Решение по делу № 2-25/2024 (2-739/2023;) от 06.09.2023

Дело № 2-25/2024

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Дальнереченск                                       12 февраля 2024 г.

    Дальнереченский районный суд Приморского края в составе председательствующего судьи И. А. Тур, при секретаре П. Е. Литвинюк, с участием представителя истца прокурора Д. С. Рымар, истца А. С. Егоровой, представителей ответчика А. В. Сахно, А. С. Ефремова, представителя третьего лица ПАО «ДЭК» Р. В. Третьякова, представителя третьего лица администрации Дальнереченского городского округа А. А. Столяровой, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску и. о. Дальнереченского межрайонного прокурора в интересах Егоровой А.С. к ООО «Дальневосточная энергосетевая компания» о возложении обязанности по замене индивидуального прибора учёта электрической энергии,

У С Т А Н О В И Л:

    И. о. Дальнереченского межрайонного прокурора обратился в суд с иском в интересах многодетной матери А. С. Егоровой к ООО «ДЭСК» о возложении обязанности по замене индивидуального прибора учёта электрической энергии. В обоснование иска указано, что по обращению А. С. Егоровой была проведена проверка соблюдения требований законодательства в сфера жилищно-коммунального хозяйства. В ходе проверки установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в ООО «Дальневосточная энергосетевая компания» (далее ООО «ДЭСК») поступило заявление А. С. Егоровой, проживающей по адресу: <адрес>, о переводе прибора учёта электроэнергии на двухтарифную (дифференцированную по времени суток) систему учёта, поскольку согласно данным ГИС ЖКХ жилой дом по адресу: <адрес>, является жилым домом блокированной застройки. Данное заявление было перенаправлено ДД.ММ.ГГГГ для рассмотрения в Дальнереченское отделение филиала ПАО «ДЭК» - «Дальэнергосбыт». ДД.ММ.ГГГГ ПАО «ДЭК» - «Дальэнергосбыт» перенаправило заявление А. С. Егоровой в ООО «ДЭСК». В свою очередь, ООО «ДЭСК» вновь перенаправляют заявление А. С. Егоровой в Дальнереченское отделение филиала ПАО «ДЭК» - «Дальэнергосбыт» со ссылкой на то, что жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, относится к многоквартирным жилым домам, поскольку имеет две и более квартиры, в связи с чем обязанность по организации коммерческого учёта в отношении индивидуального прибора учёта электроэнергии в указанном доме возлагается на гарантирующего поставщика в лице Дальнереченского отделения филиала ПАО «ДЭК» - «Дальэнергосбыт». ДД.ММ.ГГГГ А. С. Егорова обратилась в ООО «ДЭСК» с заявлением о снятии пломбы для замены прибора учёта электроэнергии. ДД.ММ.ГГГГ ООО «ДЭСК» перенаправил данное заявление в Дальнереченское отделение филиала ПАО «ДЭК» - «Дальэнергосбыт». ДД.ММ.ГГГГ А. С. Егорова обратилась в ООО «ДЭСК» с заявлением о распломбировке прибора учёта электроэнергии для его замены. ДД.ММ.ГГГГ ООО «ДЭСК» перенаправило данное заявление в Дальнереченское отделение филиала ПАО «ДЭК» - «Дальэнергосбыт». Полагает, что действия ООО «ДЭСК», выразившиеся в не рассмотрении заявления А. С. Егоровой являются необоснованными, поскольку спорный жилой дом в силу своих конструктивных особенностей является домом блокированной застройки, а не многоквартирным домом. Ссылаясь на положения Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , ст. ст. 40, 49 ГК РФ, ст. ст. 15, 36 ЖК РФ, просит обязать ООО «Дальневосточная энергосетевая компания» произвести замену индивидуального прибора учёта электрической энергии в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес> течение 2 (двух) месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Ответчик ООО «ДЭСК» в письменных возражениях с требованиями иска не согласился. В обоснование указал, что является ненадлежащими ответчиками, поскольку для правильного определения ответственного за обеспечение коммерческого учёта лица (гарантирующий поставщик либо сетевая организация) требуется правильное определение статуса объекта, подлежащего обеспечению коммерческим учётом. Факт того, что на момент рассмотрения данного гражданского дела объект недвижимости, расположенный по адресу: <адрес>, изменил свой статус с «квартиры» на «здание» с видом разрешённого использования «дом блокированной застройки», не даёт оснований для удовлетворения заявленных требований, так как изменения в ЕГРН были внесены исключительно на основании заявлений собственников и без учёта фактического состояния объекта, без проведения технического обследования и каких-либо технических мероприятий по реконструкции инженерных коммуникаций. Хотя из технического паспорта дома видно, что данный дом является именно многоквартирным, так как имеет общую конструкцию и внутреннюю планировку, имеет общий земельный участок под домом, а также общее подключение к внешним сетям электроснабжения. Электроснабжение