Решение по делу № 2-951/2023 от 24.07.2023

дело № 2-951/2023

11RS0020-01-2023-001380-71

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

село Кослан 08 августа 2023 года

Усть-Вымский районный суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Жданова А.Н., при помощнике судьи Плеша Л.Ю., с участием помощника прокурора Удорского района Республики Коми Ветошевой В.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению прокурора Удорского района Республики Коми к Государственному бюджетному учреждению Республики Коми « » об обязании устранить нарушения требований по обеспечению антитеррористической защищенности объекта

установил

прокурор обратился в суд с иском, в обоснование которого указал, что Прокуратурой района проведена проверка исполнения Государственным бюджетным учреждением Республики Коми « » законодательства в сфере противодействия терроризму и обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, по результатам которой установлены нарушения указанного законодательства. В связи с этим, прокурор просил суд обязать Государственное бюджетное учреждение Республики Коми « » в срок до<Дата> устранить нарушения требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства труда и социальной защиты Российской, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2016 № 410, ­­­в отношении объекта, расположенного по адресу: <Адрес>, путем: - согласования паспорта безопасности Объекта с территориальным органом Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации или подразделением вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по месту нахождения объекта; - разработки организационно-распорядительного документа о взаимодействии по вопросам обеспечения антитеррористической защищенности объекта с ОМВД по Удорскому району; - проведения обучения работников способам защиты и действиям при угрозе совершения террористического акта или при его совершении; - обеспечения наличия журналов организации проведения с работниками объектов (территорий) инструктажей и практических занятий по действиям при обнаружении на объектах (территориях) посторонних лиц и подозрительных предметов, а также при угрозе совершения террористического акта или при его совершении; - подготовки (переподготовки) уполномоченных должностных лиц (работников) по вопросам работы со служебной информацией ограниченного распространения защищенности объекта (территории); - установки металлического ограждения по периметру территории; - разработки перечня мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта.

В судебном заседании участвующий прокурор доводы иска поддержал в полном объеме, требования уточнил, просил исковые требования удовлетворить в полном объеме, при этом установить срок устранения выявленных нарушений до <Дата>.

Представитель ответчика Арихина М.В., в судебном заседании, с исковыми требованиями согласилась, при этом указала, что направлялись ходатайства на выделение денежных средств для устранения выявленных нарушений, в том числе на установку металлического ограждения, однако в выделении денежных средств им было отказано, рекомендовано осуществить указанные расходы за счет перераспределения денежных средств предусмотренных в плане финансово-хозяйственной деятельности Учреждения на 2023 г. и плановый период 2024-2025 г.г. в том числе за счет остатков на начало года.

Представитель третьего лица ГБУ РК «Комплексный центр социальной защиты населения Удорского района» Митин А.А., в судебном заседании с иском не согласился, просил заменить их на Министерство труда, занятости и социальной защиты населения Республики Коми, в настоящее время проходит реорганизация по объединению их учреждения и ответчика.

Выслушав доводы прокурора, выслушав представителя ответчика и третьего лица, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 20, ч. 1 ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на жизнь и охрану здоровья.

В силу положений ст. 4 Федерального закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 442-ФЗ) социальное обслуживание основывается на соблюдении прав человека и уважении достоинства личности, сохранении пребывания гражданина в привычной благоприятной среде.

Согласно п. 7 ст. 9 Федерального закона № 442-ФЗ получатели социальных услуг имеют право на обеспечение условий пребывания в организациях социального обслуживания, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям, а также на надлежащий уход.

В соответствии с пп. «б», «в» п. 4.1.9 ГОСТа Р 52884-2021. Национальный стандарт Российской Федерации. Социальное обслуживание населения. Порядок и условия предоставления услуг гражданам старшего поколения и инвалидам», утвержденного Приказом Росстандарта от 08.06.2021 № 523-ст, при предоставлении социального обслуживания, в том числе в стационарной форме, получателю социальных услуг обеспечиваются: безопасные условия проживания и предоставления социальных услуг, соблюдение требований и правил пожарной безопасности.

Под противодействием терроризму, в соответствии с п. 4 ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее – Федеральный закон № 35-ФЗ), понимается деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов; выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта; минимизации и ликвидации последствий проявлений терроризма.

В соответствии с п. 6 ст. 3 Федерального закона № 35-ФЗ под антитеррористической защищенностью объектов (территорий) следует понимать состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта.

