Дело № 2-612/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
01 октября 2018 года г.Цимлянск
Цимлянский районный суд Ростовской области в составе:
председательствующего судьи Карапуз М.Ю.,
с участием старшего помощника прокурора Цимлянского района Ростовской области Скиба О.В.,
при секретаре Деревянко Е.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Цимлянского района Ростовской области в интересах неопределённого круга лиц к Администрации Цимлянского района Ростовской области, третьи лица: Администрация Лозновского сельского поселения; Цимлянский отдел Управления Росреестра по Ростовской области об обязании исполнить требования законодательства о водоснабжении,
установил:
Прокурор Цимлянского района Ростовской области обратился в Цимлянский районный суд Ростовской области с иском в интересах неопределённого круга лиц к Администрации Цимлянского района Ростовской области, третьи лица: Администрация Лозновского сельского поселения; Цимлянский отдел Управления Росреестра по Ростовской области об обязании исполнить требования законодательства о водоснабжении, в обоснование иска, указав следующее:
Прокуратурой Цимлянского района в ходе проведенной проверки по обращению жителей п. Сосенки Цимлянского района по вопросам водоснабжения и несвоевременному предоставлению социальных льгот установлено, что водоснабжение указанного населенного пункта осуществлял МУП «Лозновский коммунальщик». Право собственности на водопроводные сети в п. Сосенки, по которым осуществляется водоснабжение не зарегистрировано. Вместе с тем, проверкой установлено, что согласно постановлению главы администрации Цимлянского района от 18.06.1999 г. № и в рамках действующего на тот момент законодательства было принято решение о принятии от ЗАО «Сосенки» в муниципальную собственность следующих объектов водоснабжения: - водопроводные сети протяженностью 4,6 км, год ввода 1975; - артскважина №, год ввода 1987; - артскважина №, год ввода 1989; - колодцы 4 шт., год ввода 1975. Согласно данных передаточного Акта № «О принятии имущества в муниципальную собственность Лозновского сельского поселения», который подписан Главой муниципального образования «Цимлянский район» и Главой муниципального образования «Лозновское сельское поселение», водопроводные сети и скважины, как передаваемое имущество в Акте не значатся. Согласно Акту приема-передачи от 27.01.2017 г., составленного на основании Постановления Администрации Цимлянского района от 27.01.2017 г. № «О приеме имущества в муниципальную собственность муниципального образования «Цимлянский район», муниципальное образование «Лозновское сельское поселение» передало муниципальному образованию «Цимлянский район» имущество, в том числе поселковые водопроводные сети, среди которых водопроводные сети п. Сосенки не указаны. Таким образом, сведений об исполнении постановления главы администрации Цимлянского района от 18.06.1999 г. №, а также о принадлежности объектов водоснабжения не имеется. Из представленного Администрацией Цимлянского района ответа за № от 26.03.2018 г. на запрос прокуратуры № ж-2018 от 23.03.2018 следует, что в реестре имущества Администрации Цимлянского района данные водопроводные сети не зарегистрированы, документов, подтверждающих передачу водопроводных сетей, расположенных в п. Сосенки из Администрации Цимлянского района в Администрацию Лозновского сельского поселения, либо из Администрацию Лозновского сельского поселения в Администрацию района не имеется. Аналогичный ответ за № от 26.03.2018 г. получен от Администрации Лозновского сельского поселения. Анализ действующего закодательства позволяет сделать вывод о том, что органы местного самоуправления обязаны организовать мероприятия, направленные на устройство, содержание и надлежащую эксплуатацию систем сетей и сооружений водоснабжения. В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Прокурор полагает, что обстоятельства, послужившие основанием для обращения в суд, обоснованы нормами действующего законодательства и подтверждены документально. В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц. Непринятие в собственность объектов водоснабжения органами местного самоуправления нарушает права граждан на безопасные и благоприятные условия проживания, получение коммунальных услуг надлежащего качества, поскольку отсутствие собственника водопроводных сетей не позволяет осуществлять их надлежащее содержание и эксплуатацию. По результатам проведенной проверки 06.04.2018 года в администрацию Цимлянского района было внесено представление, требования прокуратуры района не исполнены. Таким образом, нарушенные права и законные интересы населения в сфере организации водоснабжения, подлежат восстановлению путем возложения обязанности на администрацию Цимлянского района принять в муниципальную собственность объекты водоснабжения.
На основании изложенного, руководствуясь п.4 ст. 27 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», ст.45 ГПК РФ, истец просит суд: обязать администрацию Цимлянского района зарегистрировать право собственности на следующие объекты водоснабжения, расположенные в п. Сосенки Лозновского сельского поселения Цимлянского района:
1.1. водопроводные сети протяженностью 4,6 км, год ввода 1975 по <адрес>;
1.2. артскважина №, год ввода 1987;
1.3. артскважина №, год ввода 1989;
1.4. колодцы 4 шт., год ввода 1975.
Старший помощник прокурора Скиба О.В. в судебном заседании просила иск удовлетворить. Пояснила, что на заявленных требованиях настаивает, доводы, изложенные в иске, поддерживает в полном объеме.
Представитель ответчика Администрации Цимлянского района Ростовской области Кривенко Е.В., действующая на основании доверенности № от 03.09.2018г. (л.д.33), будучи надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения дела (л.д.37), в суд не явилась, не сообщила об уважительных причинах неявки, никаких ходатайств не представила, заявлений о рассмотрении дела в её отсутствие в суд не поступало.
Третьи лица Администрация Лозновского сельского поселения и Цимлянский отдел Управления Росреестра по Ростовской области, будучи надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела (л.д. 36, 38), в суд своих представителей не направили, не сообщили об уважительных причинах неявки, никаких ходатайств не представили, заявлений о рассмотрении дела в отсутствие представителя Цимлянского отдела Управления Росреестра по Ростовской области в суд не поступало. Администрация Лозновского сельского поселения представила заявление о рассмотрении дела в отсутствие её представителя, просила вынести решение на усмотрение суда.
Суд на основании части 5 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определил рассмотреть дело по существу в отсутствие представителя Администрации Лозновского сельского поселения, на основании части 4 указанной статьи в отсутствие представителя ответчика, и части 3 названной статьи, в отсутствие представителя Цимлянского отдела Управления Росреестра по Ростовской области.
Выслушав представителя истца, изучив его позицию и позицию Администрации Лозновского сельского поселения, а также исследовав письменные доказательства по делу, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образование.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», к вопросам местного значения городского поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 3 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).
В силу положений ч. 4 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
На основании ч. 1.1. Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, на территории сельского поселения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии с ч. 5 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Судом установлено, что в прокуратуру Цимлянского района обратились жители п. Сосенки Цимлянского района по вопросам водоснабжения.
В ходе проведенной прокуратурой проверки установлено, что право собственности на водопроводные сети, по которым осуществляется водоснабжение в п. Сосенки, не зарегистрировано.
Согласно постановлению главы администрации Цимлянского района от 18.06.1999 г. № (л.д.16-17), на основании представленных документов ЗАО «Сосенки», руководствуясь постановлением Правительства РФ от 07.03.95г. № «О порядке передачи объектов социально культурного и коммунально-бытового назначения Федеральной собственности в государственную собственность субъектов РФ и муниципальную собственность» и постановления Совета Министров Правительства РФ от 23.12.95г. № «О финансировании объектов социально культурного и коммунально-бытового назначения передаваемых в ведение местных органов исполнительной власти при приватизации предприятий», постановлено: комитету по управлению имуществом района принять в муниципальную собственность от ЗАО «Сосенки» объекты водоснабжения: водопроводные сети протяженностью 4,6 км, год ввода 1975; артскважина №, артскважина №, год ввода 1989; колодцы 4 шт., год ввода 1975, с последующей передачей на баланс Производственного предприятия ЖКХ, в хозяйственное ведение.
Вместе с тем, из передаточного Акта № от 01.12.2006г. «О принятии имущества в муниципальную собственность Лозновского сельского поселения» (л.д.12-15), подписанного Главой муниципального образования «Цимлянский район» и Главой муниципального образования «Лозновское сельское поселение», усматривается, что объекты водоснабжения в п. Сосенки - водопроводные сети протяженностью 4,6 км, артскважина №, год ввода 1987; артскважина №, колодцы 4 шт., как передаваемое имущество в Акте не значатся.
Согласно Актам приема-передачи имущества от 27.01.2017 г. (л.д.19-22, 23-24), составленным на основании Постановления Администрации Цимлянского района от 27.01.2017 г. № «О приеме имущества в муниципальную собственность муниципального образования «Цимлянский район» (л.д.18), муниципальное образование «Лозновское сельское поселение» передало муниципальному образованию «Цимлянский район» имущество, в том числе поселковые водопроводные сети, среди которых водопроводные сети п. Сосенки не указаны.
Таким образом, сведений об исполнении постановления главы администрации Цимлянского района от 18.06.1999 г. №, а также о принадлежности объектов водоснабжения не имеется.
Из представленного Администрацией Цимлянского района ответа на представление за № от 18.05.2018г. (л.д.8-9) следует, что в ходе проверки по указанному в представлении постановлению от 18.06.1999 № «О передаче в муниципальную собственность от ЗАО «Сосенки» объектов водоснабжения» установлено, что оно не было выполнено, а именно фактически указанное в нем имущество, по неизвестным причинам, передано не было (акты приема-передачи отсутствуют), в связи с чем и Администрацией Цимлянского района принято не было. Также, в соответствии с Областным законом от 28 декабря 2005 года № 436 ЗС «О местном самоуправлении в Ростовской области» указанное имущество с 01.01.2017 муниципальным образованием Лозновское сельское поселение в муниципальную собственность «Цимлянский район» до настоящего времени не передано, в связи с чем и осуществлять полномочия по водоснабжению в п. Coceнки Администрация Цимлянского района не правомочна. На основании вышеизложенного будут приняты меры по оформлению и передаче, в соответствии с действующим законодательством, в муниципальную собственность муниципального образования «Цимлянский район» объектов водоснабжения п. Сосенки.
Согласно объяснению главы МО Цимлянский район от 12.06.2018г. (л.д.10-11), прокуратурой Цимлянского района проведена проверка по коллективному обращению педагогических работников, проживающих в п. Сосенки Цимлянского района, которым с января 2017 года отказано в компенсации оплаты за водоснабжение. Проведенной проверкой установлено, что согласно Постановлению главы администрации Цимлянского района от 18.06.1999 г. № и в рамках действующего на тот момент законодательства было принято решение о принятии от ЗАО «Сосенки» в муниципальную собственность следующих объектов водоснабжения: - водопроводные сети протяженностью 4,6 км, год ввода 1975; - артскважина №, год ввода 1987; - артскважина №, год ввода 1989; - колодцы 4 шт., год ввода 1975. В нарушение Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» в реестре имущества Администрации Цимлянского района водопроводные сети, расположенные в п. Сосенки не зарегистрированы. По результатам проведенной проверки 06.04.2018 в Администрацию Цимлянского района внесено представление, которое было рассмотрено, требования прокуратуры района не исполнены. Вину в нарушении указанных требований законодательства признают полностью.
Прокурор в исковом заявлении ссылается на то, что из представленного Администрацией Цимлянского района ответа за № от 26.03.2018 г. на запрос прокуратуры № ж-2018 от 23.03.2018 следует, что в реестре имущества Администрации Цимлянского района данные водопроводные сети не зарегистрированы, документов, подтверждающих передачу водопроводных сетей, расположенных в п. Сосенки из Администрации Цимлянского района в Администрацию Лозновского сельского поселения, либо из Администрацию Лозновского сельского поселения в Администрацию района не имеется. Аналогичный ответ за № от 26.03.2018 г. получен от Администрации Лозновского сельского поселения.
Доказательств обратному стороной ответчика суду не представлено, в судебном заседании судом не установлено.
Таким образом, в силу вышеуказанных норм действующего гражданского законодательства, поскольку органы местного самоуправления обязаны организовать мероприятия, направленные на устройство, содержание и надлежащую эксплуатацию систем сетей и сооружений водоснабжения, Администрация Цимлянского района должна осуществлять полномочия по водоснабжению в п. Coceнки, для чего необходимо зарегистрировать право собственности на вышеуказанные объекты водоснабжения.
Установленные судом обстоятельства, помимо вышеуказанных доказательств по делу, кроме того, подтверждаются следующими представленными суду письменными доказательствами: представлением № от 06.04.2018 прокурора Цимлянского района (л.д.5-7).
Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанном на соблюдении принципов, закрепленных в частях 1-3 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Оценивая полученные судом доказательства, суд полагает, что в совокупности они достоверны, соответствуют признакам относимости и допустимости доказательств, установленными статьями 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и вследствие изложенного содержат доказательства, которые имеют значения для рассмотрения и разрешения настоящего дела, а также устанавливают обстоятельства, которые могут быть подтверждены только лишь данными средствами доказывания.
Разрешая настоящий спор суд учитывает требования статей 12, 35, 39, 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации об осуществлении гражданского судопроизводства на основании равноправия и состязательности сторон, когда каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которых она основывает свои требования и возражения.
Таким образом, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого из указанного доказательства, представленного суду, а также их достаточность и взаимную связь в совокупности, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований, учитывая при этом то обстоятельство, что ответчик в нарушение статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации доказательств в опровержение доводов истца суду не представил.
При таких обстоятельствах суд полагает правомерным постановить решение, которым исковые требования прокурора Цимлянского района Ростовской области в интересах неопределённого круга лиц удовлетворить в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░: ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░; ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░. ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░:
- ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ 4,6 ░░, ░░░ ░░░░░ 1975 ░░ <░░░░░>;
- ░░░░░░░░░░░ №, ░░░ ░░░░░ 1987;
- ░░░░░░░░░░░ №, ░░░ ░░░░░ 1989;
- ░░░░░░░ 4 ░░., ░░░ ░░░░░ 1975.
░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 01 ░░░░░░░ 2018 ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 02 ░░░░░░░ 2018 ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░