данного дома осуществляется с использованием общего имущества - одного общего вводного кабеля. Электроснабжение квартир и осуществляется с использованием общедомового имущества - стены многоквартирного дома (по внешним стенам <адрес>). При этом обеспечение отдельного ввода для каждой квартиры (здания дома блокированной застройки), минуя общедомовой ввод и использование общедомового имущества, невозможно без реконструкции схемы электроснабжения такого дома. Также считает, что отсутствуют правовые основания для удовлетворения исковых требований независимо от категории дома, поскольку обязанность, предусмотренная п. 136 Основных положений, согласно которому сетевые организации обеспечивают коммерческий учёт электрической энергии (мощности) на розничных рынках, в том числе путём приобретения, установки, замены, допуска в эксплуатацию приборов учёта электрической энергии и (или) иного оборудования в процессе технологического присоединения энергопринимающих устройств, а также при отсутствии, выходе из строя, утрате, истечении срока эксплуатации или истечении интервала между поверками приборов учёта электрической энергии, в том числе не принадлежащих сетевой организации. Пунктом 151 Основных положений определено, что установка прибора учёта и допуск его к эксплуатации, в случае если такой прибор учёта отсутствовал, вышел из строя, истёк срок его эксплуатации должны быть осуществлены сетевой организацией либо гарантирующим поставщиком не позднее 6 месяцев с момента появления оснований для таких действий - выявления отсутствия или непригодности прибора учёта электрической энергии к использованию в целях коммерческого учёта. Следовательно, нормами действующего законодательства вообще не предусмотрена обязанность сетевой организации осуществлять замену исправного прибора учёта, включая случаи наличия желания потребителя реализовать возможность перехода для расчёта на тариф по зонам суток. И даже при наличии оснований для замены (установки) прибора учёта данная обязанность сетевой организацией либо гарантирующим поставщиком должна исполняться в течение б месяцев. При этом такая обязанность может быть исполнена и в более поздний срок, но с несением предусмотренной пунктом 151 Основных положений финансовой ответственности во взаиморасчётах за оказание услуг по передаче электрической энергии. Более того, в силу абзаца 12 пункта 136 Основных положений расходы гарантирующих поставщиков и сетевых организаций, понесённые ими для исполнения вышеуказанных обязанностей, учитываются в составе соответствующих тарифов. При этом в силу установленных Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике правилами тарифного регулирования вышеуказанные затраты не могут носить произвольный характер, а подлежат подробному обоснованию на основании имеющейся у соответствующих субъектов розничного рынка электроэнергии документально подтвержденной информации о количестве подлежащих установке (замене) индивидуальных приборов учёта электрической энергии. Вышеизложенное свидетельствует не только о незаконности требований в части возложения обязанности на сетевую организацию либо гарантирующего поставщика осуществить замену исправного прибора учёта, но и вообще о необоснованности подобных требований в силу нарушения такими требованиями прав и законных интересов потребителей, которым сетевая организация или гарантирующий поставщик действительно обязаны произвести установку (замену) индивидуального прибора учёта электрической энергии. Поскольку прибор учёта электроэнергии установленный в квартире истца пригоден для коммерческого учёта, требования о возложении обязанности произвести замену такого прибора учёта являются необоснованными, незаконными и нарушают права и законные интересы категории потребителей - физических лиц, которым гарантирующий поставщик или сетевая организация обязаны осуществить установку (замену) прибора учёта электроэнергии. Кроме того у ответчика отсутствует техническая возможность исполнения исковых требований в случае их удовлетворения в текущей формулировке. Техническая возможность установки прибора учёта отсутствует, если установка прибора учёта по проектным характеристикам мест установки невозможна без реконструкции, капитального ремонта существующих энергопринимающих устройств или объектов электросетевого хозяйства. Таким образом, в силу вышеуказанных правовых оснований и фактических обстоятельств можно сделать однозначный вывод, что до момента осуществления собственниками квартир (зданий) <адрес> в <адрес> края реконструкции существующей системы электроснабжения сетевой организацией не может быть исполнена обязанность по установке приборов учёта, даже в случае появления оснований для её исполнения, так как техническая возможность установки индивидуальных приборов учёта электроэнергии отсутствует.

Третье лицо Дальнереченское отделение филиала ПАО «ДЭК» - «Дальэнергосбыт» письменных возражений не представило.

Третье лицо администрация Дальнереченского городского округа <адрес> письменных возражений также не представило.

Третье лицо ФИО2 письменных пояснений не представил, в судебное заседание не явился, о месте и времени его проведения извещался надлежащим образом.

Представитель третьего лица ФИО1 в заявлении от ДД.ММ.ГГГГ просила исковые требования удовлетворить, дело рассмотреть в её отсутствие (л. д. 213).

    Представитель истца прокурор Д. С. Рымар в судебном заседании на исковых требованиях настаивала, ссылаясь на доводы искового заявления.

Истец А. С. Егорова исковые требования поддержала в полном объёме.

Представители ответчика ООО «ДЭСК» А. В. Сахно и А. С. Ефремов в судебном заседании исковые требования не признали, поддержали доводы, изложенные в письменных возражениях.

Представитель третьего лица ПАО «ДЭК» Р. В. Третьяков в судебном заседании пояснил, что исковые требования заявлены законно и обосновано.

Представитель третьего лица администрации Дальнереченского городского округа А. А. Столярова в судебном заседании считает, что требования подлежат удовлетворению.

Изучив доводы сторон, выслушав участвующих лиц, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 13 Федеральный закон от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учёту с применением приборов учёта используемых энергетических ресурсов.

Согласно ч. 1 ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим её потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

В силу пункта 1 статьи 540 ГК РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключённым с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.

Согласно пункту 1 статьи 543 ГК РФ абонент обязан обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность эксплуатируемых энергетических сетей, приборов и оборудования, соблюдать установленный режим потребления энергии, а также немедленно сообщать энергоснабжающей организации об авариях, о пожарах, неисправностях приборов учёта энергии и об иных нарушениях, возникающих при пользовании энергией.

Гражданско-правовые отношения, связанные с поставкой и передачей электрической энергии на розничном рынке регулируются Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации № 442 от 04.05.2012 (далее – Основные положения), Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утверждёнными Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861.

Согласно ч. 5 ст. 37 Федерального закона от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», коммерческий учёт электрической энергии (мощности) на розничных рынках и в целях оказания коммунальных услуг по электроснабжению обеспечивают гарантирующие поставщики и сетевые организации с применением приборов учёта электрической энергии в соответствии с правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, установленными в соответствии с жилищным законодательством, правилами организации учёта электрической энергии на розничных рынках, в том числе посредством интеллектуальных систем учёта электрической энергии (мощности).

Согласно п. 80 (1) Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» установка и эксплуатация индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учёта электрической энергии в многоквартирном доме, а также эксплуатация коллективных (общедомовых) приборов учёта, за исключением случаев организации учёта электрической энергии в нежилых помещениях многоквартирного дома, электроснабжение которых осуществляется без использования общего имущества, осуществляются гарантирующим поставщиком в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике с учётом положений настоящих Правил.

Согласно абзаца 6 п. 80 (1) Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» в отношении нежилых помещений многоквартирного дома, электроснабжение которых осуществляется без использования общего имущества, жилых домов (домовладений), установка, эксплуатация, замена приборов учёта электрической энергии осуществляются сетевой организацией в порядке, предусмотренном Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 г. № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии».

В свою очередь, в абзаце 4 пункта 139 Основных положений, обязанность по обеспечению сохранности и целостности прибора учёта и (или) иного оборудования, используемых для обеспечения коммерческого учёта электрической энергии (мощности), а также пломб и (или) знаков визуального ПЭК возлагается на собственника (владельца) энергопринимающих устройств, в границах балансовой принадлежности которых установлены приборы учёта и (или) иное оборудование, которое используется для обеспечения коммерческого учёта электрической энергии (мощности).

Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, жилое помещение - <адрес> в <адрес> края, кадастровый на праве общей долевой собственности принадлежит ФИО2 и А. С. Егоровой (ФИО2). По данным паспорта, А. С. Егоровой зарегистрирована по данному адресу с ДД.ММ.ГГГГ

ДД.ММ.ГГГГ А. С. Егорова обратилась путём направления заявления о смене тарифного плана с основного на тариф день/ночь, которое было отправлено на электронную почту ООО «ДЭСК» (л. д. 12).

ДД.ММ.ГГГГ ООО «ДЭСК» перенаправило заявление А. С. Егоровой в Дальнереченское отделение филиала ПАО «ДЭК» - «Дальэнергосбыт», о чём заявительница была извещена (л. д. 13, 14).

ДД.ММ.ГГГГ А. С. Егорова обратилась в Дальнереченское отделение филиала ПАО «ДЭК» - «Дальэнергосбыт» с заявлением о замене прибора учёта с суточного на двухтарифный по <адрес> (л. д. 15).

ДД.ММ.ГГГГ начальник Дальнереченского отделения филиала ПАО «ДЭК» - «Дальэнергосбыт» рассмотрев заявление А. С. Егоровой о переводе прибора учёта электроэнергии на двухтарифный (дифференцированный по времени суток) учёт электроэнергии по адресу: <адрес>, принял решение о рассмотрении данного заявления компанией ООО «ДЭСК», поскольку дом заявителя, является домом блокированной застройки и в соответствии с действующим законодательством попадает под зону ответственности сетевых организаций (л. д. 16)

ДД.ММ.ГГГГ исполнительный директор ООО «ДЭСК» вернул заявление А. С. Егоровой обратно в Дальнереченское отделение филиала ПАО «ДЭК» - «Дальэнергосбыт» со ссылкой на пункт 136 постановления Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии», п. 6 постановления Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом», ст. 16 Жилищного Кодекса РФ, поскольку, жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, относится к многоквартирному жилому дому. Следовательно, обязанность по организации коммерческого учёта в отношении индивидуальных и общедомовых приборов учёта возлагается на гарантирующего поставщика (л. д. 17-18).

Из материалов дела также следует, что ДД.ММ.ГГГГ А. С. Егорова обратилась с заявлением о снятии пломбы с прибора учёта для замены прибора учёта в ООО «ДЭСК» (л. д. 19). Результатом данного обращения оказалась его неоднократная пересылка ООО «ДЭСК» в Дальнереченское отделение филиала ПАО «ДЭК» - «Дальэнергосбыт» и наоборот.

Представлением Дальнереченского межрайоного прокурора от ДД.ММ.ГГГГ на ООО «ДЭСК» была возложена обязанность принять меры по организации коммерческого учёта в отношении индивидуальных приборов учёта электроэнергии в жилых домах блокированной застройки, рассмотреть вопрос о привлечении виновных должностных лиц к дисциплинарной ответственности, допустивших нарушение закона (л. д. 29-33).

Полагая, что действиями ответчика, выраженных в отказе установки двухтарифного прибора учёта электроэнергии в жилом помещении, принадлежащем А. С. Егоровой, нарушены жилищные права заявителя, прокурор обратился в суд с настоящим иском.

В силу ч. ч. 9 и 10 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закона об энергосбережении), с учётом особенностей, установленных данной статьёй, с 01.07.2010 организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями ст. 13 Закона об энергосбережении оснащению приборами учёта используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учёта используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.

Согласно абз. 7 п. 5 ст. 37 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее Закон № 35-ФЗ) по всем приборам учёта электрической энергии, допускаемым в эксплуатацию для целей коммерческого учёта электрической энергии (мощности) на розничных рынках и для оказания коммунальных услуг по электроснабжению после 1 января 2022 г., гарантирующими поставщиками и сетевыми организациями должно быть обеспечено безвозмездное предоставление субъектам электроэнергетики и потребителям электрической энергии (мощности), в отношении которых они обеспечивают коммерческий учёт электрической энергии (мощности), минимального набора функций интеллектуальных систем учёта электрической энергии (мощности) в порядке, установленном правилами предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учёта электрической энергии (мощности), с использованием созданных гарантирующими поставщиками и сетевыми организациями интеллектуальных систем учёта электрической энергии (мощности).

В соответствии с подпунктом «у» пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354), исполнитель обязан осуществлять по заявлению потребителя ввод в эксплуатацию установленного индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учёта, соответствующего законодательству Российской Федерации об обеспечении единства измерений, даже если такой индивидуальный или общий (квартирный) прибор учёта по функциональным возможностям отличается от коллективного (общедомового) прибора учёта, которым оснащён многоквартирный дом, не позднее месяца, следующего за датой его установки, а также приступить к осуществлению расчётов размера платы за коммунальные услуги исходя из показаний введённого в эксплуатацию прибора учёта, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора учёта в эксплуатацию.

Доводы ответчика ООО «ДЭСК» о том, что исковые требования заявлены к ненадлежащему ответчику, суд считает несостоятельными.

В соответствии с абзацем 29 статьи 3 Закона № 35-ФЗ гарантирующий поставщик электрической энергии - коммерческая организация, обязанная в соответствии с настоящим Федеральным законом или добровольно принятыми обязательствами заключить договор купли-продажи электрической энергии с любым обратившимся к ней потребителем электрической энергии либо с лицом, действующим от имени и в интересах потребителя электрической энергии и желающим приобрести электрическую энергию.

Территориальная сетевая организация - коммерческая организация, которая оказывает услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети, а в случаях, установленных Законом об электроэнергетике, - с использованием объектов электросетевого хозяйства или части указанных объектов, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, и которая соответствует утверждённым Правительством Российской Федерации критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям (абзац 31 статьи 3 Закона об электроэнергетике).

Ссылка ответчика на то, что обязанность по установке прибора учёта электроэнергии в жилом помещении истца должна быть возложена на гарантирующего поставщика, которым является Дальнереченское отделение филиала ПАО «ДЭК» - «Дальэнергосбыт», поскольку жилое помещение истца относится к многоквартирному жилому дому, суд считает также не состоятельной.

В обоснование доводов о принадлежности спорного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, к категории многоквартирных, ответчиком ООО «ДЭСК» представлено заключение специалиста , составленное экспертом ООО «Центр Судебных Строительно-Технических экспертиз «Строй-Эксперт» в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно выводам заключения специалиста «По определению признаков, соответствующих частям жилого дома блокированной застройки, которая может рассматриваться, как самостоятельные блокированные секции жилого дома блокированной застройки, либо соответствующих признакам многоквартирного дома», жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> имеет признаки общедомовых инженерных коммуникаций (сетей), что указывает на соответствие признакам многоквартирного дома (л. д. 100-125).

Однако на момент рассмотрения дела, спорный объект недвижимости, расположенный по адресу: <адрес>, признан самостоятельным зданием с назначением «жилой дом» в силу ч. 1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 476-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», что подтверждается Выпиской из ЕГРН об объекте недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ (л. д. 170-176).

Доводы ответчика об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований, поскольку установленный в жилом помещении истца прибор учёта электрической энергии является расчётными, срок эксплуатации которого не истек, суд считает не состоятельным.

Начиная с ДД.ММ.ГГГГ допуску в эксплуатацию подлежат коллективные (общедомовые), индивидуальные, общие (квартирные), комнатные приборы учёта электрической энергии, соответствующие Правилам предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учёта электрической энергии (мощности). Указанные Правила предоставления доступа утверждены Постановлением Правительства РФ от 19.06.2020 № 890 «О порядке предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учёта электрической энергии (мощности)»

В силу абзаца 6 статьи 3 Закона об электроэнергетике потребителями электрической энергии являются лица, приобретающие электрическую энергию для собственных бытовых и (или) производственных нужд.

Стоимость услуг по передаче электрической энергии определяется исходя из тарифа на услуги по передаче электрической энергии, определяемого в соответствии с разделом V Правил недискриминационного доступа, и объёма (объёмов) оказанных услуг по передаче электрической энергии.

    Желание истца заменить однотарифный прибор учёта на двухтарифный, является правом истца, поскольку плата за электроэнергию по такому прибору учёта начисляется с учётом израсходованной на общедомовые нужды электроэнергии, дифференцированно по времени суток тарифа. В этом случае определяется объём ресурса, израсходованного на общедомовые нужды отдельно в дневное и ночное время, и производится раздельный расчёт по соответствующей зоне суток с применением формул, прилагаемых к Правилам № 354.

В соответствии абзацами 1 пункта 151 Правил № 354 сетевые организации и гарантирующие поставщики осуществляют установку либо замену прибора учёта в случаях, не связанных с технологическим присоединением энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии (мощности), а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, в порядке, предусмотренном настоящим пунктом.

Приведённым пунктом определена вся процедура, связанная с установкой сетевой организацией прибора учёта, в том числе порядок уведомления потребителя о данных действиях сетевой организации.

Абзацем 1 пункта 153 Правил установлено, что допуск к эксплуатации прибора учёта осуществляется в порядке, предусмотренном абзацами вторым - тринадцатым настоящего пункта. Процедура допуска к эксплуатации прибора учёта не требуется, в случае если в рамках процедуры установки (замены) прибора учёта или смены собственника прибора учёта сохраняются контрольные пломбы и знаки визуального контроля, установленные ранее при допуске к эксплуатации соответствующего прибора учёта.

Допуск в эксплуатацию прибора учёта осуществляется при участии уполномоченных представителей лиц, которым направлялся запрос на установку (замену) прибора учёта или приглашение для участия в процедуре допуска (абзац 7 пункта 153).

Процедура установки и допуска прибора учёта в эксплуатацию заканчивается составлением акта допуска прибора учёта электрической энергии в эксплуатацию по форме, предусмотренной приложением N 16 к Правилам технологического присоединения (абзац 8 пункта 153).

Доводы ответчика об отсутствии технической возможности исполнения исковых требований, поскольку прибор учёта должен быть установлен на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов (п. 147 Основных положений), основаны на неверном толковании приведённых норм.

Согласно материалам дела, однотарифный прибор учёта электрической энергии истца был установлен в квартире, сведения об отсутствие возможности установления прибора учёта электрической энергии на опоре линии электропередач по адресу потребителя суду, не предоставлено.

При этом наличие (отсутствие) технической возможности установки прибора учёта электрической энергии определены Приказом Минстроя России от 28.08.2020 № 485/пр «Об утверждении критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учёта, а также формы акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки таких приборов учёта и порядка её заполнения».

Таким образом, доводы ответчика о необходимости расположения прибора учёта на границе балансовой принадлежности, основаны на ошибочном понимании правил регулирования сложившихся отношений и без учёта положений абзаца третьего пункта 147 Основных положений № 442, согласно которому при установке приборов учёта в случаях, не связанных с технологическим присоединением, приборы учёта подлежат установке в местах, указанных в документах о технологическом присоединении и (или) актах допуска в эксплуатацию приборов учёта электрической энергии, при этом необходимо руководствоваться документом (актом), который был оформлен и подписан позднее.

При этом, согласно абз. 4 п. 147 Основных положений № 442, при отсутствии технической возможности установки прибора учёта на границе балансовой принадлежности, если иное не установлено соглашением сторон, прибор учёта подлежит установке в месте, максимально к ней приближённом, в котором имеется техническая возможность его установки. При этом прибор учёта может быть установлен в границах объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) другого смежного субъекта при его согласии. В случае установки прибора учёта в границах балансовой принадлежности смежного субъекта, то такой смежный субъект не вправе требовать платы за установку и последующую эксплуатацию такого прибора учёта.

Исходя из установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу о необходимости восстановления нарушенного права истца на замену прибора учёта электрической энергии и возложении обязанность по устранению данного нарушения на ответчика.

Учитывая длительность нарушения прав истца, суд считает необходимым установить срок для замены прибора учёта в два месяца со дня вступления решения в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 10, 14, 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

    Удовлетворить полностью исковые требования и. о. Дальнереченского межрайонного прокурора в интересах Егоровой А.С. к ООО «Дальневосточная энергосетевая компания» о возложении обязанности по замене индивидуального прибора учёта электрической энергии.

    Обязать ООО «Дальневосточная энергосетевая компания» (ИНН <данные изъяты>) произвести замену прибора учёта электрической энергии в жилом доме блокированной застройки по адресу: <адрес> течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.

    Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд через Дальнереченский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

Судья                                                  И. А. Тур

2-25/2024 (2-739/2023;)

Категория:
Гражданские
Истцы
И.о. Дальнереченского межрайонного прокурора
Егорова Анастасия Сергеевна
Ответчики
ООО "Дальневосточная энергетическая компания"
Другие
Вегеринский Павел Сергеевич
Администрация Дальнереченского городского округа
Дальнереченское отделение филиала ПАО "ДЭК" "Дальэнергосбыт"
Романова Татьяна Викторовна
Суд
Дальнереченский районный суд Приморского края
Судья
Тур И.А.
Дело на странице суда
dalnerechensky.prm.sudrf.ru
06.09.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
06.09.2023Передача материалов судье
08.09.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
08.09.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.10.2023Подготовка дела (собеседование)
02.10.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.10.2023Судебное заседание
01.11.2023Судебное заседание
21.12.2023Подготовка дела (собеседование)
10.01.2024Подготовка дела (собеседование)
10.01.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.02.2024Судебное заседание
19.02.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.03.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.02.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее