№ 2-606/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
28 октября 2016 года г. Туринск
Туринский районный суд Свердловской области в составе:
председательствующего Радченко Е.Ю.,
при секретаре судебного заседания Карлиной Е.А.,
с участием помощника прокурора Туринского района Максимовой О.В.,
представителя ответчика главы Липовского сельского управления Администрации Туринского городского округа Бирюка В.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Туринского района, действующего в интересах неопределённого круга лиц, к Липовскому сельскому управлению Администрации Туринского городского округа о ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Туринского района, действующего в интересах неопределённого круга лиц, обратился в Туринский районный суд с исковым заявлением к Липовскому сельскому управлению Администрации Туринского городского округа о ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов.
В обоснование исковых требований в исковом заявлении указал, что прокуратурой Туринского района с участием главы Липовского сельского управления проведена проверка исполнения природоохранного законодательства об отходах потребления на территории Туринского городского округа. В ходе проверки установлено, что на территории Липовского сельского управления выявлено 2 несанкционированных свалки: <адрес>
Согласно п. 12 ч. 1 ст. 5 Устава Туринского городского округа, утвержденного решением Туринской районной Думы от ****** № организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относится к полномочиям Администрации Туринского городского округа.
В соответствии с пп. 14, 21 п. 12 Положения о Липовском сельском управлении Администрации Туринского городского округа к полномочиям управления относится, в том числе, содействие в организации мероприятий по охране окружающей среды; участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортировке, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
Несанкционированные свалки оказывают неблагоприятное воздействие на окружающую среду, а бездействие органов местного самоуправления, которые обязаны принимать своевременные меры по их выявлению и ликвидации, нарушают конституционные права граждан на благоприятную окружающую среду.
Просит суд обязать Липовское сельское управление Администрации Туринского городского округа в срок не позднее 1 месяца с момента вступления решения в законную силу ликвидировать несанкционированные свалки бытовых отходов, расположенные <адрес>
В судебном заседании помощник прокурора Туринского района Максимова О.В. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении, подтвердив, что несанкционированная свалка до момента обращения с иском не была ликвидирована.
Представитель ответчика главы Липовского сельского управления Администрации Туринского городского округа Бирюк В.Н., в судебном заседании исковые требования не признал, суду пояснил, что действительно на территории Липовского сельского управления имеются две несанкционированные свалки бытовых отходов, которые расположены <адрес>. Данные земельные участки выделены для временного размещения бытовых отходов в постоянное бессрочное пользование сельскому управлению. На ликвидацию указанных свалок необходимо <данные изъяты> рублей, в 2016 году на ликвидацию несанкционированных свалок были выделены средства в размере <данные изъяты> рублей, поэтому они ликвидировали большую свалку в районе д. Рыгач, и частично убрали свалку около <адрес>. Денежные средства планируется заложить в бюджет на 2017 год. Считает нецелесообразно в зимний период времени проводить работы на полигоне временного содержания твердых бытовых отходов. Планируют выполнение работ по ликвидации несанкционированных свалок в мае-июне 2017 года.
Заслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, суд считает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.
В соответствии с пп. 11, 24 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа отнесена организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
Аналогичные положения о полномочиях органов местного самоуправления закреплены в ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст. 7 Федерального закона от 10.01.2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 5 Закона Свердловской области от 19.12.1997 года №77-ОЗ «Об отходах производства и потребления».
Согласно пп. 1, 2 ст. 13 Федерального закона №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» Территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии со ст. 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 года №52-ФЗ отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Статья 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 года №7-ФЗ в качестве одного из основных принципов охраны окружающей среды предусматривает ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды на соответствующих территориях и обязанность их участия в деятельности по охране окружающей природной среды.
В соответствии со ст. 5 Областного закона от 19.12.1997 года № 77-ОЗ (ред. от 04.03.2016) «Об отходах производства и потребления» органы местного самоуправления городских округов, расположенных на территории Свердловской области, в соответствии с федеральным законодательством участвуют в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих городских округов.
Как следует из материалов дела и установлено судом, что ****** прокуратурой Туринского района с участием главы Липовского сельского управления была проведена проверка исполнения природоохранного законодательства об отходах потребления на территории Туринского городского округа, в результате которой было установлено, что на территории Липовского сельского управления выявлено 2 несанкционированных свалки: <адрес>, что подтверждается актом о нарушении природоохранного законодательства от ****** и приложенными к нему фотографиями обнаруженных свалок бытовых отходов.
На момент рассмотрения дела свалка не ликвидирована, что сторонами не оспаривалось.
Указанные участки согласно свидетельств о праве собственности на землю от ****** решением главы Муниципального образования «Туринский район» от ****** № предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование для размещения свалки бытовых отходов Липовскому сельскому Совету.
Согласно п. 12 ч. 1 ст. 5 Устава Туринского городского округа, утвержденного решением Туринской районной Думы от ****** № организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относится к полномочиям Администрации Туринского городского округа.
В соответствии с пп. 14, 21 п. 12 Положения о Липовском сельском управлении Администрации Туринского городского округа к полномочиям управления относится, в том числе, содействие в организации мероприятий по охране окружающей среды; участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортировке, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
Таким образом, учитывая, что несанкционированные свалки оказывают неблагоприятное воздействие на окружающую среду, а бездействие органов местного самоуправления, которые обязаны принимать своевременные меры по их выявлению и ликвидации, нарушают конституционные права граждан на благоприятную окружающую среду, с учетом представленных истцом доказательств, суд удовлетворяет исковые требования прокурора Туринского района, действующего в интересах неопределённого круга лиц.
Поскольку в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации Липовское сельского управление Администрации Туринского городского округа в силу положений освобождено от оплаты государственной пошлины, то судебные расходы в силу ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации взысканию с них не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 - 198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░, ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, <░░░░░░ ░░░░░░>, ░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░>.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░, ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 07 ░░░░░░ 2016 ░░░░