В соответствии с подп. 4 п. 2 ст. 5 Федерального закона № 35-ФЗ Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).

Согласно Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009, в Российской Федерации действует общегосударственная система противодействия терроризму, представляющая собой совокупность субъектов противодействия терроризму и нормативных правовых актов, регулирующих их деятельность по выявлению, предупреждению (профилактике), пресечению, раскрытию и расследованию террористической деятельности, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма. Общегосударственная система противодействия терроризму призвана обеспечить проведение единой государственной политики в области противодействия терроризму и направлена на защиту основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечение национальной безопасности Российской Федерации.

Пунктом «д» ст. 11 Концепции установлено, что одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей.

Во исполнение подп. 4 п. 2 ст. 5 Федерального закона № 35-ФЗ постановлением Правительства от 13.05.2016 № 410 утверждены требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) (далее – Требования).

Требования устанавливают комплекс мероприятий, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, включая вопросы инженерно-технической укрепленности этих объектов (территорий), их категорирования, контроля за выполнением настоящих требований и разработки паспорта безопасности объектов (территорий).

Реализация вышеуказанного комплекса мер обеспечивается посредством осуществления конкретных мероприятий.

Согласно п. 2 Требований под объектами (территориями) понимаются комплексы технологически и технически связанных между собой зданий, строений, сооружений и систем, отдельных зданий, строений и сооружений, правообладателями которых являются в том числе государственные органы субъектов Российской Федерации, осуществляющие полномочия в области содействия занятости населения и (или) в сфере социального обслуживания, государственные учреждения службы занятости населения, организации социального обслуживания, находящиеся в ведении федеральных органов исполнительной власти или государственных органов субъектов Российской Федерации, предоставляющие социальные услуги в полустационарной форме или в стационарной форме.

Пунктом 14 Требований установлено, что в отношении каждого объекта (территории) в соответствии с установленной категорией разрабатывается перечень мероприятий по обеспечению его антитеррористической защищенности с указанием срока реализации указанных мероприятий, который не может превышать 12 месяцев со дня подписания акта обследования и категорирования объекта (территории).

В соответствии с п. 16 Требований в целях обеспечения необходимой степени антитеррористической защищенности объектов (территорий) независимо от присвоенной им категории разрабатываются и утверждаются организационно-распорядительные документы по вопросам: а) организации пропускного и внутриобъектового режимов на объектах (территориях) и осуществления контроля их функционирования; б) порядка эвакуации работников объектов (территорий) и посетителей в случае угрозы совершения на объектах (территориях) террористического акта; в) назначения лиц, ответственных за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий), их критических элементов; г) осуществления контроля за выполнением мероприятий по антитеррористической защищенности объектов (территорий); д) информирования работников объектов (территорий) о требованиях к антитеррористической защищенности объектов (территорий) и осуществления пропускного и внутриобъектового режимов на объектах (территориях); е) организации проведения с работниками объектов (территорий) инструктажей и практических занятий по действиям при обнаружении на объектах (территориях) посторонних лиц и подозрительных предметов, а также при угрозе совершения террористического акта или при его совершении; ж) проведения учений, тренировок по безопасной и своевременной эвакуации работников объектов (территорий) и посетителей из зданий (сооружений); з) взаимодействия и взаимного обмена информацией с территориальными органами безопасности и территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации; и) обеспечения информационной безопасности и осуществления мер, исключающих несанкционированный доступ к информационным ресурсам объектов (территорий).

Между тем, в ходе проведения прокуратурой района проверки в ГБУ РК « » выявлены нарушения требований к антитеррористической защищенности объекта.

В соответствии с п. 30 Требований на каждый объект (территорию) в соответствии с актом обследования и категорирования объекта (территории) разрабатывается паспорт безопасности объекта (территории).

Пунктом 31 Требований установлено, что паспорт безопасности объекта (территории) разрабатывается должностным лицом, осуществляющим непосредственное руководство деятельностью работников на объекте (территории), согласовывается с руководителями территориального органа безопасности, территориального органа Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации или подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по месту нахождения объекта (территории) и утверждается руководителем органа (организации), являющегося правообладателем объекта (территории), или уполномоченным им лицом.

Согласование паспорта безопасности объекта (территории) осуществляется в течение 30 дней со дня его разработки (п. 32 Требований).

Установлено, что в период с <Дата> года в соответствии с приказом и.о. директора ГБУ РК « » от <Дата> <Номер> «О создании межведомственной комиссии по обследованию и категорированию объекта» проведено обследование здания , расположенного по адресу: <Адрес>, переданного по договору безвозмездного пользования с ГБУ РК « ».

По результатам обследования и категорирования <Дата> составлен акт и Объекту присвоена 1 категория опасности. <Дата> составлен паспорт безопасности Объекта.

Между тем, в нарушение п. 31 Требований ГБУ РК « » по состоянию на <Дата> паспорт безопасности Объекта не согласован с территориальным органом Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации или подразделением вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по месту нахождения объекта, по причине некачественной подготовки паспорта.

В силу положений абз. 8 подп. «б» п. 15 Требований выявление потенциальных нарушителей установленных на объекте (территории) пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки совершения террористического акта или его совершения достигается (в том числе) посредством организации взаимодействия с территориальными органами безопасности и территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации по вопросам противодействия терроризму и экстремизму.

В нарушение подп. «з» п. 16 Требований организационно-распорядительный документ о взаимодействии с указанным органом по вопросам обеспечения антитеррористической защищенности Объекта не разработан и не утвержден.

Согласно абз. 4 подп. «в» п. 15 Требований минимизация возможных последствий совершения террористического акта на объекте (территории) и ликвидации угрозы его совершения, что достигается посредством обучения работников объекта (территории) способам защиты и действиям при угрозе совершения террористического акта или при его совершении, проведения учений, тренировок по безопасной и своевременной эвакуации работников и посетителей объекта (территории) из зданий (сооружений).

Между тем, до настоящего времени обучение работников способам защиты и действиям при угрозе совершения террористического акта или при его совершении не проводилось.

В нарушение подп. «е» п. 16 Требований на Объекте отсутствуют журналы организации проведения с работниками объектов (территорий) инструктажей и практических занятий по действиям при обнаружении на объектах (территориях) посторонних лиц и подозрительных предметов, а также при угрозе совершения террористического акта или при его совершении, что свидетельствует о непроведении соответствующих инструктажей и занятий.

В силу положений абз. 4, 7 подп. «г» п. 15 Требований мероприятиями по обеспечению защиты служебной информации ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности объекта (территории), иных документах и на других материальных носителях информации, в том числе служебной информации ограниченного распространения о принимаемых мерах по антитеррористической защищенности объекта (территории) являются, в том числе: - определение обязанностей лиц, допущенных к служебной информации ограниченного распространения, в том числе лиц, ответственных за хранение паспорта безопасности объекта (территории), иных документов и других материальных носителей информации, содержащих сведения о состоянии антитеррористической защищенности объекта (территории) и принимаемых мерах по ее усилению; - подготовка и переподготовка должностных лиц (работников) по вопросам работы со служебной информацией ограниченного распространения.

Приказом и.о. директора ГБУ РК « » от <Дата> <Номер> назначено лицо, ответственное за координацию антитеррористической защищенности в ГБУ РК « » - заведующая хозяйством Н.Т.Д., которая с <Дата> с занимаемой должности уволена.

Приказом и.о. директора ГБУ РК « » от <Дата> <Номер> лицом, ответственным за хранением паспорта безопасности и иных документов ГБУ РК « », содержащих информацию ограниченного распространения, за ведение журнала движения паспорта безопасности учреждения назначена и.о. директора В.Е.М., которая с <Дата> освобождена с указанной должности (приказ Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми от <Дата> <Номер>). Иное ответственное лицо не назначено.

Разделом II Порядка работы со служебной информацией ограниченного распространения в ГБУ РК « », утвержденном приказом ГБУ РК « » от <Дата> <Номер> определены категории должностных лиц, уполномоченных передавать информацию ограниченного распространения: директор, заведующих хозяйством (лицо, замещающее должность руководителя Учреждения на период его отсутствия), делопроизводитель.

Однако в нарушение абз. 7 подп. «г» п. 15 Требований подготовка и переподготовка уполномоченных должностных лиц (работников) по вопросам работы со служебной информацией ограниченного распространения ГБУ РК « » в 2022-2023 г.г. не проводились.

Кроме того, паспорт содержит устаревшую информацию о должностном лице, осуществляющем непосредственное руководство деятельностью работников на объекте и его мобильном телефоне (В.Е.М.), а информация об их изменении в паспорте отсутствует.

В соответствии с п. 17 Требований на объектах (территориях) первой категории дополнительно к мероприятиям, предусмотренным п. 15 Требований, осуществляются следующие мероприятия: а) оснащение объекта (территории) инженерно-техническими средствами и системами охраны и (или) обеспечение охраны объекта (территории) путем привлечения сотрудников охранных организаций; б) периодический обход и осмотр объекта (территории), его помещений, систем подземных коммуникаций, стоянок автотранспорта, а также периодическая проверка складских помещений; в) контроль состояния помещений для проведения мероприятий с массовым пребыванием людей.

Разделом VIII паспорта безопасности и п. «б» п. 7.2 акта обследования и категорирования Объекта указано на необходимость установки металлического ограждения по периметру территории, оснащение инженерно-техническими средствами и системами охраны.

Между тем, установлено, что объект имеет деревянное ограждение сплошного заполнения, высотой 2 метра и протяженностью 68,8 метров.

В нарушение п. 14 Требований ГБУ РК « » перечень мероприятий по обеспечению его антитеррористической защищенности с указанием срока реализации указанных мероприятий, который не может превышать 12 месяцев, не разработан.

По выявленным нарушениям <Дата> в адрес и.о. директора ГБУ РК « » прокуратурой района внесено представление. Однако до настоящего времени нарушения в полном объеме не устранены.

В соответствии с постановлением Правительства Республики Коми от 07.06.2023 № 262 «О реорганизации государственного бюджетного учреждения Республики Коми « » и приказом Министерства труда, занятости и социальной защиты населения Республики Коми от <Дата> <Номер> «О реорганизации государственного бюджетного учреждения Республики Коми « », указанное учреждение будет реорганизовано в форме присоединения к нему государственного бюджетного учреждения Республики Коми « ». В настоящее время реорганизация не завершена.

Неисполнение требований в сфере противодействия терроризму нарушает основные принципы законодательства в данной области, к числу которых относятся: обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму; приоритет мер предупреждения терроризма, минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма.

Выявленные нарушения законодательства нарушают права неопределенного круга лиц на общественную безопасность и профилактику террористической деятельности, а также нарушают интересы Российской Федерации по выявлению и устранению причин и условий, способствующих возникновению и распространению терроризма, обеспечению безопасности граждан и антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей, что является недопустимым.

Суд приходит к выводу, что обязанность устранить нарушения законодательства в сфере противодействия терроризму и обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации лежит непосредственно на Государственном бюджетном учреждением Республики Коми « », при этом оснований для замены третьего лица на Министерство труда, занятости и социальной защиты населения Республики Коми не имеется.

С учетом изложенного, при установленных обстоятельствах и исследованных материалах дела исковое заявление прокурора является законным, обоснованным и подлежащим удовлетворению.

На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковое заявление прокурора Удорского района Республики Коми к Государственному бюджетному учреждению Республики Коми « » об обязании устранить нарушения требований по обеспечению антитеррористической защищенности объекта удовлетворить.

Обязать Государственное бюджетное учреждение Республики Коми « » в срок до <Дата> устранить нарушения требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства труда и социальной защиты Российской, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2016 № 410, ­­­в отношении объекта, расположенного по адресу: <Адрес>, путем:

- согласования паспорта безопасности Объекта с территориальным органом Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации или подразделением вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по месту нахождения объекта;

- разработки организационно-распорядительного документа о взаимодействии по вопросам обеспечения антитеррористической защищенности объекта с ОМВД по Удорскому району;

- проведения обучения работников способам защиты и действиям при угрозе совершения террористического акта или при его совершении;

- обеспечения наличия журналов организации проведения с работниками объектов (территорий) инструктажей и практических занятий по действиям при обнаружении на объектах (территориях) посторонних лиц и подозрительных предметов, а также при угрозе совершения террористического акта или при его совершении;

- подготовки (переподготовки) уполномоченных должностных лиц (работников) по вопросам работы со служебной информацией ограниченного распространения защищенности объекта (территории);

- установки металлического ограждения по периметру территории;

- разработки перечня мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми в течение одного месяца со дня принятия судом решения, с подачей жалобы через Усть-Вымский районный суд Республики Коми.

Председательствующий А.Н. Жданов

Мотивированное решение изготовлено к 13 часам 00 минутам 11 августа 2023 года.

дело № 2-951/2023

11RS0020-01-2023-001380-71

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

село Кослан 08 августа 2023 года

Усть-Вымский районный суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Жданова А.Н., при помощнике судьи Плеша Л.Ю., с участием помощника прокурора Удорского района Республики Коми Ветошевой В.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению прокурора Удорского района Республики Коми к Государственному бюджетному учреждению Республики Коми « » об обязании устранить нарушения требований по обеспечению антитеррористической защищенности объекта

установил

прокурор обратился в суд с иском, в обоснование которого указал, что Прокуратурой района проведена проверка исполнения Государственным бюджетным учреждением Республики Коми « » законодательства в сфере противодействия терроризму и обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, по результатам которой установлены нарушения указанного законодательства. В связи с этим, прокурор просил суд обязать Государственное бюджетное учреждение Республики Коми « » в срок до<Дата> устранить нарушения требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства труда и социальной защиты Российской, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2016 № 410, ­­­в отношении объекта, расположенного по адресу: <Адрес>, путем: - согласования паспорта безопасности Объекта с территориальным органом Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации или подразделением вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по месту нахождения объекта; - разработки организационно-распорядительного документа о взаимодействии по вопросам обеспечения антитеррористической защищенности объекта с ОМВД по Удорскому району; - проведения обучения работников способам защиты и действиям при угрозе совершения террористического акта или при его совершении; - обеспечения наличия журналов организации проведения с работниками объектов (территорий) инструктажей и практических занятий по действиям при обнаружении на объектах (территориях) посторонних лиц и подозрительных предметов, а также при угрозе совершения террористического акта или при его совершении; - подготовки (переподготовки) уполномоченных должностных лиц (работников) по вопросам работы со служебной информацией ограниченного распространения защищенности объекта (территории); - установки металлического ограждения по периметру территории; - разработки перечня мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта.

В судебном заседании участвующий прокурор доводы иска поддержал в полном объеме, требования уточнил, просил исковые требования удовлетворить в полном объеме, при этом установить срок устранения выявленных нарушений до <Дата>.

Представитель ответчика Арихина М.В., в судебном заседании, с исковыми требованиями согласилась, при этом указала, что направлялись ходатайства на выделение денежных средств для устранения выявленных нарушений, в том числе на установку металлического ограждения, однако в выделении денежных средств им было отказано, рекомендовано осуществить указанные расходы за счет перераспределения денежных средств предусмотренных в плане финансово-хозяйственной деятельности Учреждения на 2023 г. и плановый период 2024-2025 г.г. в том числе за счет остатков на начало года.

Представитель третьего лица ГБУ РК «Комплексный центр социальной защиты населения Удорского района» Митин А.А., в судебном заседании с иском не согласился, просил заменить их на Министерство труда, занятости и социальной защиты населения Республики Коми, в настоящее время проходит реорганизация по объединению их учреждения и ответчика.

Выслушав доводы прокурора, выслушав представителя ответчика и третьего лица, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 20, ч. 1 ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на жизнь и охрану здоровья.

В силу положений ст. 4 Федерального закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 442-ФЗ) социальное обслуживание основывается на соблюдении прав человека и уважении достоинства личности, сохранении пребывания гражданина в привычной благоприятной среде.

Согласно п. 7 ст. 9 Федерального закона № 442-ФЗ получатели социальных услуг имеют право на обеспечение условий пребывания в организациях социального обслуживания, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям, а также на надлежащий уход.

В соответствии с пп. «б», «в» п. 4.1.9 ГОСТа Р 52884-2021. Национальный стандарт Российской Федерации. Социальное обслуживание населения. Порядок и условия предоставления услуг гражданам старшего поколения и инвалидам», утвержденного Приказом Росстандарта от 08.06.2021 № 523-ст, при предоставлении социального обслуживания, в том числе в стационарной форме, получателю социальных услуг обеспечиваются: безопасные условия проживания и предоставления социальных услуг, соблюдение требований и правил пожарной безопасности.

Под противодействием терроризму, в соответствии с п. 4 ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее – Федеральный закон № 35-ФЗ), понимается деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов; выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта; минимизации и ликвидации последствий проявлений терроризма.

В соответствии с п. 6 ст. 3 Федерального закона № 35-ФЗ под антитеррористической защищенностью объектов (территорий) следует понимать состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта.

В соответствии с подп. 4 п. 2 ст. 5 Федерального закона № 35-ФЗ Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).

Согласно Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009, в Российской Федерации действует общегосударственная система противодействия терроризму, представляющая собой совокупность субъектов противодействия терроризму и нормативных правовых актов, регулирующих их деятельность по выявлению, предупреждению (профилактике), пресечению, раскрытию и расследованию террористической деятельности, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма. Общегосударственная система противодействия терроризму призвана обеспечить проведение единой государственной политики в области противодействия терроризму и направлена на защиту основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечение национальной безопасности Российской Федерации.

Пунктом «д» ст. 11 Концепции установлено, что одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей.

Во исполнение подп. 4 п. 2 ст. 5 Федерального закона № 35-ФЗ постановлением Правительства от 13.05.2016 № 410 утверждены требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) (далее – Требования).

Требования устанавливают комплекс мероприятий, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, включая вопросы инженерно-технической укрепленности этих объектов (территорий), их категорирования, контроля за выполнением настоящих требований и разработки паспорта безопасности объектов (территорий).

Реализация вышеуказанного комплекса мер обеспечивается посредством осуществления конкретных мероприятий.

Согласно п. 2 Требований под объектами (территориями) понимаются комплексы технологически и технически связанных между собой зданий, строений, сооружений и систем, отдельных зданий, строений и сооружений, правообладателями которых являются в том числе государственные органы субъектов Российской Федерации, осуществляющие полномочия в области содействия занятости населения и (или) в сфере социального обслуживания, государственные учреждения службы занятости населения, организации социального обслуживания, находящиеся в ведении федеральных органов исполнительной власти или государственных органов субъектов Российской Федерации, предоставляющие социальные услуги в полустационарной форме или в стационарной форме.

Пунктом 14 Требований установлено, что в отношении каждого объекта (территории) в соответствии с установленной категорией разрабатывается перечень мероприятий по обеспечению его антитеррористической защищенности с указанием срока реализации указанных мероприятий, который не может превышать 12 месяцев со дня подписания акта обследования и категорирования объекта (территории).

В соответствии с п. 16 Требований в целях обеспечения необходимой степени антитеррористической защищенности объектов (территорий) независимо от присвоенной им категории разрабатываются и утверждаются организационно-распорядительные документы по вопросам: а) организации пропускного и внутриобъектового режимов на объектах (территориях) и осуществления контроля их функционирования; б) порядка эвакуации работников объектов (территорий) и посетителей в случае угрозы совершения на объектах (территориях) террористического акта; в) назначения лиц, ответственных за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий), их критических элементов; г) осуществления контроля за выполнением мероприятий по антитеррористической защищенности объектов (территорий); д) информирования работников объектов (территорий) о требованиях к антитеррористической защищенности объектов (территорий) и осуществления пропускного и внутриобъектового режимов на объектах (территориях); е) организации проведения с работниками объектов (территорий) инструктажей и практических занятий по действиям при обнаружении на объектах (территориях) посторонних лиц и подозрительных предметов, а также при угрозе совершения террористического акта или при его совершении; ж) проведения учений, тренировок по безопасной и своевременной эвакуации работников объектов (территорий) и посетителей из зданий (сооружений); з) взаимодействия и взаимного обмена информацией с территориальными органами безопасности и территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации; и) обеспечения информационной безопасности и осуществления мер, исключающих несанкционированный доступ к информационным ресурсам объектов (территорий).

Между тем, в ходе проведения прокуратурой района проверки в ГБУ РК « » выявлены нарушения требований к антитеррористической защищенности объекта.

В соответствии с п. 30 Требований на каждый объект (территорию) в соответствии с актом обследования и категорирования объекта (территории) разрабатывается паспорт безопасности объекта (территории).

Пунктом 31 Требований установлено, что паспорт безопасности объекта (территории) разрабатывается должностным лицом, осуществляющим непосредственное руководство деятельностью работников на объекте (территории), согласовывается с руководителями территориального органа безопасности, территориального органа Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации или подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по месту нахождения объекта (территории) и утверждается руководителем органа (организации), являющегося правообладателем объекта (территории), или уполномоченным им лицом.

Согласование паспорта безопасности объекта (территории) осуществляется в течение 30 дней со дня его разработки (п. 32 Требований).

Установлено, что в период с <Дата> года в соответствии с приказом и.о. директора ГБУ РК « » от <Дата> <Номер> «О создании межведомственной комиссии по обследованию и категорированию объекта» проведено обследование здания , расположенного по адресу: <Адрес>, переданного по договору безвозмездного пользования с ГБУ РК « ».

По результатам обследования и категорирования <Дата> составлен акт и Объекту присвоена 1 категория опасности. <Дата> составлен паспорт безопасности Объекта.

Между тем, в нарушение п. 31 Требований ГБУ РК « » по состоянию на <Дата> паспорт безопасности Объекта не согласован с территориальным органом Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации или подразделением вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по месту нахождения объекта, по причине некачественной подготовки паспорта.

В силу положений абз. 8 подп. «б» п. 15 Требований выявление потенциальных нарушителей установленных на объекте (территории) пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки совершения террористического акта или его совершения достигается (в том числе) посредством организации взаимодействия с территориальными органами безопасности и территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации по вопросам противодействия терроризму и экстремизму.

В нарушение подп. «з» п. 16 Требований организационно-распорядительный документ о взаимодействии с указанным органом по вопросам обеспечения антитеррористической защищенности Объекта не разработан и не утвержден.

Согласно абз. 4 подп. «в» п. 15 Требований минимизация возможных последствий совершения террористического акта на объекте (территории) и ликвидации угрозы его совершения, что достигается посредством обучения работников объекта (территории) способам защиты и действиям при угрозе совершения террористического акта или при его совершении, проведения учений, тренировок по безопасной и своевременной эвакуации работников и посетителей объекта (территории) из зданий (сооружений).

Между тем, до настоящего времени обучение работников способам защиты и действиям при угрозе совершения террористического акта или при его совершении не проводилось.

В нарушение подп. «е» п. 16 Требований на Объекте отсутствуют журналы организации проведения с работниками объектов (территорий) инструктажей и практических занятий по действиям при обнаружении на объектах (территориях) посторонних лиц и подозрительных предметов, а также при угрозе совершения террористического акта или при его совершении, что свидетельствует о непроведении соответствующих инструктажей и занятий.

В силу положений абз. 4, 7 подп. «г» п. 15 Требований мероприятиями по обеспечению защиты служебной информации ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности объекта (территории), иных документах и на других материальных носителях информации, в том числе служебной информации ограниченного распространения о принимаемых мерах по антитеррористической защищенности объекта (территории) являются, в том числе: - определение обязанностей лиц, допущенных к служебной информации ограниченного распространения, в том числе лиц, ответственных за хранение паспорта безопасности объекта (территории), иных документов и других материальных носителей информации, содержащих сведения о состоянии антитеррористической защищенности объекта (территории) и принимаемых мерах по ее усилению; - подготовка и переподготовка должностных лиц (работников) по вопросам работы со служебной информацией ограниченного распространения.

Приказом и.о. директора ГБУ РК « » от <Дата> <Номер> назначено лицо, ответственное за координацию антитеррористической защищенности в ГБУ РК « » - заведующая хозяйством Н.Т.Д., которая с <Дата> с занимаемой должности уволена.

Приказом и.о. директора ГБУ РК « » от <Дата> <Номер> лицом, ответственным за хранением паспорта безопасности и иных документов ГБУ РК « », содержащих информацию ограниченного распространения, за ведение журнала движения паспорта безопасности учреждения назначена и.о. директора В.Е.М., которая с <Дата> освобождена с указанной должности (приказ Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми от <Дата> <Номер>). Иное ответственное лицо не назначено.

Разделом II Порядка работы со служебной информацией ограниченного распространения в ГБУ РК « », утвержденном приказом ГБУ РК « » от <Дата> <Номер> определены категории должностных лиц, уполномоченных передавать информацию ограниченного распространения: директор, заведующих хозяйством (лицо, замещающее должность руководителя Учреждения на период его отсутствия), делопроизводитель.

Однако в нарушение абз. 7 подп. «г» п. 15 Требований подготовка и переподготовка уполномоченных должностных лиц (работников) по вопросам работы со служебной информацией ограниченного распространения ГБУ РК « » в 2022-2023 г.г. не проводились.

Кроме того, паспорт содержит устаревшую информацию о должностном лице, осуществляющем непосредственное руководство деятельностью работников на объекте и его мобильном телефоне (В.Е.М.), а информация об их изменении в паспорте отсутствует.

В соответствии с п. 17 Требований на объектах (территориях) первой категории дополнительно к мероприятиям, предусмотренным п. 15 Требований, осуществляются следующие мероприятия: а) оснащение объекта (территории) инженерно-техническими средствами и системами охраны и (или) обеспечение охраны объекта (территории) путем привлечения сотрудников охранных организаций; б) периодический обход и осмотр объекта (территории), его помещений, систем подземных коммуникаций, стоянок автотранспорта, а также периодическая проверка складских помещений; в) контроль состояния помещений для проведения мероприятий с массовым пребыванием людей.

Разделом VIII паспорта безопасности и п. «б» п. 7.2 акта обследования и категорирования Объекта указано на необходимость установки металлического ограждения по периметру территории, оснащение инженерно-техническими средствами и системами охраны.

Между тем, установлено, что объект имеет деревянное ограждение сплошного заполнения, высотой 2 метра и протяженностью 68,8 метров.

В нарушение п. 14 Требований ГБУ РК « » перечень мероприятий по обеспечению его антитеррористической защищенности с указанием срока реализации указанных мероприятий, который не может превышать 12 месяцев, не разработан.

По выявленным нарушениям <Дата> в адрес и.о. директора ГБУ РК « » прокуратурой района внесено представление. Однако до настоящего времени нарушения в полном объеме не устранены.

В соответствии с постановлением Правительства Республики Коми от 07.06.2023 № 262 «О реорганизации государственного бюджетного учреждения Республики Коми « » и приказом Министерства труда, занятости и социальной защиты населения Республики Коми от <Дата> <Номер> «О реорганизации государственного бюджетного учреждения Республики Коми « », указанное учреждение будет реорганизовано в форме присоединения к нему государственного бюджетного учреждения Республики Коми « ». В настоящее время реорганизация не завершена.

Неисполнение требований в сфере противодействия терроризму нарушает основные принципы законодательства в данной области, к числу которых относятся: обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму; приоритет мер предупреждения терроризма, минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма.

Выявленные нарушения законодательства нарушают права неопределенного круга лиц на общественную безопасность и профилактику террористической деятельности, а также нарушают интересы Российской Федерации по выявлению и устранению причин и условий, способствующих возникновению и распространению терроризма, обеспечению безопасности граждан и антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей, что является недопустимым.

Суд приходит к выводу, что обязанность устранить нарушения законодательства в сфере противодействия терроризму и обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации лежит непосредственно на Государственном бюджетном учреждением Республики Коми « », при этом оснований для замены третьего лица на Министерство труда, занятости и социальной защиты населения Республики Коми не имеется.

С учетом изложенного, при установленных обстоятельствах и исследованных материалах дела исковое заявление прокурора является законным, обоснованным и подлежащим удовлетворению.

На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковое заявление прокурора Удорского района Республики Коми к Государственному бюджетному учреждению Республики Коми « » об обязании устранить нарушения требований по обеспечению антитеррористической защищенности объекта удовлетворить.

Обязать Государственное бюджетное учреждение Республики Коми « » в срок до <Дата> устранить нарушения требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства труда и социальной защиты Российской, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2016 № 410, ­­­в отношении объекта, расположенного по адресу: <Адрес>, путем:

- согласования паспорта безопасности Объекта с территориальным органом Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации или подразделением вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по месту нахождения объекта;

- разработки организационно-распорядительного документа о взаимодействии по вопросам обеспечения антитеррористической защищенности объекта с ОМВД по Удорскому району;

- проведения обучения работников способам защиты и действиям при угрозе совершения террористического акта или при его совершении;

- обеспечения наличия журналов организации проведения с работниками объектов (территорий) инструктажей и практических занятий по действиям при обнаружении на объектах (территориях) посторонних лиц и подозрительных предметов, а также при угрозе совершения террористического акта или при его совершении;

- подготовки (переподготовки) уполномоченных должностных лиц (работников) по вопросам работы со служебной информацией ограниченного распространения защищенности объекта (территории);

- установки металлического ограждения по периметру территории;

- разработки перечня мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми в течение одного месяца со дня принятия судом решения, с подачей жалобы через Усть-Вымский районный суд Республики Коми.

Председательствующий А.Н. Жданов

Мотивированное решение изготовлено к 13 часам 00 минутам 11 августа 2023 года.

2-951/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Ветошева Виолетта Николаевна
Ответчики
ГБУ РК "Республиканский Усогорский дом-итернат для престарелых и инвалидов"
Другие
ГБУ РК "Комплексный центр социальной защиты населения Удорского района"
Суд
Усть-Вымский районный суд Республики Коми
Судья
Жданов А.Н.
Дело на странице суда
uwsud.komi.sudrf.ru
24.07.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
24.07.2023Передача материалов судье
24.07.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
24.07.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.07.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.08.2023Судебное заседание
11.08.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.08.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее