Судья Севрюков С.И. Дело 33а-11299/2020
УИД 24RS0048-01-2021-003759-17
А-3.192
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
6 сентября 2021 года г. Красноярск
Судебная коллегия по административным делам Красноярского краевого суда в
составе: председательствующего судьи Мирончика И.С.,
судей Корниенко А.Н., Сидоренко Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Копейкиной Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению инспекции Федеральной налоговой службы России по Центральному району г. Красноярска к Абашкиной Елене Сергеевне о взыскании обязательных платежей и санкций,
по апелляционной жалобе представителя административного ответчика Абашкиной Е.С. по доверенности Шиманского С.С.
на решение Советского районного суда г. Красноярска от 20 мая 2021 года, которым постановлено:
«Административное исковое заявление ИФНС России по Центральному району г. Красноярска к Абашкиной Е.С. о взыскании обязательных платежей и санкций удовлетворить частично.
Взыскать с Абашкиной Елены Сергеевны, проживающей по адресу: <адрес>, в пользу Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Красноярска задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2018 год в размере 21351 рублей, пени по налогу на имущество физических лиц в сумме 1816 рублей 39 копеек, а всего 23 167 рублей 39 копеек.
Взыскать с Абашкиной Елены Сергеевны в доход бюджета городского округа г. Красноярск государственную пошлину в размере 895 рублей 2 копеек»
Заслушав и обсудив доклад судьи Корниенко А.Н.,
УСТАНОВИЛА:
Представитель ИФНС России по Центральному району г. Красноярска по доверенности Тамошенко В.В. обратилась с указанным административным исковым заявлением c учетом уточнений.
Требования мотивированы тем, что Абашкина Е.С. в 2018 году являлась собственником помещений по адресам: 1) <адрес>, 2) <адрес>, 3) <адрес>, 4) <адрес>, <адрес> В установленные сроки налогоплательщику начислен налог на имущество физических лиц за 2018 г., в адрес ответчика направлялись налоговое уведомление, налог не уплачен, исчислены пени выставлено требование об уплате налогов и пени, которое не исполнено. По заявлению налогового органа мировым судьей судебного участка № 83 в Советском районе г. Красноярска выдан судебный приказ от 14.05.2020г. о взыскании с Абашкиной Е.С. налога на имущество физических лиц за 2018г. и пени, который отменен определением мирового судьи 01.09.2020г. в связи с возражениями должника.
Представитель инспекции ФНС России по Центральному району г. Красноярска по доверенности просила взыскать с Абашкиной Е.С. налог на имущество физических лиц за 2018 год в сумме 21 351 руб., а также пени за неуплату этого налога в размере 2589,08 рублей.
Судом первой инстанции постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Абашкиной Е.С. по доверенности Шиманский С.С. просил решение изменить, поскольку налоговым органом неверно применена налоговая ставка налога на имущество физических лиц в размере 1,5% суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, тогда как в соответствии с Решением Красноярского городского Совета «О местных налогах на территории города Красноярска» от 01.07.1997 N 5-32 должна быть применена ставка 0,4% от такой стоимости.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. В судебное заседание не явились. Об отложении рассмотрения дела не заявляли, намерения участвовать в судебном заседании не выражено. Судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие лиц, участвующих в деле и их представителей.
Проверив материалы дела в полном объеме в соответствии со ст. 308 КАС РФ, судебная коллегия считает, что решение суда необходимо оставить без изменения по следующим основаниям.
В соответствии с п.1 ст.399 НК РФ налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В силу ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
В соответствии с п. 1 ст. 401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: 1) жилой дом; 2) квартира, комната; 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение.
Как следует из п. 1 ст. 402 НК РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Пункт 2 ст. 402 НК РФ предусматривает, что налоговая база в отношении объектов налогообложения, за исключением объектов, указанных в пункте 3 настоящей статьи, определяется исходя из их инвентаризационной стоимости в случае, если субъектом Российской Федерации не принято решение, предусмотренное абзацем третьим пункта 1 настоящей статьи.
Согласно ст. 404 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его инвентаризационная стоимость, исчисленная с учетом коэффициента-дефлятора на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы до 1 марта 2013 года.
В соответствии с п.4 ст. 406 НК РФ в случае определения налоговой базы исходя из инвентаризационной стоимости налоговые ставки устанавливаются на основе умноженной на коэффициент-дефлятор суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, принадлежащих на праве собственности налогоплательщику (с учетом доли налогоплательщика в праве общей собственности на каждый из таких объектов), расположенных в пределах одного муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя).
Решением Красноярского городского Совета депутатов от 01.07.1997 г. № 5-32 «О местных налогах на территории города Красноярска» (в ред. от 20.12.2016 г., действовавшей с 01.01.2018 г. по 12.09.2018 г.) утверждено Положение о местных налогах на территории города Красноярска, согласно п. 1.5.1 которого: ставка налога составляет 1,5% в том случае, если суммарная инвентаризационная стоимость объектов налогообложения, принадлежащих на праве собственности налогоплательщику, умноженная на коэффициент-дефлятор, составляет от 3000 тыс. руб. до 5000 тыс. руб. (включительно) – в отношении жилых домов, квартир, комнат, дачи, долей в праве общей собственности на указанное имущество.
Согласно п. 1-4 ст. 409 НК РФ налог на имущество подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. Налогоплательщик уплачивает налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
В силу подпункта 3 п. 5 ст. 83 НК РФ местом нахождения имущества в целях настоящей статьи для иного недвижимого имущества признается место фактического нахождения имущества.
В соответствии со ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
На основании п.1 ст.45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налогов, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В соответствии с п.2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
В п. 3 ст. 48 Налогового кодекса РФ определено, что рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве; требование о взыскании налога, пеней за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Абашкина Е.С. являлась в период 2018 г. собственником:
- жилого помещения по адресу: <адрес> (инвентаризационная стоимость, с учетом коэффициента-дефлятора на 2018 год (1,481), составляла 1469486 руб.);
- жилого помещения по адресу: <адрес> (инвентаризационная стоимость, с учетом коэффициента-дефлятора на 2018 год (1,481), составляла 850 325 руб.);
- жилого помещения по адресу: <адрес> (инвентаризационная стоимость, с учетом коэффициента-дефлятора на 2018 год (1,481), составляла 1423 412 руб.)
-бокса по адресу: <адрес> <адрес>(инвентаризационная стоимость - 34329 руб.).
Исходя из того, что суммарная инвентаризационная стоимость принадлежащих Абашкиной Е.С. в 2018 году жилых помещений составила 3743223 руб. (1469486 руб. + 850 325 руб. + 1423 412 руб.), ставка налога должна применяться в 1,5%.
В отношении жилого помещения по адресу: <адрес>, согласно расчету налогового органа начислен налог на имущество физических лиц за 2018 год в сумме 21351 руб. (1423412 руб. х 1,5%).
ИФНС по Центральному району г. Красноярска через личный кабинет Абашкиной Е.С. направлено налоговое уведомление № 3892229 от 27.06.2019 г. об уплате налога не позднее 02.12.2019 г. в размере 56182 руб., в том числе налога на имущество физических лиц в размере 21351 руб. за жилое помещение № по адресу: <адрес> (л.д. 21).
В связи с неисполнением Абашкиной Е.С. обязанности по уплате налога в полном объеме в установленный срок, на сумму недоимки начислены пени в размере 91,28 руб.
25.12.2019 г. ИФНС по Центральному району г. Красноярска через личный кабинет налогоплательщика направлено требование № 37162 об уплате налога в срок до 24.01.2020 г. недоимки по налогу на имущество физических лиц в размере 21351 руб., а также пени в размере 91,28 руб. (л.д. 25).
Судебным приказом мирового судьи судебного участка № 78 в Советском районе г. Красноярска от 14.05.2020 г. с Абашкиной Е.С. в пользу ИФНС по Центральному району г. Красноярска взыскана недоимка по налогу на имущество физических лиц в размере 21351 руб., а также пени в размере 2 589,07 руб.
Определением того же мирового судьи от 01.09.2020 г. судебный приказ отменен в связи с возражениями должника.
С административным исковым заявлением о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2018 г. и пени ИФНС России по Центральному налогу г. Красноярска обратилась в суд 1 марта 2021 года (л.д. 30).
Решением Советского районного суда г. Красноярска от 23.07.2019г., вступившим в законную силу 29.08.2019, по административному делу № 2а-8886/2019 взысканы с Абашкиной Е.С. в пользу ИФНС России по Центральному району г. Красноярска: недоимка по налогу на имущество физических лиц (за объект недвижимости по адресу: <адрес>) за 2016 год в размере 5109,30 руб.; пени по налогу на имущество физических лиц за 2016 год (за период с 02.12.2017 по 13.12.2017) в сумме 13,86 руб.
Решением Советского районного суда г. Красноярска от 21.11.2019г., вступившим в законную силу 19.08.2020г., по административному делу № 2а-14990/2019 взысканы с Абашкиной Е.С. в пользу ИФНС России по Центральному району г. Красноярска: недоимка по налогу на имущество физических лиц (за объект недвижимости по адресу: <адрес>) за 2017 год в размере 20544 руб.; пени по налогу на имущество физических лиц за 2017 год (за период с 04.12.2018 по 18.12.2018) в сумме 77,38 руб.
Поскольку ни на момент подачи административного иска, ни на момент вынесения решения Абашкина Е.С. не заплатила указанную задолженность, то в соответствии с вышеприведенными положениями Налогового кодекса РФ суд первой инстанции взыскал с ответчика налог на имущество физических лиц за 2018 год в размере 21 351 руб. Расчет налога произведен административным истцом верно, в соответствии с указанным выше законодательством.
При расчете пени суд первой инстанции правомерно учел, что поскольку налог взыскивается за один объект недвижимости по адресу: <адрес>, доказательств наличия задолженности по налогу на имущество физических лиц за другие объекты недвижимости не предоставлено, то размер пени составляет 91,28 руб. за период с 03.12.2018 г. по 22.12.2018 г., то есть за 20 дней.
Кроме того, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что в удовлетворении требований налогового органа о взыскании пени за периоды с 02.12.2017г. по 26.06.2019г. (налоговый период 2016г.), с 03.12.2018г. по 26.06.2019г. (налоговый период 2017г.), следует отказать, поскольку приведенными выше решениями Советского районного суда г. Красноярска от 23.07.2019г. и от 19.08.2020г. с Абашкиной Е.С. уже взысканы пени за периоды с 02.12.2017г. по 13.12.2017г., с 04.12.2018г. по 18.12.2018г. Поэтому с административного ответчика взысканы пени за неуплату налога на имущество физических лиц за 2016-2017 годы в общей сумме 1725,11 руб.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они сделаны при правильно установленных юридически значимых обстоятельствах и основаны на верном применении норм материального и процессуального права. Налог на имущество физических лиц за 2018 год является обязательным платежом, который Абашкина Е.С., как собственник объекта недвижимости, должна была уплатить в срок до 24 января 2020 г., однако этого не сделала. Произведенный судом первой инстанции расчет суммы налога и пени проверен судебной коллегией и признается верным, так как соответствует требованиям п. 4 ст. 406, ст. 75 НК РФ. Налоговая ставка 1,5% действовавшая в период спорных отношений, применена в соответствии с Решением Красноярского городского Совета депутатов от 01.07.1997 г. № 5-32 «О местных налогах на территории города Красноярска» (в ред. от 20.12.2016 г., действовавшей с 01.01.2018 г. по 12.09.2018 г.), исходя из суммарной инвентаризационной стоимости жилых помещений, принадлежащих Абашкиной Е.С.
Размер государственной пошлины исчислен правильно.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Доводы апелляционной жалобы повторяют правовую позицию административного ответчика, изложенную в суде первой инстанции, получили надлежащую правовую оценку в решении, оснований не согласиться с которой Судебная коллегия по административным делам Красноярского краевого суда не установила.
Нарушений норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием для отмены решения, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь ст. ст. 309, 311 КАС РФ,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда г. Красноярска от 20 мая 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через Советский районный суд г. Красноярска в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
судьи: