацией города Кемерово в лице комитета по управлению муниципальным имуществом города Кемерово, управления образования администрации города Кемерово в порядке, установленном нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления города Кемерово и настоящим Уставом.
Согласно подпункту 1.1., 1.2., 1.3., 1.4., 1.7. Постановления администрации г. Кемерово от 24.07.2006 № 75 «Об управлении образования администрации г. Кемерово» управление образования администрации г. Кемерово (далее- Управление) является отраслевым структурным подразделением администрации г. Кемерово и создано с целью реализации полномочий органов городского самоуправления в сфере образования. Деятельность Управления направлена на обеспечение функционирования и развития системы образования города Кемерово для реализации конституционных прав граждан на образование. Единая муниципальная система образования, действующая на территории г. Кемерово, включает в себя администрацию города Кемерово в лице Управления, осуществляющую управление в сфере образования; подведомственные Управлению муниципальные учреждения, осуществляющие образовательную деятельность; педагогических работников, обучающихся и родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся; муниципальные учреждения, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования. В своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, Законом № 273-Ф3, Законом Кемеровской области от 05.07.2013 № 86- 33 «Об образовании», иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации и Кемеровской области об образовании, Уставом города Кемерово, а также настоящим Положением. Управление в своей деятельности подотчетно Главе города, непосредственно подчинено заместителю Главы г. Кемерово по социальным вопросам.
Согласно пункту 4.3 Устава основной целью деятельности учреждения является образовательная деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования.
Согласно пункту 4.2 Устава предметом деятельности Учреждения является реализация основных общеобразовательных программ - образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, включающих в том числе, организацию внеурочной деятельности в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.
При этом, образовательная деятельность МБОУ «СОШ № 5» осуществляется с нарушением федерального законодательства, поскольку в полном объеме не обеспечена охрана жизни и здоровья детей и работников организации, не проведены мероприятия, направленные устранение нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства.
В ходе проверки установлено, что МБОУ «СОШ № 5» установлена первая категория опасности, в нарушение пункта 27 Постановления Правительства РФ от 02.08.2019 № 1006 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности министерства просвещения Российской Федерации, и форм паспорта безопасности этих объектов (территорий)» объект МБОУ «СОШ № 5» не оборудован контрольно-пропускным пунктом при входе (въезде) на прилегающую территорию объекта (территории), также въезд на объект (территорию) не оснащен средствами снижения скорости и (или) противотаранными устройствами.
Нарушение до настоящего времени не устранены в связи с отсутствием финансирования.
На основании изложенного, с учетом уточнения, просит суд обязать МБОУ «СОШ № 5» устранить нарушения требований пункта 27 Постановления Правительства РФ от 02.08.2019 № 1006 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), вносящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и форм паспорта безопасности этих объектов (территорий)», а именно, оборудовать вход (въезд) на территорию МБОУ «СОШ № 5» оборудовать контрольно- пропускным пунктом, въезд на территорию оснастить средствами снижения скорости и (или) противотаранными устройствами. Обязать администрацию г. Кемерово профинансировать проведение работ по устранению нарушений требований пункта 27 Постановления Правительства РФ от 02.08.2019 № 1006 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и форм паспорта безопасности этих объектов (территорий)» а именно, вход (въезд) на территорию МБОУ «СОШ № 5» оборудовать контрольно-пропускным пунктом, въезд на территорию оснастить средствами снижения скорости и (или) противотаранными устройствами. Установить ответчикам срок для выполнения указанных работ до 01.09.2024 года.
В судебном заседании старший помощник прокурора г. Кемерово Кемеровской области –Кузбасса, Фаткуллина Л.Х., действующая на основании удостоверения ТО №, просила суд принять уточненные исковые требования согласно которым просила суд обязать МБОУ «СОШ № 5» устранить нарушения требований пункта 27 Постановления Правительства РФ от 02.08.2019 № 1006 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), вносящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и форм паспорта безопасности этих объектов (территорий)», а именно, оборудовать вход (въезд) на территорию МБОУ «СОШ № 5» оборудовать контрольно- пропускным пунктом. Обязать администрацию г. Кемерово профинансировать проведение работ по устранению нарушений требований пункта 27 Постановления Правительства РФ от 02.08.2019 № 1006 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и форм паспорта безопасности этих объектов (территорий)» а именно, вход (въезд) на территорию МБОУ «СОШ № 5» оборудовать контрольно-пропускным пунктом. Установить ответчикам срок для выполнения указанных работ до 01.09.2024 года.
Представитель ответчика Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 5» Соловьева Ю.А. – директор МБУ «СОШ №5» не возражала против удовлетворения заявленных исковых требований.
До перерыва в судебном заседании представитель ответчика Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 5» Голубева Е.Л. – заместитель директора МБУ «СОШ №5» не возражала против удовлетворения заявленных исковых требований.
До перерыва в судебном заседании представитель ответчика Администрации г. Кемерово Азовцев Д.В., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ № не возражал против удовлетворения заявленных исковых требований.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья.
В силу статьи 45 Конституции Российской Федерации гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.
Согласно статье 9 Федерального закона № 124-ФЗ от 24.07.1998 «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» при осуществлении деятельности в области образования в организации, осуществляющей образовательную деятельность, не могут ущемляться права ребенка.
Пунктом 2 части 6 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 273- ФЗ) предусмотрена обязанность образовательной организации осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и хода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В силу пунктов 2, 15 части 3 статьи 28 Федерального закона № 273-Ф3 к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся: материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся и работников образовательной организации.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 41 Федерального закона № 273-ФЗ следует, что охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение их безопасности во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Как установлено судом и следует из материалов дела, прокуратурой города установлено, что МБОУ «СОШ № 5», расположенное по адресу: адрес осуществляет свою деятельность на основании Устава МБОУ «СОШ № 5», утвержденного заместителем председателя комитета по управлению муниципальным имуществом города Кемерово 27.10.2014 далее - Устав), решением администрации города Кемерово от 02.03.2020 № 412, которым внесены изменения и дополнения в устав, лицензии на осуществление образовательной деятельности.
В соответствии с пунктами 3.1, 3.5 Устава МБОУ «СОШ № 5» Учреждение находится в ведении управления образования администрации города Кемерово и входит в муниципальную систему образования, действующую на территории города Кемерово. Учредителем Учреждения является муниципальное образование город Кемерово. Функции и полномочия учредителя осуществляются администрацией города Кемерово в лице комитета по управлению муниципальным имуществом города Кемерово, управления образования администрации города Кемерово в порядке, установленном нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления города Кемерово и настоящим Уставом.
Согласно подпункту 1.1., 1.2., 1.3., 1.4., 1.7. Постановления администрации г. Кемерово от 24.07.2006 № 75 «Об управлении образования администрации г. Кемерово» управление образования администрации г. Кемерово (далее- Управление) является отраслевым структурным подразделением администрации г. Кемерово и создано с целью реализации полномочий органов городского самоуправления в сфере образования. Деятельность Управления направлена на обеспечение функционирования и развития системы образования города Кемерово для реализации конституционных прав граждан на образование. Единая муниципальная система образования, действующая на территории г. Кемерово, включает в себя администрацию города Кемерово в лице Управления, осуществляющую управление в сфере образования; подведомственные Управлению муниципальные учреждения, осуществляющие образовательную деятельность; педагогических работников, обучающихся и родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся; муниципальные учреждения, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования. В своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, Законом № 273-Ф3, Законом Кемеровской области от 05.07.2013 № 86- 33 «Об образовании», иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации и Кемеровской области об образовании, Уставом города Кемерово, а также настоящим Положением. Управление в своей деятельности подотчетно Главе города, непосредственно подчинено заместителю Главы г. Кемерово по социальным вопросам.
Согласно пункту 4.3 Устава основной целью деятельности учреждения является образовательная деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования.
Согласно пункту 4.2 Устава предметом деятельности Учреждения является реализация основных общеобразовательных программ - образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, включающих в том числе, организацию внеурочной деятельности в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.
При этом, образовательная деятельность МБОУ «СОШ № 5» осуществляется с нарушением федерального законодательства, поскольку в полном объеме не обеспечена охрана жизни и здоровья детей и работников организации, не проведены мероприятия, направленные устранение нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства.
В соответствии с пунктами 1-3, 7 части 1 статьи 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-Ф3 «О противодействии терроризму» (далее - Федеральный закон № 35-Ф3) одними из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, законность, приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности, приоритет мер предупреждения терроризма.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 5 Закона № 35-Ф3 Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно- энергетического комплекса).
В соответствии с пунктом 29 Постановления Правительства РФ от 02.08.2019 1006 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и форм паспорта безопасности этих объектов территорий)» относятся:
-инженерная защита объектов (территорий) осуществляется в соответствии с Федеральным законом «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»;
-выбор и оснащение объектов (территорий) инженерно-техническими средствами и системами охраны конкретных типов определяются в техническом здании на проектирование инженерно-технических средств охраны при новом строительстве, капительном ремонте, реконструкции или модернизации объектов
территорий);
-по решению руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), объекты (территории) могут оборудоваться инженерно-техническими средствами охраны более высокого класса защиты.
Федеральным законом от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» установлены минимально необходимые требования к зданиям и сооружениям (в том числе к входящим в их состав сетям инженерно-технического обеспечения и системам инженерно-технического обеспечения), а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса), к которым относятся: механическая безопасность, пожарная безопасность, безопасности для пользователей зданиями и сооружениями.
В соответствии с пунктом 27 Постановления Правительства РФ от 02.08.2019 № 1006 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и форм паспорта безопасности этих объектов (территорий)» в отношении объектов (территорий) первой категории опасности осуществляются следующие мероприятия:
а) оборудование контрольно-пропускных пунктов при входе (въезде) на прилегающую территорию объекта (территории);
б) оснащение въездов на объект (территорию) средствами снижения скорости и ( или) противотаранными устройствами.
В ходе проверки установлено, что МБОУ «СОШ № 5» установлена первая категория опасности, в нарушение пункта 27 Постановления Правительства РФ от 02.08.2019 № 1006 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности министерства просвещения Российской Федерации, и форм паспорта безопасности этих объектов (территорий)» объект МБОУ «СОШ № 5» не оборудован контрольно-пропускным пунктом при входе (въезде) на прилегающую территорию объекта (территории), также въезд на объект (территорию) не оснащен средствами снижения скорости и (или) противотаранными устройствами.
Нарушение до настоящего времени не устранены в связи с отсутствием финансирования.
В соответствии с п.3 ч.1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных образовательных организаций.
Установленные проверкой нарушения стороной ответчика не оспаривались, в материалы дела представлено дополнительное соглашение к Соглашению о предоставлении из бюджета Учреждению города Кемерово субсидии в соответствии с абзацем вторым п. 1 ст. 78.1 БК РФ от ДД.ММ.ГГГГ № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому предусмотрена целевая субсидия а мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности, а также план финансово-хозяйственной деятельности на 2024 год МБОУ «СОШ №».
Учитывая изложенное, исковые требования Прокурора адрес в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа №», Администрации адрес о понуждению к совершению действий, подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение должно быть исполнено.
Таким образом, с учетом соблюдения интересов неопределенного круга лиц и интересов обучающихся на охрану здоровья, а также на благоприятные и безопасные условия их нахождения на территории учреждения, суд полагает возможным установить ответчикам срок для устранения выявленных нарушений до 09.01.2024 года, считая указанный срок разумным и справедливым.
Суд также разъясняет, что в случае недостаточности времени для устранения вышеуказанных нарушений, ответчик не лишен возможности обратиться в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда в порядке, предусмотренном статьей 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Прокурора г. Кемерово в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 5», Администрации г. Кемерово о понуждению к совершению действий, удовлетворить.
Обязать МБОУ «СОШ № 5» оборудовать вход (въезд) на территорию МБОУ «СОШ № 5» оборудовать контрольно- пропускным пунктом.
Обязать администрацию г. Кемерово профинансировать проведение работ по оборудованию входа (въезда) на территорию МБОУ «СОШ № 5» контрольно-пропускным пунктом.
Установить ответчикам срок для выполнения указанных работ до 01.09.2024 года.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Кемеровского областного суда через Заводский районный суд г.Кемерово в течение месяца со дня составления решения в окончательной форме.
Мотивированное решение суда составлено 31.05.2024 года.
Председательствующий: О.Г. Маковкина