Решение по делу № 33-2881/2018 от 07.08.2018

Дело №33-2881                                                судья Бездетнова А.С.

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е       О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

30 августа 2018 года                                                        г.Тула

Судебная коллегия по гражданским делам Тульского областного суда в составе:

председательствующего Федоровой С.Б.,

судей Крыловой Э.Ю., Копаневой И.Н.,

при секретаре Тараторкиной Е.А.,

    рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе министерства труда и социальной защиты Тульской области на решение Советского районного суда г.Тулы от 28.05.2018 года по делу по иску Цвяк В.А. к министерству труда и социальной защиты Тульской области об обязании включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, предоставлении жилого помещения вне очереди.

          Заслушав доклад судьи Федоровой С.Б., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

    Цвяк В.А. обратился в суд с иском к министерству труда и социальной защиты Тульской области об обязании включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. В обоснование требований указал, что относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Его мать, <...> отец <...> Постановлением администрации МО Киреевский район от 24.08.2005 г. над ним установлено попечительство <...> Данным постановлением за ним также была закреплена жилая площадь по адресу: <адрес> 20.07.2015 г. <...> он обращался в территориальный отдел по Киреевскому району министерства труда и социальной защиты Тульской области по поводу включения в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, где ему было разъяснено, что у него отсутствуют основания для включения в данный список. Поскольку закрепленная за ним жилплощадь находилась в непригодном для проживания состоянии, он неоднократно обращался в администрацию МО г. Болохов Киреевского района, с целью организации решения его жилищного вопроса. Администрация МО Г. Болохово Киреевского района на протяжении длительного времени не принимала меры к созданию межведомственной комиссии по обследованию закрепленного за ним помещения. Впоследствии Постановлением от 23.06.2017 г. № 74 «О признании жилого помещения непригодным для проживания» закрепленная за истцом комната по адресу: <адрес> признана непригодной для проживания. 17.04.2017 г. от имени Цвяк В.А. территориальный отдел по Киреевскому району министерства труда и социальной защиты Тульской области вновь обратился с заявлении о включении в вышеуказанный список, в чем ему было отказано, поскольку на тот момент ему исполнилось <...> года, а ранее он не обращался как лицо из числа детей-сирот, по вопросу постановки на учет в качестве лица, нуждающегося в улучшении жилищных условий. Просил обязать министерство труда и социальной защиты Тульской области включить его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.

    Впоследствии истец уточнил заявленные требования и просил включить его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями; обязать предоставить жилое помещение специализированного жилищного фонда вне очереди на состав семьи из 2 человек.

    В судебном заседании истец Цвяк В.А. поддержал уточненные исковые требования по основаниям, изложенным в иске, просил удовлетворить их в полном объеме.

    Представитель Министерства труда и социальной защиты Тульской области по доверенности Илюшечкина Е.В. исковые требования не признала, пояснила, что на момент обращения в территориальный отдел по Киреевскому району министерства труда и социальной защиты Тульской области Цвяк В.А. исполнилось <...> года. Ранее Цвяк В.А. не обращался как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по вопросу постановки на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Просила в иске отказать в полном объеме.

    Представитель третьего лица администрации МО г. Болохово Киреевского района в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, в представленном суду заявлении просил рассматривать дело в его отсутствие, указав на отсутствие возражений относительно заявленных требований.

    Судом было постановлено решение:

Обязать министерство труда и социальной защиты Тульской области включить Цвяк В.А. в список в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.

Обязать министерство труда и социальной защиты Тульской области предоставить вне очереди Цвяк В.А. жилое помещение, специализированного жилищного фонда Тульской области площадью не ниже установленных социальных норм по договору найма на состав семьи из двух человек.

    В апелляционной жалобе Министерство Труда и социальной защиты Тульской области просит решение суда отменить и принять новое решение, которым отказать Цвяк В.А. в иске, как постановленное с существенным нарушением норм материального права, указывая, что предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении; суд сделал неправильный вывод о том, что Цвяк В.А. 20.07.2015 г ( до достижения 23 летнего возраста) обращался в территориальный отдел Киреевского района по вопросу включения его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; истец лишь обращался в территориальный отдел в целях получения разъяснений о порядке включения в сводный список сирот без приложения соответствующих документов, предусмотренных действующим законодательством; днем подачи заявления считается день представления заявителем всех необходимых документов; впервые истец обратился в территориальный отдел со всеми необходимыми документами 17.04.2017 г., когда ему уже исполнилось 24 года.

    В суд апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, не явились, будучи извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, ходатайств не поступало.

    Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы Министерства труда и социальной защиты Тульской области, судебная коллегия приходит к следующему.

Судом первой инстанции правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, верно применены нормы материального права, регулирующие возникшие правоотношения, на основании исследования и оценки имеющихся в деле доказательств в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, сделан обоснованный вывод об удовлетворении заявленных истцом требований.

Статья 37 действовавшего до 1 марта 2005 года Жилищного кодекса РСФСР, а также п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, действовавший до 01.01.2013 г., предусматривали предоставление вне очереди жилых помещений по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определены общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Кроме того, закреплен перечень лиц, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно положениям ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции, действующей с 01.01.2013) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

В связи с изменениями Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", было изменено и содержание ст. 57 ЖК РФ, из которой исключен пункт 2 части 2 статьи.

При этом в соответствии с ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" действие положений ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса РФ (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа, в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом РФ от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.

Из анализа вышеназванных норм закона следует, что гарантируемая социальная поддержка, в том числе, внеочередное обеспечение жилой площадью, должна предоставляться до достижения детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, и лицами из их числа вышеуказанного возраста.

Судом первой инстанции верно сделана ссылка на Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями», утв. Президиумом Верховного Суда РФ от 20.11.2013 г., согласно которому предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.

Вместе с тем, отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения, поэтому необходимо выяснять причины, в силу которых они своевременно не встали (не были поставлены) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.

В данном Обзоре также указан примерный перечень причин несвоевременной постановки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа на учет нуждающихся в жилом помещении, которые могут быть признаны судами уважительными и указанный перечень не является исчерпывающим.

Таким образом, для удовлетворения требования о предоставлении жилого помещения лицам из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, суду в каждом конкретном случае надлежит выяснить основание не обращения в соответствующий орган с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении специализированного жилищного фонда.

               Как установлено судом первой инстанции. Цвяк В.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, остался без попечения родителей. <...>

    Постановлением администрации МО Киреевский район № 886 от 24.08.2005 г. попечителем над несовершеннолетним Цвяк В.А. назначена <...> За Цвяк В.А. сохранено право пользования и право на проживание в комнате 1 общежития, расположенного по адресу: <адрес>

    Из сообщения территориального отдела по Киреевскому району министерства труда и социальной защиты Тульской области следует, что Цвяк В.А. 20.07.2015 г. обращался в территориальный отдел по Киреевскому району министерства труда и социальной защиты Тульской области по вопросу включения в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Тульской области.

    Постановлением главы администрации МО Киреевский район от 12.10.2009 г. № 1151/1 общежитие по адресу: <адрес> с 01.12.2009 г. переведен в статус жилого дома.

    13.07.2015 г. представителем администрации МО г. Болохово Киреевского района получено заявление директора ГУ социального обслуживания населения Тульской области «Региональный ресурсный центр «Перспектива», на постинтернатном сопровождении которого находился Цвяк В.В., с просьбой создать межведомственную комиссию и провести оценку в установленном порядке закрепленного за Цвяк В.А. жилого помещения по адресу: <адрес> и признать жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

    В ответе администрации МО г. Болохово Киреевского района от 20.07.2015 г. № 1636 сообщается, что в настоящее время администрацией МО г. Болохово Киреевского района устраняются замечания Киреевской межрайонной прокуратуры в проекте постановления «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Признание в муниципальном и частном жилом фонде в установленном порядке помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции».

     22.12.2015 г. Цвяк В.А. повторно обратился в администрацию г. Болохово Киреевского района с просьбой создать межведомственную комиссию и провести оценку закрепленного за ним жилого помещения.

    В ответе администрации МО г. Болохово Киреевского района от 11.01.2016 г. на данное письмо приведен перечень документов, необходимых для признания жилого помещения непригодным для проживания, в том числе Цвяк В.А. было предложено за собственный счет произвести оценку закрепленного за ним жилого помещения.

    В заявлении на имя и.о. главы администрации МО г. Болохово Киреевского района от 10.02.2016 г. Цвяк В.А. просил разъяснить, на каком основании ему было предложено сделать оценку закрепленного за ним муниципального имущества за свой счет.

В ответ на данное заявление администрация МО г. Болохово Киреевского района в письме от 04.03.2016 г. № 540-2016 повторно приводит перечень документов, необходимых для признания жилого помещения непригодным для проживания, в том числе среди данных документов указывается заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения в случае, если в соответствии с абз. 3 п. 44 Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. № 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" предоставление такого заключения является необходимым для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям.

20.07.2015 г. Цвяк В.А. обратился с жалобой к Киреевскому межрайонному прокурору на неправомерное действие администрации МО г. Болохово Киреевского района Тульской области с связи с тем, что администрация г. Болохово Киреевского района ни разу не выходила по месту закрепленного за ним жилого помещения, не предпринимает действий по созданию межведомственной комиссии, препятствуя ему в реализации его права на жилое помещение.

В письме Киреевской межрайонной прокуратуры от 25.05.2017 г. № 163ж2016 установлено, что администрация г. Болохово Киреевского района на протяжении длительного периода времени не принимает меры к созданию межведомственной комиссии по обследованию вышеуказанного жилого помещения, что свидетельствуют о формальном и безответственном отношении сотрудников администрации к рассмотрению обращений граждан в сфере жилищных правоотношений. По результатам проверки от 25.05.2017 г. на имя главы администрации МО г.Болохово Киреевского района вынесено предписание, с требованием незамедлительно принять меры к созданию межведомственной комиссии по обследования вышеуказанного жилого помещения.

    Согласно заключению межведомственной комиссии МО г. Болохово Киреевского района от 16.06.2017 г № 01-06/2017 жилое помещение по адресу: <адрес> признано непригодным для постоянного проживания. Постановлением администрации МО г. Болохово Киреевского района от 23.06.2017 г. № 74 вышеуказанное жилое помещение признано непригодным для постоянного проживания.

    Распоряжением министерства труда и социальной защиты Тульской области № 93-р от 10.05.2017 г. Цвяк В.А. отказано во включении в список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, поскольку на момент обращения в территориальный отдел по Киреевскому району министерства труда и социальной защиты Тульской области ему исполнилось 24 года.

    Суд первой инстанции обоснованно признал причины, по которым Цвяк В.А., как лицо, оставшееся без попечения родителей, своевременно не встал на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, уважительными, основанием не обращения с заявлением в соответствующие упономоченные органы явилось неисполнение должностными лицами органов местного самоуправления своих обязанностей по созданию межведомственной комиссии и проведению обследования закрепленного за Цвяк В.А. жилого помещения.

    Как установлено судом первой инстанции, а также подтверждено письмом Киреевской межрайонной прокуратуры по результатам проверки жалобы Цвяк В.А. на неправомерное действие администрации МО г. Болохово Киреевского района Тульской области, несмотря на неоднократные обращения Цвяк В.А. с просьбой создать межведомственную комиссию и провести оценку в установленном порядке закрепленного за Цвяк В.А. жилого помещения, имевшие место до достижения истцом 23-летнего возраста, администрация г. Болохово Киреевского района на протяжении длительного периода времени не принимала меры к созданию межведомственной комиссии, в связи с чем обращение истца за реализацией права на предоставление жилья произошло за пределами установленного законом срока обращения.

    К тому же, как следует из представленной Управлением Росреестра по Тульской области, а также Тульским филиалом ГУТО «Областное БТИ» сведениям, в собственности Цвяк В.А., несовершеннолетней Ц., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, недвижимого имущества не имеется и не имелось.

Давая оценку данным обстоятельствам, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что обращение истца за реализацией права на предоставление жилья по категории «лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями» за пределами установленного срока обращения при тех обстоятельствах, что истец предпринимал активные действия для реализации своих жилищных прав, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении ее требования о предоставлении ему вне очереди жилого помещения, а имевшие место причины, в силу которых он своевременно не встал (не был поставлен) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, являются уважительными и носили не зависящий от истца характер. Неисполнение должностными лицами органа местного самоуправления своих обязанностей, выразившихся в отказе межведомственной комиссии провести обследование закрепленного за Цвяк В.А. жилого помещения, не должно препятствовать реализации законного права истца на обеспечение жилым помещением в установленном законом порядке.

Таким образом, судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, судом правильно установлены все обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применен материальный закон, регулирующий спорные правоотношения сторон.

Ссылку в апелляционной жалобе, что с письменным заявлением о постановке на учет нуждающихся до достижения возраста 23 лет истец не обращался в установленном законом порядке, в связи с чем отсутствуют основания для включения истца в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями., судебная коллегия отклоняет как основанную не неверном толковании норм материального права.

Доводы апелляционной жалобы ответчика не содержат правовых оснований для отмены решения суда, сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования суда первой инстанции, к выражению несогласия с произведенной судом оценкой доказательств и не могут быть положены в основу отмены по существу правильного судебного решения.

Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а :

решение Советского районного суда г. Тулы от 28 мая 2018 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства труда и социальной защиты – без удовлетворения.

Председательствующий-

Судьи-

33-2881/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Цвяк В.А.
Цвяк Вадим Александрович
Ответчики
Министерство труда и социальной защиты Тульской области
Другие
администрация мо г.Болохово Киреевского района
Илюшечкина Е.В.
Суд
Тульский областной суд
Дело на сайте суда
oblsud.tula.sudrf.ru
26.01.2020Судебное заседание
26.01.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.01.2020Передано в экспедицию
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее